Плангонология


Плангонология
Термин происходит от греческого слова «plaggon» (кукла). В Древней Греции женщинам не разрешалось играть в театре и их замещали мужчины или восковые куклы, называемые «plaggon». При произношении этого слова двойная «g» читается как «ng», то есть «plangon» на англ. (как греч. aggelos перешло в англ. angel).

Слово 'plaggon' происходило от глагола 'plasse' (формировать, форму, молд или моду), который в конечном счете образовало современное англ. слово 'plastic'. Нет информации о том, когда впервые было использовано слово «plangonologist» и этот термин пока официально не включен ни в один словарь. Но среди коллекционеров термин используется для характеристики коллекционеров кукол.

Когда слышишь это слово, на ум приходит болезнь или какие-то другие не совсем нормальные вещи, хотя наверное люди со стороны про нас так и думают. Но пугаться этого слова не стоит, это всего лишь коллекционирование кукол. Впервые данный вид коллекционирования появился в Скандинавии. Довольно трудно определить в какой именно стране, так как никаких записей об этом не существует.

Только не надо путать коллекционирование и собирательство.
Собирательство — это когда покупается все подряд, но зависимо от того что это, сколько стоит и как выглядит. В отличие от собирательства коллекционирование это поиск и покупка вещей, в данном случае кукол, связанных между собой по смыслу или по методу производства. Ну например Пэм Баркер из Лидса по версии книги рекордов Гиннеса имеет самую большую коллекцию игрушечных сов, различных статуэток, плюшевых игрушек, в ее коллекции их 18000.

У плангонологии есть так же несколько подвидов, такие как киндерфилия, барбифилия и пуллипомания. Ну как понятно из названия киндерфилия — это коллекционирование игрушек из киндер-сюрпризов, но этим никого сейчас не удивишь, практически 70% детишек нашего времени хоть раз, но пытались этим заняться, вот только почему-то они часто терялись и ломались.

Подвид плангонологии, который наверно привлек бы к себе много особей женского пола это барбифилия, ну какая девочка не мечтала иметь у себя много кукол барби. Как раз этот вид плангонологии означает коллекционирование кукол барби. Если вспомнить детство, все девочки мечтали об этой кукле. У кого они были, пытались одеть их красиво, покупали для них одежду, например, если уже есть коллекция кукол, можно одеть их в копии европейских свадебных платьев. Можно поискать различные объявления, типа: «купить платья для барби», на этих сайтах каталог «свадебные платья недорого» от европейских производителей сочетает доступные цены и качество. И каждый день ваша красавица может надеть на себя новое платье, разве это не мечта.



Еще один вид плангонологии который сейчас набирает обороты во всем мире, это пуллипомания. Пуллипомания — это коллекционирование шарнирных кукол или их еще называют куклы BJD (на английском ball-jointed doll), делаются они из полиуретана. Шарнирные куклы имеют тысячелетнюю историю, раньше они делались из дерева и серебра, но особую популярность они приобрели в конце 90-х, когда их стала производить в Японии компания Volks. Сейчас такие куклы производят несколько десятков компаний по всему миру, и многие умельцы научились производить их в домашних условиях. Изначально они из-за своего происхождения их делали в стили аниме, но сейчас эти куклы стали все больше похожи на реальных персонажей, людей в различных одеждах и позах. К пуллипомании так же относятся коллекционирование кукол fashion-dolls, в основном это куклы производимые фирмой Groove. Эти куклы отличаются от всех других большой головой относительно тела, ее диаметр примерно 22см. Эти куклы по цене доступны обычному обывателю, если конечно это не какой-то ограниченный выпуск.



Коллекционная кукла, в отличие от игрушки, имеет не только имя, но и личную историю, а также характер, который вложил в неё её создатель.

Есть отдельная категория людей, которые собирают кукол в качестве предметов искусства. Эти люди ценят в куклах, прежде всего, их личностные качества. Для них кукла – это талисман и символ домашнего очага. Куклы, созданные профессиональными мастерами и являющиеся настоящими художественными произведениями, приобретаются ими для удовлетворения духовных потребностей.

Куклы-талисманы, оживляют, а иногда и подчиняют себе любой интерьер. Такова сила авторских кукол. За их рождением и выставочной судьбой, впрочем, пристально следят и те коллекционеры, для которых куклы – это капиталовложение. Нужно сказать, что инвестировать в куклы может быть и весьма выгодно, и очень рискованно.

Особенно это касается старинных кукол. Но зачастую именно экстремальность вложения обеспечивает привлекательную доходность. В этом случае коллекция должна формироваться с учетом тематики. Не каждая старая кукла является надежным капиталовложением.



При создании доходной коллекции кукол следует обращать внимание на состояние старинной куклы. Порой реставрация куклы может свести на нет всю возможную выгоду от приобретения. Моргающие глазки с ресничками ценятся дороже, чем нарисованные. Кукольные волосы – вообще отдельный разговор. Натуральные волосы стоят дороже мохеровых, а мохеровые ценнее нарисованных. Но кому-то именно натуральные волосы не понравятся. По соображениям этики. Ценится не только сама кукла, но и сохранность её одежды, а также механизма, если он присутствует.

Примером коллекционных кукол, которые являются серьёзным объектом инвестирования, могут быть испанские куклы Клумпе и Роланд. Забавные винтажные куклы задумывались в качестве сувениров, а сейчас являются украшением лучших собраний.



«Убегающими моментами детства» называют почитатели замечательные итальянские куклы Ленчи. Личики этих кукол очень выразительны и способны тронуть сердце любого. Конечно, для настоящего коллекционера это всего лишь возможность заработка, но как можно расстаться с такой куклой?



Помимо самих кукол внимание коллекционеров привлекают и все атрибуты кукольной жизни. Сервизы, коляски и мебель – всё это тоже входит в круг интересов лиц, увлекающихся плангонологией.

Фарфор как материал для разных изделий (в том числе, посуды и кукол), появился ещё в XVIII веке, а мягкий пластик, или винил, стал звездой промышленности с середины века XX. С тех пор на рынке игрушек воцарились США. В прежние века фарфоровых кукол они почти не производили, это была прерогатива европейских стран.Что изменилось в производстве и внешнем виде кукол с появлением винила? Вытеснил ли он кукол фарфоровых и в чём вообще принципиальное различие? Как известно, из фарфора в фарфоровых куклах были сделаны только головки и конечности, и они были неподвижны. Туловища делались из ткани или папье-маше.





Новый материал винил позволил делать все части тела из одного материала и делать их подвижными, сгибающимися и т. д. Главной сложностью в головах фарфоровых кукол были волосы, в основном они крепились как парики или имели одну целлулоидную причёску «на всю жизнь». Винил позволил делать куклам волосы как бы «с корнями», что сделало возможным многокрантное мытьё и любые укладки. Разная степень «твёрдости» винила позволяет изготовлять кукол с разными фактурами тел и лиц, и даже с разными оттенками кожи. Конечно, главное отличие винила от фарфора — прочность, винил не бьётся и без последствий подвергается разным внешним воздействиям. Но появление винила принесло в кукольную культуру и свои минусы: упрощение и удешевление производства привело к тиражности и обезличиванию кукол.



После перенасыщенности рынка «ширпотребом» снова возрос спрос на коллекционных и авторских кукол, выпущенных ограниченным тиражом или и в единственном экземпляре. Однако винил используется не только в массовом производстве. Некоторые европейские фирмы, например, Анетт Химтштедт или Гюнцель, изготавливают по одной «болванке» сначала малый тираж (около 10 экз.) из фарфора, а затем более крупный, но всё же ограниченный (около 70 экз.), тираж — из винила. В результате цены изготовленных по одной «болванке» сестёр из разного материала отличаются на несколько порядков. При этом авторство и дизайн так же котируются, и коллекционирование виниловых кукол известных авторов не менее престижно.





« А стоит ли?»

Коллекционирование кукол – удовольствие дорогое и требующее определенных знаний. В то же время – это, пожалуй, самое трогательное увлечение, а главное – прекрасное. Сегодня в мире существует весьма многочисленное и очень денежное сообщество «кукольных коллекционеров». Эти люди буквально «болеют» куклами. Они проводят семинары и конференции, выпускают десятки журналов, например «Doll», «Doll reader» и др. Куклы — фарфоровые, пластиковые, виниловые, из папье-маше, созданные в прошлые столетия либо современными мастерами продаются с аукционов за большие деньги.В США, к примеру, количество собирателей кукол больше, чем филателистов. Куклы некоторых мастеров выставляются в крупнейших музеях мира наравне с произведениями искусства. Немало ценителей изящных игрушек и в России.

Особой страстью коллекционеров являются немецкие куклы фирмы Вальтерсхаузер, которая была основана еще в позапрошлом столетии неким предприимчивым господином Кестнером. Сначала это были деревянные грубые игрушки, которые Кестнер понемногу продавал по окрестным селам. Затем каким-то немыслимым образом, в стране, оккупированной наполеоновской армией, в ситуации голода и разрухи, немцу удалось получить лицензию на открытие предприятия по изготовлению кукол. Производство прообразов известных на весь мир пластиковых немецких кукол встало на поток. Игрушки тех лет до сих пор сохранились в прекрасном состоянии, и радуют глаз многих поклонников в домашних коллекциях.



Немалой ценностью обладают куклы всемирно известного куклодела Кэти Круз. Начинала талантливая художница, кстати, как и многие другие, с кукол для собственной дочери. Когда малышка Мари запросила у родителей куклу, отец не стал тратить деньги на фарфоровую красотку из магазина, а сказал жене (молодой Кэти Круз): « Неужели не можешь смастерить куклу для дочери сама? Чего проще?» Тогда молодая мама сделала из картофелины голову, обвязала ее полотенцем – получилась кукла. Дальше художница стала экспериментировать с воском и фарфором. Сегодня «крузовские» куклы – мечта многих коллекционеров.



Куклы мастера Лизы Лихтенфельс выставляются в Лувре, а для кукол Анны Гилленберг Юдашкин, Бартенев и Зайцев шьют наряды. В настоящее время мастеров-кукольнико­в, создающих шедевры высочайшего класса в единственном экземпляре немного – около 200 человек. Художники этого уровня в основном работают со специальным кукольным пластиком. Этот материал позволяет не только вылепить мельчайшие детали игрушки, но и передать характер – своеобразие улыбки, взгляда. Каждая кукла из пластика неповторима. Даже копии, сделанные самим автором, отличаются друг от друга.



Крупные фирмы-производители­ кукол покупают уникальные дизайны у авторов и потом выпускают коллекционные тиражи кукол в фарфоре, виниле, биггидуре. Существуют кукольные художники, работающие, что называется limited edition, то есть ограниченными тиражами (не более 50). Коллекционные куклы – не только удовольствие, но и надежное вложение денег. Например, покойная принцесса Диана продала свою уникальную коллекцию кукол за несколько миллионов долларов. Правда потратила деньги на благотворительность­ в пользу бедных детей. Помимо всего прочего, куклы – изысканное украшение интерьера.



Многие коллекционеры кукол признаются, что куклы создают в жилище постоянный элемент присутствия, особый мирок, в котором не место одиночеству, сказку, если хотите, дух и очарование прошедших эпох.Если вы решили, что в Вашем доме должны появиться куклы, неплохо бы подготовиться к их появлению. Позаботьтесь о креслицах, миниатюрных предметах туалета, шкатулках, веерах, игрушечных экипажах и прочей мелочевке, которая придаст неповторимый шарм и обаяние кукольной компании. Страстные кукольные коллекционеры переделывают целые комнаты своих квартир и домов в своеобразные кукольные домики, и постоянно наполняют все новыми и новыми «милыми вещицами»: подушечками, атласом, кружевами, маленькими комодиками, резными диванчиками и пр.

У прекрасных экземпляров Вашей коллекции непременно будет свое место – на окне, в спальне. Поиграйте со своими куклами – рассадите их в кресла, за стол, выберите поворот лица, зафиксируйте жест. Вы увидите, как ваши «принцессы» заставят по-новому «заиграть» остальные вещи в комнате. Почему? Да потому, что и у кукол есть душа, нужно только ее увидеть.




Вы можете купить коллекционные куклы в Шопике


Мастерская Ирины Шавер

Ямогу: КОВРЫ, ПОЛОВИКИ И ФОН-ШИРМЫ для кукольного интерьера и фотосессий из натурального холста с фотоизображением. Половички подойдут как оригинальные закладки для книг, а ковры- для компьютерной мышки.

Елена Куклина

Ямогу: Шью одежду на винтажечек, антикварок.


Комментарии (19)

Елена, спасибо за интересную публикацию!
И вам спасибо что заглянули в гости.
Автор этой статьи (укажите, откуда стырено? Второй за неделю грамотный материал) как-то вот цепанул холивар коллекционер vs собтратель, но дальше не развил тему, а хотелось бы.
Тут не одна статья, как минимум 4 и кое что от себя. Точно откуда не могу сказать уже не помню. Топик писала не один день.
Вы меня прям порадовали, что это авторский материал, а не очередная копипаста :) Повод перечесть ещё раз :)
Интересная и познавательная публикация, написанная с душой, чувством любви к куклам и самое главное с пониманием коллекционирования кукол. Ведь каждая коллекционная вещь это не просто красота интерьера и радость души, но и воплощение сказки и духа в творении создателя ею, поэтому существует такое большое разнообразие. Да, это дорогое коллекционирование но оно дает человеку гармонию, умиротворение и любовь к искусству, а также понятия ценности и ограниченности! Спасибо за хорошую публикацию для тех кто ценит и любит своих кукол которые дарят много радости и красоты в нашем не простом мире!
Спасибо большое за такой отзыв. Я очень рада что Вам понравилось.
Вот про «понятие ОГРАНИЧЕННОСТИ» можно поподробнее?
Топик познавательный, но материал, который подобрала Елена, без души, сухой, как мне кажется… Не очень понравилась фраза, что "… Гюнцель изготавливает кукол по «болванке» малый тираж из фарфора, а затем более крупный, но всё же ограниченный (около 70 экз.), тираж — из винила. В результате цены изготовленных по одной «болванке» сестёр..."
Фрау Гюнцель буквально «творит» кукол своими Божественными руками, делая молд… Если ей что-то не нравится в отливке, бюст куклы переносится в сад, не выбрасывается. Технику исполнения куклы использует сложнейшую: белейший лиможский фарфор+воск wax over porcelain — WOP. Куклы окутаны сказкой, в буквальном слове — принцессы!!! Посмотрите, как проработаны пальчики, ноготки, обратите внимание на ушную раковину, все как у детей!!! В отличие от других авторов, где вместо уха небольшая извилина, слипшиеся пальцы на руках, глазки из силикона.
Куклы Гюнцель, конечно сестры друг другу, но в топике прослеживается, что они сестры по одной болванке…
Давайте посмотрим кукол из фарфора 2006 года






И кукол из рези 2006 года…



Или 2009 год…





Совсем разные, необыкновенные создания… с такими же необыкновенными аксессуарами и в дизайнерской одежде, что нам и не снилась…



Прошу прощения за фото, делала на скорую руку…
Я не хотела задеть ваши чувства. Я тоже люблю творчество Гюнцель. Под словом болванка имеется в виду черновой материал с которого льются куклы как фарфоровые так и виниловые. Это только техническое название. Лично я так трактую слово болванка. Я считаю что это слово ни как не оскорбляет творчество кукольников. Это только техническое название.
Елена, спасибо за топик. С интересом прочла все, взяла в избранное. Поскольку я не коллекционер, а собиратель или просто любитель кукол, любая информация, тем более в таком компактном виде мне полезна. Весьма вероятно, что и не только мне одной, нас, профанов, в любой области хватает. Но надо же набираться опыта. Вы мне в этом помогли. Спасибо!
И Вам спасибо что зашли в гости. Рада что мой топик оказался полезным.
Cпасибо, топик очень понравился. На мой взгляд написано с душой и любовью.
Спасибо)))))
Спасибо за ценную подборку информации, много полезного и интересного! В любом случае вы отлично потрудились, это надо оценить! Нюансы на мой взгляд не играют роль на общее восприятие кукол фрау Гюнцель, те кто знают их ценность! Например, мне это не мешает с удовольствием рассматривать их и любоваться, всегда утонченных, романтичных и очень красивых, созданных с трепетом и душой! (Хотя до великих знатоков разбирающих в технологии производства мне еще расти...). Спасибо за материал!))
Замечательная статья! Много познавательного. И даже, если писали не сами, но нашли информацию, скомпоновали и обработали поделились, спасибо большое!
Большое спасибо за такой интересный обзор. Очень познавательно и наглядно.
Елена, благодарю за интересную и познавательную публикацию! Сохраню в избранное, чтобы ещё перечитать :0)
  • avatar
  • Nani
  • +1
Спасибо за интересный топик, много познавательного, беру в избранное.