"Зелёные своды" - сокровищница Дрездена


Сегодня я расскажу вам о знаменитой сокровищнице Дрездена — «Зелёные своды».
История музея и сокровищницы «Зеленые своды» началась в 1560 году с основания Кунсткамеры курфюрстом Августом. В Кунсткамере столичного дрезденского дворца, как водится, хранились драгоценные диковины и редкие предметы: астрономические часы, кубки из редких материалов вроде страусовых яиц, раковин моллюсков или кокосовых орехов, и поначалу основное внимание уделялось именно такого рода предметам. Картины, скульптуры, драгоценности и прочие произведения искусства были на втором месте, на первом же были наука и техника. Так сложились исторические и экономические обстоятельства, что правители Саксонии – курфюрсты – активно интересовались наукой и экономикой, имели обширные знания в области ремесел и искусства и в полном смысле этого слова были просвещенными монархами.



Одной из причин такого бурного развития Саксонии явилось то, что в XII веке в саксонских горах были обнаружены богатейшие месторождения серебра, что стало толчком к развитию горного дела. В захолустных городишках строились такие церкви и ратуши, с которыми не могли сравниться многие дворцы европейских аристократов. Саксонские златокузнецы достигли в своем мастерстве небывалых высот, особенно в эпоху Возрождения.

Коллекция золотых часов курфюрстов


Золотые часы






Неудивительно, что к началу XVIII века в Кунсткамере скопилось множество ценных предметов. Именно в это время для собрания редкостей начались большие перемены. Дело в том, что кроме Кунсткамеры во дворце был так называемый «тайник» – несколько помещений на первом этаже, соединенные потайной винтовой лестницей с курфюршескими покоями. В этих помещениях хранились государственные документы, драгоценности и деньги; стены здесь были толще двух метров, на окнах кованые решетки и железные ставни, а сводчатые потолки и стены были окрашены в зеленый цвет. Эти полуподвальные помещения были неуязвимы для проникновения или разрушения и стали впоследствии не только прародителями сокровищницы, но и дали ей название – «Грюнес гевёльбе», что переводится как «Зеленые своды» («подвалы», «погреба»).

Шкафчик для драгоценностей. Мастер Маттеус Вальбаум, Аугсбург, примерно 1600 г. Эбеновое дерево, серебро, частично золоченое)


Шкатулка с чернильным прибором. Аллегория философии. В. Ямницер, Нюрнберг, 1562 г.
Серебро, частично золоченое, эмаль, горный хрусталь и эбеновое дерево



Курфюрст саксонский Фридрих Август I, прозванный Сильным, правивший как раз в начале XVIII века, принял неординарное решение: сделать из сокровищницы музей, который стал первым подобного рода музеем в мире. Там даже было фойе с гардеробом, что имеется даже не во всех современных музеях. С 1723 по 1730 год помещения перестроили, отделали зеркалами, а коллекция тайника и Кунсткамеры дала экспонаты для создания гравюрного кабинета, картинной галереи, музея фарфора и всех естественнонаучных музеев.
Удивительной красоты шкатулки



Реорганизована была и сама коллекция, которая раньше выставлялась бессистемно, что портило общее впечатление как от собрания, так и от отдельных экспонатов. Все это было сделано Августом, который к тому времени был избран королем Польши. Он мечтал о великой восточноевропейской державе и хотел, чтобы его столица соответствовала этому званию. Поэтому Август принимается за «отделку» Дрездена под европейские столицы, уделяя особое внимание музею, который, по его замыслу, после реорганизации добавит блеска саксонской короне. И он оказался прав: слава зеркальных кабинетов дрезденской сокровищницы облетела всю Европу, о ней отзывались как о прекраснейшем месте на земле.

Часы со святым Губертом. И. X. Кёлер, И. Г. Граупнера, Дрезден, после 1720 г. Золото, золоченое серебро, драгоценные камни, эмаль


Золотой кофейный сервиз. И.М. Динглингер, Дрезден, 1697-1701 годы. Золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов


В крупнейшую в Европе историческую коллекцию драгоценностей входят великолепные гарнитуры. Большинство из них изготавливалось для Августа Сильного, то есть это были наборы мужских украшений, куда входили в разных сочетаниях шпаги, охотничьи ножи, пряжки, эгреты, ордена и орденские звезды, аксельбанты, аграфы, запонки и другие ювелирные изделия.


От их великолепия просто захватывает дух, стоит только сказать, что два знаменитых на весь мир камня – Саксонский белый бриллиант и Дрезденский зеленый, самый крупный в мире бриллиант зеленого цвета в сорок один карат – входят в один гарнитур, прозванный бриллиантовым.

Знаменитый дрезденский эгрет с зеленым бриллиантом, 41 карат


Отдельное место среди экспонатов музея занимает многофигурная композиция «Двор Великого Могола» работы знаменитого ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера. Эта композиция изображает двор Великого индийского Могола Аурангзеба в Дели в день его рождения. Динглингер с двумя братьями и четырнадцатью помощниками работали над ней с 1701 по 1709 год. Ее высота больше полуметра, длина – почти полтора, а в ширину она больше метра. «Двор Великого могола» действительно уникальное произведение и по художественному значению, и само по себе: вероятно, только один Динглингер мог создать подобное в то время. На золоченом серебряном основании, изображающем дворец со всем его убранством, расположено множество фигур: сановников, гостей, слуг, военных, животных, реальных и мифических, и самого Аурангзеба на троне-возвышении. Поразительно, как мастер подбирает материалы, например, разводы на срезе халцедона за спиной Могола напоминают рисунком персидский ковер. Вообще, в этой композиции использованы все возможные ювелирные техники, особенно же мастерство ювелира проявляется в фигурках.

«Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба».
И. М. Динглингер и его братья, Дрезден, 1701-1708 гг.
Золото, серебро, частично золоченое. Драгоценные камни, жемчуг, эмаль







Я встала рядом для того, чтобы вы оценили размеры и увидели, какая это невероятная ювелирная работа


Фигурки – особая, любимая тема мастеров-ювелиров Германии. В «Зеленых сводах» собрана целая коллекция гротескных фигурок, безумно популярных среди высшего общества. Август Сильный был страстным их коллекционером. Изюминка фигурок в том, что вся их задумка строится на правильной форме той или иной барочной жемчужины. Например, в фигурке веселого винодела ноги и правая рука – жемчужины неправильной формы, остальное – серебро, золото, цветная эмаль и драгоценные камни. Виноград в руке винодела – как настоящий, а пуговицы на одежде – из бриллиантов. Это были просто милые и забавные безделушки, странный вид ювелирной пластики, и, тем не менее, они привлекали симпатии всех, кто их видел.





Ещё забавные фигурки



Интересной особенностью сокровищницы «Зеленые своды» является то, что, в отличие от того же российского алмазного фонда, среди всех ее многочисленных драгоценностей отсутствуют короны, скипетры и державы, хотя они и имелись. Дело в том, что коронационными регалиями пользовались только раз — при коронации; камни на них оправлялись так, что их легко можно было вынуть. Например, большой сапфир из сапфирового гарнитура украшал когда-то верх польской королевской короны Августа III, которая находится сейчас в Национальном музее в Варшаве. После коронации этот драгоценный камень и несколько других больших камней были заменены имитациями из стеклянных сплавов, а сами камни вставлялись в те украшения, в которых можно было появляться каждый день. Благодаря этой страсти монархов к драгоценностям в «Зеленых сводах» на сегодня хранится более трех тысяч изделий из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, эбенового дерева и янтаря, а также из стекла, латуни и бронзы. Дрезденская сокровищница – самое обширное собрание драгоценностей на европейском континенте, и большая часть их не выставлена, а хранится в запасниках.

«Джентльменский набор» Курфюрста Кристиана II (сделан не для использования в обычной жизни, как вы могли подумать, а «в коллекционных целях» — проще говоря, повыделываться)



Во времена второй мировой войны для «Зеленых сводов» настали тяжелые времена: Дрезден подвергся бомбежке союзников; сокровища успели к этому времени вывезти в Кенигштайн. От Дрездена остались одни руины; дворец был разрушен, уцелело только пять из восьми залов сокровищницы, тех самых, что столетиями считались самыми надежными – и не зря, как выясняется, считались. Когда русские войска вошли в Дрезден, о местонахождении сокровищ стало известно специальному отряду Советской Армии, которому было поручено обеспечить сохранность и безопасность сокровищ искусства. Вся коллекция музея под охраной была вывезена в Москву, где о ней заботились до 1958 года, вплоть до возвращения ее в Германию, тогда ГДР.



Именно благодаря этому коллекция совершенно не пострадала и не исчезла в водовороте послевоенного хаоса, что случилось со многими другими музейными коллекциями, а золотой ковш побывал на родине. Уже в 1959 году немцы снова увидели сокровища саксонских курфюрстов, свое национальное достояние, сбереженное в Советской тогда России. То, что так долго лелеяли правители, храня для будущих поколений, не имеет цены, это мировое наследие и поэтому стоит выше политических соображений.





KKeRRin - Makeup. Новое от 03.02.15г

Ямогу: С удовольствием нарисую красивый макияж вашей любимой кукле! От естественного натурального до яркого сочного :)

Пынтикова Мария

Ямогу: Перерисовка кукол 1:12. Одежда для кукол 1:12 (До 15 см ростом)


Комментарии (6)

Спасибо за интересную историю.Тем более что моя мама родилась в Дрездене…
Спасибо, Кариночка! Вот это да! У меня будет ещё общий обзорный топик о Дрездене))) Ещё думаю о топике о Дрезденской картинной галерее, но сомневаюсь, делать ли о галереях вообще. Ведь я фотографировала только отдельные картины, да и в сети качество лучше.
Ой, Леночка сколько красоты тут у тебя!!! Вот это да!!! Невероятно красиво, просто сказочные вещи!!! Заберу в избранное однозначно, тут одного вечера мало рассматривать!!! Буду заряжаться КРАСОТОЙ)))
Спасибо, Танюша! Ах, если бы у меня столько красоты, так нет, у курфюрстов!)))
Спасибо за экскурсию!
Спасибо, что присоединились, Альбиночка!