Знаменитые текстильные куклы Columbian Dolls. История 1891 года


Здравствуйте, дорогие бейбиковцы!

Некоторые знают, что у меня есть уникальная возможность открывать сундуки с куклами. Помимо текстильных кукол, иногда бывают и так же интересные находки. Пару дней назад мне попался вот такой kit (набор). В нем были разные заготовки тряпичных кукол и вырезанные листы из журнала, на которых были фото очень красивых тряпичных кукол. Было и их название Columbian Doll. Мне стало интересно «Что это за куклы?»… и я начала лопатить, переводить, узнавать, копать… Вот, что из этого получилось…





Человечество не знает точную дату создания первой тряпичной куклы. Но для любого из нас, в первую очередь тряпичная кукла — это что-то мягкое, теплое, любимое.


Но вернемся именно к куклам Columbian, а точнее к истории создания этих замечательных кукол. История уходит в далекий 1981 год, в город Oswego, штат Нью-Йорк, США. Именно в этом году две сестры Эмма и Мариэтта Адамс (Emma & Marietta Adams) открывают свое собственное дело по изготовлению тряпичных кукол.

Вообще, намного раньше первая к этой идее пришла Эмма, в свое время она брала уроки рисования и среди студентов была известна, как хороший портретист, она искусно знала, как воспроизвести руки, ноги и головы-лица в маслах.



По идеям и наметкам тряпичных кукол, она решила создать свою — крепкую куклу с мягким, но прочным телом, используя при этом муслин, который набивался хлопком и мягкой древесной стружкой. А голова, руки и ноги покрывались и расписывались масляными красками.





Вскоре к ней присоединилась и сестра Мариэтта, она превосходно одевала кукол в красивые, ею сшитые для них платья.


Сначала девушки их шили просто для соседских ребятишек, куклы всем очень нравились! Территория владения ребятней такими куклами расширялась и обрастала популярностью. Только в 1981 году и только с разрешения их отца Уильяма Адамса (William Adams) (женщины в то время не имели права работать, тем более за деньги) они начали их продавать.



Определенного названия у этих кукол не было, их называли rag doll, moppet, rag-baby doll и др. Но в 1983 году сестры выставили несколько своих кукол на выставке под названием Columbian, которая проходила в Чикаго (Chicago Worlds Fair Columbian Exhibition). Выставка эта была названа в честь великого мореплавателя Христофора Колумба (Christopher Columbus), который, как мы все знаем, открыл Южную Америку. Куклы Эммы имели на выставке такой грандиозный успех, что их решили назвать Columbian Doll.
(На русский язык это название можно перевести как «Кукла Колумба», то есть может быть два значения:
1. сказуемое, то есть чья эта кукла? Эта кукла Колумба. 2. как ее личное имя. Это кукла по имени Колумба. Или, например Колумбина. То есть можно использовать как сказуемое, чья эта кукла? Колу́мбина кукла и как личное имя Колумбина, с ударением на «и»)





На этой выставке сестры получили «Диплом за заслуги», а некоторые награды получили и сами куклы.
Все это привлекло внимание некой г-жи Horton, она являлась владелицей Международной коллекции кукол. Ее очень заинтересовали эти чудесные создания и она сделала Эмме необычное предложение, на которое Эмми с радостью согласилась. Предложение это состояло в том, чтобы создать для Horton куклу и отправить ее в путешествие, чем-то похожее на путешествия Христофора Колумба.



Эмма и Мариэтта создали такую куклу, назвали ее «Miss Columbia» (она была 19" (48 см) ростом) и отправили в путешествие совершенно одну. Этот voyage (вояж) назвали «Around the World in 1000 Days» (Вокруг света за 1000 дней). Она выехала из дома семьи Адамс в декабре 1899 года, ей была бесплатно предоставлена коляска компании Wells Fargo, сейчас это крупная финансовая корпорация США, а тогда в самом начале — это была компания по перевозке грузов, VIP и ценных вещей.



Вот именно в такой коляске и путешествовала эта кукла от музея к музею, от частного коллекционера к частному коллекционеру и в коляске она была совершенно одна. Ее первая остановка была в Филадельфии, затем Чикаго, Миссури, Небраска, Колорадо, Калифорния и т.д., т.д, т.д. Она была на Аляске, Гавайях, Филиппинских островах…
С ней путешествовал и гардероб, в нем было шесть дополнительных платьев, теплое пальто и чепчик, но как обязательный атрибут, на ней всегда был красно-бело-синий пояс из шелка перекинутый через плечо (символические цвета американского флага).



Но один из ее самых важных аксессуаров был журнал, в котором она и ее «временные хозяева» делились своими впечатлениями на каждом перевалочном пункте. Miss Columbia оказалась верная «журнально-хранитель». По сути, она была Послом с миссией, то есть все это кругосветное путешествие было сделано для того, чтобы собрать средства для детских благотворительных организаций. Вернулась она к г-же Horton в 1902 году. (В настоящее время эта кукла находится в коллекции музея Wenham, штат Массачусетс).



К сожалению, за время путешествия в 1900 году умерла Эмми. В общей сложности до смерти одной из сестер было создано около 4 500 кукол.





После смерти сестры Эмми, Мариетта стала вести бизнес. Она наняла профессиональных художников, но к сожалению, картинка стиля лица изменилась, что понятно. настоящие и серьезные коллекционеры могут отличить разницу в стилях живописи. Затем в 1906 году Мариетта вышла замуж и создание кукол просуществовало до 1910 года или чуть позже.
Сейчас Эммины куклы очень ценны и имеют большое коллекционное значение. Я знаю, что одна есть в многим известном антикварном магазине кукол в Колорадо «Turn of the Century Antiques».



Так же они увековечены в американских почтовых марках, по моему в 1997 году (она вторая в верхнем ряду).



История сестер Адамс и их семьи очень хорошо и подробно описана в книге «The Story of the Columbian Dolls: How the Adams Sisters saved the family farm» (История кукол Колумба: Как сестры Адамс спасли семейную ферму), которую написала внучка Мариетты, ее имя Diane Doyle Parrish.



А теперь давайте вернемся к тем вырезанным листочкам из журнала. Вот они:





На них мы видим имя мастера Susan Fosnot, она является одной из известнейших мастеров США, которые любят и продолжают традиции создания тряпичной куклы.



Она создавала (понятно, что со своими изменениями и со своими изюминками) репродукции кукол стиля Maggie Bessie, Izannah Walker и конечно же Columbian Doll.

У нее на сайте написаны такие слова:

«Because
I love rag dolls
And antique fabrics
And I love to paint…

I make painted
cloth dolls».

«Потому как
   Я люблю тряпичных кукол
       И антикварную материю
    И я люблю рисовать…

          Я делаю и занимаюсь росписью
кукол из ткани».

Она имеет очень много наград, достижений, дипломов, она написала большое количество статей. Ее куклы с выкройками представлены в разных известных журналах кукол.



У нее есть свой workshop:



«Я начала делать куклы, когда была маленькой девочкой. В моем раннем возрасте моя бабушка научила меня шить, а позже я овладела искусством рисования в Fine Art University of Wisconsin (Университет изобразительного искусства штата Висконсин). Обе эти вещи были основой и важностью для создания тряпичных кукол. Я экспериментировала с большим количеством разных материалов, но поняла, что для меня, ткань является естественным выбором. Она так близка и привычна и в тоже время так многогранна и изменчива. Она имеет и исторический аспект, и осязаемую особенность, которые очень привлекают меня».

Лучше не скажешь :)
Сейчас она на пенсии и помогает, учит других людей мастерству создания тряпичной куклы.



Предлагаю вашему вниманию несколько работ Susan Fosnot стиля Columbian Doll:























Надеюсь Вам понравилось.
Всегда ваша,
Марина — Allfordoll

*Информация взята из интернет источников для всеобщего пользования и переведена лично мной.


Полина Капилети

Ямогу: Куклы из полимерной глины, тильды, снежки, одежда для кукол, еда для кукол, аксесуары.

Наталья Веч

Ямогу: Я, как разноcторонний человек, поcтоянно ищущий нового, однажды познакомилаcь c куклами реборн.И они мтали чаcтью моей жизни.Cдеcь я покажу некоторых из них cозданных мной.


Комментарии (8)

Спасибо, Марина! Очень интересные куклы! Очень интересная публикация! Здорово узнавать что-то новое о кукольной индустрии. Очень по жизни уважаю ручной труд. А тряпочные куклы — это воистину ручная работа, творчество и, как следствие, тепло, настроение, душа мастера. Спасибо!
Чудестные куклы, И очень познавательная статья ))
Какие хорошенькие! Прекрасные роспись и наряды.Спасибо, Марина, за топик!
Потрясающая история! Спасибо! Про сестер ничего не знала, а куклы в сети попадались.
Спасибо, Марина.Очень интересно!
Спасибо за очень интересную публикацию! Столько нового узнала! Какая интересная история у кукол и семьи. И какая была потрясающая затея с путешествием куклы от музея к музею и коллекционеру. Супер!
Кукла в синем берете очаровательна!
Ставлю себе в избранное
Здорово!!! Как же я люблю этих замечательных куколок из ткани!!! А эта история меня вдохновляет творить и творить!!!
Это так интересно. Огромное Вам спасибо!