Нужна ли реставрация антикварной кукле?


Доброго времени суток, дорогие Бэйбиковцы!

Все мы любим кукол, пытаемся сохранить их в идеальном состоянии.
Многие, как и я недавно увлеклись куклами прошлых веков.
Да, да, именно про антикварных кукол пойдет речь в моей публикации.



Все мы дорожим нашими куклами, пытаемся «вдохнуть новую жизнь» в антикварные сердца наших любимиц, а нужно ли?
Владельцы антикварных кукол хотят довести их буквально до блеска, чтобы они были, как новые. И напротив, современные авторские куклы искусственно состариваются, чтобы новая кукла выглядела, будто ей сто лет.
Что происходит? Антикварные вещи очень ценятся, а если они еще и фамильные, ими хвалятся, выставляют на почетное место. Никому не придет в голову перекрасить комод конца XIX века, он тут же потеряет свой особый статус, которым и гордится его владелец.
Но почему-то тотальная перекраска старинной куклы многих не приводит в дрожь. А ведь это по сути – убийство куклы, ведь по мировым стандартам такая кукла очень сильно теряет в цене. Хотите, чтобы кукла выглядела, как новая – антики не для вас. Её трещинки и потертости – это её жизнь и возраст, её дневник, за что ею и дорожат.
Впрочем, антикварная кукла может выглядеть как новая, в случае, если хранилась в идеальных условиях, ею мало или бережно играли и убирали в коробку.
Ремонт должен быть исключительно точечный и поддерживающий; если с куклой можно что-то не делать, то этого делать не нужно. Здесь должен работать принцип «не навреди».

Так, совершенно необходимо снять с бедняжки синтетический парик и заменить его на волосяной или мохеровый. Восстановить разбитые глаза. Необходимо укрепить проваленные шарнирные лунки, в некоторых случаях – заменить резинку, укрепить изнутри трещину в голове. Если этого не сделать, можно однажды потерять кукольную голову, а голова – это главный элемент и минимум 50% стоимости куклы.


«Антиквариат, будь то кукла, мебель или книга — это немые свидетели истории человечества, и главная ценность антикварных вещей – в их подлинности. А главная цель реставрации – сохранение их для будущих поколений в подлинном виде.» (В.Сойка, журнал «Антикварная кукла»)
Действительно, неумелый перекрас, использование в ремонте ненадлежащих материалов… Ох, кукла испорчена!
И мы судорожно начинаем искать реставраторов, чтобы придать кукле вид «Сделайте, как было»!
РЕМОНТ
1. Ремонт куклы должен придерживаться правила: лучшее — враг хорошего. Если можно что-то не делать, значит, этого делать не надо.

Смысл ремонта антикварной куклы — поддержать ее в удовлетворительном состоянии, не дать ей погибнуть. Подклеить отвалившийся пальчик, закрепить трещину в фарфоре или шарнир — совершенно необходимые действия. А вот сделать куклу красивее, чем была, чтобы она выглядела «как новая» — недопустимо. Её ценность — именно в её возрасте, в её сколах и шрамах, они — следы времени, паспорт и история куклы. Антикварная кукла не должна выглядеть, как новая, она должна быть ухоженной, а это разные вещи.
То есть, если дефект может считаться следствием естественного износа в нормальных условиях, или не мешает зрительному восприятию куклы, то его устранять не нужно. Помните, кукла коллекционного уровня с ремонтом стоит дешевле, чем такая же, но в нетронутом состоянии.

2. Также нельзя приклеивать ресницы кукле, которая не должна их иметь (это надо выяснить в справочниках или у знатоков), однако же напротив, если кукла должна их иметь, но не имеет, то она вполне может существовать и в таком состоянии. В конце концов, неизвестно, когда она их потеряла, быть может, уже на второй день своей жизни:)

3. Если установлено, что ее крайне разбитое туловище — оригинальное, придется с ним смириться, ограничившись поддерживающим ремонтом. Если туловище и так неродное, то вполне допускается заменить его на другое старинное, соответствующего кукле типа.

4. Нельзя ни в коем случае приклеивать парик и затылочек стойким неводорастворимым клеем. Идеальный клей — столярный, т.к. он на натуральной основе, размывается водой и не оставляет следов на фарфоре. Но его надо разводить, и он сильно пахнет. А вот неводостойкий ПВА гораздо удобнее, и широко применяется в ремонте кукол. Музейные реставраторы использую именно его, к тому же он размывается водой, то есть ремонт с ПВА обратим, что нам и надо.

Если же требуется отчистить неправильный клей, то вполне можно попробовать сделать это растворителем. С «Моментом» этот номер не проходит — он не растворяется, а лишь слегка скручивается по краям от трения. Выход — осторожно счистить его острым лезвием.
Не клейте парик «намертво» по всему периметру — достаточно нанести три-четыре точки. Иначе при попытке его снять (а это может потребоваться при продаже для демонстрации головы) можно отколоть кусочки верхнего слоя фарфора, и голова будет выглядеть, как в оспинках.

А если уж поступать совсем, как правильный коллекционер, то парик и затылок не стоит приклеивать вовсе — лишь только наживить их на двухсторонний скотч. Смысл этого в том, что внутренности головы должны быть в свободном доступе — если вдруг придется продать куклу, то продемонстрировать целостность головы и состояние глазного механизма будет несложно.

5. Перекрашенная кукла — испорченная кукла, помните об этом.
Некачественную неоригинальную покраску на деревянно-композитном теле (имеется в виду старинный композит, а не композит образца 1940-50-х!) можно удалить растворителем — он снимет краску, но не повредит грунтовку. Однако, он также легко снимет и оригинальные штампы, и роспись ногтей. Поэтому на таких «опасных» участках отложите растворитель и возьмите тонкое лезвие — им можно медленно, но верно отшелушить новую краску, поддевая ее под края, но не трите и не скоблите поверхность! Но тут потребуется новое лаковое покрытие — предпочтение отдается спиртовым лакам.

6. Золотое правило на все случаи ремонта: с пола упасть нельзя.



Недавно в интернете наткнулась на статью о материалах для реставрации.
В статье автор пишет, что реставрировать нужно обязательно, т.к. «мышами пахнет»!
Дается перечень материалов:
«Итак – начали!
Метод первый – капитальный – распространенный!
Потребуется:
Целлумикс, шпатлевка латексная, 2 большие мягкие кисти, одна нулевка
Суперклей, эмаль акриловая белая полуматовая радиаторная J — я предпочитаю «парад»
Универсальные колеры – оливковый. беж или желтый, бордо, красный.
Лак – акриловый полуматовый же и бесцветный».
Ссылку на сайт не даю, всем интересующимся могу отправить в личку.
Можете кидать в меня тапками, но это-Ужас!
Материалы для реставрации должны быть идентичны или подобраны по составу: столярные, костные клеи, шеллаки на спиртовой основе, натуральные грунты и никакого перекаса акрилом!!!

Спасибо за внимание, мне очень ценно Ваше мнение, нужно ли все-таки «Лечить» куклу радикально?
(фото кукол частично позаимствовано из интернета)



Комментарии (60)

Настюша, ты так увлечена антикварочками — это очевидно! Очень здорово, что ты погрузилась в новое увлечение с головой и разбираешься во всех нюансах! С интересом читаю твои топики. По высказанной теме я, к сожалению, говорить не могу — не разбираюсь я в этом… ты права, парадоксально, что старым вещам придают лоск и блеск, а новые заливают тоннами кофе и чая, пытаясь состарить! Выглядит красиво и то, и другое в результате :)
Катюша, рада тебе!
Ты права, мы пытаемся придать идеальный вид антикварным куклам-это не всегда хорошо.
Вот еще выдержка из статьи:
(happydolls.livejournal.com)
«Что каксается тела антикварной куклы, то на нем допускается некоторая реставрация и, если она правильная, это не только не снижает цену, но и улучшает внешний вид куклы продлевая ей жизнь.

Перетяжка тела куклы почти неизбежна. Если кукле много лет и ею играли, старые резинки давно растянулись и части тела разболтались.

Допускается реставрация кистей рук, долепливание пальцев (у старых кукол это слабое место), замазывание трещин композитного тела. Только здесь нужно знать меру и понимать разницу между профессиональной реставрацией и чьим-то желанием «чтоб была как новая».
Иногда имеет смысл оставить куклу «как есть» и это не скажется на цене, чем неумело ее залепливать, закрашивать, лакировать и навязчиво пытаться улучшить и сделать новее.
Кожаное тело должно быть в хорошем состоянии без сыпящихся из него опилок.
Если маленькая дырка — это, конечно, не страшно, но если не маленькая и во многих местах — это уже ого! Допускается некоторая загрязненность и потертость тела ( на коже это встречается часто). Кожа не должна быть сильно пересушеной. Все перечисленное касается и тряпичных тел. Могут быть не большие заплаты, это все же лучше чем полностью новое (не путать с «родное») тело.»
А я считаю, что только деффекты мешаюшие жить дальше кукле, нужно лечить! А «изьяны»нанесенные временем только придают ценности и антикварности! мне приятнее держать «пожившую» куклу, размышляя о ее истории, нежели свежеокрашенную детку.И антикварная одежда придает большей естественности, соответствующей возрасту куклы.Но иногда я тоже прибегаю к осовремениваю), одевая своих деток в современные ткани, но учитывая хотя бы натуральнось тканей и фасоны тех времен.Ведь антикварные одежды изнашиваются быстрее хозяйки… и их все меньше в свободной продаже… Спасибо за топик, разделяю вашу страсть к антикварочкам!!!
Наталья, спасибо Вам за визит!
Деффекты, мешающие жить-это разбитая голова, отломанная нога, утраченный парик, разбитые глаза?
Я тоже так считаю, что эти деффекты нужно устранять, но не более.
Спасибо за топик. Очень интересная тема.
Я тоже против тотального перекраса, особенно когда это совсем не нужно, только с целью обновить куклу. Но вполне допускаю точечную реставрацию. Приходилось приклеивать пальцы, ремонтировать рокер, пейт и так по мелочи. Стараюсь покупать " беспроблемных" куколок. Но конечно от следов времени никуда не денешься, но в этом и изюминка антикварочек, за это их и люблю.
Олеся, огромное спасибо за комментарий.
Иногда на мэйл и в личку приходят письма, что нравится кукла, но у нее изъяны тела (отвалилась краска на деревянно-композитном теле, либо небольшой кракелюр, если кожаное тело, то есть следы заклеивания прорех), а цена высокая, почему?
Ведь есть куклы в идеальном состоянии, например реплики.
Весь смысл в приобретении антикварной куклы-это любовь к ней и почтение к её возрасту.
Я не сторонник, придания антикварным куклам лоска, именно путем ненадлежащего ремонта.
В свое время обращалась к реставратору с просьбой восстановить ручки…

Благо, что попался грамотный реставратор и любитель кукол, который отговорил меня от этой бредовой идеи.
Сейчас даже сложно представить, как бы я «убила» родной маникюр маленькой марсельки.
)))))))))))))
Да, очень повезло, что грамотный реставратор встретился!!!
Ночевкам трудно самим в этом разобраться. Но со временем научаешься чувствовать антикварную куклу. В них есть очень сильная энергетика и она точно положительная!!!
Я конечно в антикварных куклах понимаю мало, точнее не понимаю ничего!)) Более того, таких кукол я никогда не видела и наблюдаю лишь по фото.
А в топиках об этих куклах мне больше всего нравится наблюдать перерождение! Конечно, насчет тотального перекраса, замены тела, волос на натуральные и т.п., это вопрос спорный. Но! Кукла в любом случае должна иметь эстетический вид, для меня свалявшиеся волосы, отсутствие пальчиков, даже микротрещинки, сильно пожелтевшая (или в пятнах) одежда — скорее производят отталкивающее впечатление, и «ценность старины» куклы уже воспринимается иначе. Я считаю, что если куколка будет выглядеть целенькой, аккуратненько одетая — то она только выиграет!
Екатерина, благодарю за мнение!
Для Вас наверное ближе репликанты антикварных кукол.
Все дело в том, что одежду можно заменить, или отремонтировать.
Перекрашивать тело пожившей куклы акрилом, если кукла не была реставрирована и есть родная роспись тела-это кощунство (моё мнение).
Так же многие пытаются оттереть спиртом затемнения на кожаном теле, сделав его «более чистым».
Нет, с одной стороны реплики для меня еще дальше, чем настоящие антикварочки. Их предназначение лишь показать — какими куклы были раньше. Иногда хочется увидеть реальную куклу прошлого или позапрошлого столетия. Но тут да — кукла которой около или более ста лет выглядеть «новой» вроде не может… Вообще тема очень интересная!
Скажите, пожалуйста, где купить целлумикс? или может что-то другое подойдет для лепки пальчика? спасибо.
Тема очень интересная! Совсем недавно у меня стояла дилемма, реставрировать ли композитное тело антикварной малышки, которое все в глубоком кракелюре, но стало безумно жаль родной росписи, поэтому оставила все как есть, ну естественно укрепив кракелюр. В общем, я за минимум вмешательства.
Инна, рада, что гостите у меня! Я тоже за минимум вмешательства!)
Анастасия, я с Вами полностью согласна по поводу реставрации антикварных кукол. В реставрации подобных кукол должны принимать участие только настоящие профессионалы, или те, которые понимаю в этом толк. Иначе кукла будет испорчена. Еще меня убивают самопальные наряды, в которые пытаются наряжать старинных кукол. Синтетическое кружево неуместно смотрится на наряде подобной куклы.Кружево на белье и платье куклы должно сочетаться по стилю, цвету и фактуре. Ленточки не должны переливаться синтетическим блеском. А пуговицы тоже должны соответствовать стилю. Их или нужно обтянуть той же тканью, из которого сшито платье, или же выбрать из натурального материала, такого, как перламутр или кость. Или же использовать вместо пуговиц мелкие бусины под жемчуг без блеска (хотя бы Сваровски). Ткани для куклы должны быть матовые, без отблеска. Чем подобные наряды — лучше куклу голой оставить.
Оля, ох как Вы в тему про синтетические наряды… тоже не люблю.
Считаю, что если наряд новый, то шиться должен из тканей приближенных к старинным, либо из винтажных тканей.

Недавно закончила приводить в порядок антикварный наряд, пуговицы еле нашла, две пуговки антикварные, остальное новодел!)

Отличный получился наряд! Пуговицы перламутровые хорошо подобраны. Все прекрасно сочетается. Спасибо за фотографию.
Настенька! Спасибо тебе большое за интересные статьи! Полностью с тобой согласна! Антикварных кукол надо реставрировать, но только если что то подправить, чтоб кукла например не рассыпалась от времени совсем, а все остальное… лучше оставить как есть, это ценно в такой кукле, придает ей осовенность в этом…
Настенька! Я смотрю ты в серьез увлеклась антикварными куклами! Я тоже:)) Читаю, изучаю, так интересно!!! Так нравяться такие куклы, их наряды, в них прям есть жизнь!!! Я все ни как мальчика своего антикварного не до реставрирую) Он был в таком плачевном состоянии, а когда я им занилась, он прям на глазах стал оживать, смотрит на меня своими глазенками:)) как живой!!! Надо доделать мне малыша)
Леночка, очень интересно посмотреть на твоего мальчика!)
Настюш! Как доделаю его, обязательно покажу!)
Собственно, исходя из вышеприведенных рекомендаций журнала «АК» и блогов его авторов я и пытаюсь строить свои «отношения» с антикварками.
Но есть и вопросы.
Например — что делать, если по глупости или незнанию приобрел куклу с переделками? И не знаешь точно, какой она была? А если тело не ее? Или части тела? Что с этим суповым набором делать? Тут кто хочешь зайдет в тупик :) Нужные детали-то непросто достать.
С кожаными телами вообще беда, очень много поврежденных попадается, и я не раз слышала мнение, что куклы на таких телах должны стоить существенно меньше композитных, а уж если тело не в порядке — так и подавно. Был у меня случай — купила куклу, тельце кожаное вроде без повреждений, все ничего, приехала — глядь, руки-то новые кто-то ей присобачил. Родные утрачены. И не достанешь их вообще. Что делать? Руки отрывать? А потом что? Голова тоже непонятно, родная или нет, но уж больно аккуратно кто-то ее реставрировал, и не поймешь, была ли замена. Тут уже вся этика реставратора не работает, потому что с такими франкенштейнами непонятно, что вообще делать.

Но перекраска акрилом — конечно, за пределами добра и зла. Это мне напоминает один провинциальный магазин сувениров и антиквариата, куда я случайно забрела несколько лет назад. Они хотели как лучше. Взяли у населения самовары старые, и покрасили их автомобильными эмалями во все цвета радуги. Наверное, думали, что так красивее. Смотреть на это было невозможно вообще. То ли сон дурной, то ли перформанс горе-декоратора. А хорошие, наверное, самовары были… когда-то…
Катерина, Вы правы, публикация построена на статьях журнала «АК».
По правилам сайта нельзя давать ссылки на сторонние ресурсы, поэтому топик редактирован.
Я считаю, что со временем начинаешь понимать антикварных кукол, уже не гонишься за лоском, а смотришь «в душу»!
Но перекраска акрилом — конечно, за пределами добра и зла.
Какое точное высказывание!)
Против перекраски и подкраски акрилом есть один убийственный аргумент — мы не знаем, как начнут взаимодействовать с ним остальные материалы, из которых сделана кукла, например, при точечной подкраске — соседние красочные материалы. Может, год-другой все будет нормально. А потом?
При ремонте в доме нам же не приходит в голову смешивать подобным образом эмаль с масляной краской. Все же потрескается :)
Я думаю, делать надо то, без чего нельзя обойтись — глаза вставить, если их нет, перетянуть, если все болтается, трещины укрепить грамотно, итд.
Вот недавно только слышала разговор на блошином рынке (продавали антикварку без глаз) — «ну (сказала продавец) глаза это ерунда, вон можно от китайской куклы взять и этой приклеить!» О ужас!
Нет уж, дляя антикварки и глаза надо антикварные, или, в крайнем случае, Лауша заказать в Германии. Так же и с другими деталями. Понимая это, двадцать раз еще подумаешь, брать ли такую безглазую…
Катя, полностью соглашусь! Тоже самое мне сказал реставратор из Петербурга, что ни в коем случае нельзя смешивать лакокрасочные материалы, а также заменять костные клеи -пва, а шеллаков -лаками для декупажа!
Настенька! С интересом прочитала топик! Спасибо! Я плохо разбираюсь в данной теме, но твою мысль я поняла и полностью поддерживаю!
Леночка, рада тебе! Спасибо за поддержку!)
Настя, большое спасибо за топик, очень профессиональный подход к реставрации!
Конечно, я тоже согласна с вашей точкой зрения, в подобных случаях нужен не горе — реставратор халтурщик-новодельщик, а настоящий реставратор, тонко чувствующий как саму куклу, так и эпоху, в которую она содавалась. «Не навреди и не добавь ничего лишнего», сделав при этом куклу эстетически приятной — это важные принципы реставрации, я так считаю.
У меня пока нет антикварочек, но я с удовольствием любуюсь на них в топиках форумчан.
Наталья, спасибо за комментарий, я полностью с ним согласна!
Настюша, интересный вопрос подняла в своем топике. Считаю, что конечно необходимо заменить резинки, рокер подремонтивать, а красить тело я бы не стала. Ко мне недавно приехала симпатичная антикварочка в изодранном платьице, не обутая, и в плачевном паричке, не подлежащем восстановлению.Лучше будет если у нее появится винтажная одежда, чем она будет сидеть во рваном, не подлежащем ремонте платье.Люблю ухоженных куколок, в глазах которых просматривается забота и любовь хозяюшек.
«Не навреди и не добавь ничего лишнего»-это правильно!
Ириша, рада тебе!
Считаю, что конечно необходимо заменить резинки, рокер подремонтивать, а красить тело я бы не стала
полностью согласна!

А платье совсем не восстановимо?
Нет, оно все в дырах, которые не зашить.Да и пятна, которые не отстирать.Это уж перебор!
В реставрационных мастерских такие ткани «в дырах» дублируют, сажают на другую ткань, иногда дублируют с двух сторон при помощи прозрачной ткани, прошивают мельчайшими стежочками. Так что если не полностью восстановить, то консервировать одежку можно. Вопрос только в том, представляет ли она ценность. Если она действительно антикварная и родная, то, безусловно, представляет.
а если сделать подклад и старое платье «посадить на него?
Можно попробовать, а куда девать пятна, которые не отстирать точно. Материал такой ветхий может еще больше «разъехаться»
Это надо, конечно, смотреть на изделие, какие пятна, насколько сложно их вывести… Как ткань себя ведет. Может быть, пятна очень сильно портят дело, а может быть, и нет…
Недавно у меня шраерка поселилась, паричок и рубашка на ней были родные. Но в таком состоянии… Я мучилась-мучилась и сделала так — рубашечку частично продублировала состаренным батистом (антикварного у меня тогда не случилось), восстановила утраченные фрагменты. Паричок, увы, пришлось снять и убрать в приданое, потому что иначе было не подобраться к трещинке на голове, а ее необходимо было укрепить. Пейт был склеен с париком в одно целое и разломался-раскрошился весь (был тонкий и картонный). Я слепила ей пейт из папье-маше (не знаю, как картонный делать), и надела новый паричок (из натуральных волос). Платьице сшила из антикварной ткани. Больше пока ничего не делала. Может быть, и Вам подконсервировать платьице, насколько возможно, и в приданое убрать? Сшить ей из старых тканей новое, похожее. Есть всякие химические составы для выведения пятен, но я этими секретами не владею, надо у реставраторов спрашивать :)
С большим удовольствием прочитала топик! И все комментарии!
Сначала имела одно мнение, но взвесив все моменты пришла к выводу, что обязательно нужно сохранять тайну куклы, ее душу, ее сердце.
Не переделывать!
Оксаночка, рада тебе!
Я по-началу тоже считала, что необходимо все восстанавливать и придавать кукле лоск новизны!
Сейчас думаю, что этого делать не стоит.
И дело даже не в том, что кукла «теряет в цене», а в том, что у куклы уже сложился характер, и
обязательно нужно сохранять тайну куклы, ее душу, ее сердце.
.
Для лоска хороши реплики, а для души-антикварочки!)
Наталья, тема очень интересная, но оспариваемая. Бывает такое состояние куклы, когда подкрас неизбежен. По поводу лоска, Вы правы. Антикварная кукла не реплика, а вот ухоженна, она должна быть. И трещины должны быть укреплены, и крокеллюр. А ручки Вашей девочки можно привести в порядок, не перекрашивая. Вот пример: до

и после:

При увеличении, прекрасно видно родную роспись. Это точечное подкрашивание. И именно акрилом. Правда Германским. И покрытие Домасским лаком. Я считаю, задача реставратора продлить кукле жизнь. Максимально, сохранив, то, что не разрушило время. А если оставить всё, как есть, то разрушится всё, что было создано. И в куклы должны играть. Просто пылясь на полке они перестают жить. Глаза у них становятся другие. А про наряды, это отдельный разговор.Найти образ и нарядить наших девочек, это высший пилотаж. И у нас есть мастерицы, с которых надо брать пример. Спасибо за топик. Интересно выслушать мнение БэйбиКов. С уважением Светлая.
Доброй ночи!
Если комментарий был адресован мне, то меня зовут Анастасия, а не Наталья.
Очень рада, что зашли в гости. Мне ценно Ваше мнение по поводу реставрации. Я все таки считаю, что куклы-это предметы роскоши, тем более куклы, которым более ста лет. Эти куклы не для игры, а для любования.
Анастасия, извините, за мою ошибку. Комментарий для Вас и всех, кто читает Ваш топик. Мне очень интересно мнение, т.к. я реставратор. Вы знаете, есть правила реставрации: «Не навреди, не переборщи, не уничтожь.» А по поводу предметов роскоши, я не согласна. Я ведь ими играю, и мне доставляет это огромное удовольствие. Тем мы кукломаны и отличаемся от музеев. Мы их любим, переодеваем, дополняем аксессуарами, меняем шляпки, веночки, ленточки… Куклы мои в постоянном движении. Значит они игручие. И глазки у девочек живые, и улыбаться они умеют, когда им что то нравится. А любое движение, это травма для не реставрированных кукол. Вот я и стараюсь максимально укрепить, то, что разрушает время, не испортив то, что сделано мастером.
А вот кстати, Вам, как реставратору, вопрос. Чем лучше всего укрепить трещины в покрытии тушки антикварной куклы? Краска не содрана, там именно трещины, и значительные…
Значительные костным лаком, он погуще, микроскопические щелочным, он жидкий, как вода. Легко проникает в маленькие трещинки. И очень много нюансов, для укрепления краски. Иногда, то что сыпется нужно удалять. Иногда держать, чтоб приклеилось…
Большое спасибо! Тогда дурацкий вопрос — где можно эти клеи купить?
Костный еще хотя бы продается по 25 кг у оптовиков :), а вот про щелочной я вовсе ничего не нашла…
babiki.ru/shopik/45710/
Спасибо.
Что такое костный лак?
Может вы имеете ввиду костный клей?
Щелочной я беру в магазине Художник, или в «Лавке кукольного мастера». Это интернет-магазин. А костный лак и клей, это одно и то-же. Только в клей добавляется спирт.
Спасибо :)
я так и думала, что одно и тоже! Спасибо за ответ!
щелочной — шеллачный?
Оля, спасибо!)
Скажите пожалуйста, у композитной куколки 30 годов отвалилась краска с личика, выглядит очень неприятно. Нужно ли ее подкрасить? Особенно жутковато выглядит облезлый носик. Пальчики тоже обломаны…
Здравствуйте, Настя! мне в руки попали две книг Д.И. Киплик «Техника живописи» и«Реставрация станковой темперной живописи»под редакцией В.В. Филатова. Почитайте, если найдете- занимательное чтение.В частности Киплик(профессор живописи и т.д.) пишет о несовершенстве клеев, как то-костный(столярный), Рыбий, декстрин, желатин и прочие… У каждого из них есть много недостатков-излишняя хрупкость, усадка, плесневые процессы, и надеялся (а жил он 1865-1940 годы, это примерно как раз то время, к которому относятся наши антикварные куклы), что со временем будут материалы лучше.И, хотя в книге идет речь о живописи, думаю-подкраска по дереву или грунты и краски-были примерно одинаковы… Кстати в книге много рецептов красок, грунтов и клеев. Вот меня заинтересовала идея темперы… ей, я думаю, можно подкрасить небольшие участки прямо без грунта по дереву, и лаками не покрывать.Во второй книге(а это учебник для реставраторов) напрямую указывается на возможность использования ПВА и смеси ПВА с Акриловым клеем. А речь идет о реставрации икон. Долепливание частей икон рекомендуется ПВА с древесной пылью. И тоже не рекомендуют использовать столярный клей-хрупок! Что Вы обэтом думаете?
Спасибо большое!
Я думаю, что его размышления не безосновательны, но, что касаемо кукол, я придерживаюсь мнения-лечить по старым технологиям: костный елей, шеллак.
У тела для куклы лунки в растрепанном состоянии. Вот такие дыры. Сколько стоит реставрация лунок, не знаю.
Никак не придумаю, как к ним подобраться. Тканью нужно армировать, какую схему делать, отдельными клиньями, или как-то иначе. Может кто-то делал?
А в том же состоянии оставлять нельзя, тело совсем сухое, сыплется.
Вот на эту тему хотела написать отдельный топик. Почему шеллак? Почему костные клеи и клеевые краски? Шеллак был и остается дорогим лаком и применяется в основном на Чистой древесине (ьез краски) чтобы, так сказать, подчеркнуть красоту дерева… сложно наносится, с располировкой пемзой и маслАми… очень чуток к повреждениям, даже от небольшого повышения влажности мутнеет, а от прикосновения рук-появляются микро-царапины… вы знаете, например, что в богатых семьях, имевших полированную мебель, ЕЖЕГОДНО приходил полировщик с набором инструментов и политурой.Может и кукол он полировал? вряд ли… да и зачем? В 19 веке особенно в Европе использовали спиртовые лаки-копал, мастикс, терпентин, сандарак… именно на знании этого и основывается часто результаты экспертиз.Это из книги Технология, исследование и хранение произведений станковой живописи 1987г. подредакцией Гринберга. Пособие для реставраторов. Про краски-так это отдельная песня… что стОит только «рецепт» из журнала «Антикварные куклы»!!!
Конечно, на дорогих французских куклах, возможно и шеллаком пользовались, тем более-шеллачную политуру иногда называют «французской»… но вот немецкие куклы массового производства. Немцы экономили на всем… выпускали тысячными тиражами.Никогда не поверю, чтобы они покрывали свои изделия шеллаком… особенно дешевые, и в конце 19-начале 20 веков. Краски тогда вовсю выпускались массово и фабрично! даже художники покупали их в крупной упаковке (Вибер, Киплик, Дитрих-все упоминают об этом, как и о том, что фабриканты красок «чудили» как могли и обманывали клиентов).Иногда обычные клеевые краски обрабатывали Формалином-от этого они «дубели», превращаясь в очень прочные соединения, а заодно и приобретали «негниющие» свойства… Да и вообще-что бы подобрать способ реставрации-надо проводить экспертизу, а она дороже куклы будет, да и не всегда однозначна-ведь эксперты тоже люди… а людям свойственно ошибаться…
Кстати, Вы сами в начале топика приводите такую фразу-4. Нельзя ни в коем случае приклеивать парик и затылочек стойким неводорастворимым клеем. Идеальный клей — столярный, т.к. он на натуральной основе, размывается водой и не оставляет следов на фарфоре. Но его надо разводить, и он сильно пахнет. А вот неводостойкий ПВА гораздо удобнее, и широко применяется в ремонте кукол. Музейные реставраторы использую именно его, к тому же он размывается водой, то есть ремонт с ПВА обратим, что нам и надо.