Реставрация или переделка


Уж сколько раз твердили миру… Подозреваю, что любовью к антикварным и винтажным медведям больна не только я. Задавшись в очередной раз пополнением своей коллекции, начинаются поиски.
Сначала спросим мнения у профессионалов: что лучше — медведь в «первозданном» виде (зачастую он же в состоянии полной неузнаваемости) или медведь после реставрации — весь такой блестящий, пушистый, словно и не было минувших ему 50-60-и т.д. лет? Ответы прозрения не прибавляют. Разные такие ответы. Хорошо. Пойдем гулять по необъятным просторам всемирной сети. Просторы, как оказалось, не только интернета, но и воображения. Как говорится, на любой вкус и кошелек. Самые дешевые пребывают в таком состоянии, что, боюсь, не доедут до пункта назначения. Дорогие тоже зачастую не впечатляют на картинках, только один вопрос возникает — за что платить? Остальные… Ну что тут скажешь, если «мишечка после реставрации, постиран, заменено внутреннее содержание — вместо соломы набит (о, ужас!) сосновыми опилочками». Или и того круче: «медведь распорот, сшит заново, поменяны соединения и рычалка, мех укреплен и проклеен (!). Я не ханжа, ничего против такой „реставрации“ не имею. Опять же, хозяин — барин. Но, скажите, зачем предлагать коллекционеру в коллекцию сосновые опилочки и мех, прокленный ПВА? Работает стереотип, что коллекционеры — народ помешанный и денег ни на что им не жалко? Дескать, поставлю цену в… тысяч, а какой-нибудь „коллекционер“ и купит. Ему же, в смысле коллекционеру» главное, чтобы вещь была старая. Так он-то, медведь, и старый, даже ГДР-овский или СССР-овский. А ни того, ни другого государств уже на карте нет лет этак… дцать.
Пишу это потому, что уже лет… дцать занимаюсь реставрацией текстиля, пришлось многому научиться в процессе коллекционирования старинной вышивки. Иной раз вещь приходит в таком состоянии, что лучше не трогать. А иной раз не трогать невозможно — грязь, пыль, пятна, ржавчина, клей. По моему глубочайшему убеждению, в любом деле должен быть, прежде всего, здравый смысл. Заразить себя и семью даже пресловутым подкожным клещом — раз плюнуть в таких случаях. А случаи бывают разные, приходилось и выбрасывать (сжигать). Понимаю, что кто-то обязательно кинет тапок в меня. Но это мое, сугубо личное мнение и поступки тоже мои, и деньги, в конце-концов, мною заработанные.
А в конце топика хочу добавить вот что. Реставрации материалов можно научиться. В сети очень много информации на эту тему, в том числе и по клеям, и по различным составам, и по консервации ткани (это нужно для того, чтобы вещь смогла прожить еще долгую жизнь). Но для этого нужно попутно изучить химию, физику, биологию и много прочих наук. Нужно потратить очень много времени, здоровья и сил.
Мы живем в 21 веке, любим вещи из прошлых эпох, восторгаемся их красотой и удивляемся тому, что они прожили столетия. Честно говоря, во многом именно благодаря коллекционерам. У меня есть вышивки, принесенные мне бабушками, на белоснежном полотне, с мелкими дырочками, накрахмаленные. Но, увы, от частых стирок рачительных домохозяек от самой вышивки уже ничего не осталось, кроме обрывков ниток. А когда-то это было очень красиво и радовало глаз.
Не хочу никого обидеть, более того, люди, которые вытаскивают из грязи, мусорок, помоек, блошек и пр. игрушки — настоящие герои. И вовсе не потому, что вы дали новую жизнь кукле, мишке, статуэтке, а потому что вы обладаете уникальной душой, генетической памятью, и вы знаете, что спасаете не вещи, вы спасаете другие души и не даете забыть очень важное для любого человека — Дом его детства. Просто поймите, что настоящий коллекционер, коллекционер-профессионал всегда будет долго и настойчиво выбирать не только предмет, но и его историю. И вряд ли он выберет мишку, остатки меха которого проклеены Моментом или ПВА после того, как им играло не одно поколение детей и хранился он далеко не в музейных условиях.
Еще раз повторюсь — никого не хочу задеть или обидеть. Искренне уважаю и преклоняюсь перед людьми, дающими новую жизнь игрушке для себя. И перед теми, кто продавая, честно пишет о том, что, как и где он с этой игрушкой сделал. А уж потом это личное дело каждого — купить или пройти мимо. А я пойду дальше в поисках очередного «своего» медведика. Желательно без «реставрации».
Ремонт кукол — смотрите темы в разделе «кукольная мастерская» на Бэйбиках


Лемдьянова Олеся, Ole dols

Ямогу: Текстильные куклы ручной работы, стрижка кукол Paola Reina

Разноцветная сказка от Linai

Ямогу: Люблю придумывать новые кукольные образы и реализовывать их. Занимаюсь ООАК кукол от Паолы Рейна и созданием нарядов для них и не только для них.


Комментарии (62)

Отличная статья!!! Абсолютно согласен с Вашей точкой зрения! Надеюсь, что некоторые из прочитавших Вашу статью, будут более щепетильно относиться к вопросам реставрации не только медведей, но и других антикварных игрушек и предметов антиквариата. Спасибо!
  • avatar
  • Karl
  • +4
Прекрасный топик! Очень правильные вещи Вы пишите.Я тоже придерживаюсь мнения, что принцип реставрации-не навреди. Вмешательство всегда должно быть минимальным. У меня подруга, например, перед покупкой старых мишек, проверяет их на запах)) Если не пахнет сыростью и т.д.-ни за что брать не будет. И я её прекрасно понимаю. Желаю Вам найти Вашего мишутку!
Спасибо большое всем неравнодушным. Надеюсь, в следующем топике получится поделиться частичной реставрацией ГДР-овского медведя. Месяц работы уже позади, но еще не закончила.
Я целиком и полностью за реставрацию профессиональную, с минимальным вмешательством для предмета. Но есть случаи, когда требуется полная переделка. Тут уж ничего не поделать.
Согласна, такие случаи есть и нужно переделывать, иначе мы останемся последними, кто это видел. Но я про реставрацию именно для продажи. А точнее, про то, что всегда нужно честно писать об этом.
По поводу «честно писать» — да, конечно. Но есть и еще один момент — всегда ли человек, называющий себя реставратором, таковым является? Люди берутся за реставрацию, конкретно портят то, что еще можно спасти (особенно это относится к разбитым антикварным головкам), берут за это деньги. А хозяева вещи в силу интеллигентности и растерянности не могут ничего сказать и платят деньги...
И главное, что хотела спросить — что есть «подкожный клещ», в смысле, как понять, что вещь угрожает нашему здоровью? Ну, если вы ее не из помойки вытащили, а у кого-то купили?
Давайте по порядку. Назваться можно кем угодно, но есть такая поговорка «хороший человек = это не профессия». Антикварный фарфор я бы никогда (!) не рискнула отдать кому либо, кроме общепризнанных реставрационных мастерских, ибо в свое время насмотрелась такого. Подкожный клещ — это как раз та зараза, от которой наши бабушки периодически избавлялись стиркой и чисткой перьевых подушек. Погуглите «подкожный клещ в вещах». Из помойки вещи попадались иногда чище, чем присланные кем-то.
Разобралась с клещом, оказывается это «банальный» демодекоз, да? Так им проще при поцелуях заразиться. Да и большинство людей являются его носителями, а вот сама болезнь возникает только при определенных условиях. И лечится лучше всего отдыхом на море и купанием в морской же воде, проверено.

Что еще может быть в старых игрушках? Вши? И что делать, если «новая» вещь попадает в дом, паром из утюга не достаточно обработать?
Надюш, у меня парогенератор, иногда обрабатываю им, но все-равно еще добавляю обработку УФ-лампой, такие и в советское время были, а сейчас продаются размером как обычные лампы дневного света. Честно говоря, слава Богу, вши пока не попадались, но жучки в набивке были, и еще много чего неприятного в тканях попадалось.
Спасибо! Я даже не знаю, как к Вам обращаться… ;-)
УФ-лампа — надо поискать в и-нете… Та, что у меня была в советское время, давно сломалась… Это косметический прибор же был, кажется...
А про кукол — мне, по-счастью, не приходилось отдавать головы склеивать, но видела пару раз фотографии — жуть, что делают «реставраторы», и ведь считают, что так и надо… Это я про лицо в шрамах в итоге…
Сейчас задала в гугле УФ-лампа, сразу картинки пошли. Та, которая вставляется вместо обычной ЛБ-шки (это такая длинная трубчатая лампа), стоит 200 рублей. Сейчас в любом электро-магазине они есть. Настоящий реставратор не просто художник или склейщик, это профи в очень многих областях. И из настоящих как раз не все берутся за все подряд. Я Анна.
Спасибо, Анна! Надо посмотреть. Но при такой включенной лампе людей в помещении быть не должно, да? Это то, что в лечебных учреждениях называют кварцеванием?
Эти лампы, как правило, не нагреваются сильно. У меня раньше не очень длинная была, я ее к коробке от телевизора крепила внутрь, коробку закрывала. Теперь есть комната, включаю лампу и ухожу по другим делам. Время каждый раз разное.
Спасибо!
Вот у меня есть советский Ёжик, внутри уже труха.А снаружи очень даже хорошо сохранился.Можно конечно и самой его подлатать, но в нём не останется истории.
Здесь как раз тот случай, когда можно и самой, потому что из-за этой «трухи» постоянно и уверенно разрушается верхний слой. А чтобы осталась и история, можно вместо трухи использовать такой же точно материал для набивки. Только в этом случае и набивка должна быть аналогичной, чтобы пустот не было. Вариантов два — либо обращаться к профи, либо копать интернет и изучать плотность набивки игрушек тех лет. Спасайте Ёжика и удачи Вам!
Я его планировала продать, но и написать честно.
В любом случае пишите то, что есть на самом деле, независимо от того, будете менять набивку или предоставите это сделать покупателю.
Интересная тема. Я когда только начинала собирать винтажных кукол, удивлялась, почему кукол продают немытых-нестиранных. Потом поняла, слишком велик риск испортить, смыть родной макияж, уничтожить родную одежду.Опытный кукольник понимает это и оставляет банные процедуры новой хозяйке. Сама украшательствами старых кукол не занимаюсь, стараюсь по максимуму сохранить их родной образ. Но вот советского плюшевого щенка потрошила. Поролон превратился в труху, а местами даже закаменел. Своего родного немецкого мишку просто протерла влажной тканью. И все думаю, поменять ли ему рычалку на современную, или оставить молчащим;) Родной механизм не работает и вряд ли подлежит восстановлению. А вот «отреставрированных» кукол видела несколько лет назад на Тишинке. Грубо закрашенное лицо впечатлило, хоть в фильме ужасов снимай. И человек действительно гордился своим «мастерством».
Знаете, из своего советского детства очень хорошо помню всех кукол. Много их, наверное, ни у кого тогда не было. Самыми ценными были немки. Резиновые. И самыми редкими. Но наших кукол и в то время умудрялись ремонтировать. Хотя я и не помню, чтобы была истертая пластмасса. Ну, это я не помню. А вот фарфоровых мы узнали гораздо позже. Это вообще очень трепетные создания. По поводу перестановки рычалки был у меня такой случай. Переставляла. Но разочаровалась. Ну не так мой мишка рычал! Вот реставрация кукольных голов (впрочем, как и остального) — дело сложное. Тут надо сначала много и крепко думать, анализировать, искать материал, клей, краски. Чтобы потом не снились куклы из фильмов ужасов. По-моему у людей, «закрашивающих» лица, доминирует слово «хочу!». И еще раз повторюсь, иногда лучше не делать ничего, чем делать так, что и у куклы, и у человека на всю жизнь остаются шрамы в сердце.
Вот и я, купила рычалку и так она и лежит, не вшитая. Совсем не тот звук, блеянье какое-то). У меня куклы конечно не коллекционно-ценные, поэтому покупаю малышек с небольшими дефектами, что сама исправить могу. Марсельский правда пальчик долепила. Но это все для себя, не для продажи. А для себя-кукла должна быть с глазами, а не болтающимся внутри погнутым рокером, и желательно с ресничками. И чистая, и не лысая;)
Марсельке, а не марсельский. Планшет редактирует)
Ириночка, истинная правда. Для себя! Чистая! Мы же не в закрытые музеи их покупаем, а в свои семьи приносим.
Мне тут повезло необыкновенно, за смешную цену купила немочку Roschi. Девочка не позже начала 60-х, практически новая, в родной одежде. Но кто-то уже попытался её модернизировать на современный, БЖД-шный лад. Все лунки проклеили мягким трикотажем(при том, что пластиковые конечности и тело из папье-маше даже не потёртые).Соответственно куклу сначала разобрали, разрезав резинку. После проклейки куклу собрали на родную же резинку. Но т.к. резинка была разрезана, её длина уменьшилась.Натяжка получилась слишком тугая и голова просто выдавила шейную лунку, разломив попутно соединительный шов на плечиках, и частично нарушив соединение лунок для ручек с телом. Хотелось бы посмотреть в глаза этому горе-реставратору. Насколько могу, восстанавливаю бедолагу. Поправила гнутый рокер чудесных, флиртующих глазок; приклеила реснички на жестяные веки; вклеила на место шейную лунку. Надо будет ещё укрепить эту вклейку изнутри, чтобы тело могло выдержать натяжку. Доделаю и буду любоваться;))) И может даже решусь на свой первый топик.
Знаете, вот об этом по сути я и писала топик. Прежде, чем за что-то браться, надо трезво оценить свои способности и все просчитать. А здесь, видно, была обида и желание доказать что-то именно реставраторам, а может, человек просто умных передач насмотрелся и решил, что тут ничего сложного. А вот реставраторам же деньги бешеные платить надо! Так потому и платят НАСТОЯЩИМ профи, что этот профи много лет учился, практиковался и набирался опыта. Но это, конечно, речь о профессионалах. Давным-давно мы отдавали фарфоровый самовар в реставрацию в институт им. Грабаря, это единственные профессионалы, которые берутся за очень сложные дела. Ну, еще и в Санкт-Петербурге есть, но не знаю, берутся они за реставрацию со стороны.
Мне важна аутентичность.Старый, потрепанный, но тех времен, и определленной коллекционной стоимости.Перед покупкой дотошно спрашиваю, ищу в каталогах… Если есть сомнения, после покупки кладу в морозилку.Только один раз не купила мишку, у которого осталась голова, почти пустая одна шкурка, зато был глаз, и набивка чуть чтоб вот реально не пустая выкройка, засомневалась, стоил дорого.Английский, старинный, и теперь третий год жалею… Вариант купила, постирала, перенабила, возможен исключительно для себя, не для продажи.И еще у меня есть прекрасная, дорогая, книга по реставрации медведей, на немецком языке.С нереальными фото и картинками, как помочь мишке с минимальными вмешательствами…
Я, наверное, не «полный» коллекционер, иногда просто для души покупаю, не глядя на возраст и фирму. Есть в них что-то волшебное, не зря же именно мишки столько поколений детей вырастили. Но за годы работы не люблю чужие запахи и никак не могу привыкнуть. Лучше пусть он пахнет чистотой. Поэтому очень критично подхожу к отдушкам, иногда даже в травы кладу, для запаха.
А я не понимаю что ужасного в том что мишку обновили и почему это должен делать неприменно профессиональный реставратор, который изучил «химию, физику, биологию и много прочих наук».
Фарфоровых антикварочек, например очень часто отмывают от грязи, меняют им внутренние резинки (перетягивают заново), а порой и глазной рокер, приклеивают новые реснички, заново наносят на глазки воск чтобы не разбились, восстанавливают полуразвалившиеся парики (а иногда вообще заменяют на другие), аккуратно чистят родные наряды от пыли, пятен. И для этого совершенно не обязательно учиться на проф.реставратора, все это доступно любому, у кого конечно руки растут из правильного места. Другое дело, когда восстанавливают разбитые головки, перекрашивают тела, доклеивают обломанные пальчики, этим на мой взгляд уже должны заниматься профессионалы (хотя бывает что и любители ремонтируют не хуже, а то и лучше так называемых профи). И я почти никогда не видела чтобы при продаже отмытых кукол, которым заменили рокер, ресницы, отреставрировали парик, перетянули и почистили родной наряд и пр. предупреждали покупателей, даже на серьезных аукционах!
Поэтому мне лично непонятно: зачем предупреждать покупателя о том что набивка у мишки заменена на почти идентичную, но свежую, мишка — отмыт (почищен всухую), у него восстановлен максимально близко по-технологии к родному носик или заменен, тоже самое с глазами (можно ведь найти точно такие же, целые, от похожего другого), нерабочий ревун заменен на точно такой же рабочий и пр.пр.
Если конкретного мишку ищет серьезный коллекционер, которому ПРИНЦИПИАЛЬНО чтобы в мишке ничего не реставрировалось, то он всегда может об этом спросить продавца в личке, обо всех деталях и если тот дорожит своей репутацией, скрывать наврят ли что-то будет.
А вообще, я лично заметила что у европейцев их антикварные мишки начала 19-го века в намного лучшем состоянии чем наши советские (которым максимум лет 50), то ли материалы у европейских мишек более качественные, то ли хранятся они в совсем других условиях… Поэтому европейские мягкие игрушки зачастую совсем не нуждаются в дополнительной реставрации, а наши, которые пахнут часто табаком, алкоголем, плесенью, ужасно засаленные и поврежденные так что в игрушке опознать мишку порой даже невозможно: реставрировать, мне кажется, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО, хотябы ради самого мишки, чтобы он прожил еще как можно дольше и передался в хорошем состоянии следующему поколению.
Так речь не о том, что Не надо реставрировать. Речь о том, что не нужно рекомендовать предметы, где уже все поменяно, что можно и нельзя, коллекционеру. Поверьте, при личной переписке очень часто пишут одно, а в итоге посылка приходит совсем с другим. А по поводу заграницы разговор получится длинный. Там много чего, но основа для антикварных медведей 19-го века неизменна — их, как правило, продают из состоятельных семей. Проще говоря, они могли позволить себе такое отношение к игрушке. У нас же до сих пор народ считает, что у собаки-кошки-лошади и прочей живности нет души. О результатах судите сами.
И добавлю. Никто и не говорит, что нужно учиться на реставратора. Просто учиться надо многому, если хочешь сделать ВЕЩЬ, а не картинку из фильма ужасов.
Еще позвольте напомнить очень замечательный топик babiki.ru/blog/doll-workshop/45044.html.
Ссылка выкидывает на ошибку
Топик называется «Нужна ли реставрация антикварной кукле?» от 28 июля 2014 г. автор asyakati (Анастасия).
Я читала, спасибо
Анна, если вы профессиональный реставратор, можете подсказать как сделать так чтобы заплатка из новой (не выцветшей со временем) шерсти стала такого цвета как весь мишка и не отличалась от него цветом? Уже все способы перепробовала наверное, но не получается никак отбелить шерсть в том месте, где игрушку залатала до цвета оригинала...., хотя мех абсолютно идентичный по составу и цвету, просто на заплатке он — новый и отличается от остального.
Мех на хлопковой основе, цвет рыжий
К огромному сожалению, я не профессиональный реставратор, даже в силу финансовых возможностей. Просто за годы жизни и работы есть определенная база знаний. А какие Вы уже способы пробовали?
Я пробовала способами, которыми советуют убрать желтизну с меха (та что появляется на светлом мехе со временем), то бишь лимонный сок чуть-чуть с водой разводила и наносила на мех, а так же жидкость, которой волосы обесцвечивают, но не тот не другой даже на чуть-чуть мех не смогли осветлить…
Все это я делала не на самом мишке конечно, а на отдельном кусочке того же меха, что на заплатке.
Юлия, спросить можно… Если продавец сам знает. Часто же игрушки успевают сменить много домов, далеко не всегда известна их история, далеко не всегда владельцы могут отличить, что подлинное, что современное в игрушке. Иногда даже страну происхождения сложно определить.
У меня «яркий пример» красуется на полке — купленная на нашем сайте француженка. Несколько лет прошло, тогда антикварочек еще мало продавалось здесь. Девушкой-продавцом было заявлено, что голова целая, но глаза стационарные. Не могу объяснить, почему не попросила просветить голову… Покупала в рассрочку, вроде как неловко было не доверять, продавец уже был знаком… Куклу получила, удивило, что глаза просто «стояли в голове, вклеенные на грузик внизу......, да роспись бровей была какая-то… как карандашом подрисованы. Но поставила в шкаф, да и все.
Только через год после того, как отдала наконец куклу реставратору (захотела таки глазки спящие), узнала, что голова разбита и склеена. Но именно склеена так профессионально, что этого не заметила ни предыдущий владелец, купившая куклу на французском и-бее, ни я, у которой это вообще, наверное, третья антикварка всего была. Я к тому, что год спустя даже не стала уж писать продавцу, я не думаю, что она сознательно выдавала битое за целое, просто продавец с аукциона сознательно ввел ее в заблуждение.

А европейские игрушки в хорошем состоянии — прежде всего, у них есть, где хранить, у них большие дома. У нас же игрушки отдавались или даже выбрасывались зачастую именно по причине нехватки места. И денег особо у людей не было, игрушки меняли за свою жизнь нескольких хозяев. А потом хранились на чердаках и в сараях…
Ласка, если вы подумали что я восхваляю европейцев, то ошибаетесь. Среди них так же полно нечестных и лукавых продавцов, но все-таки сравнивать европейские мягкие антикварные игрушки (с фарфоровыми куклами отдельная история, тут да, нужен глаз да глаз, ибо отреставрированный дефект на них разглядеть намного сложнее чем у плюшевого медведя) с нашими советскими я бы не стала, в первую очередь из-за технологии по которой шились те и другие, материалов, ну и условий хранения, в этом все же европейцы преуспели больше наших соотечественников: сравнить хотябы кол-во и состояние памятников архитектуры у них и у нас.
Просто уже не помню кто выше написал что если игрушка не имеет «запаха древности», то он ее не купит.
Но вы знаете, у меня дома живут несколько антикварных игрушек: несколько марки Steiff, начала 19-го века и несколько наших, так вот европейские ко мне пришли совершенно без запаха, шерстка блестящая, винтажные, потертые, но ЧИСТЫЕ. Прилагаю фото одной из них, правда не медведя, собачку :): выглядит как новая, лишь ленточка родная шелковая чуть поистрепалась, но даже внутренний механизм (она — заводная) в полном порядке, работает как часы. Не знаю, реставрировали ее или нет, но мне это, честно говоря и не интересно, ибо никаких следов реставрации не видать, а это для меня — главное (мне кажется что не реставрировалась)
Советский мишка приехал тоже в более-менее приличном (если сравнивать с теми мишками что продают на Мешке, например) состоянии, НО в отличии от европейских пах очень неприятно (не ветхостью и чердаком, как старые европейские вещи, а непонятно чем), засален сильно и плохо залатан там где расползся по шву (на скорую руку), ревун конечно же нерабочий, ну и потом наши советские игрушки набивали ведь совсем не таким наполнителем, как европейские, не специально-предназначенным для игрушек, а ТЕХНИЧЕСКИМ. В моем случае это были стружки, просто ужасного качества: очень крупные и со временем высохшие, ставшие грубыми, еще чуть чуть и стали б наверное рвать и протыкать ткань, которая с годами становится наоборот более нежной и хрупкой…
Руки мои прям чесались его перенабить более нежной и мягкой стружкой, почистить (голову чистила всухую, специальным тальком для чистки ковров, так как она из папье-маше, а туловище пришлось аккуратно постирать, ибо сильную засаленность меха всухую очистить не удалось), так же поменяла ему на новые, но из такого же материала шплинты (старые уже начали трескаться), ревун (нашла похожий на родной), укрепила изнутри с помощью папье-маше глазницы (ибо еще немного и они б провалились вовнутрь), а так же основание головки, так как заметила что оно трескается и ломается у подобных мишек очень часто, долепила (опять же из папье-маше) отвалившийся носик.
Результатом осталась довольна: мишка почти не изменился, на вид такой же винтажный, но посвежел, похорошел, в руках — приятный, набивка больше так сильно не чувствуется на ощупь, пахнет свежими опилками и снова умеет разговаривать :). Счас шью ему русскую-народную рубаху :)
Вот вроде большой комментарий, а главное видно сразу — Вы пишете «у меня, мой мишка, моя игрушка, я его купила». Поэтому с сделали с ним все так, что глазу незаметно, для себя. А уж потом жизнь сама покажет — продавать его или так оставить в семье.
Эх, хороша собака! Но вообще ей просто повезло в жизни, мне кажется. Я недавно видела штайффовского пуделя, привезенного из Франции, кажется. Так вот он был без ушей, с пришитой лапой и полысевший местами. Просто год назад в Москве купила аналогичного пуделя, только в намного лучшем состоянии. Дети играют по-разному, наверно?
Спасибо. Понятно что детки могут порой заиграть игрушку «до смерти», я не об этом, а о том что не все игрушки в ветхом состоянии возможно оставить «как есть». Я например в музеях не вижу пыльные, грязные, засаленные и неотмытые игрушки: почти все без исключения чистенькие и отреставрированные.
Все так, конечно. Но есть у меня подозрение, что в музеи отбираются в основном предметы, сохранившиеся в хорошем состоянии.
А есть ведь и игрушки, с которыми и сделать-то особо ничего нельзя. Недавно видела у знакомой (она же коллекционер советских игрушек, она же продавец на выставках и Авито) клоуна из СССР, скорее всего довоенного. Лицо папье-маше (или прессопилки) с подбитым носом и прочим, одежда просто страшно засаленная. Она его хранит в коробке и ничего делать не собирается. Не распарывая постирать нельзя, а распарывать — уже не совсем то будет… То есть, как я понимаю, из серии «душу греет» само наличие. Хотя, признаюсь, мне его в руки даже брать не хотелось…
В Музеи самые разные игрушки поступают, есть те что в единичном экземпляре и они как правило первоначальный вид имеют ужасный, естественно их реставрируют, причем тщательно. Мы недавно были в каталанском музее игрушек и талисман этого музея — оригинальный мишка, который жил у Сальвадора Дали, так вот, несмотря на возраст и уникальность этой игрушки, она в музее под стеклом в просто прекрасном состоянии, хоть и пошорканная временем, но чистая, подштопанная, мне даже захотелось себе такого же похожего сшить :).
Что касается одежды, которая не снимается: если она не пристрочена к туловищу, снять ее достаточно легко, привести в порядок, одеть обратно и потом потайными стежками зашить там где подпарывали, будет вообще незаметно в итоге.
Вот эта пыль вековая, засаленность, задубевшие или наоборот отсыревшие наполнители, они разве не портят со временем структуру ткани? Тем более что грязь со временем имеет способность въедаться в ткань намертво, если ее долгое время не очищать… И что будет с этой неочищенной игрушкой еще лет через сто? Да она ж расползется за это время и превратиться в прах! Но у нас же с вами цель сохранить жизнь игрушке как можно дольше, так?
Да все так, это ж выбор хозяйки (по поводу клоуна). Я даже не знаю, стала бы я игрушке в таком состоянии «приводить домой» (тупо в силу брезгливости).
я не знаю, сильно ли портит грязь структуру ткани, но иной раз реально очень сложно, не являясь профессионалом в области шиться, распороть и пришить все на место «как было». А отдавать кому-то делать — и деньги немалые, и результат не всегда радует...
Конечно, реставрировать игрушки надо. Но так варварски это делают иной раз!
Грязь портит структуру ткани очень и очень сильно. Особенно, если это натуральные ткани полотняного переплетения (что это такое, можно погуглить). Та грязь, которая намертво въедается, наверное уже не просто грязь, а какое-то химическое соединение. Однажды я пыталась выбелить домотканое полотно. Чего только не делала — и отбеливатели, и порошки, и даже хлоркой, как крайней мерой, пыталась вывести. В итоге пришлось вырезать вышивку, благо на ней как раз грязи не было. А полотно выбросила. Брезгливость — это одно, а вот то, что ни один музей не позволит себе выставлять грязь на показ людям (а мы все, в принципе, брезгливые) — это совсем другое. Но у музеев и возможности гораздо больше и в плане покупки вещей, и в плане их реставрации.
Поделюсь своими историями:
Мне присылали на реставрацию советского плюшевого мишку в таком состоянии, что было понято, что это его посление деньки, дальше просто истлеет. Присылала хозяйка, у которой мишка жил с раннего детства. Она присылала фото из детства, 30-летней давности, и было видно, что и там мишка был далеко не новый. Достался от старших детей.
Но и тут встает вопрос: хотите ли вы видеть своего родного мишку в более-менее первозданном виде (как задумал производитель)? или вы уже привыкли, что он выглядит как мешковатый паучок с плоской головой и носом на бок (ведь он так выглядит последние 10 лет и дорог им таким)? Выбрали средний вариант: восстановление формы мишки при максимальном сохранении всего что есть «своего».
Я тоже купила однажды немецкого мишку из мохера, из 50-х. И мучилась вопросом: переделать (постирать, перенабить) и сделать из него мягкого и чистого мишку-обнимашку для себя? Или же минимальная сухая чистка и посадить как антикварочку за стекло и любоваться? Выбрала второй вариант. Конечно это два абсолютно разных подхода. Кому что ближе, кому что нужно на данный момент.
На все 100% согласна с этими словами «Но и тут встает вопрос: хотите ли вы видеть своего родного мишку в более-менее первозданном виде (как задумал производитель)? или вы уже привыкли, что он выглядит как мешковатый паучок с плоской головой и носом на бок (ведь он так выглядит последние 10 лет и дорог им таким)?» Я абсолютно не против самостоятельной реставрации, наоборот совсем. Мой пост вот о чем. Если игрушка старинная, антикварная, но в ужасном состоянии, и человек хочет ее продать ее именно в таком состоянии — нужно об этом ЧЕСТНО писать. Если ОН САМ ее реставрировал или переделывал — нужно об этом ЧЕСТНО писать. Если он не знает ничего о ней, купил из… рук — тоже нужно об этом писать. И ничего постыдного в этом нет. Просто очень много нас обманывают при покупке игрушек, даже если это вовсе не копеечная цена.
Вы все правильно написали! Люблю, когда четко и строго по делу :)
Мне в руки попадали всего четыре мишки старых, один живет в том виде, что и был- он отлично сохранился, другой требует смены внутренних креплений и чистки меха (сидит уже несколько лет, все не решаюсь на этот подвиг, боюсь, что я его не узнаю- того самого, моего, из детства), а третий был мишка у меня на реставрации, хотя я не реставратор вообще)) я просто шью мишек. Хорошая знакомая уговорила, чтобы я заменила внутреннюю набивку (были опилки, но мишка пролежал где-то в сырости и они испортились). Конечно, пришлось почти полностью его перешивать, так как нитки в швах тоже прогнили, менять опилки на новые. Потом я видела слезы радости…

Лично я предпочитаю приобрести никем не тронутое, это касается и кукол, и мишек.
Однажды мне «посчастливилось» приобрести на аукционе мишку… это был четвертый случай. Якобы старинного. Фото были плохие, а мишка был мил… Я получила пахнущую сыростью и табаком вещь. Швы были зашиты как-то подозрительно через край. Распорола, чтобы перешить и посмотреть внутренности. мамадарагая!!! Это был такой треш! Современные диски и современные шплинты, без шайб, не закручены, а растопырены в стороны, набивка- опилки и вата! швы все стянуты и перекошены. Никакой информации по медведю мне найти не удалось, в конечном итоге я не справилась с брезгливостью и выбросила все. Вот такой опыт тоже бывает…
Такой опыт еще и как бывает. Мне тоже приходилось выбрасывать. Это иногда, и вправду, зашкаливает все пределы разумного. Желание получить деньги давно стало выше всех других желаний и потребностей.
Может тот человек что игрушку продавал, даже не догадывался что его когда-то реставрировали: нашел где-нибудь и решил продать. Не все же специалисты по старым игрушкам и реставрации. Если сомневаетесь: просите больше качественных фото, ИМХО
А почему не захотели отреставрировать? Лично для меня является трешем то, что кто-то до вас (пусть и не профи, любитель) захотел этого мишку спасти, отремонтировал пусть подручными, не очень подходящими материалами, но ОТРЕМОНТИРОВАЛ, а вы разобрав его, увидев некачественный ремонт и возмутившись, просто мишку — выкинули…
Не все ли равно из чего сделаны шплинты и как они закручены: если все это находится внутри и снаружи не видно? Запахи можно было убрать стиркой или щадящей чисткой меха, шплинты (если не устраивают современные) заменить на те которые ближе к оригинальным, набить мишку другими опилками и все дела… Но выкидывать и называть трешем работу того человека, который этого мишку возможно наоборот подобрал с улицы и спас..., вот это я лично понимаю с большим трудом.
Я и не сказала, что именно мишку выбросила. Просто то, что выбросила, было уже нежизнеспособно, мягко выражаясь. А треш, конечно, у каждого свой. Почему-то считается заповедью врачей «не навреди», но по-моему это было бы полезно и учителям, и чиновникам, и реставраторам.
На мой взгляд, надо определиться для чего вам вообще нужна антикварная игрушка: для интерьера (счас же в моде все винтажное), потому что вам дорога ее история и те люди, которым она принадлежала (но в этом случае надо знать историю данной игрушки и быть уверенным что это именно та игрушка, а не просто похожая) или может вы покупаете игрушку для того чтоб она напоминала о детстве или том времени, когда она была изготовлена.
Так вот (ИМХО) только во втором варианте имеет смысл игрушку сохранять в том первозданном виде (практически без реставрации), в котором она была когда ее нашли или купили, во всех остальных я лично не понимаю зачем сохранять запахи, оригинальную набивку, оригинальные (но полуразвалившиеся) шплинты, сломанный оригинальный ревун и свалянный, засолившийся со временем мех…
Вы неправильно поняли. Читайте еще раз мой текст — мишка был якобы старинный- фото было плохого качества. на деле оказалось, что это какой-то самодел, инфу по мишке я не нашла- никто его не опознал. Потому и выбросила. Меня просто обманули. Но это было в то время, когда я сама не очень-то в мишках разбиралась, теперь я бы так не попалась.
А, ну тогда, извините, тогда я наверное вас и правда неправильно поняла.
Поддерживаю. Коллекционирование чего бы то ни было для себя лично нельзя запихнуть в рамки каких-то строгих правил. А уж коллекционирование игрушек — тем более.
Еще хотелось бы напомнить участникам дискуссий о реставрациях и переделках о том, что винтаж и антиквариат — разные вещи, между которыми, порой, пропасть.
Цитата из статьи на «Доллпланет»:
«То есть, можно заключить, что винтаж — это „старый хлам, который нужен мне“. И когда таких „мне“ становится много, то вещь переходит из категории „хлама“ в категорию „ценный и/или дорогой объект коллекционирования“ и вокруг него формируется рынок и коммуникации.»
Антиквариат — совсем другое. И правила другие, в зависимости от того, какая это категория вещей — мебель, посуда, текстиль и т.д. В антикварном автомобиле, к примеру, допустимо заменить на новые (но идентичные) многие детали и лакокрасочное покрытие, иначе его придется просто утилизировать.
Мне как-то позарез понадобилась информация о патинах на металлах, так попала на форум нумизматов. Опытные коллекционеры старинных монет нещадно удаляют с монет, которым лет 500, старую патину. И наносят новую. И это не просто нормально, это так положено. И никто не говорит — вот она такая вся зелёная, потому что старая, ей такой и надо оставаться.
Кривые руки — совсем другой вопрос. Это не о том, что можно ли вообще переделывать и реставрировать. У нас же, как всегда — если кто-то явно испортил вещь, нужно запретить всем что-либо предпринимать и осуждать каждого, кто берется.
А винтаж совершенно необязательно лет через 50+ перейдет в разряд антиквариата. В 90% случаев не перейдет. У винтажных вещей может быть вторая жизнь, она же последняя. Особенно это касается вещей, сделанных из синтетических материалов, и сюда попадают все винтажные куклы. Пластик и винил не проживут столько, сколько, при надлежащих условиях, могут продержаться натуральные материалы. Мягкие игрушки из синтетического меха тоже обречены.
Поэтому, глупо надеяться, что винтажная вещь, на которую мы дышать боимся, достанется нашим праправнукам. Она сейчас наша и останется только нашей. И нам решать, как ей выглядеть, без груза ответственности за сохранение истории.
Лично для меня винтаж — это даже не воспоминания о детстве. Не у всех детство было безоблачным, безмятежным и розово-радостным. Не стремлюсь я к воспоминаниям, ностальгиям и хочу жить сегодня. Для меня многие винтажные вещи — это, прежде всего, качество. Я буду бубнить, как старая бабулька — сейчас так не делают))). И на самом деле не делают или делают очень редко, мало и дорого.
Так что, критерии коллекционирования у каждого свои. И если человек замыслил, что объектами его коллекции будут вещи, сохранившиеся в исключительно первозданном виде, ему следует искать такие, которые не нуждаются в ремонте и реставрации. Да, они дороже стоят, но ведь в этом и смысл коллекционирования редкостей. Ведь старая вещь, которая выглядит, как новая — редкость.
А если человек ДЛЯ СЕБЯ приобрел недорого (да хоть нашел на помойке) игрушку в плачевном состоянии, то честь ему и хвала, за то, что старается дать ей вторую жизнь, как может и умеет. И многие на нашем форуме, понимая, что не имеют опыта и знаний, учатся, советуются читают статьи и совершенствуются в этом деле. Не надо никого бить по рукам.
Для меня многие винтажные вещи — это, прежде всего, качество. Я буду бубнить, как старая бабулька — сейчас так не делают))). И на самом деле не делают или делают очень редко, мало и дорого.
+100 Для меня тоже самое, в первую очередь восхищаюсь КАЧЕСТВОМ, а еще ужасно любопытно увидеть и пощупать те материалы, которые использовались для изготовления винтажных игрушек в ту или иную эпоху, подглядеть технику шитья… И потом винтажные/антикварные вещи в своем роде уникальные, почти не повторяющиеся в плане дизайна и лично меня любование этими вещами порой вдохновляет на какие-то необычные и неизбитые идеи, проэкты..., ну или просто подымает настроение )).
Еще как вдохновляют! Никогда бы не подумала, что буду заниматься тем или иным видом творчества, но некоторые старые вещи просто не оставили выбора и повели по магазинам и рынкам за разнообразными красками, лаками, кистями, шкурками и прочими, теперь такими необходимыми, материалами.
Нередко эти вещи для меня — холст, на котором я хочу творить. И мне нравится творить на качественном холсте, будь то кукольное личико или даже старая керосиновая лампа. (Подумываю сделать топик о том, что я сделала со старыми советскими керосинками))). Не понимаю, почему кто-то должен отчитываться перед теми, кому нравится первозданный заводской или даже сильно потрепанный временем вид. К слову, художники в работе со старыми вещами многие следы времени, которые смотрятся не эстетично, убирают. И искусственно, художественными способами и специальными современными материалами «рисуют» новые, тщательно продуманные элементы состаривания. Особенно это актуально для деревянной мебели. Не всем по душе следы облупившейся краски, пятна и грибковая плесень. Каждому своё. В конце концов никто не покушается перекрасить и перекроить произведения искусства и работы известных художников. Речь идет о вещах, выпущенных конвейерным способом.
Так что, критерии коллекционирования у каждого свои. И если человек замыслил, что объектами его коллекции будут вещи, сохранившиеся в исключительно первозданном виде, ему следует искать такие, которые не нуждаются в ремонте и реставрации. Да, они дороже стоят, но ведь в этом и смысл коллекционирования редкостей. Ведь старая вещь, которая выглядит, как новая — редкость.
Согласно на 100%.
А вот тут тоже согласна на те же 100%: «А если человек ДЛЯ СЕБЯ приобрел недорого (да хоть нашел на помойке) игрушку в плачевном состоянии, то честь ему и хвала, за то, что старается дать ей вторую жизнь, как может и умеет. И многие на нашем форуме, понимая, что не имеют опыта и знаний, учатся, советуются читают статьи и совершенствуются в этом деле. Не надо никого бить по рукам.» Но Вы особо выделил ДЛЯ СЕБЯ! Для себя, но не для заколачивания денег на простофилях, у которых нет дене для покупки антиквариата (простите, это не мое определение, взято из переписки).
Извиняюсь, клавиши не успели.