Анастасия

"Когда я узнаю твою душу, я нарисую твои глаза" (Amedeo Modigliani) Любовь и трагедия Жанны Эбютерн.

Доброго времени суток, дорогие мои.
Сегодня хочу рассказать о любви двух художников-экспрессионистов Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн.


Имя Жанны Эбютерн неотделимо от имени Амедео Модильяни, и как это ни удивительно и ни печально, связана она с ним в большей степени не своей жизнью, а своей смертью. Общеизвестный факт, что Жанна Эбютерн покончила с собой через день после смерти Модильяни и покоится с ним в одной могиле. Ей не исполнилось и 22 лет.



Знакомство Модильяни и Эбютерн произошло весной 1917 года. Жанне исполнилось 19 лет. Она была удивительно сложена, кожа ее была необыкновенно белой, лицо обрамляли густые каштановые волосы с медным отливом, заплетенные в длинные косы или в розетки на висках, напоминавшие подсолнухи.
Модильяни также был хорош собой: статен, талантлив. Итальянец по происхождению, любил женщин, вино.


Модильяни она любила действительно самозабвенно, но полностью отвратить от пагубных пристрастий к алкоголю и наркотикам не смогла. Ничего нельзя было сделать и с хроническим туберкулезом великого художника, который стоил ему жизни. Она была его ангелом-хранителем и его музой – именно ей посвящено самое большое количество полотен и рисунков. Ни до встречи с Модильяни, ни после начала совместной жизни Жанна больше никому не позировала.


(Модильяни. работа Жанны Эбютерн)

(автопортрет. работа Жанны Эбютерн)


Работы Амедео Модильяни: «Жанна»





Так что же это была за девушка, которую Модильяни считал своей женщиной и выражал намерение официально оформить с ней супружеские отношения?

Жанна была из обычной мелкобуржуазной семьи, отец служил старшим бухгалтером в большом модном магазине Le Bon Marché, мать была домохозяйкой. У Жанны был брат, который привил ей любовь к рисованию.
Жанна начала учиться рисованию – сначала в Школе декоративных искусств, а затем и в Академии Коларосси.
Жанна много рисовала – карандашные рисунки, акварели, гуаши. Работы свои она всегда подписывала, никогда не ставя на них дату, так что определить период создания можно только эмпирическим путем. Это касается и работ, созданных в период совместной жизни с Модильяни. Жанна никогда не выставлялась, не имела контракта ни с галереями, ни с артдилерами. Модильяни, безусловно, ценил ее талант, но как самый беспощадный критик собственного творчества, понимал на личном опыте, сколько ему пришлось работать, чтобы стать Модильяни. Этим вполне объясняется, почему он не выставлял работы Жанны вместе со своими. Хотя своего настоящего успеха он сам так и не увидел.

В ноябре 1918 года Жанна родила Модильяни дочь, а в июле 1919 года он предложил ей пожениться, «как только придут все бумаги».
Почему они так и не поженились, остается загадкой, так как эти двое были, что называется, созданы друг для друга и оставались вместе до самой его смерти 6 месяцев спустя.
Когда Модильяни лежал при смерти в Париже, он предложил Жанне присоединиться к нему в смерти, «чтобы я мог быть с моей любимой моделью в раю и вместе с ней наслаждаться вечным блаженством».
В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала.
Беременная их вторым ребенком, она бросилась с пятого этажа и разбилась насмерть.
Через год, по настоянию семьи Модильяни, их соединили под одной могильной плитой. Вторая надпись на ней гласила:
Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним.




(Могила Модильяни и Эбютерн.
На незаметном надгробии высечена надпись на итальянском:
«Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы».
И чуть ниже:
«Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».
)
История любви этих талантливых людей экранизирована режиссером Майклом Дэвисом, история любви рассказана сомой Жанной.
Трейлер к фильму:


Бонус всем дочитавшим мой топик:
Картины великого Модильяни:

Спасибо за визит.
  • Надежда NadinaDolls

    Ямогу: Вязаная одежда для кукол Blythe, Takara (30 см), Blythe middie (20 см). Вязаные авторские куклы. Вязаные авторские игрушки для детей.

  • Евгения Крюкова

    Ямогу: авторские куклы из запекаемого пластика ручной работы.

Обсуждение (16)

В юности была увлечена творчеством Модильяни. Печальная история любви Амадео и Жанны сейчас кажется красивой сказкой. Но за этой сказкой кроется настоящая трагедия. Спасибо, Настюша, за интересный рассказ! Я и про фильм узнала лишь, благодаря тебе. С удовольствием посмотрю.
Катюша, рада тебе! Модильяни и мой любимый художник, как и Пикассо, но разница между ними в том, что Пикассо при жизни был известен, а Модильяне лишь через много лет после смерти.
Любовь Жанны и Амедео (так правильнее) испепеляющая. До сих пор не понятно, как Жанна могла свести счеты с жизнью нося под сердцем второго ребенка и оставив сиротой первого?
У меня планшет правит имена :)
А Пикассо я тоже обожаю!
Настенька, спасибо тебе огромное! Я знаю эту историю. Да, очень печально. Очень жаль, что Жанна та поступила, тоже не могу понять ее поступка. Я не осуждаю… но понять не могу.
Спасибо, что дала возможность узнать об этой истории любви что-то новое!
Оксаночка, рада тебе! Рада, что ты нашла в публикации, что-то новое для себя!
Настенька, спасибо за интересную публикацию)) Я прочитала интересный факт в интернете про Амедео Модильяни. Оказывается, что он был талантливым скульптором. Но он не был оценён. «После семи лет, проведенных в Париже, Дэдо (как звали Амедео те, кто не звал его Моди) приехал на родину. В те годы он почти не рисовал, потому что полностью принадлежал скульптуре. В Ливорно мостили улицы, и Модильяни потихоньку таскал со стройки камни, высекая из них диковинные женские головы: непропорционально вытянутые, длинноносые, на непомерно длинных, цилиндрических шеях — загадочные и мрачноватые идолы, которых он сам называл «столпами нежности».» Однажды Модильяни отважился показать своё творение своим товарищам юности. Вот как вспоминает об этом один из друзей: «Дэдо явился в кафе «Барди», где мы собирались. В то лето стояла сильная жара, и мы вышли пройтись вдоль канала Фоссо-Реале. В какой-то момент Модильяни вытащил из свертка газетной бумаги вырезанную из камня уродливую голову и показал нам с видом мэтра, демонстрирующего безусловный шедевр. Нас было шесть или семь человек. И все мы дружно разразились смехом. О, как мы издевались над беднягой Дэдо, хваставшим такою головой. Тогда он бросил изваяние в воду»… Спустя время он попросил своих друзей взять на хранение свои скульптуры. Они посмеялись и сказали, чтоб он отправил туда же, куда и первый «столп нежности». В холодном отчаянии Модильяни побросал их в воду. «В 1984 году нашлось было пять каменных изваяний, но все они оказались подделками. Ничего общего с теми головами, что нынче так восхищают критиков («О, эти загадочные, надмирные и бесстрастные лики божества, созданные рукой истинного гения»)… К скульптуре он больше не возвращался… Летом 2010 года на аукционе «Christie's» каменная голова работы Модильяни ушла с молотка за 52,6 миллиона долларов, побив рекорд суммы, отданной за произведение искусства во Франции. Лишь 27 скульптур Модильяни сохранились до наших дней». И ещё интересный факт: «Дэдо любил разглядывать мир через бутылку с абсентом, и, возможно, именно то искажение, что давало толстое стекло и густой ликер, породило его знаменитую художественную манеру: искаженные вытянутые пропорции, лебединые шеи, покатые плечи, заостренные носы, тонкие губы и миндалевидные глаза без зрачков...»
Катюша, спасибо за интересное дополнение!
Спасибо большое за топик!
Очень красивая и печальная история.
Прочитала с удовольствием.
Я считаю, что очень эгоистично было со стороны Модильяни (старше ее почти в 2 раза и повидавшего всевозможные пороки) просить свою любимую (мать его ребенка) уйти вместе с ним. Но не нам его судить…
Фильм, надеюсь, посмотрю в ближайшее время.
На то он и художник-творческая натура, возможно Жанна поняла его буквально, а он имел ввиду нечто другое…
Не нам его судить, Вы правы!
Я тоже понимаю слова Модильяни буквально, что он просит Жанну уйти вместе с ним, хотя многие искусствоведы придерживаются несколько иной точки зрения.
Настенька! Спасибо за топик! Печальная красивая история!
Леночка, ты права, история печальная.
Что же стала с маленькой дочерью-сироткрй?
Маленькая Жанна, дочь Модильяни (1918—1984), был взята на воспитание, а затем удочерена сестрой Амадео Модильяни, жившей во Флоренции.
Она выросла, практически ничего не зная о своих родителях, и только став взрослой смогла узнать подробности их жизни. В 1958 году она написала биографию своего отца, которая была опубликована на английском языке в Соединенных Штатах под названием «Модильяни: Человек и Миф».
Жанна Эбютерн-младшая тоже стала художницей.
Потребовалось более тридцати лет, прежде чем наследников Эбютерн допустили к художественному наследию Жанны-старшей.
… и кто бы мог подумать, что спустя десятки лет, картины Моди и Жанны будут стоить миллионы долларов, а ведь при жизни у них не всегда хватало на еду.
Никогда не удастся природе создать женщину столь совершенную во всем, какую рождает резец, кисть и пламенная душа вдохновенного художника.
Пьер Брантом де Бордей

Анастасия, спасибо за публикацию.
Андрей, благодарю Вас за визит!
Анастасия, спасибо за топик! Было очень интересно и познавательно.Какая грустная, трагичная, полная загадок жизнь двух талантливых художников.
  • cfif
Наталья, рада, что публикация была Вам интересна, благодарю за визит!
Весьма интересная статья.
Только не вижу авторства. То ли я подслеповат, то ли, действительно, аноним. Кажется, автора зовут Настя.
Хочу задать вопрос, (Настя).
Насколько серьёзна информация об этой фразе?
Откуда она?