Антикварные куклы и русский народный костюм


Что такое «русский стиль» в одежде антикварных кукол? Как «русский стиль» соотносится с русским традиционным нарядом? Уместно ли одеть немецкую или французскую куклу в то, что мы называем русским народным костюмом?
Эти, и подобные им вопросы неизбежно возникают на пути тех, кто пробует правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм.
Тема эта безусловно обширнейшая и требует серьезных искусствоведческих изысканий.
А пока, я хочу поделиться с вами небольшой публикацией моей жены Юрченко Юлии, которую мы разместили два года назад в нашей группе в ВК «Старинные куклы в нарядах Русского Севера». Статья дается с небольшими авторскими правками и дополнениями.
В конце статьи вы можете посмотреть фотокомпозиции нашей мастерской Antique dolls_Russian stayle.

_Как правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм?_
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задаться следующим: как интерпретировался русский традиционный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв.? Мне кажется, исследование этой области помогает понять проблематику, связанную с традиционным костюмом как таковым: его бытованием в 19-м и 20-м веках и существованием народного костюма сейчас.
В наши дни этнографическое движение набирает силу, традиционный народный костюм активно исследуется. Искусствоведы, художники, музейные работники объединяют силы в приобщении людей к изучению традиционного костюма: пропагандируются музейные образцы, художниками активно реконструируются подлинники головных уборов и традиционные комплексы одежды.
В этом контексте, мне кажется, очень нужным оказывается разговор о роли традиционного костюма как национального символа, пути, который этот символ прошел, понимании традиции в прошлом и сейчас. Всех заинтересованных приглашаю познакомиться с видео — лекциями искусствоведа, культуролога Андрея Боровского(«Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в 20-м веке).
Если возвращаться к нашей теме — как интерпретировался народный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв. — то я бы сказала, что здесь ситуация целиком отражала ситуацию с традиционным костюмом в русском дореволюционном обществе.
Я выделила три основных, очевидных для меня направления.
Первое — это куклы из земских мастерских при Московском Кустарном музее и в Сергиевом Посаде. Кукольная одежда воспроизводила подлинные образцы из Румянцевского музея, однако, эти образцы можно охарактеризовать как значительно стилизованные. Их отличительной чертой является замечательная декоративность, но, отнюдь, не этнографическая точность. Сейчас эти образцы можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в Музее Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт — Петербурге.


Второе направление я бы назвала «строго этнографическое». Здесь костюмы подробно и точно воспроизводят этнографические подлинники. В качестве образцов можно указать коллекцию этнографических кукол из Рязанского историко — архитектурного музея — заповедника.

Также в качестве образца можно вспомнить куклу из Архангельского краеведческого музея в женском традиционном костюме (косоклинный сарафан из кубовой набойки, коротена, кокошник).

Третье направление — костюмы для кукол, вдохновленные образами художника С.Соломко, по эскизам которого создавались костюмы для знаменитого последнего Императорского бала. Иллюстрации И.Билибина, Б.Зворыкина, Е.Бем, а также многих других художников, которые популяризировали «русский стиль» в графике, тоже, очевидно, были источником информации о традиционном русском костюме. К этому направлению я бы отнесла эскизы кукольных костюмов Н. Бартрама выдающегося художественного деятеля, основателя и первого директора Музея игрушки.



Отдельной, очень интересной темой являются немецкие этнографические куклы, которых делали в Германии для экспорта в Россию. Я имею в виду фирму Бер и Прешильд. Их наряжали в сарафаны и кокошники, но они, конечно, имели ярко выраженное своеобразие — так представляли европейцы традиционный русский наряд.
Французских кукол тоже наряжали в «русском стиле», в основном, по актуальным на тот момент историческим поводам.
Так как же все — таки одеть антикварную куклу? В «русском стиле» или в русский традиционный костюм? На что ориентироваться? Сделать точную реплику старинного кукольного наряда? Или придумать что-то самостоятельно? Вопрос этот, конечно, остается открытым.



Комментарии (50)

Ах какие барышни!!! Очень красивые наряды!
Спасибо большое!
Ооо, здорово, спасибо! Все очень интересно, а фотографиями в платочках просто сразили наповал. Потрясающе, никогда не думала, что это может так органично смотреться на антикварных куклах. Спасибо за публикацию!
Спасибо, мы рады, что понравилось:)
Боже, как красиво!
Спасибо вам за показ!
Спасибо, решили поделиться:)
Неловко спрашивать.
Скажите, Вас интересует разговор о русских куклах (в тч антикварных) или просто комментарии.?
Сложный вопрос:) Конечно разговор возможен. Цель публикации — поделиться своим опытом, попыткой разобраться во всем комплексе вопросов, который возникает перед заинтересованным в теме человеком. Сам по себе традиционный костюм — обширнейшая тема. И антикварные куклы — тоже. Отдельная тема — этнографические сувенирные куклы рубежа веков. Эта небольшая заметка — попытка систематизировать для себя, или наметить направления, по которым можно двигаться, чтобы разобраться в теме «русский костюм и антикварные куклы». Немножко сориентироваться. Конечно на полное раскрытие темы заметка не претендует.
Только к русскому костюму надо относиться с уважением. Чтобы куклы в русском костюме не превратились в ряженных.
Очень понравилсь первая музейная часть публикации.
Вторая часть очень душевная. Сказочная.
В тяжелейших кокошниках не ходили в лес по грибы. Хотя, всякое может быть.)))))
Понравилось, как вы корректно прикрыли ноги кукол в кокошниках подолом наряда. Сапожки нужны. Красные на каблучке. ))))))))

А это Вам в копилку. Волосы распущены, не знаю как к этому относиться. Наверно, тоже может быть.)))))

Отредактировано: 18 июля 2018, 08:06
Ирина, спасибо!)
Красные сапожки вещь знаковая, конечно. Но у нас их нет. Зато есть лапти и кОты — кожанная обувь, которую носили на севере.
В кОты их и обуйте. ))))) Тех, которые в кокошниках. Лапти это обувь бедняков. Самых бедных. У которых не было кокошников, расшитых речным жемчугом. Северным речным жемчугом.)))))
Сапожки из парчи или из блестящей ткани можно сшить. И бохато смотрится и легко шить, в плане — не кожа. Часто продают резинки для волос из блестящей ткани. Будет бюджетно.
От души желаю успехов в творчестве.
Ирина, спасибо, за участие и советы. То о чем вы говорите, вещи, конечно, очевидные. Возможно, правда, кто-то из читателей об этом не знает: о речном жемчуге, лаптях — обуви бедняков и обязательной демонстрации богатых красных сапожек красавицами в кокошниках.
Что касается сапожек, то в кадре, где модель в венце и сарафане сидит, они не нужны с композиционной точки зрения. Именно этим и руководствовался автор — композиционной необходимостью, а не отсутствием подходящей обуви. Цельное пятно сарафана хорошо работает и обувь на переднем плане не нужна — лишит картинку цельности.
Ирина, вы пишите :
В тяжелейших кокошниках не ходили в лес по грибы
Но я не вижу ни одного кокошника. Здесь на фото лишь девичьи уборы венцы и повязки. А кокошник это чисто женский убор, который полностью закрывает волосы. Замечу что в XX веке понятие «кокошник» было сильно размыто и этим словом начали называть любые головные уборы, чаще не имеющие никакого отношения к русским. Также не вижу в тематике первых шести фотографий похода за грибами. Мне видятся девицы, возвращающиеся с гулянья например… Одна из них присела отдохнуть… В теме именно этих фотографий нет корзин с грибами. Хотя у Евгения и есть фотографии сбора грибов, но в данной публикации он их не показал. Девушки, собирающие ягоды, уже в будничной одежде.
Как красиво! Антикварным куклам очень идут народные костюмы.
Спасибо!
Как красиво. Спасибо большое, Евгений и Юлия! голубоглазым «немочкам» очень к лицу русские костюмы. Буду пытаться свою 421 (Макс Хандверк) нарядить.
Спасибо! Это очень увлекательное занятие )
Здравствуйте, Евгений и Юлия! Большое спасибо за интересный рассказ и фотографии! Куколки и наряды великолепные!
Спасибо! Будем рады если заметка пригодится в вашем исследовании этой интересной темы)
Спасибо большое за публикацию! Все очень красиво!
Спасибо! Я очень рад)
Спасибо за публикацию! Впечатлений — море! Буду любоваться Вашими работами каждый день!)
Спасибо! Нам очень приятно:)
Душевные работы и вдохновляющие. Загляденье! С удовольствие забираю в избранное.
Очень приятно, спасибо! :)
Не могу просто молча смотреть) нужно высказаться… Господи… какая красота))прелесть)какие костюмы… высшая оценка)
Спасибо большущее :)) Очень приятно!
Спасибо большое за такую роскошную публикацию!!! Костюмы бесподобные, столько деталей — просто шикарно! Куколки в них очень реалистично смотрятся, так одухотворенно и гармонично, очень понравилось!!! Фото все изумительные, такие красивые композиционные решения, куколки словно герои русской сказки! Да и труда сколько вложено, какие вы увлеченные люди — настоящие молодцы!!!
Спасибо огромное, нам очень-очень приятно:)
Очень душевненько!!!)))… Красота согревающая душу!!!
Мы рады, что публикация вызвала радость) Спасибо!
Спасибо и за рассказ, и за показ. Интересно, познавательно, красиво. Молодцы, что сохраняете традиции и что поделились красотой со всеми.
Тема непростая, поэтому хочется помочь тем, кто только начинает размышлять об этом. Спасибо!
Сколько красоты! Очень интересно и познавательно! Костюмы и барышни замечательные.
Мы рады, что оказались полезны) Спасибо!
Огромное спасибо за очень красивый и познавательный топик!
Спасибо! Будем очень рады, если публикация кого-то сориентирует в этой непростой теме.
А я ждала более развёрнутых замечаний о профанации и «клюкве». Понимаю, что преждевременно: Вы только наметили направления. Но если отложить разговор о «как не надо» до тех пор, пока не разберёшься с «как надо», есть риск вообще увязнуть.
Я вижу проблему в том, что творить «русское-народное» хочется/надо здесь и сейчас, а информация мелко дозирована по экспозициям Рязанского историко—архитектурного и других уважаемых, но локальных учреждений. В результате не-специалисту и то и это — ОДИНАКОВО «русский стиль»:

Применительно к куклам, у меня свой интерес. Не антикварные, но современные игровые и сувенирные «народницы». Как корректная стилизация превращается в профанацию, и как «клюква» для людей совсем не в теме становится, увы, ориентиром. Ещё конкретнее — мне нужны статьи-ликбез, в которые можно будет потыкать худсовет фабрики игрушек, выпускающей, например, это:

Большое спасибо, что Вы хотя бы наметили этот разговор!
Ольга, спасибо за комментарий! Что касается ликбез-статей, то могу порекомендовать, на тот случай, если Вы еще не знаете этого автора, серию книг Галины Дайн «Игрушка в культуре Росии». Автор во всех отношениях замечательный. Книги отлично изданы и проиллюстрированы. У нее есть сайт. Там можно познакомиться с книгами и самим автором.
В ВК есть отличная группа «Русский традиционный костюм». В группе собрана богатейшая коллекция этнографических образцов. Все систематизировано. Каждой области отведен свой альбом. Очень удобно знакомиться с конкретным регионом. Много по Русскому Северу материалов. Пафос группы просветительский. Периодически на стене группы возникают дискуссии о «клюкве » в народном костюме. Вода камень точит. Я думаю, деятельность таких сообществ меняет представление о традиционном русском костюме. Также рекомендую видео лекции Андрея Боровского. Очень интересно и нужно.
Спасибо! Пошла читать. Думаю, Ваши ссылки на ликбез интересны и актуальны не мне одной.
Здравствуйте Евгений и Юлия! Каждый раз с большим интересом погружаюсь в Ваши публикации.Мало того Вы безумно красиво и профессионально одеваете своих красавиц, да еще и фотографии сделаны просто сногсшибательно! Опять смотрю и аш слезы наворачиваются, очень красиво.Корзинки с ягодами называются наберушки (ударение на е), нам такие дедушка в детстве плел.
Надежда, день добрый! Очень тронули Ваши слова.Спасибо! Для нас погружение в эти образы — это возвращение во времена, когда бабушки и дедушки были еще живы. Это так или иначе связано со временем, когда деревья были большими:) А наберушки, да, нам очень нравятся. Здорово, что ваш дедушка мастерил их.
Юлия! Добрый вечер! Спасибо за очень интересную публикацию! Очень четко, познавательно и лаконично все.
Ирина, спасибо, за вашу оценку! Были рады оказаться полезными.
Спасибо за такую красоту! Словно попадаешь в далёкое прошлое! В сказочный мир! Какие костюмы! Все идеально до мелочей!!!
Мария, спасибо! :) У нас очень красивый лес на севере и антики прекрасны ) Поэтому все должно было получиться)
Здравствуйте Евгений и Юлия!!! Не первый раз любуюсь вашими работами! И решила вам показать свою девочку)))
Инна, вечер добрый! Ваша девочка потрясающая! Повязка отличная — смотрится как золотное шитье с драгоценными камнями и позумент очень аутентичный. Прекрасная композиция) Она немочка вероятно?
Спасибо большое!!! Да девочка немочка Bahr & Proschild,
Отредактировано: 23 августа 2018, 00:39
Красавица! И пуховый платок уюта добавляет)