author-avatar
Марина

Моё открытие Санкт-Петербурга, часть 4. Екатерининский дворец.

Публикации Разное Туризм
Добрый день, друзья!
Этой публикацией я заканчиваю серию топиков о моём небольшом путешествии)
***
Вся информация из интернета, а фотографии сделаны нами при посещении этого великолепия.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф.Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли. 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями








Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
А сейчас приглашаю всех к просмотру. Надеюсь, что вам будет интересно)
***
Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.





В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.
Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

Проснулся и потирает глазки)))

***
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в 18 веке — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. этот нарядный зал площадью более 800 кв.м. предназначался для проведения официальных приёмов, парадных обедов, балов и маскарадов.









Плафон





***
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.
Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.
Работу над проектом зала Ч. Камерон начал сразу по прибытии в Царское Село; полностью новый интерьер был завершен в 1784 году. Но уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеск», так она называла эту комнату: 1 мая «знатные российские обоего пола персоны и чужестранные министры» были приглашены в новые покои, 20 мая 1783 года в «Арабеске» был устроен бал, где также играли в карты и шахматы.










При воссоздании убранства Арабескового зала были использованы его сохранившиеся фрагменты – четыре живописные вставки плафона, 7 бронзовых бра на три свечи, камин из белого мрамора, две овальные зеркальные рамы, подзеркальный стол-консоль, фрагменты лепного и резного орнаментов.


Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям. В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы. Работы по воссозданию Арабескового зала начались в 2006 году. Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.
***
Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее.





***
Белая Парадная столовая, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.
Стены этой столовой со времен Елизаветы Петровны были затянуты белым штофом, который в сочетании с золоченой резьбой придавал интерьеру особую нарядность. Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золоченые консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века.



В центре зала — овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Этот сервиз числился в дворцовых кладовых уже в елизаветинскую эпоху и, несомненно, украшал парадные столы во время торжественных обедов императрицы.


Согласно традиции XVIII века стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами, а также фарфоровой композицией, которая изображает беседку, напоминающую «Большой каприз» в Царскосельском парке. Это изделие, выполненное в конце 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744-м, свидетельствует о высоких технических достижениях русского фарфорового дела.

***
Оформляя залы, Ф.-Б.Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. (Фольга в то время была очень дорогая, тк была изготовлена из серебра))







***
В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.






***
Китайская гостиная Александра I




***
Парадный (Мраморный) кабинет Александра I, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.
Сейчас в кабинете находятся каминные часы с бронзовой фигурой Юлия Цезаря, созданные (не позднее 1817) мастером Л.-Ф. Фешером.


На рабочем столе императора экспонируются принадлежавшие ему изделия из уральского малахита, выполненные в первой четверти XIX века на Петергофской гранильной фабрике: письменный прибор, настольная лампада, несколько пресс-папье, канделябры и декоративные вазы.

***
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф.-Б. Растрелли. Однако со временем сад стал источником сырости во дворце, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В. И. Неелов построил на его месте «Покой Их Высочеств».
Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.
Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях.







Пожалуй, это самое любимое мной помещение дворца)
***
Гости, приезжавшие в Царское Село в 18 веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца 18 века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.















***
Покажу ещё несколько фотографий)
Это «кусочек» сохраненного настоящего паркета.


Мебель из лазурита, была заказана Елизаветой I, но была доставлена уже после ее смерти, так нам сказал экскурсовод.





***
Но в самой загадочной комнате — янтарной, фотографировать не разрешается) Поэтому, очень советую съездить в Царское село и насладиться великолепием Екатерининского дворца и его убранства!
Очень надеюсь, что вам было в гостях интересно и увлекательно.
Благодарю за внимание.
  • Ирина

    Ямогу: Хочу, могу и делаю интерьерные текстильные игрушки и куклы. Все получаются в единственном экземпляре. Копий не делаю.

  • Verara67

    Ямогу: Здравствуйте! Помогу в приобретении и оплате на любых сайтах и в любых магазинах. Как куклы так и другие вещи (то, что можно ввозить в текущих условиях)

Обсуждение (9)

Действительно, великолепие!!!
Марина, спасибо огромное, что показали!!!
Елена, пожалуйста))
Я очень рада, что мне удалось побывать в сказке!
А это фото уже из Петергофа)
Красота!!! Спасибо!!!
С большим интересом просмотрела все топики о Вашем путешествии.Собираюсь летом свозить сына в культурную столицу, обязательно сходим на экскурсии в те места, что Вы показали:)Если на фото это так красиво, то предвкушаю, как же восхитительно «в живую»:)Спасибо за публикации)))
Марина, спасибо за комментарий)
Обязательно сходите, а летом, там ещё и прекрасные парки, и фонтаны!
Это фото делал мой сын в конце августа 2015 года)
Спасибо, что напомнили о любимых местах! сколько раз я там бывала, не сосчитать! Люблю эти места, особенно шутихи, грот и пляж у залива )) Очень рада за вас, что вы тоже это увидели. Оно того стоит!
Дарьяна, как же Вам повезло, что Вы эту красоту видели несколько раз!
Я пока мечтаю побывать в Петербурге и его пригородах летом))
Царское село — мой самый любимый пригород С-Петербурга. Обожаю парк! А помпезность, величие и богатство дворца просто ошеломляет.
И тем не менее любимая у меня не самая величественная… зелёная гостиная. Было ооочень приятно под фотографией прочитать, Марина, Ваш комментарий:
Пожалуй, это самое любимое мной помещение дворца)
Спасибо за возможность освежить воспоминания.
На 5 мая у меня уже взяты билеты в этот прекрасный город! Ура!
Ой, Лилия, как же я за Вас рада!!!
Мне очень близка по ощущениям и по цветовой гамме (что ли) Зеленая гостиная)