author-avatar
Римма

Институт благородных девиц

Наряден вид. Цвет синий с белым.
Безукоризненно чисты.
В глазах девиц с сияньем смелым
Нет благородней красоты.
Важна учёба в институте,
Но что творится в их сердцах?
На глубине их женской сути
Хранятся грёзы о венцах.
В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели.


Изначально для поступления в институт было необходимо сдать экзамены (немного из французского, еще меньше из русского, плюс наличие определенного религиозного воспитания) и пройти отбор по происхождению, изрядно уменьшавший ряды желающих. Однако немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы, после которых вставал нелегкий вопрос о дальнейшей выдаче замуж чересчур образованной девицы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.


Наследницы военной драмы,
Графини, барышни, княжны
Порядок строгой классной дамы
Покорно соблюдать должны.

Для того, чтобы ограничить любое постороннее влияние на воспитанниц, все эти годы девочки безвыездно жили в институте, видясь с родными только в короткие часы официальных встреч под бдительным взором классных дам и не имея возможности посетить дом даже на каникулах. Традиция строгой изоляции была прервана только во второй половине XIX века.

А я-то думал, Вы счастливая,
Когда одна на склоне дня
Вы шли такая горделивая
И не взглянули на меня.

В 1764 году в «Воспитательное общество» впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло «по возрастам» (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», 8 — 10 лет — голубые или синие, 11 — 13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы.

Одежду шили из камлота, выписывавшегося из Англии. По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавали ученицам также шпильки, булавки, гребни, пудру и перчатки — три пары кожаных в год и одну пару белых лайковых на три года для ассамблей.


Питание воспитанниц не отличалось разнообразием. Обычное меню середины XIX века в Смольном:
-Утренний чай с булкой
— Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
— Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
— Вечерний чай с булкой
В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток.

Переход в новый класс, соответственно, набор и выпуск, происходили каждые три года. Это сильно затрудняло работу с отстающими — держать девицу в классе еще три года находили негуманным для нее и неудобным для себя. Неуспевающую просто переводили в слабое отделение и редко вызывали, но аттестат так или иначе выдавали. В начале 1860-х с легкой руки Ушинского воспитанницы обеих частей Смольного стали обучаться по 7 лет (VII класс был самым младшим) и переводиться в новый класс каждый год, потом нововведение позаимствовали и другие институты.

Другое важное постановление о занятиях воспитанниц этого возраста заключалось в том, что они ежедневно, по очереди, назначались для преподавания в младших классах, чем имелось в виду приучить их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц. В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом — лапта, пятнашки — для младших, в мяч, теннис, крокет — для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика.


Устав требовал, чтобы «девицы имели чистый и опрятный вид», чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах». В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Рисованию, музыке и танцам обучали учителя.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками. Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Обожание императора, поощряемое руководством, вообще переходило всяческие границы — институтки собирали и тщательно хранили «кусочки жаркого, огурца, хлеба» со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти «талисманы» у себя на груди. «Со мной делайте, что хотите, — говорил Александр II воспитанницам московского Александровского института, — но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было, говорят, в некоторых заведениях». Однако, говорят, девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы.

Ждут благородные девицы.
В глазах и просьба и мольба.
Они сегодня выпускницы.
Что завтра скажет им судьба?

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их часто вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.



Девиц поступки непорочны,
Вот только мысли — в облаках.
Мечты об узах брака прочных
И… о безусых юнкерах.

Несколько часов девочки танцевали друг с другом, не имея возможности посмеяться или подурачиться, чтобы не быть наказанными. Изредка (и отнюдь не везде) устраивались балы с приглашением кавалеров-родственников (родство считалось обязательным условием), а кое-где (о распущенность!) и воспитанников дружественных мужских учебных заведений. А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
О, первый бал — самообман!
Как первая глава романа,
Что по ошибке детям дан,
Его просившим слишком рано.


Революция в России положила конец благородному воспитанию, и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного института.

А что потом, за призрачной чертой,
Где горизонт смывается морями?
Чтоб ни было… пускай останусь той,
Кто снится Вам седыми ноябрями…

  • Elena_Rybtsova

    Ямогу: Создаю кукол из кусочка шерсти, в технике сухое валяние.Мои куклы могут быть большими и маленькими, но они точно не оставять Вас равнодушными. И глядя на них Вы захотите им улыбнуться в ответ.

  • Анна Королёва

    Ямогу: Авторские Текстильные куклы Анны Королёвой

Обсуждение (37)

Очень интересно спасибо Вам!
  • jawa
Большое спасибо, что заглянули. Рада, что открыла для Вас ещё одну страницу моего любимого города!
Спасибо, Римма.Люблю читать о нашей русской истории!
Мариночка, разделяю твоё увлечение! Только очень жаль, что эта глава в нашей истории уже безвозвратно утеряна…
Римма, спасибо, дорогая,-прочла на одном дыхании…
Ура!!! Ты вернулась, ты со мной! Вдвойне приятно совершить прогулку в прошлое вместе с другом!
Интересно, но если честно мне сразу вспомнился рассказ Р. Киплинга «Мэээ, паршивая овца».
  • Olga20
Оля, большое спасибо, что прочитали мой топик. Но наверное не соглашусь с Вашим отзывом- ведь речь идёт не о семье, а о закрытом учебном заведении, цель которого была подготовить своих выпускниц к мирской жизни, в тч и к дворцовой, а это значило, что уменее владеть собой, своими эмоциями, сдерживание чувств и холодный разум для принятия решений выходили на перый план. Мне кажется именного этих навыков так не хватает нам сейчас…
  • RimmaV
читая про подобные казенные заведения, всегда вспоминаю себя в 5 лет: меня тогда одну положили в больницу, до сих пор в памяти то, как я каждый день ждала маму, как в каждый её приход надеялась, что меня заберут домой, и как сильно плакала, когда этого не было.
А тут ребёнка оставляли ни на неделю, ни на месяц, а на ГОДЫ!!! Я точно знаю, что сделаю все возможное, чтобы моя дочь не чувствовала себя покинутой, сколько бы ей лет не было, и плевать на сдержанность-несдержанность, светское воспитание. Впрочем жизненные ситуации у людей разные, но честно, мне как потомку крепостных не понять дворянских необходимостей ;-) ну, правда, я к этому и не стремлюсь.
  • Olga20
Конечно, Вы высказываете своё мнение, мнение любящей мамы. Но здесь, наверное все же надо принять во внимание и тот факт, что дворянство на Руси было оплотом Государства. Родовитых мальчиков воспитывали так же в закрытых учреждениях, прививая им чувство патриотизма и долга. Стоит вспомнить кадетские, пажеские заведения. Не стали исключением заведения для девочек. Речь идёт ведь об институте благородных девиц, которые иногда, имея очень высокое происхождение не могли позволить себе иного образования. Кстати говоря дочери многих декабристов окончили этот институт.
  • Olga20
Ольга, а в дворянских семьях дети (живя с матерью) видели ее по 10-15 мин. в день, а все время проводили с гувернантками и воспитателями, так что вряд ли для них что-то кардинально менялось. Думаю, в крестьянских семьях детей тоже не слишком баловали вниманием…
Римма, большое спасибо за публикацию! Прочитала с большим интересом.
Марина, большое спасибо, что заглянули!
Статья, безусловно, интересная в плане познавательности.Что касается моего личного отношения ко всем без исключения казенным заведениям, будь то нынешние или прошедшие времена-неизменно отрицательное.Ребенку нигде не может быть лучше, нежели дома.Да и вообще… подобострастие, раболепие, покорность, сдержанность-кого выращивали? Очень жаль этих девочек, там оказывались либо дети из обедневших семей, либо лишившиеся отцов, либо то и другое… больно уж похоже на наши детдома
В Ваших словах безусловно есть доля истины. Но, извините, я не нашла в тексте ссылок на воспитание раблеппия. Я думаю речь идёт о достоинстве, чести и патриотизме. А это, согласитесь немного другие качества.
Вот частенько задумываюсь об этом институте… Всё же интересно, какая же была истинная цель — воспитания девочек в весьма спартанских условиях, под прикрытием задач «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», изолировав тем временем от своих матерей и семей… Хотя есть здравое зерно — многим современным богатеньким гламурным дурочкам такое воспитание ой как не помешало бы!
  • tsezura
Ульяна, Вы конечно в чем- то правы. В этой истории конечно не все однозначно. Но, как правильно Вы написали, для девушек из богатых семей это была суровая школа «жизни»- это и занятия наукой, экономикой, ведение домашнего хозяйства. Для бедных родовитых дворянок- это порой единственный способ получения образования. И не стоит забывать о количестве деток в семьях тогдашнего времени- по пять, семь человек. И каждому надо дать образование. Вот и выход…
Что удивительно, но и в наши дни многие состоятельные родители отправляют своих отпрысков в иностранные учебные заведения, причём иногда и закрытого типа, " от греха подальше".
  • tsezura
Истинная цель таковой и была. Многое становится на свои места, если вспомнить, что это было самое начало государственного женского образования. До того женское образование было в лучшем случае домашним и довольно скудным за редким исключением.
Практически полный отрыв от семьи — мера идеалистическая и жесткая с высоты взгляда жителя 21-го века. А для Екатерины Алексеевны, пережившей схожие жизненные перипетии, видимо, подобное казалось допустимым и, более того, даже полезным. Оказавшись не таковым, со временем строгое сменилось на более мягкое, гибкое.
Но факт остается фактом: создание подобного учебного заведения — большой плюс в копилке деяний императрицы.
За топик спасибо :) Всегда приятно лишний раз посмотреть на фотографии прошлых лет.
В России есть учебное заведение, некоторым образом похожее на ИБД: pansion-mil.ru/
Наталья, большое спасибо, что заглянули! Я оценила Ваше чувство юмора, зайдя по ссылке на сайт учебного заведения. Я приведу выдержку из дневника одной из Смлянок, думаю именно он даст понятие о координатном отличие Смольного:
"… Все это было так молодо, так безобидно, так свежо той первой свежестью минутного нового увлечения, что и сердиться на это было нельзя.
После выпитого за ужином «за наше здоровье» шампанского поданы были громадные подносы с лежавшими на них красивыми и богатыми бон-боньерками с гостинцами, которые раздали нам сами великие князья. После чего их величества и Его высочество цесаревич простились с нами.
Мы встали из-за стола около двенадцати ночи и все-таки, по настоятельной просьбе великих князей, Николая Николаевича и Михаила Нико-лаевича, танцы возобновились — и окончились, наконец, замечательно долго длившейся, очень оживленной мазуркой.
С последним раздавшимся аккордом все как-то вздрогнули, точно будто какая-то связь с прошлым порвалась — и на всех нас повеяло чем-то неведомым…
В ту ночь угомонились мы лишь перед самым утром: изъяснениям восторга, печали и других наших девичьих переживаний, казалось, не будет конца.
… В день выпуска мы прошли в церковь и в последний раз разместились на клиросе, чтобы пропеть молебен; но петь не смогли, горло сжимало от слез.
По окончании молебна отец Красноцветов обратился к нам:
— С Богом! В новую для вас, широкую уже… дорогу; счастливо подниматься на новые жизненные ступени… Благослови вас Господи!.. Прощайте! — и, еле сам сдерживая слезы, удалился в алтарь."
  • RimmaV
Римма, мое чувство юмора в данном случае совершенно ни при чем.
И я не считаю, что выдержка из дневника одной из смолянок дает понятие о кардинальном отличии пансиона от Смольного — больше о временнОм.
Ваша же реакция более чем показательна…
Наталья, я тоже оценила Ваше чувство юмора! Кадетский корпус для девочек… это что-то новенькое… Интересно, с какой целью было создано? Ведь первые Суворовские училища (для мальчиков) создавали для сирот погибших военных…
  • minata
Далось вам всем мое чувство юмора. :)
Вникните в информацию на сайте, тогда станет понятно и с какой целью создано, и какова программа обучения.
И чем оно похоже на ИБД, а чем на Патриотический институт.
Римма, спасибо Вам за прекрасную публикацию! В ней все — и содержательность, и изящество слога, и чудесные фото! Мне даже показалось, что есть нотка ностальгии…
  • ellin
Татьяна, большое спасибо за Ваш отклик. Получит его от Вас особенно приятно- благодаря Вашим публикациям мы воскресили в своей памяти имена многих Великих людей! Примите слова искренней благодарности за это!
Спасибо большое за экскурсию в прошлое. Было интересно узнать о воспитании девиц в 19 веке. Ещё раз спасибо!!!
Людмила, большое спасибо, мне очень приятно!
Римма! На фото под надписью «что скажет им судьба», моя дочка 3-я слева. Удивительное сходство, у меня прямо «мурашки пробежали»!!:) Огромное спасибо Вам за публикацию!
  • tanja1
Татьяна, большое спасибо за Ваши добрые слова. Я вспомнила такую фразу " мы живём в этом мире, что бы остаться в памяти своих детей". Мне кажется и некоторые События, происходившие с нашей страной имеют право на Память!
Если кому-то интересно, по ссылке списки преподавателей, сотрудников и выпускниц (1921-1941 гг) Мариинского Донского Института, который после революции переехал в Сербию: www.dorogadomoj.com/dr70/dr70mdi0.html#ogl
Римма, спасибо большое за интересную публикацию, вспомнилась фраза Махатмы Ганди, не уверена за точность слов, но смысл таков — " Давая образование мужчине, мы образовываем мужчину, давая образование женщине, мы образовываем всю семью". Думаю, учреждение Смольного института было делом благим и полезным.
Надя, большое спасибо за Ваш отзыв! Конечно у каждой медали две стороны, свои плюсы и минусы- но это страница нашей истории, и безусловно- очень красивая!
РИММА, какая Вы умница, что опубликовали такое прекрасное поучительно-историческое повествование! Я будто сама побывала там, в те времена. Я застала свою бабушку Моргунову Анну Николаевну 1896 г.р. которая была очень строгая, очень «правильная» и говорила, что её мама Татьяна воспитала Анну в строгости, в старых традициях. Она, Бабушка Анна не была дворянкой, просто дочь купца. Тем не менее воспитание было «палочное». Это вроде и правильно, но бедные дети Анны — мои тетки и моя мама и даже я — моя мама как тетки и бабушка, была очень жесткой, они ни разу нас детей троих не обняла, не поцеловала. Требовала идеального порядка в доме, была деспотичной, наказывала нас хворостиной-это очень больно. Я же страдала от нехватки любви и молила Бога, чтоб мои будущие дети не прошли через это. Слава Господу, что мои сыновья обласканы, и «залюблены» мною, и в свои 33 года мне говорит только «мамик, мамушка, мамулька».

И я потому наяву воспринимаю тогдашнее обучение, ах девчонки-институтки! Не видеть родных, не общаться с родителями, только муштра. Это мне не понятно было всегда.
Безусловно, вероятно такое воспитание и образование было нужно и теперь бы не помешало. Ведь мы все даже обращение СУДАРЬ, СУДАРЫНЯ не знаем а говорим женщине-девушка, девушке-женщина и дети «мажорные» совершенно не воспитанные а порою и хамы.
Фильмы конечно по этой теме я много смотрела, но Ваша публикация с такими фотографиями незаменимы и порадовали меня. Жду еще интерсненькое спасибо, РИММА!!!
Ирина, большое спасибо за такие добрые слова! Я безумно люблю свой город, его историю и с большой благодарностью отношусь к людям, разделяющим мои чувства!
Конечно, данное учебное заведение- это не эталон, это просто один из примеров тогдашнего обучения в России. Не принимая во внимание цель его создания и нравственную обстановку того времени, нельзя судить о благе или вреде его системы образования! Но я безмерно благодарна за очередную тайну истории, за ту пелену и чистоту, которое сопутствует этому заведению- Институту благородных девиц!
Спасибо, очень интересная публикация. С первых строк сразу напомнило мне книгу, прочитанную в детстве, «записки институтки» Лидии Чарской. Замечательная книга, несколько раз ее перечитывала.
Кстати, у нас под Красноярском есть Мариинская гимназия для девочек, их часто сравнивают и институтом благородных девиц… не знаю насколько заслуженно, но балы в старинных платьях устраивают…
  • DIVATD
Татьяна, большое спасибо за Ваш отзыв. Мне очень приятно было узнать, что идеи подобных заведений живут в наши дни! Возможно многое не так, возможно- уже все — в духе «нашего времени», но главное, я уверена, каждая девочка в этом институте, одеваясь на бал, чувствует себя Принцессой! И это так прекрасно!
Спасибо за публикацию. Здесь на эту же тему был топик Андрея. Если интересно, то можно посмотреть дополнительный материал и фотографии:

babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/46238.html