Ловите последние мгновения свидания с прекрасным!...
В Третьяковской галерее завершается трехмесячная выставка произведений Зинаиды Серебряковой.
Я долго собиралась на эту выставку, но, к сожалению, попала уже под конец. Увиденное не только порадовало, у меня дух захватило от «живых» работ этой самобытной художницы.
Дорогие друзья, хочу сразу оговорить — представленные работы – далеко не полное собрание того, что вы можете увидет на выставке. Просто, именно эти картины особенно мне полюбились.
Творчеством этой художницы я зачарована с самого детства, но даже я была поражена, насколько она хороша в разных художественных жанрах: и в портретах и в пейзажах и в натюрмортах… Игра света на ее картинах поражает и ослепляет. А образы (особенно детей) такие родные и домашние…
Судите сами!!!
Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец — скульптор Евгений Лансере — умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.
Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин. Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.
В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна.
Здесь же художница встретила будущего мужа — своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.
После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына.
Всего в семье родилось четверо детей — два сына (Женя и Саша) и две дочери (Таня и Катя).
Сын (Евгений) заболел скарлатиной, заснул, а мать сделала этот набосок, еще не зная, что у ребенка температура…
В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом».
Спустя год он и еще 12 полотен — портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи — участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея. Серебрякову избрали членом «Мира искусства».
В 1911 году Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».
В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать — пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя — «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой».
В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии — Индию и Японию, Турцию и Сиам — в образах красивых молодых женщин.
В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.
В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.
«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».
Зинаида Серебрякова
Картина «Карточный домик», написанная в 1919 году — самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой. Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой художнице пришлось распрощаться навсегда после смерти мужа. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного случайного движения, чтобы карточный домик рассыпался.
В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню белье… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живем мы по-прежнему каким-то чудом».
Вскоре Татьяна, старшая дочь Серебряковой стала заниматься балетом — так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки, брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.
В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили.
В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж.
Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию — матери и детям.
Двоих детей — Александра и Екатерину — при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.
Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок — яркие и сочные.
В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало.
В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания — в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.
В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Вся информация, репродукции картин и биография художницы взяты из интернета.
Выставка работ Зинаиды Серебряковой проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Завершается она 30 июля.
Желаю всем, у кого будет возможность оказаться в эти дни в Москве, полюбоваться на эту самую полную выставку работ самой нежной, теплой и одухотворенной кисти России!
Я долго собиралась на эту выставку, но, к сожалению, попала уже под конец. Увиденное не только порадовало, у меня дух захватило от «живых» работ этой самобытной художницы.
Дорогие друзья, хочу сразу оговорить — представленные работы – далеко не полное собрание того, что вы можете увидет на выставке. Просто, именно эти картины особенно мне полюбились.
Творчеством этой художницы я зачарована с самого детства, но даже я была поражена, насколько она хороша в разных художественных жанрах: и в портретах и в пейзажах и в натюрмортах… Игра света на ее картинах поражает и ослепляет. А образы (особенно детей) такие родные и домашние…
Судите сами!!!
Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец — скульптор Евгений Лансере — умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.
Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин. Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.
В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна.
Здесь же художница встретила будущего мужа — своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.
После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына.
Всего в семье родилось четверо детей — два сына (Женя и Саша) и две дочери (Таня и Катя).
Сын (Евгений) заболел скарлатиной, заснул, а мать сделала этот набосок, еще не зная, что у ребенка температура…
В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом».
Спустя год он и еще 12 полотен — портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи — участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея. Серебрякову избрали членом «Мира искусства».
В 1911 году Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».
В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать — пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя — «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой».
В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии — Индию и Японию, Турцию и Сиам — в образах красивых молодых женщин.
В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.
В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.
«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».
Зинаида Серебрякова
Картина «Карточный домик», написанная в 1919 году — самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой. Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой художнице пришлось распрощаться навсегда после смерти мужа. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного случайного движения, чтобы карточный домик рассыпался.
В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню белье… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живем мы по-прежнему каким-то чудом».
Вскоре Татьяна, старшая дочь Серебряковой стала заниматься балетом — так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки, брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.
В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили.
В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж.
Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию — матери и детям.
Двоих детей — Александра и Екатерину — при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.
Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок — яркие и сочные.
В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало.
В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания — в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.
В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Вся информация, репродукции картин и биография художницы взяты из интернета.
Выставка работ Зинаиды Серебряковой проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Завершается она 30 июля.
Желаю всем, у кого будет возможность оказаться в эти дни в Москве, полюбоваться на эту самую полную выставку работ самой нежной, теплой и одухотворенной кисти России!
Обсуждение (54)
Раньше я думала, что знакома с ее творчеством. И лишь на этой выставке я поняла, насколько велико ее наследие…
С большим интересом прочитала!
Потрясло то, что мама умерла от голода(((
И что не вернулась в Россию, оставив, по сути, половину детей.
Несладкая доля выпала ей, конечно.
Но вот сколько читаешь о биографиях наших писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов-неотступно преследует мысль: как легко было путешествовать в то время?
Билеты, что ли, были дешёвые?
То в Италию, то во Францию, или ещё куда-нибудь, ведь все наши куда-то да выезжали…
Ну ладно, допустим, языки в то время все знали, это не проблема, но вот даже там дом/квартиру снимать нужны деньги. Вот этот вопрос для меня загадка.
Забавно было увидеть кукол на портретах, там одна как раз такая, как в шопике мелькают-антикварочки)) интересно было посмотреть))
Полотна интересные, натуралистичные, но мне не очень хватило фона-например, люди есть, а фон не очень понятен.
Но это мой субъективный взгляд.
Спасибо за публикацию!)))
Что касается путешествий, то легче тогда было только с визами и паспортами. Со средствами на путешествия (особенно у Зинаиды Серебряковой) было очень тяжело. Ее пездки спонсировали заказчики, которые взамен брали работы, написанные в этих путешествиях…
Она всю жизнь едва сводила концы с концами. А в 2015 году одно из полотен Зинаиды Серебряковой было продано на аукционе Sothbey's за 3 845 000 фунтов стерлингов — это около 6 000 000 долларов. «Спящая девочка» стала самой дорогой ее картиной на сегодня…
Спасибо вам))
Условием таких поездок было — что они забирают ВСЕ понравившиеся работы…
Читала и смотрела на одном дыхании!
Я была очень рада писать про эту талантливейшую художницу и замечательную женщину!
Я, к сожалению, только на этой выставке поняла, как мало знала ее творчество!
Никогда не видела ее натюрмортов, пейзажей… балетного периода…
В основном ее деток и портреты на заказ…
Как здорово! А я вот не знала, что и ее дети были художниками…
Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа.
Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи.
Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР.
Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913—2014), художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
Вот работа ее дочери, Екатерины. Она действительно умерла всего три года назад в возрасте 101 года…
А вот работа самого Александра — «Улица Мауфтард» 1931
Узнала много нового!
Полюбовалась на картины!
Восхитилась талантом самой художницы!
И тем, какая талантливая Вся СЕМЬЯ!
Очень рада, что информация была Вам интересна!
Я тоже немного знала о её жизни до посещения выставки, да и с творчеством была знакома поверхностно.
Так хорошо, что в мире столько красоты!
Само посещение выставки оставило неизгладимое впечатление. От картин буквально исходит свет — такое у художницы необыкновенное воспроизведение свето-тени…
К сожалению, например, именно этой работы на выставке не было. Она в коллекции украинских музеев и, очевидно, свои запасы они не предоставили…
ИРФЕ для Вас! (Ирина и Феликс Юсуповы) А ИРФЕ — название модного дома, который они открыли в эмиграции…
Мы только что с выставки, ходиди второй раз. Нет слов описать восторг после посещения.
Это надо видеть. Осталось два дня… не факт, что не найду кого сводить в третий раз))
Для Вас работа, не вошедшая в экспозицию!
Меня совершенно зачаровала картина «Вид на порт. Коллиур» 1930 год.
Очень люблю море и в творчестве Зинаиды Серебряковой эта тема не могла оставить меня равнодушной.
И история их очень интересная… и печальная…
А печаль, она как правило сопровождает все великолепные, гениальные, произведения искусства… тут видимо печаль это та эмоция которая дает посыл…
Молодцы Третьяковка, радуют нас такими выставками.
И хорошо, что она была долго, все могли спокойно.насладится.
И жаль, что на выставке нельзя фотографировать. Долго я потом в интернете выбирала полюбившиеся работы)))
Хотя и знаю, что большинство портретов сделаны на заказ, чтобы хоть немного заработать…
Но они все лучатся душой и добротой!
Мне было радостно делиться впечатлениями, поскольку на выставку я пошла одна и эмоции меня переполняли!
Автопортрет художницы для Вас!
Это не первая выставка работ художницы в нашей стране. Но первая была ещё во времена СССР, а в последнее время были, но с очень маленьким количеством представленных работ.
Эта — очень обширная выставка с полотнами из разных домашних коллекций. Поэтому, на выставке было запрещено фотографировать (условия их предоставления). Но практически все, что видела на выставке удалось найти в интернете (представлено в самом топике), а то, что не было представлено на выставке но нашла дополнительно — вынесла в комментарии)))
Зимний пейзаж для Вас!