Ретро-Цирк. Всемирный день цирка (17 апреля)


Всем, добрый день! 17 апреля всемирный день«Цирка», немного с опозданием, этому дню посвящается мой топик)
Цирк, как и театр, родился на площади, артисты давали свои представления прямо на земле, а зрители образовывали круг. Современная круглая арена — порождение производственной площадки старинных комедиантов. Летописцы утверждают, что в Европе уже в XIV— XV веках их было немало, они выходили из народа. Какой-нибудь сапожный подмастерье или крестьянский сын сначала у себя в местечке поражал товарищей мастерством акробата или жонглера, потом его известность распространялась на всю округу. Новое ремесло требовало отдачи всех сил. И молодой человек укладывал в мешок свой нехитрый скарб и отправлялся в путешествие, увеличивая число бродячих артистов.

Слово «цирк» происходит от латинского circus. В переводе оно означает круг, окружность.

Цирковое искусство – самый любимый вид не только детей, но и взрослых.

У древних римлян словом «цирк» называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице.

Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п.

Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа.

Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны.

Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи.

Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирковые здания были уничтожены вражескими бомбежками, пожарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, распадались номера и аттракционы.

В конце XVIII и начала XIX веков в России нередко гастролировали передвижные труппы.












Цирк — один из самых древних, массовых и популярных видов искусства.

Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк».

Успех нового искусства способствовал возникновению передвижных разборных цирков — шапито. В финансовом отношении директор передвижного цирка рисковал, но если дела шли хорошо, мог очень быстро разбогатеть.







Русский цирк создавался в тандеме братьев Никитиных. И уже тогда наш цирк встал на уровне с заграничными. В 1883 году, братья Никитины построили деревянный цирк в Нижнем Новгороде.

И. С. Тургенев писал: «Упомянув о Лежаре и Гверра, нельзя не войти в некоторые подробности: предмет слишком интересующий в настоящее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смотреть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикою, называя ее увлечение «лошадиного циркоманею» или каким-нибудь еще более неуклюжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки».



Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Выходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними.

Были бродячие артисты и на Руси. Максим Горький писал о них: «У нас до начала XVII века тоже были свои «лицедеи», свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейства» и песни о событиях «великой смуты», об Ивашке Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина».



Предприятие Франкони первым стало называться цирком










Спссибо, что заглянули...)


Мадемуазель Николь

Ямогу: Куклы из запекаемого пластика

Лунная Кошка

Ямогу: Увлекаюсь бжд и страстно их коллекционирую. Шью на них одежду, рисую не сложные мейки. Делаю мелкий ремонт бжд кукол и убираемые модификации — шрамы, ожоги. Могу проклеить, перетянуть. Делаю парики.


Комментарии (13)

Какие потрясающие фотографии! Некоторые номера просто поразили! Такого даже в наш век напичканный технологиями не увидишь!
Спасибо за интереснейшую экскурсию в прошлое! :-)
Спасибо за интересные фоточки!!!
Исключительно интересная публикацмя! Как впрочем и всегда у Гули
Гуленька, спасибки за опять-таки интересный и красивый топичек!
Фотографии из другого мира… Прекрасного и ушедшего…
Спасибо!
Гуля! Спасибо за такой интересный и познавательный топик!!!
Я с детства люблю ЦИРК, конечно более поздних времен:!!!)))
Очень интересно было узнать, окунуться в ту эпоху и посмотреть на истоки ЦИРКа!!!
Цирк – это одно из любимейших развлечений не только для детей, но и для взрослых. Каждое цирковое представление – это не просто шоу, а хорошо проработанный номер с настоящими элементами «волшебства». В течение многих лет появлялось несколько династий, дарящих нам эту самую каплю магии смеха и радости.
Дуровы одна из самых известных «цирковых семей» прославившихся ещё в 18 веке. Её основателями считаются два брата Владимир и Анатолий Дуровы. Клоунада и дрессировка животных — вот на чём основывались тогдашние цирковые выступления.
Династия Запашных привнесла в мир цирка множество самых разнообразных направлений, которые до сих пор являются ключевыми выступлениями. Укрощение и дрессировка животных, гимнастика и акробатика — всё это можно было увидеть на цирковой арене 19 века.
Кио — это одна из самых известных и необычных цирковых династий. Её основал Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард, он был великолепным эллюзионистом. Собственная фамилия ему казалась неуместной. и он взял себе псевдоним Кио.
Валентин Филатов — происходил из цирковой семьи, однако он пошёл, куда далее нежели его родители. Славу он снискал благодаря своему аттракциону «Медвежий цирк».
Кантемировы, династия цирковых артистов, асетинские джигиты. Родоначальник — Алибек Тузарович Кантемиров. Прославился исполнением уникальных трюков: пролезал под животом скачущей лошади с выходом в седло, стрелял из пистолета по цели, пролезал между задними ногами лошади с выходом на круп. Кантемировы дали мощный толчок появлению в отечественном цирке групповых номеров джигитов.
Зариповы — это известная династия циркачей в Узбекистане, она насчитывает 115 лет. Её объединяет более 50 мастеров своего дела разных жанров и возрастов.
Гуля, спасибо Вам за такой прекрасный топик, прямо вернули в детство! Я не могла не вспомнить прекрасных мастеров циркового искусства. Имела счастье видеть выступления всех (кроме Зариповых), в моём счастливом детстве! Да, цирк — это сказка, это праздник!
Спасибо, Лариса!)), за Ваше, как всегда ценное дополнение к топику!), очень приятно))
а про жонглёров ничего не написали:(( Даже как-то обидно.
История жонглирования Китайские воины, упоминаемые в трудах, написанных в 770-476 г. до нешей эры, перед битвой показывали врагу свое искуство жонглировать оружием, и зачастую конфликт заканчивался не успев начаться. Например, воин Лан Цзы из провинции Сонг умел обращаться с семью мечами одновременно. В Европе жонглирование считалось приемлемым занятием до заката Римской империи, и в средние века впало в немилость. Жонглирование считалось безнравственным поведением или даже колдовством. В 1768 году Филипп Асли открыл первый цирк, в современном понимании этого слова. С этого момента жонглеры обзавелись работой и стали прочно ассоциироваться с цирком. С середины девятнадцатого века жонглеры были особенно востребованы в небольших театрах и варьете для заполнения пауз во время декораций. Они жонглировали, стоя перед занавесом. В конце двадцатого – начале двадцать первого веков произошел взрыв популярности жонглирования, — оно перестало быть только цирковым искуством. Обычные люди стали жонглировать для удовольствия, собираться в жонглерские клубы, устраивать соревнования. В настоящее время существует несколько сотен жонглерских клубов, Международная ассоциация жонглеров и Всемирная Федерация Жонглирования ежегодно устраивают соревнования.
Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Др. греческий историк Ксенофонт рассказал о сиракузской танцовщице, которая жонглировала 12 обручами. Др. римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли «вентилаторами», а жонглёров мячами — «пилариусами». Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами и жонглёров с искусств, носами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков.
Расцвет искусства жонглирования бытовыми предметами связан с появлением на рубеже 19-20 вв. салонных жонглёров. Они выходили на манеж во фраках, смокингах, визитках и жонглировали цилиндрами, сигарами, бильярдными киями, канделябрами, предметами ресторанного обихода. Наиболее распространённой жанровой формой их номеров становится сюжетная сценка: «В парижском ресторане» (Аугуст), «Ужин у „Максима“» (Перецофф), «Сцена в ресторанной кухне» (Пантцер) и др. салонным Ж. связано появление номеров комич. жонглёров. К. Репп создал сатирическую пародию на короля-забулдыгу, который жонглировал символами королевской власти — короной, державой, скипетром. К. Баггесен выступал в образе неловкого официанта, роняющего и разбивающего тарелки. Т. Хирн играл самого ленивого жонглёра в мире, а Ч. Ребла — жонглёра, ненавидящего свою профессию. Из российских комических жонглёров успехов добились О. Попов, Л. и Г. Отливанник, А. Фриш, Б. Оплетаев, В. Прохоров и К. Устьянцев.
Со 2-й половины 20 в. салонный стиль в жонглировании трансформируется в новое худ. направление, представителей которого стали называть «трёхпредметниками», т. к. они жонглируют лишь тремя предметами: шляпами, сигарными коробками, мячиками. Работу их отличает искромётный темп, комбинационность и неожиданные связки между трюками. Среди выдающихся мастеров этого направления: Б. и К. Кремо, Р. Швейцер, С. Заболотный, А. Николаев.

Отдельную жанровую разновидность представляют номера групповых жонглёров, которые жонглируют предметами, перебрасываясь ими между собой. Такой вид работы называется «жонглирование в перекидку». Самым распространённым реквизитом у групповых жонглёров стала булава. Прогресс жонглирования вперекидку во многом связан с российскими жонглёрами, которых отличают высокая техника, позволяющая жонглировать большим количеством предметов, и разнообразие художественном и композиционном решения номеров (жонглёры Оскал-Оол, «жонглёры на кабриолете» Боркис, «жонглёры на мачтах» Грачёвы, «жонглёры с колпачками» Инякины, «жонглёры на стрелах» Афанасьевы).

С древнейших времён артисты научились соединять жонглирование с искусством танца. Персидские танцовщицы «базигер» во время танца удерживали на голове и в руках сосуды, наполненные жидкостью. В современном цирке широкое распространение получили номера, основанные на синтезе жонглирования и национальных танцев (Н. Ширай, Ф. Брюн, Б. Бреслер, С. Складана).
К жанру жонглирования относятся также номера, развивающие принципы народных или спортивных игр. Они так и называются — «игра с диаболо», «игра с волчками» и др. На основе детской игры с мячиками А. Стрит в 1898 изобрёл оригинальный способ жонглирования мячиками, бросая их в пол и в стенку. Среди его последователей выдающихся результатов добилась К. Гультини, которая бросала в пол 8 мячиков. Этот вид жонглирования получил оригинальную интерпретацию у американца М. Мошена, который увеличивает не количество мячей, а число плоскостей, отражающих мячи, жонглирует ими в замкнутом пространстве треугольника. Немецкий артист В. Петцольд, используя приёмы игры на бильярде, создал оригинальный номер жонглёров-бильярдистов «Азра». В России с подобным номером выступали жонглёры Белоусовы. Американец У. Эверхарт придумал номер фигурного катания велосипедных ободьев по полу. Идеи его получили развитие у немецких артистов О. и П. Реннер и их сына Б. Рамсона. Много новшеств в работу с большими обручами внесли В. Царьков и В. Кулаков. Немецкий артист В. Беландини изобрёл оригинальный способ жонглирования пинг-понговыми шариками, выдувая и ловя их ртом.
Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом. Их называют крафт-жонглёрами или силовыми жонглёрами. Особая специфика присуща жонглёрам, работающим ногами.
Литература:
З.Б. Гуревич «О жанрах Советского цирка».
Энциклопедия «Цирковое искусство России»
  • avatar
  • NIIT
  • +2
Ольга, благодарю!)), за Ваше дополнение, очень приятно участие!))
Всемирный день цирка празднуется в этом году 20-го апреля.
bigcirc.ru/main/bolshoj-moskovskij-czirk-gotovitsya-k-prazdnovaniyu-vsemirnogo-dnya-czirka.
просто он празднуется в выходные, а 17 число будний день
20 апреля 2013 года поклонники циркового искусства во всем мире празднуют — Международный День цирка. В 2010 году Европейская цирковая ассоциация (ECA) под патронажем Принцессы Монако Стефании, объявила о намерении ежегодно каждую третью субботу апреля праздновать Международный день цирка. Первый Международный День цирка отмечался 17 апреля 2010 года.