author-avatar
Оксана

К театральному августфесту. Костюмерная

Доброго времени суток! Как и обещала ранее, Вашему вниманию предлагаю темку о секретах театральных костюмов и свой спонтанный опыт импровизации «из того, что есть». Если Вы готовитесь к фестивалю, то уже столкнулись с этим вопросом) Рубрика «А вы знали?» открывает нашу беседу. (Информация и фото в свободном доступе, взята из разных интернет источников, по тегам можно найти)
— Многие из нас любят театр за волшебную сказку и чудесные перевоплощения, которые редко происходят в реальной жизни. Ощущение магии на сцене создается не только за счет декораций и игры актеров, но и костюмов;
-долгое время, примерно до 50-х годов прошлого века, пачки делались из накрахмаленной марли;
— есть два вида балетных пачек: классическая (плоская) пачка и шопеновская. Для того чтобы классическая пачка в процессе использования не потеряла свою форму, в один из слоев вставляется «сталька» — металлическая проволока; Пример шопеновской пачки

— театральные костюмы шьются из тафты, бархата, парчи, органзы, шерсти, гипюра, портьерных и жаккардовых тканей;

— для пошива костюмов одного из спектаклей вручную, ножницами, было аккуратно разрезано по контуру рисунка двадцать пять метров гипюра — так было сделано кружево, непохожее на магазинное;
— когда постановка сходит со сцены, некоторые костюмы разбираются для других постановок, по-другому украшаются, и никто не догадывается, что это не новое платье;

— в одной из версий спектакля «После вовлеченности. Диптих. Часть II» присутствует яркий элемент — большой надувной шар, но это не просто шар, похожий на новогодний сувенир с домиком и «снегом» внутри, это — свадебное платье;

— в одной из постановок балетного спектакля «Наяда и рыбак» прямо на сцене главная героиня превращается из русалки в человека, она тянет за веревочку и сменяет одно платье на другое;
— в спектакле «Два веселых гуся» в театре Николая Коляды совместили два костюма: толщинку из одного спектакля взяли в готовый костюм из другого спектакля, получился толстый гусь на худого артиста;

— «Садко», костюм барракуды

— на куклу шить костюм сложнее: "… часть работы производилась на машине, но большая выполнялась вручную, например, плечевые швы, верхняя часть рукава, да и сама отделка...";

— студенты Школы-студии МХАТ сохранили уникальную технику создания костюмов из бумаги, разработанную первым русским дизайнером, кутюрье с международной славой Надеждой Ламановой (элементы театральных костюмов, изготовленные с использованием техники «обманок» – театральных имитаций металлических доспехов, рыцарских кожаных перчаток, драгоценных украшений);



Как видите, и ткань из разряда «чем богаты, тем и рады», и бумага, и комбинации всякой всячины, и переделка имеющегося, и условный образ — все это имеет место в Настоящем театре. Поэтому вооружитесь смекалкой и фантазией, вперед к созданию костюмов к Вашей постановке!
Конечно, для самых главных героев хочется что-то необыкновенное сотворить, сюжетом, временем и местом действия оправданное. Например, когда я шила костюмы Ромео и Джульетты, то пыталась соблюсти исторические моменты. Описание костюма Ромео: тонкая рубашка-камича, подобие удлиненного жилета-претина (по бокам не сшивалась, я сделала его двусторонним), проймы с петельками, чтобы присоединять любые рукава, шов скреплялся в нескольких местах шнурком, рукава рубашки изящно выглядывали из разрезов; пояс, штаны из эластичного сукна- кальце (у меня без брегессе — некой детали на интересном месте у мужских штанов, которая также крепилась на шнурках), узкие мягкие туфли шились из кожи, замши или сукна с длинными носами- пигаш. Создавался гибкий и динамичный силуэт.


Описание костюма Джульетты: Тонкая длинная рубашка, на которую одевалось подобие современного женского платья — котта, которая могла иметь несколько пар съемных рукавов разных цветов, они соединялись в проймах шнуровкой или просто булавками. Сквозь прорези в рукавах выпускались белые буфы рубашки. На голове чепчик с завязками, его носили и мужчины. Традиция шла от подшлемника рыцарей. Косу перевивали лентой или шнурком с ниткой жемчуга.




Ну вот, главных действующих лиц одели (я очень старалась, не все получилоось, как задумывала, но дух времени присутствует). А как быть с теми, кто только мелькнет в массовой сцене, например? Вот надо, допустим, толпу одинаково одеть, или просто одеть, но в определенном стиле, это тоже непросто, время опять же, материалы. Решила я проверить на себе, как говорится, интернетовские советы по этому поводу. Сразу оговорюсь, первое: я совсем не считаю, что кукол ОДЕВАТЬ нужно именно так. Но для наших целей (создать на сцене атмосферу, в которой развиваются события) вполне приемлемо. Второе: идея проверки возникла спонтанно, поэтому использовала то, что было в наличии. И третье: это ни в коем случае не похвастушки, а пример использования идеи. (Клей, как оказалось, закончился, поэтому взяла нитку с иголкой и детали скрепляла швом иголкой назад, сильно не затягивала нить, затем салфетку с лица просто ногтем по шву подровняла, но салфетку можно и гладить, так что «костюмы» не одноразовые, из двухслойной, во всяком случае)




















Костюмчик для мальчика в белый горошек, пожалуй, возьму в свою постановку, подходит)
«Быстрая обувь» из шариков для водяных бомбочек


Обнаружилось несуразное платьице. Что можно сделать

Чтобы не обрабатывать сыпучий край, полоску ткани сложить вдвое и тогда только присобрать



Полоска сетки(подойдет любая ткань) и лента

Так же, нас могут выручить съемные рукава и манжеты на резинке, временный декор имеющегося платья: цветы, рюши и т.д., плоские шляпки на картонной основе.
Вот некоторые примеры нарядов из бумаги, взятые с просторов интернета










Рада, что Вы зашли! Надеюсь что-то пригодится или выступит в роли катализатора для Ваших новых идей.
Прошу делиться своими интересными находками в процессе подготовки к фестивалю! Вдохновения Вам!
  • Авторские куклы от Марины Мышеловой mm-dolls

    Ямогу: Авторские текстильные куклы, выполненные при замирании сердца от вдохновения, наполненные теплом и душой.

  • Леди Роуз

    Ямогу: Шью на кукол, рисую лица, делаю парики, создаю образ персонажа целиком. Работаю вместе с подругой Дарьяной. babiki.ru/profile/MrsJanova/

Обсуждение (28)

Полезный топик, спасибо) из салфеток на удивление красиво получилось у вас! Для массовки это очень хороший вариант! Главное дёшево по сравнению с тканью и выкинуть не жалко потом. у меня массовки нет, поэтому шьём по-простому для второстепенных персонажей и с них начинаю, чтобы приноровиться, прежде, чем на главных начать. Мои «три девицы» уже работают и, не отрываясь от производства, пришли набраться опыта и подсмотреть хитрости)
Кстати да, логично начать с второстепенных, если что, то можно будет усовершенствовать что-то! В моем «театре» на кого сошьют, сцену с тем участником и снимаем)
Мы уже всех раздели, у кого одежда под спектакль подходит) жаль мало получилось. А ещё декорации, афиша! Пока вдохновение есть, творим))
Ой, как у нас: всех раздели, все книжки прочитали, теперь что требуется для декораций отовсюду тащим)))
Сплошной восторг! Очень интересно и здорово получилось!

Браво костюмеру! ))
Спасибо) думаю, что у всех сейчас полна костюмерная народу)), а у кого-то и «мозговой штурм»!
Здорово! Замечательный фотоотчёт! Идеи вдохновляют и создают творческую атмосферу:)
А мы тут пытаемся связать шаль для роли бабушки:)
Ух ты, какие спицы классные! Хочу тоже попробовать микровязание, как-нибудь на малыша из шара связать)
Спасибо! Для меня вязание — это наука! Но как говорят: «Если долго мучиться, что-нибудь получится!» :)))
Вообще ведь так и случается) Главное на половине не останавливаться!
Спасибо!:)))
Какая классная идея с микро-спицами!) Я б не додумалась, я крючком вяжу))
Спасибо! Я пыталась вязать крючком 0,5 мм, это был кошмар! После всех мучений я поняла, что люди вяжут миниатюру «золотыми руками»:)
Я вязала 0,6 крючком и нитками для джинсы) нормально) а спицами для меня несбыточно( сколько раз пыталась, прям никак не идёт ( надо как нибудь всё же разобраться наверное, не люблю, когда что-то не умею)
Давайте осенью вместе? Так веселее )
Было бы здорово!) Была тут какая то темка про совместное творчество. Можно подумать об этом после театра)
В копилочку!
Это точно, я не могу( но всё равно чего-то там пробую, думаю, что несерьезно подхожу и тепения не хватает
Так я у Вас на фото микроспицы увидела)
Делюсь: купила клей-карандаш, склеила рубашку, получилось лучше, чем когда шила, и с подворотами, воротничком) Думаю, что можно и подбой клеить на тканевых изделиях. Может это не ново, не знаю)
Только, мне кажется, надо стиля придерживаться. Если из бумаги, то всем. А то будет выделяться. Я раз из ткани начала, то ей и продолжу. Вместо пуговиц тоже на веревочках делаю. Эх, ради интриги ничего не показать, но чую потом посттеатральных постов будет много))
Да, я тоже думаю об одном стиле) А интригу надо сохранять!
Очень полезная статья! я бы не догадалась из салфеток платья делать)) кимоно из бумаги вообще наповал сразило! Думаю если брать салфетки дорогие 4-х слойные, они вполне как ткань на будут смотреться на фотках.
По поводу синтетической сыпучей ткани. Можно края огнем обрабатывать. Получается примерно такой эффект. Надо ткань надо над свечкой подержать секунду, чтоб слегка оплавилась, и быстро растянуть пальцами, будто хотите порвать. Таким образом делают цветочки еще.
Отличный способ со свечкой! Надо попробовать, особенно актуально, когда крой по косой. Спасибо! На фото, где кимоно, салфетки большие четврехслойные. Я читала, девушка в отеле куклу так одела, кажется, это ее фото. Я сохраняла где-то, надо поискать
Джентельмен в салфетных штанах при шляпе покорил! Совсем не малыш, а дяденька бизнес класса. Ему ещё трость из трубочки от фрутоняни.
Юля, это идея! Трубку раздобуду, спасибо!
У меня то таких пупсов давно нет. А были бы у них ноги прямые, может оставила бы одного.
Да, с прямыми ногами удобнее и больше для чего подходят