Удивительные миры Льва Разумовского


Добрый день, друзья!
Впервые познакомилась я с этим художником, побывав на выставке игрушек в Коломенском.
Дочь, собирающая советских кукол, долго крутилась вокруг пупса Л.Разумовского и не переставая тарахтела мне об удивительной пластике творений этого художника.
Чуть позже я купила ей такого пупса в оригинальной одежде и прекрасной сохранности. Радости моей девочки не было предела.

А потом, узнав о жизни этого кукольника, я была поражена его мужеству, стойкости и человечности и поэтому я хотела бы познакомить и вас с удивительным художником, скульптором, медальером, графиком и писателем Львом Самсоновичем Разумовским.

И хотя все вы знаете его прекрасные игрушки, но, убеждена, многие факты биографии и творчества этого замечательного человека и художника остались неизвестными.
Итак, предоставим слово самому Льву Самсоновичу: " Я родился в Ленинграде в 1926 году. 22 июня 1941 года окончилось мое детство. Началась первая блокадная зима – пайка хлеба в 125 граммов, студень из столярного клея… Я выжил чудом, то есть мужеством, добротой и заботой моих близких. А дальше, в августе 1942 года – эвакуация в Горьковскую область вместе с детским домом № 55/61. Оттуда в 1943 году меня призвали в армию.
Мой армейский путь – шесть месяцев запасного полка, три недели фронта (наше наступление на Петрозаводск летом 1944 года) и десять месяцев госпиталей…
Я ушел на фронт семнадцатилетним мальчишкой. Там я встретился со множеством людей – добрых и злых, беззащитных и агрессивных, униженных и наглых, близких по духу и откровенно враждебных…
То, что я остался жив на этой войне – в этом нет ни моей заслуги, ни моей вины. Все решил господин Великий Случай. Но за свое участие в Великой Отечественной войне против фашизма я обрел высокую награду – право прямо смотреть в глаза людям до конца своих дней…"

11 июля 1944 года в боях при наступлении на Петрозаводск автоматчик 1080-го стрелкового полка 310-й стрелковой дивизии красноармеец Л. С. Разумовский был тяжело ранен, потерял руку. Награждён орденом Славы III степени.
А в 1945 году, однорукий 19-летний ветеран, поступил на отделение скульптуры Ленинградского Высшего Художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (в настоящее время — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

«Когда открылось высшее художественно-промышленное училище у нас в Соляном переулке и стали набирать на 8-летний курс обучения людей, которые имели только 7-классное образование, то я пришел, и в приемной комиссии меня спросили: “Куда?” – “На скульптуру”. “Ну, нет. Это нельзя. Вы не ходите на скульптуру. Что вы, о чем речь? У вас же такой выбор – можно на живопись, можно на графику, можно на факультет деревообработки, художественной обработки металла. А скульптуру вам нельзя. Они просто считали, что я с одной рукой ничего не могу делать. Но я сказал: “Только на скульптуру. Только на скульптуру, больше никуда не хочу. Испытайте меня, я могу! Дайте мне право на испытательный экзамен”. Ну и на испытательных экзаменах я сделал все то, что задано было, не хуже других. И меня приняли.
А почему я так отстаивал это дело? Ну, во-первых, я хотел, действительно, быть скульптором. Во-вторых, я любил это дело, а в-третьих, у меня была сверхзадача, о которой я никому не говорил, но которая была главным лейтмотивом моей жизни. Я хотел доказать всем, и, в первую очередь себе, что я не инвалид. Что я могу делать те работы, которые являются самыми трудными физически во всех видах изобразительного искусства. Ну, и понемногу так оно и получилось».
— Из интервью телевидению Би-Би-Си (апрель 2001 г.)
Его дипломная работа «Летчик» (1953, бронза) установлена в Московском Парке Победы в Санкт-Петербурге.

С 1955 года, Разумовский Член Союза Художников. Участник многочисленных выставок.



В скульптуре работал в разных жанрах: памятники, садовая скульптура, портреты, композиции, мелкая пластика, медали.
Он сумел создать невероятно правдивые и щемящие образы военной скульптуры, без лишнего пафоса и эпичности. Образы живые, трогательные и вместе с тем воспевающие силу и величие человеческого духа.

юный хоккеист

самое дорогое

ярославские певцы
Он был убежденным пацифистом, потому что знал войну не по победным реляциям, а по ее будням.



дороги войны
Так Булат Окуджава писал Льву Разумовскому о скульптурной композиции «Дороги войны» (1980 г.):
Сегодня и в кино и по радио, и по телевидению слишком бодро и разухабисто говорят о войне, что лично мне отвратительно. Поэтому Ваши работы было бы не худо всюду демонстрировать: снимать излишнюю победоносную возбужденность.
— Из письма Б. Окуджавы (28 июня 1983г.)

Кроме того, им выполнено 40 работ в мелкой пластике (керамика, фарфор, гипс). Им же сделаны медали — “Януш Корчак”, “Рауль Валленберг”, “Анна Ахматова”, “Александр Блок”, “Астрид Линдгрен”, “Детский дом № 55/61”, “Российский институт истории искусств”.


Работы Льва Разумовского находятся в частных коллекциях России, Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Израиля, Канады, США, Финляндии, Швеции.

Торговка семечками, 1968 г.

А.Галич
Пять работ Льва Разумовского принадлежат Русскому музею.


Памятник Яну Корчаку
Автор 120 моделей игрушек, 80 из которых выпускались массовыми тиражами фабриками Ленинграда и Москвы, в том числе любимые многими поколениями детей Карлсон, доктор Айболит, Тянитолкай, обезьянки.








Астрид Лингдрем с Карлсоном Разумовского
Разумовский автор пресс-форм исторических наборов солдатиков «Ледовое побоище» (1968 г., из силумина; пластиковые копии в 1990-е годы производились Луганской и Днепропетровской фабриками игрушек) и «Куликовская битва» (1987 г., из цветного пластика; в 1990-е годы выпускался под названием «Русь и Орда»).



Автор документальных повестей о войне («Нас время учило») и блокаде («Дети блокады»), а также около ста коротких рассказов. Редактор-составитель второго тома «Книги живых» (Санкт-Петербург, 2004) — сборника воспоминаний евреев-фронтовиков, узников гетто и концлагерей, бойцов партизанских отрядов, жителей блокадного Ленинграда.

При отсутствии левой руки, он научился обходиться без посторонней помощи не только в творчестве, но и в бытовых вопросах — настолько, что даже домашние не замечали никаких признаков неполноценности. Он мог все: построить деревянный станок под большую скульптуру, сделать каркас из проволоки для работы с глиной, отформовать модель в гипсе, передвинуть холодильник с помощью рычагов. И очень хотел, чтобы его навыки и придумки, облегчающие жизнь человеку с одной рукой, пригодились другим. С идеей поделиться своим опытом он обращался в разные инстанции, но отклика так и не получил.
Вот черновики его пояснений, как можно без помощи второй руки, пользуясь нехитрыми приспособлениями, почистить картошку, вытащить занозу из руки, вдеть нитку в иголку и т.п.
Он рисовал их для ветеранов уже другой войны – Афганской…





Песнь о России
Сам же Лев Самсонович никогда и никому не позволял упоминать о своей инвалидности — ни в аннотациях к выставкам, ни в каких-либо справочных материалах, ни даже в такой корректной формулировке как «потерял руку на фронте». Журналистке, которая пришла к нему брать интервью со словами: «Так это вы однорукий художник?», он моментально указал на дверь.






В 1997 году руководитель кукольного театра Александр Греф сделал видеозапись, на которой Лев Разумовский показывает изобретения и приемы, освоенные им, чтобы обходиться без посторонней помощи в быту. Запись предназначалась для распространения среди инвалидов, потерявших руку. В 2011 году это видео легло в основу документального фильма «Полноценная жизнь».



Его дочь писала: «…он с детства мечтал заниматься скульптурой и совершил невозможное: с одной рукой стал скульптором. И сумел сохранить себя как личность, не утратить достоинства, мужества, умения радоваться красоте и дивное чувство юмора.
Он жил так, что даже мы — семья, не ощущали, что у него одна рука. Он умел всё: мыть посуду, чистить картошку, пилить и колоть дрова, делать красивую мебель, с художественной резьбой и ещё многое, многое, чего не умеют другие.
А скульптура? Каркас, глиняная модель, формовка, обработка мрамора или бронзы? А живопись, графика? А работа над художественными медалями, требующая обеих рук: в одной — художник держит боёк, в другой — молоток?
Только он сам знал, чего это ему стоило.»

Фабрика игрушек, работа с техником


Ниже привожу небольшую зарисовку авторства Л.С.Разумовского.
«Дом творчества в Юрмале. Теплая солнечная весна. Из окна моей комнаты сквозь черное кружево еще зимних безлистных берез видны улица, ведущая к вокзалу, высокие сосны, обрамляющие ее с обеих сторон, зелень газона, неожиданно появившаяся из-под стаявшего снега, и бронзовая девушка, которая всегда бежит куда-то в красно-керамической раме небольшого прямоугольного бассейна.

Я работаю над скульптурной композицией «Рай и ад».

С «адом» у меня все в порядке, дело идет к завершению этой трехфигурной группы. А вот с «раем» я не в ладах. Я уже перепортил много бумаги, вылепил и сломал несколько вариантов ангела, но ангел не получался, он порхал где-то рядом, шелестел крыльями за спиной, но не давался в руки. Время шло. Я переключился на другую работу, но не переставал думать об ангеле и, даже засыпая, продолжал обдумывать варианты.

Я проснулся ранним утром, когда весенние лучи пробились сквозь полузашторенное окно и осветили комнату, стул с наброшенной одеждой, край кровати, угол сбившейся подушки… и ангела в складках пододеяльника, стоявшего прямо перед глазами во весь свой крохотный, не больше моего мизинца, рост.

Я закрыл глаза и попытался осмыслить, сон это или не сон, а если сон, то его надо было непременно запомнить, так как это был тот самый ангел, мой ангел, которого я безуспешно искал и ждал все это время. С явным сомнением и тайной надеждой я рискнул еще раз открыть глаза и убедился — он не исчез. Он стоял по-прежнему на том же месте, весь белый, красивый, в рублевских пропорциях, с гордо поднятой кудрявой головой, в длинном хитоне с античными складками и с упругим крылом белой чайки за прямой спиной…

Не веря глазам своим, я моргнул несколько раз, чтобы убедиться в том, что это не мираж, но он оставался абсолютной реальностью, хотя и чудом в одно и то же время.

И тогда медленно и очень осторожно, чтобы не сбить складки и не спугнуть небесное видение, я выпростал руку из-под одеяла, нащупал у изголовья грифель и бумагу и тихонечко, с благоговением и благодарностью зарисовал фигуру.»


Суть человеческая









Вы можете купить игровых кукол в нашем разделе в Шопике


@glazki78

Ямогу: Глазки ручной работы и чипы для Блайз

DollSize

Ямогу: С большим удовольствием создаю им вполне реалистичные интерьеры. Очень люблю смешивать разные техники, использовать разнообразные цветовые сочетания и фактуры.


Комментарии (52)

Спасибо, было очень интересно!
Спасибо. Очень было интересно почитать.
Спасибо за топик! Необыкновенная судьба… потрясающая сила духа, и такие развесёлые игрушечные мордашки.И такие жизненные образы в скульптуре: мать с ребёнком, какое точное движение!
С упоением прочитала топик, спасибо за шикарную информацию, такую жизнь не каждому дано пройти. Человек достойный примера.
Спасибо, очень интересно написали о таком талантливом, сильном человеке и художнике!
Спасибо! Трудное время рождает сильных личностей…
Потрясающий человек! Спасибо за топик.
Тяжелое время. Сильные люди. Красивые игрушки. Спасибо, что напомнили о Мастере с большой буквы.
Спасибо! Замечательная публикация!
Спасибо за информацию о Мастере. С интересом прочитала. У нас живет обезьянка, игранная-переигранная игрушка моего детства, действительно необыкновенная игрушка
Спасибо Вам за публикацию!
«Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя…
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
всегда ты в походе...»

Мужчина с большой буквы! Маргарита, спасибо огромное за публикацию!
большой был человек!
Спасибо! Прочитала с интересом и удовольствием. В детстве точно был крассный пластмассовый витязь на лошади (наверняка не один, но только он вспомнился чётко). И совсем когда была маленькая, года три, был заводной зайчик на лыжах, но такой или нет, уже не вспомнить
Большое спасибо!
Огромное спасибо за шикарную публикацию.Прочитала на одном дыхании.Великий человек.
Теперь буду знать, что автор моей хотелочки- гимнастки с косичками, чудесный волшебный художник Лев Разумовский…
Топик в избранное))))
благодарю Вас)
Спасибо! Видела игрушки на выставке, они замечательные! И человек такой же был. :))
Не. вот так прийти и сказать: вы однорукий, а так не видно ей было что ли? Ужас.
Полностью с Вами соглашусь.
среди журналистов тактичных людей, к сожалению, не много.
Как говорила моя бывшая коллега по ТВ: «Когда убийство, пожар и катастрофы, для меня праздник»(((((
Отредактировано: 19 сентября 2018, 16:24
Да, мне известно, мама была журналист. :))
Отредактировано: 19 сентября 2018, 16:26
Восхищаясь художником, испытала в очерной раз неприязнь к государству, в котором родалась. Где то были все эти замечательнве игрушки, а где то про них и не подозревали. И каждый раз понимаешь, как же тебя обделило место твоего рождения и зарплата твоих родителей-инженеров. И тут еще ивановский директор хочет возродить производство страшных кривоногих пупсов. Но наших детей и внуков не удастся обделить, есть теперь интернет и почт худо-бедно, но работает. Извините за всплеск эмоций.
Спасибо за топик, очень интересно и поучительно! Почитала на одном дыхании, вот это был Человек! А у меня тоже не было таких игрушек… не знаю почему…
Замечательная статья. Ничего не знала об этом человеке, его работах и даже игрушки мимо меня прошли. А знать стоит. Большое спасибо, что рассказали.
Здравствуйте! Очень хороший топик!
А в гости к вам, если можно, — Сморгоновская девчушка — гимнастка. Все части тела у нее на резинках и головушка нагибается в любую сторону. Эта девонька самая высокая, каких я встречала — 50 см. И барыня-чаевница щекастенькая Льва Разумовского.
Всегда рада гостям)
Спасибо, Маргарита! Настоящий ТРУД, а не топик! Очень интересно.И игрушки у меня такие были-Олег Попов и Тянитолкай.
Благодарю Вас, просто иногда скучаю по журналистике))
Спасибо Вам за публикацию! Очень интересно было узнать о творчестве и судьбе талантливого художника. Хорошая у нас была страна! Она берегла и любила своих маленьких граждан, заботилась о их здоровье — и не только о физическом, но и духовном. Наша Родина, как любая мать, хотела бы подарить своему ребёнку роскошную куклу. Но приходилось думать о хлебе и защите от врагов. Поэтому не смотря на тяжёлые испытания выпавшие на её долю — революции, голод, разруха и войны, были у нас игрушки и книжки и замечательные детские фильмы. И некоторым комментаторам не стоит сравнивать развитие «кукольной промышленности» в сытой Европе и Америке с нашей страной.
Отредактировано: 19 сентября 2018, 18:28
Наши советские игрушки были самыми лучшими и теплыми.А какие были книжки! С прекрасными иллюстрациями Сутеева, Чарушина… А помните книжки- раскладушки, с вырезаными картинками… Часами можно было в нее играть и придумывать истории.Вот сейчас рассматривая кукол Ленигрушка, поражаюсь красоте и утонченности кукольных лиц, стройных фигурок.Очень далеко современным куклам до уровня тех кукол.
Согласна с Вами.
Я очень люблю кукол 30-50 годов. Мне кажется, что они воплощение идеального детства)
Наверное было много и плохого и хорошего.
Но оглядываясь назад, понимаю что хорошего было больше.
И стабильность была и вера в светлое будущее и общность человеческая тоже была.


У меня живет Алешка.
Ранний… пресопилочный.
Одеваемся с ним.Медленно.
Искала фланельку старенькую для костюмчика ему.
Хороший какой!
А я вот сегодня прикупила старую фланельку белую на мешке и покрасила ее в синий цвет. Буду шить штаны прессопилочной кукле авторства Э.Фадеевой.
Отредактировано: 19 сентября 2018, 23:31
Звмечательные игрушки… Теперь, к своему стыду или счастью- буду знать автора. На Уделке часто вижу Карлсона, к стати- надо бы поселить у себя. И куклы-грелки встречаются.Ай-Болита тоже видела.Но самая самая мечта, моя подружка раннего детства-целлулоидная гимнастка с бантиками… Но теперь автора знаю… за что преогромное еще раз спасибо…
Интересно, спасибо!
Спасибо, очень интересно!
Здравствуйте, Маргарита! Благодарю Вас за рассказ о жизни и творчестве Мастера! Обязательно поселю у себя кого-нибудь из его игрушек, как пример стойкости, мужества и красоты!
Знаете, я когда узнала каким замечательным человеком был Разумовский и игрушкам его стала относиться внимательнее и теплее что ли…
На Уделке уже столько времени сидит Антошка, теперь и имя автора узнала… но ценник неподьемный… видимо расчитан на иностранцев… или на какого то безумно богатого коллекционера…
Но обязательно поселю у себя дома игрушку этого замечательного Мастера… в знак признательности и уважения…
как-то с каждым месяцем ценники все тяжелее и тяжелее(((((…
Потому и сидит что ценник. Будет сидеть пока не сдохнет от отвратительных услових хранения. сколько уже редких и ценных игрушек так барыги сгубили. Уделка, как я понимаю, скурвливается. Если в 4 утра с фонариков не успеешь — всё приехали. Вся торговля по нормальным ценам уже в интернете.
печально все это, но тоже много раз сталкивалась с подобным варварским отношением.
не то слово, что жаль.Просто в варварских условиях куклы находятся… Сваленые в коробки, грязные, под дождем… Плакать хояется. а столько редких и хрупких… И при этом цены!
Ну как сказать… да ценники держат, и в основном перекупщики… особенно последнее время именно на винтаж СССР задрали цены.Но тем не менее, можно найти.На пример Емелю Ленигрушка в хорошем состоянии, но без одежды всего за 100 рублей купила.Охотиться надо… зато азарта сколько, адреналина…
На что мода, на то и задирают цены. На уделке одни перекупщики и сидят. Приходят в 5 утра и начинают друг у друга перекупать. В итоге к 10 утра всё оседает на на полках, поднявшись в 10-20 раз цене.
Да Александр, так и есть.потому стараюсь приезжать пораньше, и ищу именно у первых рук, не на прилавках, а у продавцов с земли… Там можно шедевры найти.Жаль, нет у меня технической возможности сделать топик- очень много я фоток сделала, показать бы вам, что можно найти…
Но самое главное, что оказывается я не одна там охотница за куклами… есть единомышленники)))
Отредактировано: 20 сентября 2018, 18:33
ПОТРЯСАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.ПОТРЯСАЮЩИЙ ТОПИК, ПРЯМО «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ»… ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ ДОБАВИТЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ…
СПАСИБО ПРЕОГРОМНОЕ ЗА ПРОСВЕТРАБОТУ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ САЙТА:)
Благодарю за теплый отзыв)))
Спасибо за публикацию.
Спасибо)))
Спасибо огромное за замечательную публикацию!!! Даже, к стыду своему, не представляла, что это автор иодних из самых моих любимых игрушек в детстве:))))
Вот только неприятно натыкаться в комментариях на слово «уделка» — нет такого названия. Есть «Удельная». Поверьте — ужасно режет слух и глаз!!!
Отредактировано: 12 октября 2018, 08:20
Спасибо за топик. Очень интересно было читать.