author-avatar
Екатерина

Кашин - город русского сердца. Часть вторая. Кашинский краеведческий музей

Со времён глубокой старины Кашин известен обилием великолепных храмов. Судя по данным XVI — нач. XVII вв. в городе насчитывалось около 70 приходских и монастырских храмов, 15 монастырей.
Великий художник А.Г.Венецианов после посещения города Кашина восхищённо писал: «Не вытерпишь, чтобы не сказать о моём удовольствии, с которым я смотрел на Кашин… Там я увидел не одну церковь такую, которая едва к земле придерживается, а вся улетает в облака и их рассекает как будто своими блестящими крестиками на легоньких головках...»
До наших дней сохранились лишь 9 каменных церквей и, частично, 3 монастыря. В одном из которых мы побываем. Знакомство со старинным городом Кашин мы начали с осмотра краеведческого музея, в котором собраны уникальные экспонаты.
Создателем Кашинского краеведческого музея по праву можно считать И.Я.Кункина — кашинского купца, страстного любителя старины, истинного патриота своего города.
И.Я.Кункин (1835-1908) — купец I гильдии — являлся представителем древнего купеческого рода. Он закончил приходское училище, а потом всю жизнь занимался самообразованием. Все кашинцы знали И.Я.Кункина, как любителя древностей, знатока истории города, поэтому и приносили ему найденные монеты, старые книги и другие вещи. Многие древности, найденные в городе, были переданы И.Я.Кункиным в Тверской музей. Это предметы археологии, клад серебряных монет в количестве 413 штук, найденных около Троицкой церкви. С началом археологического изучения Кашинского края в конце XIX в., И.Я.Кункин увлёкся раскопками. Им был раскопан, в частности, один из курганов у д.Ильинское, что в 30 км от города. Обнаруженные предметы — череп, бронзовый порошок и др. были также переданы в Тверской музей.
Неоднократно И.Я.Кункин предлагал городским властям свою коллекцию для открытия в городе музея. Однако попытки были тщетны. В 1908 году И.Я.Кункина не стало и дело отца продолжил сын Вячеслав. Официальная дата открытия музея считается 2 февраля 1919 года.
С 1936 года и по сей день музей располагается во Входоиерусалимской церкви (памятник архитектуры XVIII века).
Церковь Входа Господня в Иерусалим существует в Кашине преемственно 600 лет. В княжеских грамотах «Иерусалимская слобода» упоминается впервые в 1401 году. В последней трети XVIII века на месте двух деревянных приходских церквей Входа Господня в Иерусалим и преподобных отцов Засимы и Савватия была построена каменная церковь. Купцы Манухины и Добрынины называются строителями Входоиерусалимского храма с 1789 года. Удивительно лёгкий и стройный храм с древнерусскими чешуйчатыми главками-луковками можно считать одним из самых ярких образцов кашинской самобытной церковной архитектуры XVIII века. Высота храма с главами и крестами втрое превосходило его ширину. Этот приём часто использовался кашинскими зодчими.
Напомню, как выглядит Входоиерусалимский храм.

Экспозиция, созданная в 1992 году занимает 9 небольших залов на 2-х этажах.
В кашинском музее представлены уникальные экспонаты.
Продолжаем осмотр музея…
Фрагмент экспозиции. Вещи из имения Лихачёвых «Устиново». 1820-е — 1840 гг.
Мебельный гарнитур 1820-х — 1840-х годов (по Б.Н.Кирикову).

Шпалера, XVIII век, ткачество.

Портрет купеческой дочери (Ждановой). Неизвестный художник. XIX век.


Статуэтки.

Композиция «Торжество любви». Неаполитанский фарфор. XIX век.

















Фрагменты вазы напольной, сервский фарфор, XIX век. Только вот общий вид вазы почему-то я не сфотографировала, видимо засмотрелась на роспись.



Общий вид вазы напольной(фотография из интернета).

Древний сундук.

Очаровательные гобелены.


Живопись.

Поднимемся на второй этаж. В лучах солнца грелась милая кошечка. Тоже «хранительница» музея:)

Работы местных Мастеров.


В Кашине родился талантливый фотограф В. А. Колотильщиков, работы которого были отмечены серебряной медалью на Всемирной фотографической выставке в Москве (1907) и грамотой на Всемирной фотографической выставке в Париже. Он создал своеобразную фотолетопись жизни города. Снимки отличаются высокой культурой исполнения, радуют глаз пластикой светотональных переходов, законченностью композиции. Экспозиция музея оформлена его великолепными фотографиями.
Общий вид части выставочного зала.













Композиция «Кашинское угощенье». Конец XIX века.

По одной из версий название города, как производное от древнерусского слова «каша» (свадебное обрядовое угощение). В XIX веке неизвестный кашинский поэт написал:
«Сюда на кашу приезжали,
Нам говорили в старину,
Её на площадях едали,
И назван Кашин потому».
Коллекция скульптур.

Композиция «Веселье». Конец XIX века.

Композиция «Мужик с трубкой». Конец XIX века.



У моей бабушки по отцовской линии тоже был такой старинный прядильный станок. На станке она из ткани ненужной одежды ткала очаровательные «дорожки», ещё их называли половики. Также она шила одеяла в технике «пэчворк». А сейчас всё это вернулось и очень ценится, как ручная работа. Самобытные вещи, которые создают уют домашней обстановки.



Набойные доски. Конец XIX — нач. XX века. Дерево, металл.



Осматриваем дальше экспонаты музея… Всё без экскурсовода, так что просто фотографии… Где-то буду подписывать, что за предметы.

Шкатулка. Неаполитанский фарфор. XVIII век.


Фрагменты «Трактирного уголка».
На самоваре насчитала 10 медалей!

Поближе…

Рекламный плакат винной лавки.


Весы. XIX век.

Рекламный плакат табачной лавки.

К концу XIX века Кашин переживал экономический спад: прекратил существование водочный завод купцов Зызыкиных (производивший ранее искусственные виноградные «кашинские» вина), и в 1892 году в городе остались всего две небольшие фабрики — войлочно-валяльная и свечная — при 22 рабочих. Численность населения составляла в 1893 году 6952 человек; в городе насчитывалось 1120 домов (в основном деревянных).








Из красивого цветка когда-то звучала прекрасная музыка!

Тик-так, часики:)



На одном из полотенец надпись гласит — «ПОДАРИТЬ БЫЛА ОХОТА».
















С петровских преобразований начались изменения в моде. Хотя многие традиции в быту сохранились, кашинское купечество следило за модой. Большинство одевалось в костюмы из покупной материи, в том числе заграничные. Женщины стали отдавать предпочтение шляпам перед платками, в их гардеробе появились перчатки, зонтики. В моде были различные накидки. Одежда представительниц купеческого сословия, а также мещанок являла собою попытку сопрячь «французское с нижегородским» — парижские моды с русскими украшениями и старинными головными уборами.








Чей это сундук написано ниже, под №6.





Среди предметов храмового убранства следует выделить царские врата второй половины XVIII века со сценой Благовещения и изображениями евангелистов. Дерево, левкас, позолота.


Св. благоверная Анна Кашинская. Начало XX века. Кашинские иконописные мастерские.


Под №13 — Венец венчальный из церкви с. Кожино (копия с венцов XV века). XVIII век.


Макет «Сретенский девичий монастырь». Нач. 20 века. Пробка, стекло. Работа монахинь.


Хочу добавить, что отдельные произведения старинной живописи, происходящие из Кашина, украшают сейчас коллекции центральных музеев страны. Так, знаменитый «кашинский чин» — ансамбль икон середины XV века — хранится в Третьяковской галерее и Русском музее.
На этом экскурсию по музею завершаю. Спасибо за просмотр! Продолжение путешествия по Кашину следует…
  • Ирина

    Ямогу: Люблю создавать куклы, непохожих одна на другую, каждая со своей историей и характером. Их объединяет одно- все они приносят уют и тепло Вашему дому! )))

  • Винтажные куклы из Норвегии

    Ямогу: Я могу помочь приобрести винтажных кукол на eBay и норвежских онлайн аукционах. Могу помочь с переводом оплаты на PayPal в обмен на рубли.

Обсуждение (9)

спасибо за экскурсию! Дух захватывает от красоты.
Мария, спасибо за добрый отзыв! Рада, что экскурсия по музею понравилась.))
Катя, с удовольствием прогулялась с Вами по залам музея, вспомнились бабушкины красивейшие полотенца на иконы, зингеровская швейная машина-точно такая же! Спасибо за чудесный топик!
Надюша, большое спасибо! Рада, что музей Вам тоже понравился. В Кашине ещё много где были, сделаю ещё продолжение. У моей бабушки тоже была зингеровская швейная машинка, которая впоследствии досталась мне. Сколько я себе и своей маме нарядов на ней сшила, машинка была ножная.)) А бабушку по отцовской линии я очень любила. Она была верующей, в выходные и праздники всегда ходила в церковь. В уголочке у неё тоже была икона и всегда горела маленькая лампадка. О бабушке у меня очень светлые воспоминания.))
Вспомнила свою бабушку Наташу, нашла фотографию, где она с моей тётей и двоюродными сёстрами, девочка с куклой — моя двоюродная сестра, с которой мы очень похожи, она меня старше на год и зовут её тоже Катя.))
Екатерина, большое Вам спасибо за экскурсию! Вторая часть рассказа достойно продолжила первую качеством и подачей материала. Просто отдохнул душой! Творческих Вам успехов!
  • Karl
Владимир, большое спасибо за пожелание и добрый отзыв! Про Кашин ещё не всё рассказала, фотографий сделала много. Чуть позже сделаю публикацию ещё и о других достопримечательностях Кашина, приходите, буду рада.))
Катя, очередное СПАСИБО!!! Очень интересно, очень впечатлили -Царские врата XVIII века со сценой Благовещения и изображениями евангелистов. А я правильно понимаю, это часть алтаря была когда-то? Почему они не являются сейчас храмовым украшением? Знаете? Просто очень красиво было бы!
Присоединяюсь к словам, что отдыхаю душой, читая такие топики!
Танюша, да, это настоящие Царские врата алтаря конца XVIII века, я так поняла, что именно этой Церкви Входа Господня в Иерусалим, где сейчас и находится Кашинский музей. Думаю, что когда-нибудь музей будет располагаться в другом месте, а Церковь отреставрируют и сделают действующей. Танюша, и большое спасибо за Ваши добрые отзывы!