Пощечина перечеркнула карьеру угасшей звезды Фроси Бурлаковой.
Она родилась на Алтае в небольшой деревне Ельцовка в декабре 1926 года в крестьянской семье. Её ждала привычная деревенская судьба: замужество, хозяйство, огород, дети. Но девочка не готова была мириться с такой участью.
Она мечтала стать актрисой и упорно шла к своей цели, преодолевая все возникавшие на пути преграды. Екатерина Савинова, сыгравшая Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра», ждала эту роль долгих 14 лет. А через несколько лет после премьеры она по собственной воле ушла туда, откуда не возвращаются.
Когда ей было годика четыре, у нее уже была своя аудитория. Мама и старшая сестра как-то не смогли найти Катюшу, а соседи рассказали, что ее молодежь понесла на Колокольчик, скалу на берегу речки Чумыш. А там молодые люди ставили малышку в центр круга и заказывали ей песни. И тут же над рекой разливался сильный голос маленькой Кати Савиновой.
Катина семья была не бедной, у девочки даже был патефон. Она слушала песни и удивительно легко могла их воспроизвести. У нее был удивительный голос, на три с половиной октавы.
Но ее не привлекала карьера певицы. Она хотела быть киноактрисой.
В августе 1944 года она отправилась в Москву учиться. Мама Катюши, собирая дочь в дорогу, обменяла последнюю картошку на голубое шерстяное платье с белым воротничком. А провожать девушку вышли чуть ли не все односельчане. Многие уговаривали ее остаться, не ехать в чужой и незнакомый город. Но Катя не могла изменить сама себе.
Она отправилась на станцию на телеге, в которую погрузили ее простой фибровый чемодан, перевязанный веревкой. А потом Катюша очень испугалась поезда, который шумел и пыхтел. Она не представляла себе, как это чудище на колесах повезет ее в столицу. Но впереди была мечта. И девушка села в свой вагон.
Каким же было разочарование Екатерины Савиновой, когда она поняла, что опоздала. Приемная комиссия ВГИКа уже закончила свою работу. Нужно было возвращаться домой.
Она грезила кинематографом и не желала отказываться от своей цели. Савинова поступила в землеустроительной, но уже через полгода она снова пробовалась во ВГИК. Из трех тысяч кандидатов оставили только 20 человек, среди них была и Екатерина. Она стала студенткой ВГИКа на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Хотя началась её кинобиография превосходно — 22-летнюю студентку ВГИКа взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев, всемогущий глава «Мосфильма». Она сыграла Любочку, подругу главной героини (Клары Лучко): «лицо в форме солнышка», как о ней говорили, и такая же солнечная белозубая улыбка, пухлые губы и прелестные ямочки на щеках в обрамлении натуральных белокурых волос. Уникальная смесь «голливудских стандартов» и яркого типажа русской красавицы. А уж голос! «Ой, цветёт калина!» — запела тогда вся страна.
Кто же знал, что позже она перейдет дорогу Ивану Пырьеву, по приглашению которого она и попала на съемки. И на этом ее работа в кино будет завершена до появления Фроси.
С Борисом Бибиковым и Ольгой Пыжовой во ВГИКЕ
у нее было полное взаимопонимание. А на дипломном спектакле она блестяще справилась с возрастной ролью и получила приглашение на работу во МХАТ, одна со всего курса.
Но Катя не пошла во МХАТ. Она мечтала о кино. Да еще и Евгения Ташкова, с которым у нее сложились очень теплые отношения, в театр не приглашали. После института она вышла за него замуж, а в 1957 году у них родился Андрюша.
Ее, наконец, заметили и пригласили во МХАТ. Но Савинова хотела сниматься только в кино и не стала растрачивать себя на сцене. Лишь позже она признается: «Кино – это дьявол, который забирает душу». Но актриса слишком поздно осознала свою ошибку…
«Пырьевское проклятие»
Пырьев был известен не только режиссёрским талантом, но и слабостью к красивым молодым актрисам. Весёлая, заводная, жизнерадостная красавица Катя приглянулась классику. Но, придя как-то к нему по его приглашению (думала, что для работы над ролью), она тут же поняла, что именно нужно от неё Ивану Александровичу. И, не раздумывая, дала ему пощёчину. Не представляя, что с той секунды на неё пало «пырьевское проклятие»: существовал так называемый негласный «чёрный список» актрис, которых глава киноимперии снимать запретил — по вовсе не творческим причинам. В него попала и Екатерина. С 1950-го по 1963-й (год выхода «Приходите завтра») актриса снималась в крошечных эпизодах, играя в Театре киноактёра проходные роли.
Её хотел снимать Всеволод Пудовкин, но, извинившись, отказал. Её утвердил Григорий Чухрай в «Сорок первый» на роль Марютки, но в итоге сыграла её Извицкая. Когда Савинова узнала про «пырьевское проклятие», у неё случился нервный срыв.
В 32 года Савинова решает поступать на отделение вокала в институт им. Гнесиных. Екатерина закончила его с отличием, все восхищались ее сильным и уникальным голосом. Актрису пригласили в Большой театр, но она вновь отказывается. А в кино ее по-прежнему не зовут.
В 1963 году ее супруг, Евгений Ташков, понимая, что она не может жить без кино, решил снимать Катю Савинову сам. Главная героиня картины «Приходите завтра…» Фрося Бурлакова была списана с самой Екатерины. Она и ее муж сами написали сценарий.
Фильм «Приходите завтра» стал для Савиновой долгожданным подарком. Но и его выход на экран сопровождали трудности. Чтобы обойти запрет Пырьева, Ташков снимал фильм в тайне от Пырьева, не на «Мосфильме», а на Одесской киностудии. Но когда треть картины была отснята, из Москвы явилась в Одессу комиссия из двух влиятельных критиков и чиновника Министерства кинематографии. «Безобразие! Закрыть! Актриса — бездарность!» — был их вердикт. Но деньги-то потрачены, и продолжение пришлось разрешить.
В начале съёмок, в сентябре 1961-го, случилась беда: Савинова заболела.
Температура, головокружения, тошнота. Обследования ничего не выявили, диагноз поставить не могли. А ей становилось всё хуже, и главное — стали заметны проявления психической неадекватности. Съёмки прервали на год. А Екатерина с тех пор в течение девяти лет то и дело попадала в клинику на два, а то и на четыре месяца. Наконец диагноз был поставлен: бруцеллёз, зооинфекция, передающаяся от животных, коров, и поражающая весь организм. Оказалось, как-то на съёмках в Крыму Савинова покупала на рынке молоко. У неё та инфекция «выбрала» для разрушения — опять же редкость в медицине — мозг и центральную нервную систему, дав осложнение в форме вялотекущей шизофрении.
Бруцеллёз тогда лечить не умели. Психиатрический диагноз тоже неизлечим, могут быть лишь временные просветления. А меж ними — непредсказуемые провалы…
В моменты облегчения Екатерина прекрасно понимала, что с ней творится, к ней возвращались ясный ум, жизнелюбие, необычайная работоспособность. Она снималась (если звали), выступала с концертами. Вспомним ещё раз «Приходите завтра» — разве чувствуется, что актриса уже была тяжело больна? Понимая, что её неотвратимо затягивает в бездну безумия, Савинова страдала невыносимо.
А болезнь наступала. Просветления становились всё реже, короче. Пошли слухи, что она пьёт. Это была ложь: просто она была вынуждена горстями принимать сильнодействующие психотропные лекарства. В апреле Екатерина, обманув сиделку, уехала к сестре в Новосибирск. И там, на станции, 25 апреля 1970 г. шагнула между вагонами поезда, подходящего к перрону вокзала. Перед уходом она вымыла полы, прибралась в квартире. Написала письмо: «Простите меня. Особенно Андрей (сыну было 13 лет. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
Ее муж почти сразу обратился в Патриархат об отпевании супруги. И получил разрешение, потому что нездоровый человек не мог считаться самоубийцей. Екатерине Савиновой было всего 43 года.
Сын Кати — Андрей Ташков воплотил в жизнь мечту матери и стал известным актером.
Смотреть видео:
youtu.be/rll1C9n8jlw
Подборка информации и фотографии взяты из интернета.
Она мечтала стать актрисой и упорно шла к своей цели, преодолевая все возникавшие на пути преграды. Екатерина Савинова, сыгравшая Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра», ждала эту роль долгих 14 лет. А через несколько лет после премьеры она по собственной воле ушла туда, откуда не возвращаются.
Когда ей было годика четыре, у нее уже была своя аудитория. Мама и старшая сестра как-то не смогли найти Катюшу, а соседи рассказали, что ее молодежь понесла на Колокольчик, скалу на берегу речки Чумыш. А там молодые люди ставили малышку в центр круга и заказывали ей песни. И тут же над рекой разливался сильный голос маленькой Кати Савиновой.
Катина семья была не бедной, у девочки даже был патефон. Она слушала песни и удивительно легко могла их воспроизвести. У нее был удивительный голос, на три с половиной октавы.
Но ее не привлекала карьера певицы. Она хотела быть киноактрисой.
В августе 1944 года она отправилась в Москву учиться. Мама Катюши, собирая дочь в дорогу, обменяла последнюю картошку на голубое шерстяное платье с белым воротничком. А провожать девушку вышли чуть ли не все односельчане. Многие уговаривали ее остаться, не ехать в чужой и незнакомый город. Но Катя не могла изменить сама себе.
Она отправилась на станцию на телеге, в которую погрузили ее простой фибровый чемодан, перевязанный веревкой. А потом Катюша очень испугалась поезда, который шумел и пыхтел. Она не представляла себе, как это чудище на колесах повезет ее в столицу. Но впереди была мечта. И девушка села в свой вагон.
Каким же было разочарование Екатерины Савиновой, когда она поняла, что опоздала. Приемная комиссия ВГИКа уже закончила свою работу. Нужно было возвращаться домой.
Она грезила кинематографом и не желала отказываться от своей цели. Савинова поступила в землеустроительной, но уже через полгода она снова пробовалась во ВГИК. Из трех тысяч кандидатов оставили только 20 человек, среди них была и Екатерина. Она стала студенткой ВГИКа на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Хотя началась её кинобиография превосходно — 22-летнюю студентку ВГИКа взял в «Кубанские казаки» сам Иван Пырьев, всемогущий глава «Мосфильма». Она сыграла Любочку, подругу главной героини (Клары Лучко): «лицо в форме солнышка», как о ней говорили, и такая же солнечная белозубая улыбка, пухлые губы и прелестные ямочки на щеках в обрамлении натуральных белокурых волос. Уникальная смесь «голливудских стандартов» и яркого типажа русской красавицы. А уж голос! «Ой, цветёт калина!» — запела тогда вся страна.
Кто же знал, что позже она перейдет дорогу Ивану Пырьеву, по приглашению которого она и попала на съемки. И на этом ее работа в кино будет завершена до появления Фроси.
С Борисом Бибиковым и Ольгой Пыжовой во ВГИКЕ
у нее было полное взаимопонимание. А на дипломном спектакле она блестяще справилась с возрастной ролью и получила приглашение на работу во МХАТ, одна со всего курса.
Но Катя не пошла во МХАТ. Она мечтала о кино. Да еще и Евгения Ташкова, с которым у нее сложились очень теплые отношения, в театр не приглашали. После института она вышла за него замуж, а в 1957 году у них родился Андрюша.
Ее, наконец, заметили и пригласили во МХАТ. Но Савинова хотела сниматься только в кино и не стала растрачивать себя на сцене. Лишь позже она признается: «Кино – это дьявол, который забирает душу». Но актриса слишком поздно осознала свою ошибку…
«Пырьевское проклятие»
Пырьев был известен не только режиссёрским талантом, но и слабостью к красивым молодым актрисам. Весёлая, заводная, жизнерадостная красавица Катя приглянулась классику. Но, придя как-то к нему по его приглашению (думала, что для работы над ролью), она тут же поняла, что именно нужно от неё Ивану Александровичу. И, не раздумывая, дала ему пощёчину. Не представляя, что с той секунды на неё пало «пырьевское проклятие»: существовал так называемый негласный «чёрный список» актрис, которых глава киноимперии снимать запретил — по вовсе не творческим причинам. В него попала и Екатерина. С 1950-го по 1963-й (год выхода «Приходите завтра») актриса снималась в крошечных эпизодах, играя в Театре киноактёра проходные роли.
Её хотел снимать Всеволод Пудовкин, но, извинившись, отказал. Её утвердил Григорий Чухрай в «Сорок первый» на роль Марютки, но в итоге сыграла её Извицкая. Когда Савинова узнала про «пырьевское проклятие», у неё случился нервный срыв.
В 32 года Савинова решает поступать на отделение вокала в институт им. Гнесиных. Екатерина закончила его с отличием, все восхищались ее сильным и уникальным голосом. Актрису пригласили в Большой театр, но она вновь отказывается. А в кино ее по-прежнему не зовут.
В 1963 году ее супруг, Евгений Ташков, понимая, что она не может жить без кино, решил снимать Катю Савинову сам. Главная героиня картины «Приходите завтра…» Фрося Бурлакова была списана с самой Екатерины. Она и ее муж сами написали сценарий.
Фильм «Приходите завтра» стал для Савиновой долгожданным подарком. Но и его выход на экран сопровождали трудности. Чтобы обойти запрет Пырьева, Ташков снимал фильм в тайне от Пырьева, не на «Мосфильме», а на Одесской киностудии. Но когда треть картины была отснята, из Москвы явилась в Одессу комиссия из двух влиятельных критиков и чиновника Министерства кинематографии. «Безобразие! Закрыть! Актриса — бездарность!» — был их вердикт. Но деньги-то потрачены, и продолжение пришлось разрешить.
В начале съёмок, в сентябре 1961-го, случилась беда: Савинова заболела.
Температура, головокружения, тошнота. Обследования ничего не выявили, диагноз поставить не могли. А ей становилось всё хуже, и главное — стали заметны проявления психической неадекватности. Съёмки прервали на год. А Екатерина с тех пор в течение девяти лет то и дело попадала в клинику на два, а то и на четыре месяца. Наконец диагноз был поставлен: бруцеллёз, зооинфекция, передающаяся от животных, коров, и поражающая весь организм. Оказалось, как-то на съёмках в Крыму Савинова покупала на рынке молоко. У неё та инфекция «выбрала» для разрушения — опять же редкость в медицине — мозг и центральную нервную систему, дав осложнение в форме вялотекущей шизофрении.
Бруцеллёз тогда лечить не умели. Психиатрический диагноз тоже неизлечим, могут быть лишь временные просветления. А меж ними — непредсказуемые провалы…
В моменты облегчения Екатерина прекрасно понимала, что с ней творится, к ней возвращались ясный ум, жизнелюбие, необычайная работоспособность. Она снималась (если звали), выступала с концертами. Вспомним ещё раз «Приходите завтра» — разве чувствуется, что актриса уже была тяжело больна? Понимая, что её неотвратимо затягивает в бездну безумия, Савинова страдала невыносимо.
А болезнь наступала. Просветления становились всё реже, короче. Пошли слухи, что она пьёт. Это была ложь: просто она была вынуждена горстями принимать сильнодействующие психотропные лекарства. В апреле Екатерина, обманув сиделку, уехала к сестре в Новосибирск. И там, на станции, 25 апреля 1970 г. шагнула между вагонами поезда, подходящего к перрону вокзала. Перед уходом она вымыла полы, прибралась в квартире. Написала письмо: «Простите меня. Особенно Андрей (сыну было 13 лет. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
Ее муж почти сразу обратился в Патриархат об отпевании супруги. И получил разрешение, потому что нездоровый человек не мог считаться самоубийцей. Екатерине Савиновой было всего 43 года.
Сын Кати — Андрей Ташков воплотил в жизнь мечту матери и стал известным актером.
Смотреть видео:
youtu.be/rll1C9n8jlw
Подборка информации и фотографии взяты из интернета.
Обсуждение (18)
Увековечил имя своей великой супруги даже в этом. И не побоялся кинематографической власти, что поставят крест на его режиссерской карьере. А ведь сколько примеров из той эпохи, когда одни супруг отказывался от другого когда тот оказывался в немилости у власть придержащих. К сожалению, не дали Савиновой раскрыться. Только и остался этот великий фильм с ее глазищами огромными да голосом прекрасным… Эпизоды и маленькие роли ведь не все помнят. А «Приходите завтра» — это же на все времена какой фильм!
И сын какой талантливый! Фильм «Подросток» по достоевскому — настоящая классика, достойная его литературного первоисточника.
Бедная, бедная Катя… Когда бы время тебе выпало другое, да жизнь хоть чуть-чуть бы тебя пощадила…
Всем говорят, что нельзя пить некипяченое молоко.
Читала на одном дыхании…