author-avatar
Елена

Музей игрушек в Суоменлинна. Часть первая

Финляндия, Хельсинки, 20 минут на пароме — и вот он, остров Суоменлинна, что в переводе означает «Финская крепость». Собственно, название острова полностью оправдано — вся его история связана с военным делом. И сейчас здесь сохранились бастионы, береговая батарея, казармы, есть Военный музей, Таможенный музей, подводная лодка «Вессико»… А немного в стороне от основного маршрута есть небольшой дом, украшенный резьбой по дереву начала прошлого века. И вот на первом этаже этого жилого дома и находится наверное не очень типичный для этого острова Музей игрушки.
Музей основал в 1985 году художник Пиипа Тандефельт.В коллекции музея находятся игрушки с начала прошлого века и до 1960-х годов. Первые старые игрушки Пиипа Тандефельт сначала покупал для своей дочери в конце 60-х годов. В 1979 году коллекция игрушек была представлена на тематической выставке. Выставка имела успех, после чего в 1985 году музей был открыт. Сейчас экспозиция занимает три комнаты на первом этаже жилого дома. Музей работает только летом.Коллекция собиралась более 40 лет и пополняется до сих пор.
Это информация официальная. А теперь неофициально.
Музей был последним объектом нашей поездки на Суоменлинна, как говорится, на десерт. Нашли мы его не сразу, он расположен в стороне от основного экскурсионного маршрута. Но дорожка все-таки привела нас в небольшой лесок, и перед нами оказался небольшой дом, нет, не сказочный теремок, а вполне себе двухэтажный дом, открытые окошки, распахнутая дверь, столики на площадке перед домом, кто-то пьет кофе. Да, это оказался музей. Внутри небольшое кафе, еще одна дверь, стойка с путеводителем по музею, и вот мы уже в музейном зале. Хотя слово зал сюда не подходит никак. Уютная, слегка затененная комната, камин, диванчик, столик и витрины, витрины с куклами, мишками, играми, посудой, детские лошадки, детские альбомы для пожеланий(кто постарше, понял, о чем я)… В общем, мы пропали. Сначала беглый осмотр всех сокровищ, потом внимательное разглядывание каждой витрины с возгласами восхищения и удивления, потом фото… А в зале темно, а со вспышкой бликует, и хочется запечатлеть все, чтобы потом, дома, не спеша, разглядеть, повздыхать, поудивляться… Мы пробыли в этих трех залах часа три, посетители приходили и уходили, а мы никак не могли оторваться и очень жалели, что нельзя все это потрогать и во все это поиграть…

Итак, я приглашаю Вас в музей.

Розе-Мари – озабоченная кукла.
Изготовитель Alt, Beck & Goltschalk, Германия.
Розе-Мари была первым призом в организованном в 1928 году хельсинским универмагом Стокманн конкурсе.
Кукла Лотте, болеющая гриппом.
Изготовитель Armand Marseille, Германия, 1920-е годы.



Эви – флиртующая кукла в костюме моряка.
Изготовитель Simon & Halbig, Германия, около 1910 г.

Ауне -кукла в темно-синем платье в морском стиле.
Кукла приблизительно 1900 года.Голова куклы из металла, а туловище из кожи. Металл как материал для головы куклы встречается редко. В Музее игрушки в Суоменлинна есть всего три куклы с металлической головой.
Синее платье в морском стиле для куклы Ауне сшила домашняя портниха. Раньше был обычай пользоваться услугами приходящей портнихи, чтобы одеть семью. У девочки в доме могла быть своя маленькая швейная машинка, на которой она могла строчить рядом с портнихой и одновременно учиться. Оставшиеся лоскутки ткани были ценной вещью и их использовали, например, для кукольной одежды.



Самые маленькие куклы.
Многие немецкие фарфоровые заводы изготавливали белые фарфоровые куклы, которые назывались ”Nacktfrosch” (”Голая лягушка”). Затем их стали называть ”Frozen Charlotte” и ”Frozen Charlie”.
Совсем маленькие фарфоровые куклы прятались как сюрприз внутрь торта на день рождения и, по финскому обычаю, в рождественский пудинг. Куклы чуть больше, размером 4-5 дюйма (10-12,5 cм) использовали в качестве выравнивателя температуры в фарфоровых чашках, чтобы изысканный фарфор не треснул от воздействия горячего. Для того же самого служит ложка, но держать ее в чашке с кофе не очень красиво: местом кофейной ложки является блюдце и ее используют только для размешивания.



Friedebald –кукла — школьник.
Изготовитель Кэт Крузе “Das deutsche Kind”, (Friedebald).
В 1928 году Кэт Крузе разработала кукол, которые представляли разные народы. Картина Юлиуса Хюбнера “Das deutsche Kind” (немецкий ребенок) вдохновила на разработку куклы, которая представляла Фридебальда, сына Кэт. В качестве модели для головы она использовала скульптуру Фридебальда, сделанную Игорем Якимовым.



Rödluvan, кукла – барышня в красной одежде.
Кэт Крузе Кукла IX V.E.B., 1950-е годы.
После войны фабрика Кэт Крузе в Бад Кезене осталась на территории Восточной Германии. Кукольное производство на этой фабрике еще продолжалось в 1951-1957 годы. У этих кукол обычно имееется треугольная печать и добавление: “V.E.B. Bad Kösen a.d.Saale”.
Имя “Rödluvan” (Красная шапочка) кукле дала ее маленькая хозяйка, и с куклой никогда не играли. Новую куклу нужно было беречь, она была как редкое сокровище, которое родители поставили на высокую полку и всегда говорили только, что поиграешь с ней как-нибудь попозже, когда подрастешь еще немного.



Маша -кукольная красавица в своей карете, 1890 год.
Изготовитель Jumeau, Франция 1890.
Маша – это парижанка, которая провела свою молодость в Санкт-Петербурге и переехала в Финляндию в 1912 году.



Светлая красавица Юлия и темная красавица Лаура.
Изготовитель Jumeau, начало 1900-х годов.
Деревянная лошадка Mercedes.
Светлая деревянная лошадка была подарена в 1893 году Mercedes Strömberg. В начале 1980-х годов ее спасли из мусорного контейнера в Лауттасаари.
Французские туфли на высоком каблуке 1920-х годов.В те времена в Париже для кукол был свой обувной магазин!







Кукольный дом 1880-х годов.
Мебель кукольного дома шведского производства Gemlan, часть мебели – это копии, сделанные в центральной тюрьме г. Хямеенлинна. Посуда на столе изготовлена российским фарфоровым заводом Кузнецова. Куклы – немецкие, начала 1900-х годов.



Кукольный домик семьи российского чиновника 1880-1900.
На задней стене кукольного домика портреты царя Александра III и царицы Марии Федоровны. Обратите внимание также на угол для икон.



Кухня, приблизительно 1900 год.
В игрушечной кухне должны были быть те же предметы, как и в настоящей кухне.



Чугунная печка.
Фирма Högfors изготавливала детские чугунные печки различных размеров. На печке можно было печь блины на настоящей чугунной сковородке. В старину использование огня было повседневной реальностью в хозяйстве, и поэтому детям с раннего возраста тоже надо было учиться управляться с огнем. В детской кухне было все совсем как в настоящей кухне, вплоть до весов для рыбы.
Украшенный золотом фарфор на полке – из России.





Кукла из войлока в красном платье.
Куклу изготовил итальянец Ленчи в 1930-е годы. Куклы Lenci делают из войлока и для них характерен косой взгляд, нарисованный вручную.



Кукольный дом, 1915 год.
Инженер и зубной врач Вальдемар Шауман сделал по собственным чертежам для своей десятилетней дочери Эльзы Шауман кукольный дом, который она очень сильно хотела. Музею кукольный дом подарила дочь Эльзы.





Госпожа Фредерика, взрослая кукла.
Фредерика – это взрослая кукла 1830 года и одновременно старейшая кукла Музея игрушки в Суоменлинна. Кукла представляет так называемый тип взрослых кукол. Такую белую, глазурованную фарфоровую голову называют китайской.
Другие дамы на этой полке являются немецкими куклами начала 1900 гг. с головами типа бисквит.



Силья, бабушка в черном платье.
Силья создана в 1875 году. Маленькая Петра в бабушкиной юбке с игрушками — 1910 года. Мебель 1885 года, печка 1910. Пианино куплено на блошином рынке в Париже. Посмотрите также на маленьких зайчиков и на спрятанную за бабушкину юбку собачку Лалли.
Етель, француженка в летнем платье и соломенной шляпе.
Кукла 1870 года, ее голова из фарфора, глаза из выдувного стекла и парик из настоящих волос. Туловище из кожи. Ладони искусно сшиты из тонкой кожи, все пальцы по отдельности!





Глория (Клара) в черном одеянии, 1870-е годы.
Туалетный столик с мраморной окантовкой.



Русский интерьер.
Кукольная мебель, сделанная русским военнопленным в 1940 году. Мебель сделана в тюрьме Какола в Турку. В столярном цеху тюрьмы было сделано много деревянных игрушек, таких как коляски для кукол, мебель для кукольного дома, деревянные грузовики и лошадки. Кукла представляет собой русскую куклу на чайник.



Мебель кукольного дома 1920-х годов.



Малыши у фортепиано.
Малыши у фортепиано были хитом в конце 1800-х годов. Многие немецкие фарфоровые заводы изготавливали милых кокетливых младенцев в качестве предметов украшения, для нахождения на фортепиано.



Небольшой кабинет ужасов.
С ними играли до конца, остались только головы. Маленькие глазурованные головы в стиле biedermayer 1860-1880-х годов. Так называемые головы Bisque – очень тонкий неглазурованный фарфор – из начала 1900-х годов.













Пиркко, веселый скаут.
Финский изготовитель Dolly-tex, 1950-е годы.
Пиркко с роликовыми коньками принимал участие в играх Оuti Valpuri Ruohо. Рядом с куклой скаутский дневник первого владельца 1958 года.



























Улла и Каарина.
Куклы военного времени. К сделанному дома тряпочному туловищу прикреплена купленная в магазине картонная голова. В то время было обычным, что кукла такого типа пропадала из дома на Рождество и возвращалась обратно в мешке Деда Мороза, сделанная заново и в новой одежде.





Солдат в фуражке.
Изготовитель – кукольная промышленность Turun Martta, 1920-е годы, Финляндия. Кукла мальчик, которая похожа на кукол Käthe Kruse. Модель головы с раскрашенным лицом – копия Kruse, вплоть до сложно сшитого тканевого туловища. Военная одежда куклы с фуражкой – это как уменьшенная модель одежды финского полковника, только оловянные кнопки заменены на золотые.
Куклы Лотта.
Куклы Martta в одежде Лотта 1920-1940 -е годы.
Организация Lotta Svärd была создана при гражданской гвардии для оказания ей помощи в 1921 году. До войны Лотты обучали женщин, организовывали развлекательные и публичные мероприятия. На войне Лотты работали в полевых и военных госпиталях, эвакуационных центрах, ветеринарами, в обеспечении продовольствием, обеспечивали связь, выполняли задачи по наблюдению за небом и погодой и т.д.
Так называемые маленькие Лотты были 8-16 -летними девочками, работу которых можно сравнить с теперешней скаутской деятельностью. Маленькие Лотты обучались важным навыкам, таким как первая помошь, но прежде всего их задачей было патриотическое воспитание детей и молодежи. В военные годы многие маленькие Лотты отправились, несмотря на их юный возраст, в госпитали и столовые и помогали взрослым Лоттам.



Медвежонок Schwindt 1940-х годов.
Джазовый музыкант Кристиан Швиндт (1940-1992) завещал музею игрушек в Суоменлинна своего любимого медвежонка, для которого карельская няня семьи сшила одежду вплоть до нижнего белья и рубашек. К вещам медвежонка относились коньки, перчатки, портфель и рюкзак. Не говоря уже о ночном горшке, дудке, банке меда, и носовом платке с именем.













Пипса (Сестра или Брат).
Кукольное производство Martta производило куклу-младенца модели Пипса под именами Сестра и Брат с 1923 года. В перечне моделей кукол Martta кукла-младенец представлена под именем Пипса только с 1950-х годов. Куклу с таким же внешним видом изначально делали в Швеции под маркой Princess.На коленях у Пипсы кукла-младенец Maтти, изготовитель Turun Martta-кукольная промышленность, Финляндия.













Kewpie –фарфоровая кукла.
Kewpie 1910 года. Рядом с куклой в кресле-качалке находится изготовленная немецким заводом Heubach очень сильно напоминающая куклу Kewpie фарфоровая кукла. Обратите внимание, что у настоящей куклы Kewpie всегда маленькие голубые крылья.
Посуда кукол на этой полке изготовлена фирмой Arabia.
Близнецы Микко и Хейкки.
Изготовитель Gerbrüder Heübach, Германия 1910.
Данный кукольный завод стал известен особенно как квалифицированный изготовитель характерных кукол и голов кукол. Секрет в том, что завод расположен рядом с художественной школой: на кукольной фабрике работало много талантливых студентов.













Материалы об экспозиции музея и его истории предоставлены директором музея госпожой Петрой Тандефельт.
  • Alyona

    Ямогу: ООАК / роспись кукол, карвинг, создание образа кукол, аутфит.

  • Olga

    Ямогу: ООАК и мейк для Паола Рейна

Обсуждение (20)

Как интересно и подробно! Похоже музей очень милый и уютный… спасибо, что показали :)
Очень интересно и познавательно! Спасибо за знакомство с музеем!
Спасибо! Замечательная экскурсия! Сколько интересных кукол! Очень понравилась посуда, много интересных бытовых детали, мебель. А медведики! В общем, красота!
Спасибо за очень интересный, красивый и познавательный топик!
Сколько красоты, сколько богатств!!! просто глаза разбегаются!!!
Огромное спасибо! Необыкновенно интересно!
Спасибо, очень интересная экскурсия, хорошо организованная экспозиция, красивая презентация, любо-дорого смотреть!
Благодарю за шикарные фото с описанием, все сохранила себе в альбом-буду рассматривать каждую деталь.У меня тоже есть куколки с металлической головой Minerva, только они меньше и с формированными волосами.
Спасибо огромное за подробнейшие описания и чудесные фотографии! Можно рассматривать бесконечно! Музей потрясающий!!!
«Оставшиеся лоскутки ткани были ценной вещью и их использовали, например, для кукольной одежды.» Смеялась на весь дом после этой строчки, у меня этих ценных вещей уже три мешка! А выставка просто супер, душевно все подобрано, даже энергетика чувствуется!
Ну, это было начало 1900-х. Хотя я помню, как в начале 1960-х моя мама собирала лоскутки и шила одежду моим куклам, а моя тетя делала из них потрясающие одеяла. Кстати, некоторые из этих лоскутков хранятся у меня до сих пор.
Подписи с информацией практически к каждому(!) фото. Кропотливый труд, не часто встречаемый в репортажах!
Чем и ценна Ваша работа. И очень познавательна.Спасибо огромное!
За информацию особая благодарность госпоже Тандефельт. Она прислала мне путеводитель по своему музею.
Большое спасибо, Елена. Классный музей и Вы так много и подробно написали об экспозиции. А ведь я была в Хельсинки и не знала о существовании музея. Жалею страшно!
  • Persi
О музее я нашла всего одну строчку в путеводителе по острову и одно упоминание в путеводителе по Финляндии. Очень жаль, что его так мало рекламируют.
Спасибо за потрясающую экскурсию! Очень интересно и подробно! Каждая экспозиция по-своему очаровательна! Пересмотрела не раз))) СПАСИБО!
Спасибо за фото, с удовольствием посмотрела!!!
Очень интересный топик, музей замечательный, спасибо большое!
Спасибо всем большое за добрые слова. Мне очень хотелось поделиться с вами увиденной красотой и своими впечатлениями.
спасибо за такую подробную экскурсию. Все расписали и показали.