author-avatar
Ольга

Ловите последние мгновения свидания с прекрасным!...

В Третьяковской галерее завершается трехмесячная выставка произведений Зинаиды Серебряковой.
Я долго собиралась на эту выставку, но, к сожалению, попала уже под конец. Увиденное не только порадовало, у меня дух захватило от «живых» работ этой самобытной художницы.

Дорогие друзья, хочу сразу оговорить — представленные работы – далеко не полное собрание того, что вы можете увидет на выставке. Просто, именно эти картины особенно мне полюбились.
Творчеством этой художницы я зачарована с самого детства, но даже я была поражена, насколько она хороша в разных художественных жанрах: и в портретах и в пейзажах и в натюрмортах… Игра света на ее картинах поражает и ослепляет. А образы (особенно детей) такие родные и домашние…

Судите сами!!!

Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец — скульптор Евгений Лансере — умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.

Портрет Е.Н.Лансере, матери художницы, 1912

Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин. Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна.

Зелень осенью, 1908
На лугу. Нескучное, 1910
Нескучное. Яблоневый сад,1914



Здесь же художница встретила будущего мужа — своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.
Портрет Б.А.Серебрякова, 1905

Автопортрет в шарфе. 1911

После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына.
Крестьянская девочка, 1905-1906

Всего в семье родилось четверо детей — два сына (Женя и Саша) и две дочери (Таня и Катя).



Так заснул Бинька (Женя Серебряков). 1908

Сын (Евгений) заболел скарлатиной, заснул, а мать сделала этот набосок, еще не зная, что у ребенка температура…

За завтраком, 1914

В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом».



Спустя год он и еще 12 полотен — портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи — участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея. Серебрякову избрали членом «Мира искусства».

В 1911 году Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».


В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать — пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя — «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой».







В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии — Индию и Японию, Турцию и Сиам — в образах красивых молодых женщин.



В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.


В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.

Портрет Б.А.Серебрякова, 1913

«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».
Зинаида Серебрякова



Картина «Карточный домик», написанная в 1919 году — самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой. Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой художнице пришлось распрощаться навсегда после смерти мужа. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного случайного движения, чтобы карточный домик рассыпался.

В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню белье… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живем мы по-прежнему каким-то чудом».





Вскоре Татьяна, старшая дочь Серебряковой стала заниматься балетом — так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки, брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.







В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили.







В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж.


Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию — матери и детям.





Двоих детей — Александра и Екатерину — при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.

Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок — яркие и сочные.




В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало.








В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания — в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.





В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Вся информация, репродукции картин и биография художницы взяты из интернета.

Выставка работ Зинаиды Серебряковой проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Завершается она 30 июля.

Желаю всем, у кого будет возможность оказаться в эти дни в Москве, полюбоваться на эту самую полную выставку работ самой нежной, теплой и одухотворенной кисти России!
  • Shelest Forest

    Ямогу: Творческая мастерская, занимаемся мейк апом кукол по типу барби, МХ, ЕАХ и других, шьём одежду, делаем аксессуары, меховые ушки и хвосты, рожки для кукол, парички. Находим вторую жизнь для куклы!

  • nadin58

    Ямогу: Создаю авторские шарнирные куклы из запекаемой пластики. Продаю готовых куколок.

Обсуждение (54)

)спасибо, как интересно… моя бабушка ее очень любила… художница она очень выразительная, яркая, узнаваемая…
  • alba
Татьяна, спасибо за первый отзыв! Рада первому посетителю!
Раньше я думала, что знакома с ее творчеством. И лишь на этой выставке я поняла, насколько велико ее наследие…
Спасибо большое! Очень понравилось!
  • 4581
Ирина, очень рада!!!
Какие захватывающие топики вы второй день выкладываете!))))
С большим интересом прочитала!
Потрясло то, что мама умерла от голода(((
И что не вернулась в Россию, оставив, по сути, половину детей.
Несладкая доля выпала ей, конечно.
Но вот сколько читаешь о биографиях наших писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов-неотступно преследует мысль: как легко было путешествовать в то время?
Билеты, что ли, были дешёвые?
То в Италию, то во Францию, или ещё куда-нибудь, ведь все наши куда-то да выезжали…
Ну ладно, допустим, языки в то время все знали, это не проблема, но вот даже там дом/квартиру снимать нужны деньги. Вот этот вопрос для меня загадка.
Забавно было увидеть кукол на портретах, там одна как раз такая, как в шопике мелькают-антикварочки)) интересно было посмотреть))
Полотна интересные, натуралистичные, но мне не очень хватило фона-например, люди есть, а фон не очень понятен.
Но это мой субъективный взгляд.
Спасибо за публикацию!)))
Марина, рада, что Вам нравятся мои публикации!
Что касается путешествий, то легче тогда было только с визами и паспортами. Со средствами на путешествия (особенно у Зинаиды Серебряковой) было очень тяжело. Ее пездки спонсировали заказчики, которые взамен брали работы, написанные в этих путешествиях…
Она всю жизнь едва сводила концы с концами. А в 2015 году одно из полотен Зинаиды Серебряковой было продано на аукционе Sothbey's за 3 845 000 фунтов стерлингов — это около 6 000 000 долларов. «Спящая девочка» стала самой дорогой ее картиной на сегодня…
Нравятся это не то слово-я очень люблю просвещаться, узнавать что-то новое, а тут столько полной информации!!!
Спасибо вам))
А, вот про заказчиков-спонсоров я не подумала//
Я тоже об этом не знала.
Условием таких поездок было — что они забирают ВСЕ понравившиеся работы…
Ольга, спасибо большое за такой чудесный топик!
Читала и смотрела на одном дыхании!
Наталья, спасибо за теплые слова!
Я была очень рада писать про эту талантливейшую художницу и замечательную женщину!
Спасибо, Ольга за то, что поделились своими впечатлениями об этой замечательной выставке. Очень люблю творчество этой удивительной художницы, с удивительной судьбой. У нас сохранились репродукции её картин, опубликованные когда-то в «Огоньке» — всегда любила их рассматривать)
Елена, рада Вам!
Я, к сожалению, только на этой выставке поняла, как мало знала ее творчество!
Никогда не видела ее натюрмортов, пейзажей… балетного периода…
В основном ее деток и портреты на заказ…
Согласна с Вами) Балетный период, натюрморты и пейзажи для меня тоже стали открытием (по ТВ как-то был рекламный обзор выставки, очень мимолетный). Но благодаря Вашей публикации смогла рассмотреть все подробнее.
Спасибо! Люблю ее, мы с дочерью ходили на ее выставку, конечно. :))Меня восхищает, что она была и матерью. и женой и художником, как-то так редко бывает.Несколько лет назад ходили на выставку, организованную ее дочерью, тоже художницей, тогда ей было под сто лет. Сейчас она уже умерла.
Ирина, рада Вам!
Как здорово! А я вот не знала, что и ее дети были художниками…
Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913—2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).

Вот работа ее дочери, Екатерины. Она действительно умерла всего три года назад в возрасте 101 года…
Да, на той выставке были и работы дочери Екатерины и сына Александра.
Вот портрет Александра кисти матери — 1925 год.



А вот работа самого Александра — «Улица Мауфтард» 1931
Спасибо!
Узнала много нового!
Полюбовалась на картины!
Восхитилась талантом самой художницы!
И тем, какая талантливая Вся СЕМЬЯ!
Виктория, рада, что нашли информацию интересной! Спасибо за отзыв!
Спасибо за прекрасный топик!
Евгения, спасибо за отзыв! Рада, что разделяете восхищение перед талантом художницы!
Спасибо за топик! Мне было очень интересно! Я, будучи ученицей школы искусств, проходила историю искусства и мы запоминали биографии известных художников, но про Зинаиду Серебрякову мне тогда не удалось найти информации(начало 90-х интернета не было...)сецчас я с удовольствием прочитала и посмотрела картины! Очень впечатлило все-и судьба и полотна! Спасибо за приятное чтение и картины!
  • mysova
Юлия, спасибо за отзыв!
Очень рада, что информация была Вам интересна!
Я тоже немного знала о её жизни до посещения выставки, да и с творчеством была знакома поверхностно.
Так хорошо, что в мире столько красоты!
Спасибо, очень проникновенно! Люблю творчество З.Серебряковой, многие работы очень узнаваемы и любимы. Безусловно очень интересно было посмотреть на выставку ее работ благодаря вам! Спасибо за рассказ и очень красивые фото))
Татьяна, спасибо, что зашли! Рада, что Вам понравился материал.
Само посещение выставки оставило неизгладимое впечатление. От картин буквально исходит свет — такое у художницы необыкновенное воспроизведение свето-тени…


К сожалению, например, именно этой работы на выставке не было. Она в коллекции украинских музеев и, очевидно, свои запасы они не предоставили…
Я без живописи никуда! Равнодушие к искусству — это не мое, так что я везде где оно присутствует! Спасибо за прекрасный обзор, увидела много нового для себя))
«Девочка с куклой» 1921г — для Вас! :)
Спасибо спасибо))
Очень рада показывать новые и новые ее работы!
ИРФЕ для Вас! (Ирина и Феликс Юсуповы) А ИРФЕ — название модного дома, который они открыли в эмиграции…
Спасибо огромное за пост!
Мы только что с выставки, ходиди второй раз. Нет слов описать восторг после посещения.
Это надо видеть. Осталось два дня… не факт, что не найду кого сводить в третий раз))
Наталья, как я рада! Как приятно встретить единомышленника!!!
Для Вас работа, не вошедшая в экспозицию!
Спасибо!!!
Наталья, а какая работа больше всего Вам понравилась?
Меня совершенно зачаровала картина «Вид на порт. Коллиур» 1930 год.

Очень люблю море и в творчестве Зинаиды Серебряковой эта тема не могла оставить меня равнодушной.
А меня очаровали Бельгийские пано… я сегодня любовалась ими трижды…
Да, это необыкновенные картины… Также были для меня неожиданностью в ее творчестве!


И история их очень интересная… и печальная…
Они прекрасны…
А печаль, она как правило сопровождает все великолепные, гениальные, произведения искусства… тут видимо печаль это та эмоция которая дает посыл…
Да… но нам ее работы несут свет и радость!
Еще какую!!!
Молодцы Третьяковка, радуют нас такими выставками.
И хорошо, что она была долго, все могли спокойно.насладится.
Да… целых 4 месяца! А я собралась лишь под конец.
И жаль, что на выставке нельзя фотографировать. Долго я потом в интернете выбирала полюбившиеся работы)))
Я тоже сохранила себе папочку отдельную
Вообще широте воплощенных образов не устаешь изумляться.
Хотя и знаю, что большинство портретов сделаны на заказ, чтобы хоть немного заработать…
Но они все лучатся душой и добротой!
Да. Во все работы.она вложила кусочек своего любящего сердца
И смотреть на них хочется вновь и вновь!
Точно!
Спасибо за публикацию! Безумно интересно и познавательно, забираю в избранное- буду пересматривать!
Ольга, большое спасибо за такие приятные слова!
Мне было радостно делиться впечатлениями, поскольку на выставку я пошла одна и эмоции меня переполняли!
Ольга, огромное спасибо за подробный рассказ и знакомство с творчеством замечательной художницы. Я видела лишь отдельные работы, а их оказывается так много. Жаль, что пропустила выставку. Но хорошо, что здесь полюбовалась благодаря Вам. ))
Ирина Петровна, большое спасибо за тёплые слова. Я сама очень ждала эту выставку, а потом чуть не пропустила, потому что никак не могла выбрать время для посещения!!! В итоге, это уже было что называется «волевое решение» — ИДУ СЕГОДНЯ — и не пожалела…
Автопортрет художницы для Вас!
Спасибо большое за пост и за представленные полотна. Захотелось попасть на выставку, жаль, что она уже завершилась.
Татьяна, спасибо, что зашли!
Это не первая выставка работ художницы в нашей стране. Но первая была ещё во времена СССР, а в последнее время были, но с очень маленьким количеством представленных работ.
Эта — очень обширная выставка с полотнами из разных домашних коллекций. Поэтому, на выставке было запрещено фотографировать (условия их предоставления). Но практически все, что видела на выставке удалось найти в интернете (представлено в самом топике), а то, что не было представлено на выставке но нашла дополнительно — вынесла в комментарии)))
Зимний пейзаж для Вас!

Ух, какие сильные работы! Никогда раньше видела, а сейчас просто влюбленна в творчество Зинаиды! Спасибо Ольга!!!