Антикварные куклы и русский народный костюм
Что такое «русский стиль» в одежде антикварных кукол? Как «русский стиль» соотносится с русским традиционным нарядом? Уместно ли одеть немецкую или французскую куклу в то, что мы называем русским народным костюмом?
Эти, и подобные им вопросы неизбежно возникают на пути тех, кто пробует правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм.
Тема эта безусловно обширнейшая и требует серьезных искусствоведческих изысканий.
А пока, я хочу поделиться с вами небольшой публикацией моей жены Юрченко Юлии, которую мы разместили два года назад в нашей группе в ВК «Старинные куклы в нарядах Русского Севера». Статья дается с небольшими авторскими правками и дополнениями.
В конце статьи вы можете посмотреть фотокомпозиции нашей мастерской Antique dolls_Russian stayle.
_Как правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм?_
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задаться следующим: как интерпретировался русский традиционный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв.? Мне кажется, исследование этой области помогает понять проблематику, связанную с традиционным костюмом как таковым: его бытованием в 19-м и 20-м веках и существованием народного костюма сейчас.
В наши дни этнографическое движение набирает силу, традиционный народный костюм активно исследуется. Искусствоведы, художники, музейные работники объединяют силы в приобщении людей к изучению традиционного костюма: пропагандируются музейные образцы, художниками активно реконструируются подлинники головных уборов и традиционные комплексы одежды.
В этом контексте, мне кажется, очень нужным оказывается разговор о роли традиционного костюма как национального символа, пути, который этот символ прошел, понимании традиции в прошлом и сейчас. Всех заинтересованных приглашаю познакомиться с видео — лекциями искусствоведа, культуролога Андрея Боровского(«Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в 20-м веке).
Если возвращаться к нашей теме — как интерпретировался народный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв. — то я бы сказала, что здесь ситуация целиком отражала ситуацию с традиционным костюмом в русском дореволюционном обществе.
Я выделила три основных, очевидных для меня направления.
Первое — это куклы из земских мастерских при Московском Кустарном музее и в Сергиевом Посаде. Кукольная одежда воспроизводила подлинные образцы из Румянцевского музея, однако, эти образцы можно охарактеризовать как значительно стилизованные. Их отличительной чертой является замечательная декоративность, но, отнюдь, не этнографическая точность. Сейчас эти образцы можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в Музее Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт — Петербурге.
Второе направление я бы назвала «строго этнографическое». Здесь костюмы подробно и точно воспроизводят этнографические подлинники. В качестве образцов можно указать коллекцию этнографических кукол из Рязанского историко — архитектурного музея — заповедника.
Также в качестве образца можно вспомнить куклу из Архангельского краеведческого музея в женском традиционном костюме (косоклинный сарафан из кубовой набойки, коротена, кокошник).
Третье направление — костюмы для кукол, вдохновленные образами художника С.Соломко, по эскизам которого создавались костюмы для знаменитого последнего Императорского бала. Иллюстрации И.Билибина, Б.Зворыкина, Е.Бем, а также многих других художников, которые популяризировали «русский стиль» в графике, тоже, очевидно, были источником информации о традиционном русском костюме. К этому направлению я бы отнесла эскизы кукольных костюмов Н. Бартрама выдающегося художественного деятеля, основателя и первого директора Музея игрушки.
Отдельной, очень интересной темой являются немецкие этнографические куклы, которых делали в Германии для экспорта в Россию. Я имею в виду фирму Бер и Прешильд. Их наряжали в сарафаны и кокошники, но они, конечно, имели ярко выраженное своеобразие — так представляли европейцы традиционный русский наряд.
Французских кукол тоже наряжали в «русском стиле», в основном, по актуальным на тот момент историческим поводам.
Так как же все — таки одеть антикварную куклу? В «русском стиле» или в русский традиционный костюм? На что ориентироваться? Сделать точную реплику старинного кукольного наряда? Или придумать что-то самостоятельно? Вопрос этот, конечно, остается открытым.
Эти, и подобные им вопросы неизбежно возникают на пути тех, кто пробует правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм.
Тема эта безусловно обширнейшая и требует серьезных искусствоведческих изысканий.
А пока, я хочу поделиться с вами небольшой публикацией моей жены Юрченко Юлии, которую мы разместили два года назад в нашей группе в ВК «Старинные куклы в нарядах Русского Севера». Статья дается с небольшими авторскими правками и дополнениями.
В конце статьи вы можете посмотреть фотокомпозиции нашей мастерской Antique dolls_Russian stayle.
_Как правильно одеть антикварную куклу в русский народный костюм?_
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задаться следующим: как интерпретировался русский традиционный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв.? Мне кажется, исследование этой области помогает понять проблематику, связанную с традиционным костюмом как таковым: его бытованием в 19-м и 20-м веках и существованием народного костюма сейчас.
В наши дни этнографическое движение набирает силу, традиционный народный костюм активно исследуется. Искусствоведы, художники, музейные работники объединяют силы в приобщении людей к изучению традиционного костюма: пропагандируются музейные образцы, художниками активно реконструируются подлинники головных уборов и традиционные комплексы одежды.
В этом контексте, мне кажется, очень нужным оказывается разговор о роли традиционного костюма как национального символа, пути, который этот символ прошел, понимании традиции в прошлом и сейчас. Всех заинтересованных приглашаю познакомиться с видео — лекциями искусствоведа, культуролога Андрея Боровского(«Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в 20-м веке).
Если возвращаться к нашей теме — как интерпретировался народный костюм в одежде этнографических кукол рубежа 19-20 вв. — то я бы сказала, что здесь ситуация целиком отражала ситуацию с традиционным костюмом в русском дореволюционном обществе.
Я выделила три основных, очевидных для меня направления.
Первое — это куклы из земских мастерских при Московском Кустарном музее и в Сергиевом Посаде. Кукольная одежда воспроизводила подлинные образцы из Румянцевского музея, однако, эти образцы можно охарактеризовать как значительно стилизованные. Их отличительной чертой является замечательная декоративность, но, отнюдь, не этнографическая точность. Сейчас эти образцы можно увидеть в Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в Музее Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт — Петербурге.
Второе направление я бы назвала «строго этнографическое». Здесь костюмы подробно и точно воспроизводят этнографические подлинники. В качестве образцов можно указать коллекцию этнографических кукол из Рязанского историко — архитектурного музея — заповедника.
Также в качестве образца можно вспомнить куклу из Архангельского краеведческого музея в женском традиционном костюме (косоклинный сарафан из кубовой набойки, коротена, кокошник).
Третье направление — костюмы для кукол, вдохновленные образами художника С.Соломко, по эскизам которого создавались костюмы для знаменитого последнего Императорского бала. Иллюстрации И.Билибина, Б.Зворыкина, Е.Бем, а также многих других художников, которые популяризировали «русский стиль» в графике, тоже, очевидно, были источником информации о традиционном русском костюме. К этому направлению я бы отнесла эскизы кукольных костюмов Н. Бартрама выдающегося художественного деятеля, основателя и первого директора Музея игрушки.
Отдельной, очень интересной темой являются немецкие этнографические куклы, которых делали в Германии для экспорта в Россию. Я имею в виду фирму Бер и Прешильд. Их наряжали в сарафаны и кокошники, но они, конечно, имели ярко выраженное своеобразие — так представляли европейцы традиционный русский наряд.
Французских кукол тоже наряжали в «русском стиле», в основном, по актуальным на тот момент историческим поводам.
Так как же все — таки одеть антикварную куклу? В «русском стиле» или в русский традиционный костюм? На что ориентироваться? Сделать точную реплику старинного кукольного наряда? Или придумать что-то самостоятельно? Вопрос этот, конечно, остается открытым.
Обсуждение (54)
Спасибо вам за показ!
Скажите, Вас интересует разговор о русских куклах (в тч антикварных) или просто комментарии.?
Очень понравилсь первая музейная часть публикации.
Вторая часть очень душевная. Сказочная.
В тяжелейших кокошниках не ходили в лес по грибы. Хотя, всякое может быть.)))))
Понравилось, как вы корректно прикрыли ноги кукол в кокошниках подолом наряда. Сапожки нужны. Красные на каблучке. ))))))))
А это Вам в копилку. Волосы распущены, не знаю как к этому относиться. Наверно, тоже может быть.)))))
Красные сапожки вещь знаковая, конечно. Но у нас их нет. Зато есть лапти и кОты — кожанная обувь, которую носили на севере.
Сапожки из парчи или из блестящей ткани можно сшить. И бохато смотрится и легко шить, в плане — не кожа. Часто продают резинки для волос из блестящей ткани. Будет бюджетно.
От души желаю успехов в творчестве.
Что касается сапожек, то в кадре, где модель в венце и сарафане сидит, они не нужны с композиционной точки зрения. Именно этим и руководствовался автор — композиционной необходимостью, а не отсутствием подходящей обуви. Цельное пятно сарафана хорошо работает и обувь на переднем плане не нужна — лишит картинку цельности.
Я вижу проблему в том, что творить «русское-народное» хочется/надо здесь и сейчас, а информация мелко дозирована по экспозициям Рязанского историко—архитектурного и других уважаемых, но локальных учреждений. В результате не-специалисту и то и это — ОДИНАКОВО «русский стиль»:
Применительно к куклам, у меня свой интерес. Не антикварные, но современные игровые и сувенирные «народницы». Как корректная стилизация превращается в профанацию, и как «клюква» для людей совсем не в теме становится, увы, ориентиром. Ещё конкретнее — мне нужны статьи-ликбез, в которые можно будет потыкать худсовет фабрики игрушек, выпускающей, например, это:
Большое спасибо, что Вы хотя бы наметили этот разговор!
В ВК есть отличная группа «Русский традиционный костюм». В группе собрана богатейшая коллекция этнографических образцов. Все систематизировано. Каждой области отведен свой альбом. Очень удобно знакомиться с конкретным регионом. Много по Русскому Северу материалов. Пафос группы просветительский. Периодически на стене группы возникают дискуссии о «клюкве » в народном костюме. Вода камень точит. Я думаю, деятельность таких сообществ меняет представление о традиционном русском костюме. Также рекомендую видео лекции Андрея Боровского. Очень интересно и нужно.
С удовольствием вашу публикацию посмотрела! Спасибо
Рады, что публикация понравилась Тема очень обширная, поле для работы огромное)