К театральному августфесту. Костюмерная
Доброго времени суток! Как и обещала ранее, Вашему вниманию предлагаю темку о секретах театральных костюмов и свой спонтанный опыт импровизации «из того, что есть». Если Вы готовитесь к фестивалю, то уже столкнулись с этим вопросом) Рубрика «А вы знали?» открывает нашу беседу. (Информация и фото в свободном доступе, взята из разных интернет источников, по тегам можно найти)
— Многие из нас любят театр за волшебную сказку и чудесные перевоплощения, которые редко происходят в реальной жизни. Ощущение магии на сцене создается не только за счет декораций и игры актеров, но и костюмов;
-долгое время, примерно до 50-х годов прошлого века, пачки делались из накрахмаленной марли;
— есть два вида балетных пачек: классическая (плоская) пачка и шопеновская. Для того чтобы классическая пачка в процессе использования не потеряла свою форму, в один из слоев вставляется «сталька» — металлическая проволока; Пример шопеновской пачки
— театральные костюмы шьются из тафты, бархата, парчи, органзы, шерсти, гипюра, портьерных и жаккардовых тканей;
— для пошива костюмов одного из спектаклей вручную, ножницами, было аккуратно разрезано по контуру рисунка двадцать пять метров гипюра — так было сделано кружево, непохожее на магазинное;
— когда постановка сходит со сцены, некоторые костюмы разбираются для других постановок, по-другому украшаются, и никто не догадывается, что это не новое платье;
— в одной из версий спектакля «После вовлеченности. Диптих. Часть II» присутствует яркий элемент — большой надувной шар, но это не просто шар, похожий на новогодний сувенир с домиком и «снегом» внутри, это — свадебное платье;
— в одной из постановок балетного спектакля «Наяда и рыбак» прямо на сцене главная героиня превращается из русалки в человека, она тянет за веревочку и сменяет одно платье на другое;
— в спектакле «Два веселых гуся» в театре Николая Коляды совместили два костюма: толщинку из одного спектакля взяли в готовый костюм из другого спектакля, получился толстый гусь на худого артиста;
— «Садко», костюм барракуды
— на куклу шить костюм сложнее: "… часть работы производилась на машине, но большая выполнялась вручную, например, плечевые швы, верхняя часть рукава, да и сама отделка...";
— студенты Школы-студии МХАТ сохранили уникальную технику создания костюмов из бумаги, разработанную первым русским дизайнером, кутюрье с международной славой Надеждой Ламановой (элементы театральных костюмов, изготовленные с использованием техники «обманок» – театральных имитаций металлических доспехов, рыцарских кожаных перчаток, драгоценных украшений);
Как видите, и ткань из разряда «чем богаты, тем и рады», и бумага, и комбинации всякой всячины, и переделка имеющегося, и условный образ — все это имеет место в Настоящем театре. Поэтому вооружитесь смекалкой и фантазией, вперед к созданию костюмов к Вашей постановке!
Конечно, для самых главных героев хочется что-то необыкновенное сотворить, сюжетом, временем и местом действия оправданное. Например, когда я шила костюмы Ромео и Джульетты, то пыталась соблюсти исторические моменты. Описание костюма Ромео: тонкая рубашка-камича, подобие удлиненного жилета-претина (по бокам не сшивалась, я сделала его двусторонним), проймы с петельками, чтобы присоединять любые рукава, шов скреплялся в нескольких местах шнурком, рукава рубашки изящно выглядывали из разрезов; пояс, штаны из эластичного сукна- кальце (у меня без брегессе — некой детали на интересном месте у мужских штанов, которая также крепилась на шнурках), узкие мягкие туфли шились из кожи, замши или сукна с длинными носами- пигаш. Создавался гибкий и динамичный силуэт.
Описание костюма Джульетты: Тонкая длинная рубашка, на которую одевалось подобие современного женского платья — котта, которая могла иметь несколько пар съемных рукавов разных цветов, они соединялись в проймах шнуровкой или просто булавками. Сквозь прорези в рукавах выпускались белые буфы рубашки. На голове чепчик с завязками, его носили и мужчины. Традиция шла от подшлемника рыцарей. Косу перевивали лентой или шнурком с ниткой жемчуга.
Ну вот, главных действующих лиц одели (я очень старалась, не все получилоось, как задумывала, но дух времени присутствует). А как быть с теми, кто только мелькнет в массовой сцене, например? Вот надо, допустим, толпу одинаково одеть, или просто одеть, но в определенном стиле, это тоже непросто, время опять же, материалы. Решила я проверить на себе, как говорится, интернетовские советы по этому поводу. Сразу оговорюсь, первое: я совсем не считаю, что кукол ОДЕВАТЬ нужно именно так. Но для наших целей (создать на сцене атмосферу, в которой развиваются события) вполне приемлемо. Второе: идея проверки возникла спонтанно, поэтому использовала то, что было в наличии. И третье: это ни в коем случае не похвастушки, а пример использования идеи. (Клей, как оказалось, закончился, поэтому взяла нитку с иголкой и детали скрепляла швом иголкой назад, сильно не затягивала нить, затем салфетку с лица просто ногтем по шву подровняла, но салфетку можно и гладить, так что «костюмы» не одноразовые, из двухслойной, во всяком случае)
Костюмчик для мальчика в белый горошек, пожалуй, возьму в свою постановку, подходит)
«Быстрая обувь» из шариков для водяных бомбочек
Обнаружилось несуразное платьице. Что можно сделать
Чтобы не обрабатывать сыпучий край, полоску ткани сложить вдвое и тогда только присобрать
Полоска сетки(подойдет любая ткань) и лента
Так же, нас могут выручить съемные рукава и манжеты на резинке, временный декор имеющегося платья: цветы, рюши и т.д., плоские шляпки на картонной основе.
Вот некоторые примеры нарядов из бумаги, взятые с просторов интернета
Рада, что Вы зашли! Надеюсь что-то пригодится или выступит в роли катализатора для Ваших новых идей.
Прошу делиться своими интересными находками в процессе подготовки к фестивалю! Вдохновения Вам!
— Многие из нас любят театр за волшебную сказку и чудесные перевоплощения, которые редко происходят в реальной жизни. Ощущение магии на сцене создается не только за счет декораций и игры актеров, но и костюмов;
-долгое время, примерно до 50-х годов прошлого века, пачки делались из накрахмаленной марли;
— есть два вида балетных пачек: классическая (плоская) пачка и шопеновская. Для того чтобы классическая пачка в процессе использования не потеряла свою форму, в один из слоев вставляется «сталька» — металлическая проволока; Пример шопеновской пачки
— театральные костюмы шьются из тафты, бархата, парчи, органзы, шерсти, гипюра, портьерных и жаккардовых тканей;
— для пошива костюмов одного из спектаклей вручную, ножницами, было аккуратно разрезано по контуру рисунка двадцать пять метров гипюра — так было сделано кружево, непохожее на магазинное;
— когда постановка сходит со сцены, некоторые костюмы разбираются для других постановок, по-другому украшаются, и никто не догадывается, что это не новое платье;
— в одной из версий спектакля «После вовлеченности. Диптих. Часть II» присутствует яркий элемент — большой надувной шар, но это не просто шар, похожий на новогодний сувенир с домиком и «снегом» внутри, это — свадебное платье;
— в одной из постановок балетного спектакля «Наяда и рыбак» прямо на сцене главная героиня превращается из русалки в человека, она тянет за веревочку и сменяет одно платье на другое;
— в спектакле «Два веселых гуся» в театре Николая Коляды совместили два костюма: толщинку из одного спектакля взяли в готовый костюм из другого спектакля, получился толстый гусь на худого артиста;
— «Садко», костюм барракуды
— на куклу шить костюм сложнее: "… часть работы производилась на машине, но большая выполнялась вручную, например, плечевые швы, верхняя часть рукава, да и сама отделка...";
— студенты Школы-студии МХАТ сохранили уникальную технику создания костюмов из бумаги, разработанную первым русским дизайнером, кутюрье с международной славой Надеждой Ламановой (элементы театральных костюмов, изготовленные с использованием техники «обманок» – театральных имитаций металлических доспехов, рыцарских кожаных перчаток, драгоценных украшений);
Как видите, и ткань из разряда «чем богаты, тем и рады», и бумага, и комбинации всякой всячины, и переделка имеющегося, и условный образ — все это имеет место в Настоящем театре. Поэтому вооружитесь смекалкой и фантазией, вперед к созданию костюмов к Вашей постановке!
Конечно, для самых главных героев хочется что-то необыкновенное сотворить, сюжетом, временем и местом действия оправданное. Например, когда я шила костюмы Ромео и Джульетты, то пыталась соблюсти исторические моменты. Описание костюма Ромео: тонкая рубашка-камича, подобие удлиненного жилета-претина (по бокам не сшивалась, я сделала его двусторонним), проймы с петельками, чтобы присоединять любые рукава, шов скреплялся в нескольких местах шнурком, рукава рубашки изящно выглядывали из разрезов; пояс, штаны из эластичного сукна- кальце (у меня без брегессе — некой детали на интересном месте у мужских штанов, которая также крепилась на шнурках), узкие мягкие туфли шились из кожи, замши или сукна с длинными носами- пигаш. Создавался гибкий и динамичный силуэт.
Описание костюма Джульетты: Тонкая длинная рубашка, на которую одевалось подобие современного женского платья — котта, которая могла иметь несколько пар съемных рукавов разных цветов, они соединялись в проймах шнуровкой или просто булавками. Сквозь прорези в рукавах выпускались белые буфы рубашки. На голове чепчик с завязками, его носили и мужчины. Традиция шла от подшлемника рыцарей. Косу перевивали лентой или шнурком с ниткой жемчуга.
Ну вот, главных действующих лиц одели (я очень старалась, не все получилоось, как задумывала, но дух времени присутствует). А как быть с теми, кто только мелькнет в массовой сцене, например? Вот надо, допустим, толпу одинаково одеть, или просто одеть, но в определенном стиле, это тоже непросто, время опять же, материалы. Решила я проверить на себе, как говорится, интернетовские советы по этому поводу. Сразу оговорюсь, первое: я совсем не считаю, что кукол ОДЕВАТЬ нужно именно так. Но для наших целей (создать на сцене атмосферу, в которой развиваются события) вполне приемлемо. Второе: идея проверки возникла спонтанно, поэтому использовала то, что было в наличии. И третье: это ни в коем случае не похвастушки, а пример использования идеи. (Клей, как оказалось, закончился, поэтому взяла нитку с иголкой и детали скрепляла швом иголкой назад, сильно не затягивала нить, затем салфетку с лица просто ногтем по шву подровняла, но салфетку можно и гладить, так что «костюмы» не одноразовые, из двухслойной, во всяком случае)
Костюмчик для мальчика в белый горошек, пожалуй, возьму в свою постановку, подходит)
«Быстрая обувь» из шариков для водяных бомбочек
Обнаружилось несуразное платьице. Что можно сделать
Чтобы не обрабатывать сыпучий край, полоску ткани сложить вдвое и тогда только присобрать
Полоска сетки(подойдет любая ткань) и лента
Так же, нас могут выручить съемные рукава и манжеты на резинке, временный декор имеющегося платья: цветы, рюши и т.д., плоские шляпки на картонной основе.
Вот некоторые примеры нарядов из бумаги, взятые с просторов интернета
Рада, что Вы зашли! Надеюсь что-то пригодится или выступит в роли катализатора для Ваших новых идей.
Прошу делиться своими интересными находками в процессе подготовки к фестивалю! Вдохновения Вам!
Обсуждение (28)
Браво костюмеру! ))
А мы тут пытаемся связать шаль для роли бабушки:)
По поводу синтетической сыпучей ткани. Можно края огнем обрабатывать. Получается примерно такой эффект. Надо ткань надо над свечкой подержать секунду, чтоб слегка оплавилась, и быстро растянуть пальцами, будто хотите порвать. Таким образом делают цветочки еще.