Часы Павлин


И снова всем процветать и здравствовать!
Вы и мы все В Санкт Петербурге!
Время позволяет посетить Эрмитаж. Весь не осмотрим. Но все равно — ВПЕРЕД!!!

Наше решение — сегодняшний день посвятить Эрмитажу. И только ЧАСАМ С ПАВЛИНОМ!!!
Вперед, по той лестнице, на которой просил черевичку украинский хлопец для своей дивчины… Но не будем на этом останавливаться, нас ждут ПАВЛИНЬИ ЧАСЫ!!!


Всем известно, что подобного масштаба музей не обойти целиком даже за несколько дней: это десятки километров, где каждая дверная ручка, каждая люстра на потолке — настоящий шедевр.

Остановимся на ПАВЛИНЕ.

… Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин, густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернется;
Петух кричит; но лишь прервется
Волшебных звуков сладкий стон,
На них находит прежний сон
И прежнее окамененье;
Совы опять в одно мгновенье
Недвижим взор; петух молчит;
Павлин безжизненный сидит;
Опять все мертво, тихо стало,
Как ничего и не бывало.
Волшебный сад. Александр Глебов. 1-я половина XIX в.

По этим залам невозможно ходить быстро: все привлекает внимание, вызывает восхищение. Конечно же, здесь нашли пристанище и сотни наших «меньших братьев». Где их только нет! На живописных полотнах, среди лепных потолков и выцветших от времени благородных гобеленов, в резных столешницах и скульптурах, ювелирных изделиях и изящных предметах, украшающих жизнь людей прошлого.

А начнем мы наше путешествие с самого, по мнению многих, привлекательного и чудесного, что только есть в Эрмитаже, с часов «Павлин».


Вот Вам в качестве разминки хороший тест на внимательность для юных и взрослых посетителей Эрмитажа: сосчитайте-ка, сколько в этой композиции животных и насекомых?
Только вглядывайтесь внимательно-внимательно!
Вот вы обошли часы, увидели вроде бы все, потом вернулись — а что это такое маленькое на шляпке гриба? Понятное дело, крупные фигуры привлекли внимание сходу, но есть еще и мелкие букашки-таракашки… Птичьи перья так тонки и изящны, так нежны ажурные дубовые листочки, словно стоит подуть легкому сквозняку, и они закачаются.
Даже если кто-то ничего не понимает в искусстве, а музейная тишина и торжественность наводят на него скуку, все равно он не сможет пройти мимо этого чуда равнодушно.
Загадка истории

Чьи же руки создали этот прекрасный шедевр, вдохновение какого мастера побудило его создать такую замечательную композицию? Кому через века надо сказать спасибо за эту красоту, за фантастическое зрелище, которым мы можем насладиться и сегодня?

Вот здесь и начинается самое сложное. Известно лишь время — XVIII век — и страна изготовления часов «Павлин» — Англия. Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти часы были изготовлены в мастерских знаменитого на весь мир Джеймса Кокса, который собирал вокруг себя талантливейших мастеров, способствовал развитию изящных искусств и даже создал свой музей. Все то, что мы вам сейчас расскажем, не более чем научная гипотеза. В истории часов «Павлин» очень много непонятного: слишком мало осталось письменных исторических источников, и все они достаточно противоречивы. Ученые до сих пор не могут точно назвать имя мастера-часовщика, создавшего такое чудо.


В Петербург часы попали так.
Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Г. А. Потемкин заказал их в подарок для своей государыни.
Потемкин был одной из самых ярких личностей своего времени. Он любил изящные, роскошные вещи, произведения искусства, а сложные механизмы и разные диковинки приводили его в неописуемый восторг. Князь всячески помогал и покровительствовал талантливейшему русскому механику и изобретателю Ивану Кулибину. Естественно, его не могли не привлечь и работы из мастерской англичанина Д. Кокса, известного на весь мир своими замечательными изделиями. Не каждый коллекционер мог похвастать экземпляром «от Кокса»: его произведения стоили баснословно дорого.


Потемкин предполагал, что его дар произведет настоящую сенсацию и станет самой главной достопримечательностью Эрмитажа.
Но этому желанию не суждено было сбыться: части механизма подверглись повреждениям при транспортировке и нуждались в ремонте.
Весной 1781 года часы были отданы «по частям» различным мастерам, которые пытались их отреставрировать. Потемкину уже не пришлось радоваться своему подарку — он его так и не сделал, ведь жить князю оставалось совсем недолго…

Вскоре после его смерти императрица Екатерина II выкупила из казны все имущество Потемкина, в том числе и диковинные часы.
Все части механизма еще при жизни Потемкина были переданы И. П. Кулибину, который сумел восстановить его лишь после смерти князя.
Кулибин не только отладил все устройства, но и подреставрировал «Павлина»: обновил позолоту, вставил в композицию декоративные элементы из стекла, которые были утеряны. Такими мы видим часы «Павлин» и сейчас.

Удивительно, но на часах нигде нет подписи мастера-изготовителя. Лишь в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J.
Есть доказательства, что эта монограмма принадлежит английскому мастеру-часовщику Фредерику Юри (Jury). Но был ли он автором всей композиции или же только принимал участие в ее изготовлении — точно сказать нельзя. Именно Юри доставил этот шедевр в Петербург, а по традиции того времени царственным особам и их приближенным подарки преподносил сам мастер, сделавший изящную вещь.

Интересна и история с реставрацией часов.
К Ивану Кулибину «Павлин» был доставлен в нескольких корзинках в виде груды деталей. Кулибин обнаружил, что многих частей композиции просто не достает! В журнале «Москвитянин» за 1854 год есть серия статей о гениальном мастере Кулибине. Там говорится и о том, как он чинил «Павлина»: это была прямо-таки сказочная история. Потемкин буквально «кланялся в ноги» механику, прося «г. Кулибина оживить его птичек».

Мастер принялся за работу — он рассортировал все детали, понял общие принципы работы механизма. Долгое время ему никак не удавалось разобрать фигуру павлина. Наконец, Кулибин заметил на павлиньей спинке одно отличающееся от других перышко — именно нажатие на него помогло открыть корпус механизма. Взору мастера предстало жалкое зрелище: поломанные шестеренки, разорванные пружины, болтающиеся, незакрепленные детали.

Работа над «оживлением» движущихся фигур шла полным ходом, как вдруг Григорий Потемкин вызвал Кулибина для каких-то дел, и тот пробыл у него до самой кончины князя. Он наказал сыну не трогать механизм, но если случится пожар, первым делом спасать «Павлина». Его мудрое сердце словно предчувствовало какую-то беду…

И вот однажды ночью сын мастера проснулся от яркого света, шума и криков. Под окнами на набережной полыхало зарево — загорелись стоящие на причале недалеко от дома баржи с сеном. Кулибин-младший в панике начал раскидывать детали по корзинам и собираться выскочить с ними на улицу.

Все обошлось, но части «Павлина» были перемешаны в кучу, что-то затерялось, что-то смешалось с компонентами других механических устройств… И вот опять возрождение часов к жизни отодвинулось на бог знает какой срок. Какое-то время автомат стоял в Таврическом дворце, и лишь в 1797 году наконец-то был доставлен в Эрмитаж. Монтировал его сам Кулибин.

Так кого же следует считать автором часов «Павлин» — загадочную неизвестную личность или механика-часовщика Фредерика Юри? История не дает ответа. И конечно же, при упоминании авторства никак нельзя списывать со счетов нашего гениального мастера, Ивана Петровича Кулибина, подарившего часам «новую жизнь». Бегут недели, годы и века, часы стоят здесь уже третье столетие — они никуда не делись, исправно работают и радуют своей красотой, приводят в восторг маленьких зрителей Эрмитажа, поражают воображение гостей Петербурга.
Символика

Когда заводят часы «Павлин», первой «просыпается» сова, сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен — символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом.

Механизм совы работает дольше остальных фигур — ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра — очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья — символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.

Вот павлин поворачивается, и мы видим «изнанку» его хвоста — посеребренную поверхность, символизирующую ночь. Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками. Последним оживает петух.

Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью — печаль, но надейся на лучшее.

Была возможность беседовать с замечательным мастером, который заводит часы «Павлин». Дети завороженно смотрят, как он подходит к стеклянной клетке, открывает дверцу, заходит вовнутрь, достает ключик, и весь зал наполняется серебристой мелодией колокольчиков — часы проснулись и готовы порадовать зрителей. Его зовут Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.

— Михаил Петрович, что можно сказать про современную публику? Сейчас уже трудно кого-нибудь удивить такой простой механической игрушкой: у наших детей чуть ли не с младенчества есть Интернет, телевизор, сотовые телефоны и прочие «радости». Не изменилась ли реакция юных зрителей, не стало ли их меньше?

— Специально статистику посещений мы не вели. Раз на раз не приходится: то собирается такая толпа, что не протолкнуться, а бывает, что в зале вообще два человека. Но с уверенностью могу сказать одно: это зрелище никого не оставляет равнодушным. Всегда бывают аплодисменты, радость, улыбки, удивление на лицах. Наши взрослые посетители более сдержанны, а вот дети и иностранные туристы реагируют гораздо эмоциональнее: кричат, смеются, беспрестанно хлопают. И обязательно кто-нибудь подходит ко мне с благодарностью, задает вопросы. И все это — несмотря на то, что все это маленькое шоу занимает каких-то три минуты.

Даже когда «Павлин» не работает, экспонатом любуются охотно. Особенно он нравится детям. Для непоседливых юных зрителей экскурсии часто кажутся монотонными, на голову сваливается сразу столько информации… И вот они подходят к чему-то понятному, привлекательному. Ведь часы «Павлин» — игрушка по своей природе. Игрушка для царственных особ, но все-таки игрушка.

— Наверное, всех наших читателей волнует вопрос сохранности экспоната. Если бы часы «Павлин» эксплуатировали на полную катушку, сколько бы они «прожили» без реставрации?

— Часы абсолютно исправны. Мы постоянно следим за состоянием всех часовых и музыкальных механизмов музея. Но постоянно держать «Павлина» заведенным совершенно нецелесообразно. Дело в том, что в этом автомате целых четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры птиц. И если сами по себе часы работают совершенно обычно, то есть нуждаются в заводе раз в неделю, то самого павлина, петуха и совы хватает ненадолго.

Изначально часы «Павлин» были задуманы как праздничная игрушка: при династии Романовых их заводили только для каких-то торжественных случаев: балов, приемов… Сейчас мы приводим фигуры птиц в действие раз в неделю (по средам), иногда включаем автомат для правительственных делегаций и зарубежных гостей.

— А были ли смешные случаи? Наверное, маленькие дети говорят много забавных вещей…

— Конечно, дети искреннее говорят то, что думают, но смешнее слушать «перлы мудрости» из уст взрослых: «Как пройти в павлиний зал?», «Почему белка не грызет орешки?», «Крик петуха — он что, на магнитофон у вас записан?» и т.д.

— Михаил Петрович, какие часы в Эрмитаже у Вас самые любимые?

— Сложно сказать. Практически все. Часы — это живой организм. Они в муках рождаются под руками мастера, живут, пульсируют и дышат. Когда механизм остановился — часы засыпают, но затем их пробуждает хозяин — и вот отдых закончен, и снова пора приниматься за работу. Бывает, часы заболевают, и тогда их надо лечить, а бывает, к сожалению, что они умирают. Насовсем…

Конец XVIII века — расцвет искусства изготовления часов и механических автоматов. Всеми мастерами двигал не только коммерческий интерес или любовь к чистому искусству. Для чего же делались куклы, автоматы, «андроиды» (человекоподобные движущиеся фигуры)? Это было фантастическое стремление человека: вот еще чуть-чуть, еще одно усилие, и загадка мироздания будет отгадана, и мы сможем повторить работу Бога — создать живое существо собственными руками! Потом эта тенденция пошла на спад — духовное стало постепенно уступать место коммерческому.

Первые часы были очень дорогими. Изначально они находились только в домах царственных особ, но постепенно вошли в быт богатых и именитых дворян. Тогда стоимость часов была примерно сопоставима с ценой дома или роскошного автомобиля. Отношение к ним было… скажем, как к «мерседесу» или еще более дорогой иномарке! Когда хозяин ложился спать, он уносил часы в свою спальню: так он был уверен, что с ними ничего не случится. Часы были очень престижной, очень «мужской» вещью, символом благосостояния.

Между механиками, мастерскими, гильдиями разных стран существовала нешуточная конкуренция. У всех были свои профессиональные секреты.

А у нас… Богатые люди и аристократы в России предпочитали покупать «импортные», заморские диковинки, поэтому у нас не было потребности в создании хорошей школы часовых мастеров и механиков, не было династий, не существовало организующей структуры… Можно назвать лишь замечательное имя Ивана Петровича Кулибина, настоящего гения, человека с золотыми руками и сердцем. Он пронесся, словно яркая комета.
Руки волшебников

А теперь давайте заглянем в Эрмитажные часовые мастерские. Этой информации Вы не найдете нигде — ни в художественных альбомах, ни в туристических путеводителях.

Эта служба называется «Лаборатория реставрации часов и музыкальных механизмов». Здесь работают те, кто осматривает, «лечит» часы, помогает им не стариться и радовать своей красотой посетителей. Лаборатории около двенадцати лет. Здесь трудятся Специалисты с большой буквы — мастера и ученые; из этих стен вышло множество научных трудов и публикаций. В этой лаборатории действительно творят чудеса.

Ну и, конечно же, говоря о людях, я не могу не упомянуть о тех, чья жизнь служит примером всем любителям домашних животных — нежных и заботливых хозяевах, преданных своим питомцам. Разрешите представить: Олег Загитович Зинатуллин — ведущий конструктор лаборатории, мастер-реставратор. Ему тоже приходилось заводить и реставрировать часы «Павлин», и не только их. Вот маленький рассказ о его работе и жизни.

«Я работаю здесь достаточно давно. Мне очень нравится заниматься часовыми механизмами: немножечко даже чувствуешь себя творцом, когда в твоих руках оживают, казалось бы, навсегда замолчавшие души часов. Помню, был забавный случай. Как-то я заводил часы „Павлин“. И вот одна маленькая девочка тычет в меня пальчиком и кричит: „Папа, папа, посмотри — это волшебник! Он НАСТОЯЩИЙ волшебник — у него борода!“. Да, в моей работе бывает много разных приключений. И сама работа такая трудная, но интересная: то эрмитажные часы проверить-починить, то подготовить экспонат к выставке, то вдохнуть жизнь в часы или музыкальный механизм по заказу другого музея…

Перед тем, как Вы хотите услышать „пение“ ПАВЛИНА — узнайте, когда это происходит. Увы, сейчас это происходит все реже и реже. Да и купола раньше не было. Грибок гладила собственноручно — сорок лет назад.

Писать далее — это уже будет книга. Спасибо, что были „участны“ в этом топике.
Если интересно — буду продолжать. С уважением ninamaster (Нина)

Вспоминая своё детство, могу выразить низкий поклон своему отцу, который показал мне красоту неизведанного.


Клавдия Марленовна (MarleneCloudDolls)

Ямогу: Тут размещена вся информация о полиуретановых тиражах моих кукол.

I'mDolls

Ямогу: ООАК на куклах барби, обитсу, монстр хай и прочих.


Комментарии (26)

Нина, примите мое восхищение Вашим интересным рассказом, с большим интересом читаю Ваши топики и жду продолжения увлекательного путешествия…
Надежда, я очень рада, что мои топики Вам нравятся.
Вдохновляете своими отзывами.
Нина, спасибо за интересные сведения о павлине. Когда я была в Питере, то видела его. Но эту историю о нем впервые услышала именно от Вас. Жду с нетерпением новых топиков.
Олечка, очень приятно это слышать и читать. «Дыхалка» — все готова сделать. Рада слышать, что это еще интересно кому то.
Очень нужно, очень важно. Спасибо за увлекательное путешествие в прошлое и знакомство с замечательными мастерами. Пожалуйста, продолжайте.
Елена, спасибо, что откликнулись. Постараюсь продолжить свои путешествия- информации.
Ниночка, какая же вы молодец! Столько топиков интересных уже сделали про Питер. Недавно приезжали родственники мужа, и мы тоже повели первым делом естественно в Эрмитаж. Словами их восторг не описать...!!!)))
Аленушка, быть в Эрмитаже — это один миг нашей жизни. Здорово, что Вы были в нем.
Со старшим сыном пошли ....- «мам, это здесь Вакула просил у царевны черевичку?...» Даже обходил место, где стояла Царица Всея Руси.(Маленький — смешно) «А красотища то, какая! Не врут в кино!»
О каждом зале я могу написать — Вы спросите — я напишу.
Интересное повествование на историческую тему! Очень увлекательно! Благодарю от души!!!
Я думаю, Вас зовут Вика, спасибо, что заглянули и Вам было интересно. Заходите ещё.
Роскошный топик, очень интересно, как снова побывала в Эрмитаже. Спасибо, Нина!
Эльвира, спасибо, что зашли на огонек. Стараюсь немного привлечь Вас всех к истории. Классно получается, когда задают вопросы — в итоге экскурсовод спрашивает — Ваши вопросы это Нинины. Класс!!!
Нина, огромное спасибо за такую интересную и содержательную информацию. С большим удовольствие читаю Ваши топики (топики даже как-то не звучит). Благодарю!
Мариночка, как мы далеко друг от друга, спасибо бэйбикам, и я рада поделиться информацией которую знаю.
Читала на одном дыхании. Когда все закончилось, промелькнули две мысли: 1-ая — несмотря на то, что в год бываю несколько раз в Питере (люблю этот город бесконечно), но есть вещи, которые никогда не надоедает рассматривать или узнавать о них что-то новое. А вторая мысль была о том, что Ваш рассказ об этих часах, существенно отличается от того невнятного монолога, произнесенного экскурсоводом, когда много лет назад я впервые попала в Эрмитаж.
Спасибо Вам, Нина!!! Не просто интересно, а ОЧЕНЬ интересно!!! Продолжайте, пожалуйста!!!
Эльвира, огромное спасибо, за оценку того, что я делаю — пишу, что я стараюсь донести всем тем, кто будет в Питере.Хочу, чтобы самые «моменты» запомнились. А их в городе — … Буду писать, если не устанете читать. А иногда буду и свои детские фото приобщать, к уже не существующим артефактам. Увы, они уже есть.
Еще раз спасибо, что не остались равнодушной к вышеизложенному.
К таким «интересностям» невозможно остаться равнодушной:)
Пишите — все просто здОрово!!!
Эльвира, буду стараться.
Нина, спасибо за наслаждение красотой, которое Вы подарили! Буду ждать продолжения!
Ирина, я рада, что доставила капельку удовольствия шагая по залам Эрмитажа.
Девочки и мальчики — Вы — мое ВДОХНОВЕНИЕ!!! Спасибо Вам, что у Вас есть минутки, чтобы прочитать все это.
Буду стремиться к следующей интересной публикации. Спасибо, что это не остается просто «листом бумаги», СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ ОТЗЫВЫ.
ВАША НИНА (ninamaster)
Это одно из волшебств в Эрмитаже.
К сожалению часы сейчас не работают, как раньше. Естественно о работе этого волшебного механизма надо узнавать заранее.
А в своё время я с одноклассниками посещала «павлинью комнату», не были под каким куполом, И мы стояли и ждали, когда этот «граф» раскроет свой хвост, и когда будут происходить чудеса с остальными персонажами на этом пьедестале.
Увы, время берет своё, и действительно надо убирать то, что еще возможно сохранить. Говорят один раз в неделю это «чудо» происходит, или в месяц....::::
Узнаю — обязательно сообщу.
Если Вы слышали о чем-то — пишите. узнаю и сообщу.
Нина, огромное Вам спасибо за публикацию. Столько интересных фактов, фотографий, удивительных историй! Знаю, если и доведётся побывать в Петербурге, то очень нескоро, поэтому с нетерпением жду следующий рассказ!
Ниночка! Огромное спасибо за увлекательное путешествие сквозь века! Изумительный топик!
Спасибо, Нина, за интересный рассказ и экскурсию! Ждем продолжения!
Нина, спасибо Вам за прекрасный рассказ.Как же я мечтаю посетить Питер вместе с дочкой, пока она ещё не совсем выросла… А пока покажу ей Ваш топик).