Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага. Часть 2


Продолжение топика "Алэл — кетская кукла, хранительница домашнего очага. Часть 1"
Так как в одном топике вся моя работа не может быть опубликована, я разбила её на две части.

Но это ещё не все кетские антропоморфные обереги. Существует ещё так называемый дангольс – изображение умершего родственника. Дангольс в отличие от алэла с маленькой головой. Но на нём также есть одежда, он подпоясан и часто обут. «Изображение умершего изготовляли, если он часто являлся живым во сне. Дангольс считались членами семьи, исполняли свои обычные функции, но более всего являлись защитниками и помощниками». (Е.А Алексеенко. «Жизнь и смерть в представлениях народов бассейна Енисея»)
Чаще всего дангольс представлял собой одежду, сшитую в полном соответствии с настоящей: рубашку, распашную верхнюю одежду из сукна (котлам), парку. Распашная одежда надевалась поверх нижней (рубашки), полы ее запахивались на правую сторону и завязывались узлом. Иногда одежда надевалась на матерчатый валик или антропоморфную фигуру, но чаще это была только одежда. Непременной принадлежностью была одна или несколько пуговиц у ворота рубашки — их считали лицом дангольса. Сверху дангольс обматывали низкой бус или поясом, как у алэлов. Дангольсы помещали вместе с алэлами, но в отдельной связке. Все действия по отношению к ним были те же, что и к алэлам; совершали их женщины. Их «кормили» вместе с алэлами. Если дангольс изображал умершего мужа, то предназначенную для него пищу съедала вдова. Алэл «помогал» главным образом в домашнем хозяйстве, сферой же деятельности дангольса был промысел. Считалось, что он бежит впереди охотника и обеспечивает ему удачу. Про удачливого человека нередко говорили, что «у него есть дангольс».
Рисунки дангольс из книги Е.А. Алексеенко:

Фотография дангольс?(могу и ошибаться) без одежды, вид сзади и вид спереди. Фото из фондов туруханского музея:

Изображение дангольс (фото из интернета):

Изображения умерших изготовляли не только кеты, но и другие народы сибири. У народов ханты и манси существовали обрядовые куклы иттарма. Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего, то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет. У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры 20-22см. Куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо. Куклу могли «похоронить» в маленькой копии чамьи (небольшая кладовая на высоком настиле), то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.
Более подробно здесь: *** www.rukukla.ru/article/kuhi/kukly_ittarma_ura__vmectiliqa_du6.htm
Фотография иттарма:

Как видите, они лишь отдалённо напоминают кетские алэлы. Может быть, несведующий человек и не различит, но этнограф всегда.
А в шаманской практике кетов антропоморфного типа изготовлялась колотушка для ударов по бубну. Колотушка по своему габитусу не походит на алэл. Это совершенно другой антропоморфный культовый предмет.

Это изображение алэла нашла в интернете ещё в прошлом году, как будто новая фигурка и одежда новая, не совсем традиционная, и лицо светлое, не побывавшее в дыму чумного очага (иногда лица алэл специально покрывали охрой). Скорее всего, новодел или копия. Интернет-ресурса, на котором я взяла это фото уже не существует.

Е.Алексеенко пишет, что по данным Анучина алэл изготовлялся собственноручно человеком, который впервые обзаводился отдельным хозяйством. Им же отмечен шаманский обряд «оживления», то есть вселение алэла в его изображение.
В.И.Анучин писал, что ему не приходилось встречать при полевой работе недавно изготовленные алэлы, все виденные им фигурки оказывались очень старыми.
А теперь рисунки алэлов из книги Евгении Алексеевны Алексеенко «Домашние покровители у кетов».
Общераспространённые типы алэлов. Санкт-Петербург, Музей Археологии и этнографии (МАЭ), коллекция № И-1993-146,142.

Туес с алэлами. Принадлежность кета Е.Сутлина, посёлок Алинское. Санкт-Петербург, Музей Археологии и этнографии (МАЭ), коллекция № И-1993-216.

Туеса изготавливали из бересты. Берестяная коробка из фондов МАЭ:

Алэл с медными пластинами на лице. Санкт-Петербург, Музей Археологии и этнографии (МАЭ), коллекция № 1048-24:

Алэл с литой ажурной бляхой. Санкт-Петербург, Музей Археологии и этнографии (МАЭ), коллекция № И-1993-168:

Особые женские семейные покровители, кроме кетов, отмечены у самодийских (ненцев, селькупов), угорских и некоторых тюркоязычных народов. Особенно близок кетский культ алэлов культу эмегендеро (бабушек) у алтайцев. Эмегендеры представляли собой тряпичные куклы, набитые паклей, без ног и рук, с бисеринками на месте глаз. Каждая женщина получала их при выходе замуж или перед рождением ребёнка. Они считались покровительницами домашнего очага, помощницами при рождении ребёнка и его воспитании. В отличие от кетских алэлов эмегендеры наследовались по женской линии» ( Е.А.Алексеенко. «Домашние покровители у кетов»).
Кормление эмегендер у телеутов и эмегендеры с выставки «Томская писаница»:



И наконец, я хочу показать небольшую видеозапись, тоже найденную мною в сети совсем недавно. Откуда она, кто снимал, сначала не знала. Потом заинтересовалась первоисточником, немного поискала на You Tube и очень быстро нашла. Отрывок этот есть в документальном фильме «Кеты». Длится всего минуту-полторы, но алэлы очень хорошо можно рассмотреть: ***http://vimple.ru/7654cbaff77c4686986130db4eee62be
Сам фильм «Кеты» можно посмотреть:



Этот же фрагмент есть в фильме «Енисей лето (серия 2)» в серии фильмов Дмитрия Васюкова из цикла «Счастливые люди».
Ещё есть целый цикл документальных фильмов, называется «Ванкор за кадром». Я нашла на You Tube 8 сюжетов этого фильма.
По сибирской легенде кеты пришли на землю со звёзд и поселились на берегах Енисея, в их образе жизни и мировоззрении много таинственного и необычного. Но цивилизация разрушила неповторимый мир последнего из коренных енисейских народов. Вне всяких сомнений фигурки алэлов были для кетов мощным оберегом, впитавшим в себя энергетику многих поколений таёжных охотников и рыболовов. И разрушение их Мира началось давно, даже не с приходом советской власти, а значительно раньше, когда в тайгу пришли христианские миссионеры. Обращение сибирских народов в христианство не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Но крестившись, кеты ещё долгое время сохраняли свою культуру, они лишь утратили свои самобытные имена и стали называться именами, принятыми в православной традиции. С каждым годом кетов становится всё меньше. По последним данным их осталось всего около семисот человек. Перспективы сохранения кетского этноса, или отдельных элементов его культуры не ясны. Среда общения на кетском языке практически уже исчезла.
Кетский язык в виде факультатива преподаётся в школах нескольких сёл Туруханского района: село Келлог (1-4 классы, детей – 21, часов — 12). Село Верещагино (5-9 классы, детей — 12). Село Горошина (2 — 7 классы, детей — 9, часов — 3). Село Сургутиха (2, 6, 9 классы, детей — 3, часов — 3). Село Бор (1-4 классы по 2 часа в неделю). Потеря этнокультурной самобытности кетов идет очень быстро. Для кетов характерна большая плотность контактов с русскими, налицо полное доминирование русского уклада жизни, в то время как основные хозяйственные занятия кетов разрушены или сильно трансформированы.
Кеты ассимилировались не только с русским населением бассейна Енисея. Часть из них смешалась с селькупами, часть с эвенками. О наличии в эвенкийской культуре кукол подобных алэлам я не слышала, возможно, они есть, только несколько другого типа.
Недавно попались в поле зрения воспоминания сотрудницы Туруханского музея С. П. Ростомашвили за 1984 год. Она пишет, что ей довелось побывать в одной из деревень близ стойбища эвенков. Один из них предложил отдать в музей куклу алэл-бам. Когда же куклу принесли, то вскоре встревоженный хозяин прибежал за ней обратно с рассказом о том, что все дети в семье заболели, с женой сделались судороги. Вернули алэл на место и всё прекратилось.
В этом рассказе явно фигурируют кеты, а не эвенки, хотя как знать, сколько ещё тайн существует на этой сибирской земле. М.С. Баташев пишет, что подобных кукол у эвенков он не встречал. Я специально прочла несколько этнографических очерков об эвенках и о селькупах, о куклах подобных алэлам ничего не нашла.
Самым большим моим желанием за время написания этой работы было желание найти хорошие фотографии алэлов. Наверное, это провидение! Фотографии нашлись! И теперь я имею возможность показать их вам. Уверена, — в сети их точно пока нет.
По мнению многих исследователей, в настоящее время увидеть фигурку алэла, хранящуюся в кетской семье, довольно проблематично. Это связано с охранительными функциями алэлов. Ведь демонстрация алэлов постороннему человеку, в понимании кетов, может понести за собой смерть кого-либо из близких или другие жизненные неприятности. Поэтому большое значение для исследователей кетской культуры всегда имели те артефакты, которые хранятся в коллекциях музеев. Однако когда в посёлок кетов приехала съёмочная группа Дмитрия Васюкова, бабушка Дарья Игнатьевна Тыганова (1928 г.р) охотно снялась в эпизоде с алэлами. И на этих снимках тоже она.


Между тем, многие современные кеты, имеющие в своей семье фигурки алэл, тщательно их скрывают. Как пишет М.С.Баташев: «Нежелание показать культовую атрибутику, как правило, облекается в форму: «были, но сгорели», «мать продала», «где-то пропали». Лишь при более длительном общении выяснялась истинная подоплёка – «нельзя, плохо будет, кто-нибудь умрёт, утонет, сгорит, пропадёт». В семидесятые годы традиция делать алэла при создании новой семьи ушла в прошлое, но уже в 2004-м году М.С.Баташеву удалось зафиксировать факт изготовления нового алэла.
Фотография Алэла в берестяном туеске. Снято в посёлке Келлог для Туруханского музея.

Далее фотографии из фондов Туруханского музея:





А вот и сами кеты с фигурками алэл:


Чем больше я погружаюсь в мир кетов, тем больше открывается информации. С тех пор, как стала готовить эту публикацию, почти ежедневно нахожу что-то новое. Одни только воспоминания влюблённой в кетов Е.А.Алексеенко читала на одном дыхании. (kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-195-4/978-5-88431-195-4.pdf). А сколько ещё всего неизвестного и увлекательного. Есть серия фотографий кетов и их быта начала двадцатого века. Уже несколько раз думала, всё, наконец-то окончила работу и снова и снова узнавала что-то новое. Хотя хотела лишь поделиться с вами своими знаниями о кетской кукле алэл, и только. А о кетах можно говорить бесконечно! Топик этот я готовила к публикации бесконечно долго: читала книги, писала, сканировала, копировала и обрабатывала иллюстрации. Смакетировала работу в небольшую книжку-брошюру для себя и своих детей. И конечно же с удовольствием знакомлю со своей работой, вас, дорогие Бейбики!
Если кого-то из вас заинтересует моя работа, и вы захотите узнать больше о кетах и их верованиях, вы сможете найти в сети эти книги, также как нашла их я. В википедии тоже есть статья о кетах со ссылками на другие информационные ресурсы.

Е.А.Андреева «Жизненное пространство новорожденного в традиционной культуре кетов». Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. © МАЭ РАН
www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-195-4/
В.И.Анучин «Очерк шаманства у енисейских остяков». 1914 год.
М.С.Баташев «Изображения семейно-родовых святынь у кетов», 2008 год.
Кетский сборник. 1982 год.
Е.А.Алексеенко. «Кеты. Историко-этнографические очерки», 1967 год.
Р.Ф.Итс «Шёпот земли и молчание неба». 1990 год.
«Этносы енисейского меридиана». — Материалы Красноярского краевого краеведческого музея. 2008 год
Е.А.Алексеенко. «Домашние покровители у кетов».
Е.А Алексеенко. «Жизнь и смерть в представлениях народов бассейна Енисея»

И ещё множество материалов можно найти, если воспользоваться поисковыми системами гугл и яндекс.
И напоследок фото Е.А. Алексеенко. Фото 1950-60-х годов.

Основные труды Е.А. Алексеенко о кетах.
Алексеенко Е.А. Кетская проблема
Алексеенко Е.А. Материалы по культуре и быту курейских кетов
Алексеенко Е.А. Старинные обычаи кетов, связанные с рождением ребенка
Алексеенко Е.А. Кеты: историко-этнографические очерки.
Алексеенко Е.А. Домашние покровители у кетов
Алексеенко Е.А. Обряд и фольклор у кетов
Алексеенко Е.А. Пережитки культа деревьев у кетов
Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире

Алексеенко Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов
Алексеенко Е.А. К изучению пространственно-временной структуры мифологии кетов
Алексеенко Е.А. К изучению понятие «живое» у кетов

Алексеенко Е.А. К изучению пространственной семантики «вещи» у кетов
Алексеенко Е.А. Женское начало в традиционной культуре кетов
Алексеенко Е.А. К изучению гендерных отношений у кетов
Алексеенко Е.А. Кеты.
Алексеенко Е.А. Котел в кетском нарративе и ритуале
Алексеенко Е.А. Этнические процессы на Туруханском Севере
Алексеенко Е.А. У кетов Подкаменной Тунгуски
Алексеенко Е.А. Кеты // Байкит — земля богатая.
Алексеенко Е.А. История в биографии // Культурное наследие народов Сибири и Севера.

Всего Вам доброго! До новых встреч! Светлана Двуреченская.


INataDolls

Ямогу: Шью для кукол:
Little Darling — 32см
Paola Reina — 32см

ООАК на куклах MX и EAX от OOAKSony66

Ямогу: ООАК на куклах MX и EAX


Комментарии (21)

Очень интересно! Спасибо!
Света, очень интересно, уже читаю подруге!)+++++
Светлана, спасибо большое за интересный рассказ о кетах, прочитала на одном дыхании! Вы проделали огромную работу, спасибо, что поделились с нами.
Надя, я рада, что Вам понравилась моя публикация! Спасибо Вам за отклик!
Очень интересно, даже не знала, что существует такая народность.Век живи, век учись… Спасибо за интереснейший топик.
Интересно очень, спасибо!!!
У меня есть большая книга, ещё выпуска 60х годов, «Сказки народов Сибири». Они такие самобытные и интересные!!!
Светлана, спасибо за интереснейшую публикацию.
Светлана, спасибо-очень интересно! Благодарю за прделанный труд и прекрасную публикацию.Пусть живут и радуют нас Коренные народы Сибири- Кеты!
  • avatar
  • cfif
  • +1
Очень интересная публикация с глубоким погружением в тему. Чувствую, что буду еще неоднократно возвращаться и перечитывать. Спасибо за Ваш труд!
Вам спасибо, мне дорог каждый читатель!
Огромное спасибо, Светлана. Вы такую титаническую работу проделали, столько информации о наших малых народах.Я никогда и не слышала о таких куклах.У меня есть кукла сделаная без иголки.Мне ее мама подруги подарила.Она хранительница семейного очага.


Спасибо огромное за такую интереснейшую публикацию! Действительно, работа проделана просто титаническая, но при этом видно, что эта тема вам действительно интересна и этот труд по сбору материалов для данной публикации, был вам в радость. Прочитала эту замечательно написанную вами статью на одном дыхании и, несомненно, буду возвращаться к ней вновь, чтобы еще раз перечитать и пересмотреть фотографии этих удивительных кукол. В одной публикации затронуто столько интереснейших тем разом — история, этнография, искусство, авторская игрушка и кукла и, в тоже время, предмет культа такой уже небольшой народности, о которой сейчас уже редко где можно прочесть. А в конце статьи еще и подробная библиография для тех, кто захочет изучить затронутую вами тему более подробно! Браво! Вот пример прекрасной, очень качественно и с душой сделаной публикации.
  • avatar
  • Amady
  • +1
Спасибо, Влада, Вы совершенно правы! Тема для меня очень интересная и труд по созданию этой публикации был в радость!
ОЧЕНЬ интересно и познавательно!
СПАСИБО!!!
Светочка, все твои публикации достойны восхищения!
БРАВО!
Это публикация — одна из самых интересных… как научный труд. Преклоняюсь перед твоим старанием. СПАСИБО огромное!
Тебе, Оксана, спасибо, что прочла! Я правда старалась, думала — будет многим интересно, но мало кто заметил. Я не обижаюсь, сама ведь тоже не все топики подряд читаю.
Я уверена, что прочли многие! Просто иногда не оставляют комментарии. А особенно в таких топиках как этот. Знаешь почему! Это не топик, а научный труд! Все потеряли дар речи от прочитанного! Ты — гений!
Да, ладно, какой гений… Просто я так углубилась в эту тему, как будто сама там жила. И аналогию тоже провела, представляешь, они их кормили, переодевали… ну, прям совсем как ты своих спать вчера укладывала… А условия жизни такие суровые были! И знаешь, на кукольную тему научные труды и диссертации люди пишут. К примеру, есть совсем свежая диссертация «Феномен куклы в традиционной и современной культуре», автор И.А.Морозов. Ещё до революции в 1912 году вышла книга под редакцией Н.Д.Бартрама — «Игрушка. Ее история и значение». Н.О.Осипова в статье "«КУКОЛЬНЫЙ ТЕКСТ» СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: МИФОСЕМИОТИКА МОТИВА" пишет:-«Кукла на протяжении всей истории человечества балансировала между миром живых и миром мертвых, что обусловило степень её сложных трансформаций применительно к разным текстам культуры». Так что, кукла — это серьёзно, а не так, как многие думают — ерунда.
Это изображение алэла нашла в интернете ещё в прошлом году, как будто новая фигурка и одежда новая, не совсем традиционная, и лицо светлое, не побывавшее в дыму чумного очага (иногда лица алэл специально покрывали охрой). Скорее всего, новодел или копия. Интернет-ресурса, на котором я взяла это фото уже не существует. Уважаемый автор, что плохого в том, что это новодел? Автор данной «копии» пытается сохранить кетскую культуру.И откуда информация, что это копия чего-то? Вы можете предоставить оригинал?
Разве у меня написано, что это плохо? Это прекрасно, что хоть кто-то стремится сохранить кетскую культуру. Да, возможно, я не те слова подобрала в описании, но это вовсе не подразумевает какой-то негатив, напротив, я очень трепетно отношусь к этой культуре, иногда мне кажется, что в какой-то прошлой жизни я сама жила в тайге. Мне очень близок и дорог этот народ. Ничего плохого и оскорбительного я не написала. Я всю эту информацию пропустила через свою душу и много лет собирала информацию. Слово «новодел» ничего плохого не означает, кроме того значения которое у него есть — «сделано вновь». Причём, сделано с любовью и с пониманием. Я лишь показала имеющийся у меня иллюстративный материал, тот, который смогла найти. Я не утверждала, что это копия.
Светлана, наконец добралась до Ваших топиков — это целые научные труды! Тема от меня далекая, но, как оказалось интересная и познавательная. Много лет прожила за северным полярным кругом, под Воркутой. Видела висящее солнце, которое не садится и не встает и три солнца при -48, полярное сияние и цветущую тундру, которая за короткий период времени, какие-то несколько недель, что зовутся летом, успевает родить, прожить и умереть до следующего года. Красота неописуемая! Не раз видела кочевников-ненцев, они приезжали за провиантом на оленях, одетые в малицы и пимы… оказывается, я ничего о них не знаю, а следовало бы, наверное.