Анна

Мастер-кукольник Надежда Цигановская: "Я делаю кукол для того, чтобы радовать людей, а не себя"

Меня зовут Наталья Бертош, я маркетолог, журналист и певица. Именно по поводу последнего пункта многие больше знают меня как Берту. Я занимаюсь рекламой, пою, пишу, придумываю и воплощаю в жизнь разные проекты. Журналистский проект «Бранч с Бертой» — один из них.

Каждое воскресенье в ресторане отеля Renaissance Minsk с полудня и до четырех дня проходят бранчи, пришедшие к нам из Америки и представляющие собой нечто среднее между поздним завтраком и ранним ланчем. Бранч принято проводить с близкими людьми, наслаждаясь их обществом под девизом «Отдохни, ты не на работе!». Мой проект «Бранч с Бертой» призван познакомить вас с интересными персонами, открывая их с новых, неожиданных и ярких сторон. Каждое воскресенье — новый гость. Присоединяйтесь!

С Надей мы познакомились на девичнике у общей знакомой, которую дружной толпой провожали замуж. Надя вошла в зал, неся в руках нечто волшебное — шикарную куклу, изящно сидящую с фонарем в руке на не менее шикарной скамейке с фонарем в руке. Это уже потом, я узнала, что Надя — известный мастер-кукольник, автор и организатор международной выставки «Панна Doll'я», которая в этом году пройдет в Минске с 10 по 12 апреля. А тогда я даже не подозревала что чудо-кукла — это ее рук дело.



Искусство куклы
— Как пришла в голову идея вдруг заняться поделками кукол?
— Не поделками, а искусством куклы. Это увлечение пришло с рождением дочери. Я, как любая мама, очень хотела, чтобы ребенок был разносторонне развит. Мы жили на севере — в городе Салехарде, это Арктика. Больших развлечений там не было, и поэтому приходилось что-то делать самостоятельно. Мы привозили разные выставки, приглашали музыкантов и певцов, устраивали концерты и так далее. А как-то однажды удалось организовать выставку очень хороших мастеров из Екатеринбурга, которые привезли большой кукольный проект. Вот оттуда моя «кукольная болезнь» и началась. Я начала учиться, учиться и еще раз учиться… Сразу, конечно, не получалось. Просто так сесть и сделать куклу — это очень сложно. Нужно знать технологию и техники. Про кукол вообще можно рассказывать бесконечно, потому что в этом виде искусства существует бесконечное множество направлений, начиная с текстиля и заканчивая фарфором. Текстиль, например, — это самый простой вид кукольного искусства, в котором также существует множество направлений. От совсем не дорогих до очень дорогих. В этом направлении есть мастера, цена на куклы которых начинается от 12 000 евро, и для которых специально изготавливают ткань и другие материалы. Это больше интерьерная кукла. А есть и примитивные куклы — так называемые «чердачные», к примеру — это первый шаг в кукольный мир.

— И сколько уже длится твое увлечение?
— Уже 9 лет. Сначала просто училась, потом начала ездить на выставки и выставлять свои работы, продавать…

— Ты помнишь первую куклу, которую у тебя купили?
— Конечно! Это была самая первая кукла, которую я сделала. Я не хотела ее продавать, и выставила на нее какую-то безумно высокую цену. И ее купили! Оказывается, чем больше большую цену ты выставляешь цену, тем быстрее покупают куклу. Я, конечно, очень жалею, что продала эту первую работу. Это была клоунесса — любимая тема всех кукольников, так в этих работах можно использовать огромное количество деталей в костюмах и других элементов. Я до сих пор ее помню и люблю.

— А какой покупатель тебе больше всего запомнился?
— Михаил Ходорковский, который купил у меня белого медведя за 2000 долларов. У него, оказывается, большая коллекция белых медведей. Я как раз тогда увлекалась этим направлением. Так что мой медведь находится в коллекции одного из самых видных мужчин России.

— Все элементы в куклах делаются вручную?
— В основном да, смотря какие работы. Есть, например, куклы, у которых фарфоровое лицо, а глаза вставляются стеклянные, специально сделанные изготовленные на заказ у стеклодувов. А так все делаем, расписываем все сами.

— Ты же с Севера, насколько я поняла. Как пришла идея переехать в Беларусь?
— Мы с мужем объездили много стран, но в конечном итоге решили остановиться на Беларуси, потому что здесь нас устраивает качество жизни: климат, экологически чистые продукты и так т.далее. Мы очень любим свое здоровье и бережем его.

— Давно переехали?
— Полтора года назад!

— Ну и как? Полет нормальный?
— Замечательный! Этот полет меня еще устраивает еще тем, что в нем рядом со мной уже есть люди, на которых я могу опереться и которым я могу довериться. В нашей жизни это не так часто бывает. Как правило, очень много знакомых, очень много товарищей, а вот друзей — раз-два-три, и обчелся. Мне повезло, что те люди, которые меня окружают в Беларуси, — это достойные, грамотные, открытые и честные люди. Это не так часто бывает.

Панна Doll'я
— Расскажи про выставку Панна Doll'я.
— Это международная выставка-ярмарка кукол, которую мы проводим в Беларуси второй раз. Такого формата выставок еще не было еще, такое количество мастеров и работ! Мы впервые совмещаем разные арт-площадки, и в этом году рамках выставки пройдут и не кукольные проекты: выставка фотохудожника Юлии Мацкевич «Любимые солнцем» и выставка художников Анны Силивончик и Василия Пешкуна, а так же проект «Панна Doll'я стиль» — - новый вариант для современных дизайнеров стиля и украшений.

— Так много всего! Огромная работа, наверное, проделана.
— Я горжусь своим проектом, потому что это мое детище, которое я вырастила и вывела на хороший международный уровень. И я очень благодарна тем людям, которые мне помогают. Особенно мастерам, которые в первый год поверили в меня. Они приехали не в Минск, они приехали поддержать меня, потому что все знают, что сделать первую выставку — это очень сложно. Это 8-9 месяцев беспрерывной работы.

— И сколько авторов кукол будет в этом году?
— В этом году у нас больше 170 авторов из 20 стран мира: Мексика, Япония, Франция, Голландия, Германия, Италия и многие другие. В этом году будут звезды кукольного мира из Франции. Они очень редко выезжают на выставки и никогда не были на выставках даже в России. Для меня, как для организатора, очень ценно, что люди приезжают первый раз в на постсоветское пространство, и выбрали не Москву, а Минск — мою выставку. Это говорит о том, что они ценят то, что я делаю, и то, что я вкладываю в этот проект. Помимо средств, это еще огромное количество личного времени, так как у меня совсем небольшая команда: девочка-помощница, муж и я.

— А муж тоже кукольник?
— Нет, он кукловод. Он терпит жену-кукольницу. Много анекдотов на тему творческой жены есть, но мы их опустим. Он меня любит и во всем поддерживает.

Фарфор, текстиль и прочие радости
— Сколько же всего направлений существует в этом виде искусства?
— Ой, я даже не берусь перечислить все. Главные: текстильные работы, работы холодной и горячей самозастывающей массами для структурной лепки, фарфор — это высшая ступень, и шарнирные куклы.

— Авторы могут создавать новые направления?
— Могут, но, как в любом искусстве, не все сразу играет своими красками. Ты можешь создать направление, но до людей оно дойдет лет через пять, когда тебя начнут копировать, начнут тебе подражать.

— А тебя копируют?
— Меня копируют, и я не считаю, что это хорошо или плохо, ведь тем, кто учится, нужно что-то брать за основу. Вообще я ратую за то, чтобы в Беларуси искусство кукол поднялось на должный международный уровень, поэтому я и привожу тебя всех этих мастеров. Многие наши мастера, даже белорусские, чаще выставляют свои работы в Европе, чем дома.

— Любой человек может взять и сделать куклу? Вот я, например, могу?
— Ты можешь, ты — творческий человек. Могу научить. У меня много учеников. На мастер-классах, которые я провожу, я часто слышу фразу: не могу. Нет для меня такой фразы: не могу, есть фраза: не хочу.

— А как оценивается уровень работ?
— По-разному. Есть, например, у нас, у кукольников, такое поверье: если у тебя покупает работу кто-то из известных кукольников, ты стал звездой. Это говорит о неком признании и оценке со стороны профессионалов высочайшего уровня.

— Что самое сложно в кукле?
— Самое сложное — это руки и, как ни странно, уши. Не имея художественного образования, сложно с первого раза это их сделать хорошо. Но этому можно научиться. Многие мастера с художественным образованием иногда скептически относятся к тем, кто занимается этим как хобби. Я хочу сказать, что половина великих мастеров в кукольном мире — домохозяйки. Они долго работают на имя, а потом имя работает на них. Как и везде.

Кукла выбирает тебя
— А правда, что куклы на самом деле живые?
— Живые! Но тех, кто говорит мне, что боится кукол, я прямиком отправляю к психотерапевту. Потому что бояться кукол — это странно.

— Говорят, они еще по ночам ходят…
— Мало того, они стаптывают себе каблуки и туфельки!

Юля: — А уборку делают?

— Если бы были такие куклы, я бы делала только таких!

— Что означает выражение: «Не ты выбираешь куклу, а кукла выбирает тебя»?
— Это, на самом деле, правда. На каждую куклу есть свой зритель. И кукла выберет тебя, даже если ты этого не хочешь. Я часто встречала людей, которые не знали, что такое искусство куклы и говорили: «Да это ж для детей! Я никогда не куплю такое да еще за такие деньги!». Но настает момент, когда этот человек найдет ту куклу, которая вцепится в него и не отпустит. И придется ее купить. На каждой выставке такое происходит! Куклы часто похожи на своих авторов, и, тем не менее, приходят посетители и говорят: «О, это же моя тетя Валя или тетя Люба»! Каждый ищет в кукле схожесть с кем-то. И находит.

— А ты когда начинаешь делать куклу, ты знаешь, какая какой она будет в финале?
— Не всегда. Если ты начинаешь делать эскизы, как многие мастера, то ты знаешь, к чему стремиться. Но если это происходит на начальном этапе: например, вы приходите ко мне на мастер-класс с эскизом, но поверьте, у вас получится совсем другая кукла. Кукла будет диктовать свои условия всегда. Когда я делаю куклу, я постоянно с ней разговариваю и общаюсь. Поэтому потом очень тяжело расставаться.

— У куклы есть душа, по-твоему?
— Безграничное количество души, эмоций, настроения и положительной энергетики.

— Ты скучаешь по своим куклам?
— Есть работы, по которым я скучаю. Но в конечном итоге, я же делаю кукол для того, чтобы радовать людей, а не себя. Поэтому мне нравится, когда мои куклы радуют других людей, приносят радость.

Фото: Юлия Мацкевич

Проект: Бранч с Бертой
  • Клепикова Нина

    Ямогу: Я могу сделать для вас портретных и авторских кукол, шью медведей, лисичек, ежиков и котиков)

  • P.I.A. Pozdnyakova Irina Aleksandrovna

    Ямогу: P.I.A. Авторские Шарнирные Куклы Поздняковой Ирины Александровны

Обсуждение (7)

Очень интересный и познавательный репортаж, спасибо)))
Пожалуйста
Спасибо большое, с интересом прочитала!
Огромная благодарность за знакомство с таким интересным автором и прекрасным мастером.
Очень люблю такие статьи.
Пожалуйста
Очень интересно читать! Потрясающе красивые фотографии
Спасибо