Иметь или не иметь? Если иметь, то как выбрать? Часть 1


Здравствуйте! Находясь в мучительном периоде тихого помешательства на антикварных куклах и состоянии «хочу не могу», не решаюсь на покупку из-за отсутствия необходимых знаний для оценки состояния куклы и ее стоимости, правильного обращения. Перелопатив кучу информации в инете, выбрала то, что реально прояснило ряд вопросов. Делюсь с вами, возможно пригодится многим, кто подумывает о приобретении заветной куколки.
Советы от специалистов и знатоков антиквариата.
1. Оригинальность.Важно и относится ко всем пунктам: если в описании куклы что-то пропущено, обратите на этот пункт самое пристальное внимание, умалчивают не просто так, не надейтесь на чудо. Покупая на настоящих «живых» аукционах не через ebay, имейте в виду, что устроители делают все допустимое этикой, чтобы продать, и если в описании написано, что платье или туфли оригинальные или старинные, значит именно так и есть, но насчет остального — на ваш риск. На ebay же все гораздо запущеннее… Вообще, фраза «all original», имеющая волшебное воздействие на умы покупателей, может означать, что оригинальные — читай старинные — только голова, парик (и то может быть под вопросом) и туловище. Антикварность костюма должна быть подтверждена отдельно. Некоторые имеют в виду, что «all original» — как купили, так и продаем. Внимательность и осторожность!

2. Цена. Неплохо иметь какой-нибудь ценовой справочник по куклам, например, «200 Years Of Dolls» 3-е издание или «Jan Foulke's Guide To Dolls» — здесь цены указаны подробнее, по молдам, да и описания моделей есть. Заглянуть в них и оценить, не завышена ли цена и при дальнейшей оценке конкретной куклы отталкиваться именно от нее. В книгах указывается оценка кукол в хорошем состоянии, без повреждений, без перекраски или реставрации (либо с очень качественной и небольшой реставрацией) и в одежде того периода. Если кукла имеет фабричную оригинальную одежду, то к цене справочника советуется прибавить еще 30-50%.
Таким образом, имея отправную точку в оценке, можно идти дальше по пунктам и корректировать цену соответственно состоянию куклы.
Важно: цена справочника имеет значение, если вы покупаете куклу у иностранного дилера (в интернете, например). У российских дилеров все в два-три раза дороже, такие уж у нас отечественные рыночные реалии, которым, впрочем, есть объективное объяснение.

3. Голова. Тщательно проверить голову на предмет царапин, трещин, следов реставрации. Если вы смотрите куклу лично, то самое надежное — в темном помещении просветить голову изнутри фонариком, так все трещины видны отчетливо. Следует аккуратно отклеить парик, снять крышку, принести голову в тёмное помещение (или накрыться тканью, как раньше это делали фотографы) и, поместив фонарь у самого входа в голову, рассмотреть на просвет всю поверхность фарфора. Должны быть видны только затемнения в области расположения гипса и глаз, механизмов и приспособлений (проволочного ограничителя или пробкового упора, к примеру). Обратите внимание на все посторонние полоски и затемнения, объяснения которым вы не находите – скорее всего это подкраска или трещина, невидимая глазу на естественном свету.
Если покупаете через интернет, то просите прислать фотографии «на просвет». Они редко когда получаются качественными, но сам факт их наличия уже говорит о продавце многое.


Дело в том, что покупая куклу с треснувшей головой, нельзя быть уверенным, что трещина не поползет дальше, и при каких-нибудь неблагоприятных температурных или иных обстоятельствах голова не расколется. Замечено, что чаще всего трещинами страдают ранние французские куклы, возможно из-за отличительного признака — отсутствия защитного бортика по периметру головы.
Важно: если кукла с французской маркировкой имеет на голове немецкий тип бортика — не пугайтесь, она действительно французская, просто это означает, что она поздняя, середины 1880 — начала 1890 годов, когда французы перешли на более экономичный метод литья фарфора в форму. Но французский бортик уже немецкого.


Некоторые коллекционеры принципиально не покупают кукол с поврежденными головами, и они правы, так как ценность травмированной на голову куклы понижается на 60-80%. Но если кукла вас очаровала своим удивительным шармом, особым выражением лица, можно закрыть глаза на это несовершенство и купить, но это будет покупка исключительно для удовольствия. Продать такую куклу будет сложно, если только она не супер редкая, и в хорошей кондиции таких нет вообще.
Царапина — царапине рознь, если она поверхностная, то это не так страшно, но решайте сами. Так называемые дефекты отливки (mold unperfections) досадны, но, как правило, для куклы не страшны. Это может быть вмятина на фарфоре, точки, воздушные пузырьки.

Если продавец отказывается снимать парик и отклеивать затылочек (pate) чтобы показать внутренности головы и качество бортика, лучше у него не покупать.

У кукол с открытыми ртами тщательно проверить целостность фарфоровых зубов Обычное количество — 4 (но у некоторых кукол их 6, а у ранних французских — так вообще могут быть два ряда!), наличие кусочка картона, прикрывающего ротовую дырку изнутри, чтобы не просвечивались внутренности головы. Возможно, зубы были реставрированы и заменены на пластиковую вставку, их имитирующую (она входит в комплекты по ремонту) — это тоже можно увидеть изнутри.


4. Глаза. Убедитесь, что глаза оригинальные (in original set). Для этого необходимо посмотреть внутрь головы (или попросить прислать фото). Здесь также необходимо свериться со справочником Джен Фолке — какой тип глаз соответствует данной модели.
В общих чертах, стационарные paperweight eyes применяли в модных куклах равно как во Франции, так и в Германии (хотя есть все же исключения, некоторые вставляли простые blown eyes), а так же во французских bebes до объединения производителей в SFBJ. Ранние немецкие куклы делались со стационарными глазами. Примерно с конца 1890 — начала 1900 годов немцы стали делать спящие глаза, французы подтянулись позднее. На фото — папервейт-глаза Jumeau с невероятной детализацией радужки. Обратите внимание на розовые тени — это признак ранней французской куклы.

Глаза в голову крепятся с помощью гипса. Гипс должен быть не поврежден, механизм цел, воск не подкрашен, глаза без трещин и склеек, а если глаза спящие — воск персикового цвета должен присутствовать в виде век. Качественная реставрация и замена глаз имеет право быть, но должна быть упомянута грамотным продавцом в описании. Но если круглые глаза, которым полагается быть спящими, залиты гипcом стационарно — это грубый ремонт, и за него должны сделать скидку.Полностью оригинальный «спящий» глазной механизм встретить сложно, это самая легкоповреждаемая часть в кукле. А за столько лет не только воды утекло, но и стекла побилось…
Если на лбу немецкой куклы под париком есть маркировка в виде выдавленной буквы W (нем. — «wimpern»), то она обязана иметь ресницы. Если их нет, а маркировка есть, то глаза были заменены, или же ресницы утрачены, а воск на глазах перекрашен. Но однако, кукла может иметь ресницы и не иметь маркировку, это зависит от фирмы-производителя, как правило, такую маркировку ставили Kämmer & Reinhardt.


6. Роспись лица — один из важных моментов, ведь она и дает нам зацепку на кукле — выражение, look, привлекательность. Оригинальную роспись смыть невозможно — она закреплена обжигом, поэтому если иимеет место перерисовка, то она должна быть видна на просвет фонариком — дополнительный слой краски задержит свет. Если часть лица имеет другой тон, надо быть внимательнее, возможно, под этим скрывается реставрация битой части.

Разницу между французским и немецким типами росписи тоже можно уловить, пообщавшись с достаточными количеством фотографий и оригиналов. Французские брови — притча во языцех, широкие, размашистые, прорисованные дугами низко над глазами, но эмоциональной нагрузки не несут. Немецкие более приближены к реальности, и дают лицу определенное выражение. После вливания Jumeau в SFBJ в 1899 году знаменитые брови укоротились, да и качество продукции начало ухудшаться. Их известная отливка 1907, сделанная еще по старому молду Жюмо, все равно уже отличается от предшественника более бедной и грубой росписью. Поэтому не стоит путать настоящую куклу Tete Jumeau периода до 1899 года с Tete Jumeau 1907 — это две большие разницы, и цена должна быть соответствующая.

В принципе, можно понять тех, кто покупает раздолбанную куклу исключительно из-за ее личика. И правильно. Все можно заменить на аутентичное в лучшем состоянии, если хорошенько порыться в интернете, а вот лицо — это для куклы все!


7. Туловище.Важная составляющая цены куклы — оригинальное туловище. То есть оно должно подходить как минимум по типу куклы, как максимум — быть того же производителя, но абсолютный максимум — данное при рождении тело — определить сложно, если только вы не видели именно такую же модель в книге.Так, на теле младенца — с кривыми, согнутыми в коленях и локтях ручками и ножками — не должно быть головы от куклы-ребенка, голова куклы-дамы не должна иметь толстоватое тело ребенка, голова ребенка не может иметь тело куклы-дамы с тонкой талией типа «песочные часы» и явной взрослой грудью.

Харáктерные головы кукол-детей возраста двух лет бывают на телах типа «тоддлер» (см. фото) — пузатый корпус, руки могут быть целые, но согнутые в локтях, или же обычные с локтевыми шарнирами, ноги в коленях либо целые прямые, либо тоже с шарнирами, но главный признак тоддлера — сидя кукла разворачивает ноги не как обычные — прямо вперед, а под широким углом в стороны, как обычные старые отечественные куклы. Французская кукла периода до SFBJ должна быть на французском деревянно-композитном тяжелом теле — довольно выпуклый таз и живот, более толстые руки в предплечье, отсутствуют отдельные круглые шарниры на коленях, стоя кукла имеет красивые спереди ноги, виден лишь разрез на коленях.

Кроме того, надо знать особенности некоторых производителей. Так фирма Heinrich Handwerck славилась своими качественными, сделанными исключительно из дерева туловищами (кроме кистей рук — они из композита), на них сзади ставился красный штамп «Heinrich Handwerck Germany». Хенрих Хандверк умер в 1902 году, и его производство вместе с правом сотрудничать с фирмой Simon & Halbig купила фирма Kämmer & Reinhardt, и продолжила выпуск кукол с маркировкой HH SH, но с безномерным молдом, поэтому эти факты тоже надо сопоставлять. То есть, прижизненная кукла Хандверк с номером молда гарантированно сделана до 1902 года включительно и должна быть на деревянном проштампованном туловище. Некоторые реставраторы, перекрашивая его, оставляют место со штампом. И соответственно, безномерная кукла с маркировкой K&R SH (Кэммер и Райнхардт, голова — Зимон и Хальбиг) никак не может быть до 1902 года.
Фирма Kestner делала туловища в основном из папье-маше, руки и ноги — из дерева. Цвет должен быть охристый золотистый, лак блестящий, сзади — красный штамп Germany или цифры, или то и другое сразу(фото слева). А на кожаных туловищах ставился штамп-наклейка, изображающая корону.


Если шарнирная кукла имеет тело типа «флаппер» — с коленными шарнирами выше непосредственно колен (фото справа), то есть имеющее красивые цельные колени для ношения укороченных нарядов — то это означает, что кукла как минимум конца 1910-начала 1920 гг., когда появился собственно тип флаппер и не может быть заявлена более ранней.


Оригинальную раннюю перетяжку — пружинную — вы по понятным причинам не встретите. Оригинальная резиновая обычно рассыхается до состояния ломкости. Так что современная резиновая перетяжка — совершенно нормальное явление, главное, чтобы кукла хорошо держала позу. Если ручки-ножки болтаются, не беда, можно перетянуть самостоятельно или обратиться к специалисту.

А вот покраска должна быть оригинальная. Старое, потертое туловище с сохранившимися красной прорисовкой ногтей на руках и ногах гораздо привлекательнее для коллекционеров, чем покрытое новой розовой краской и утратившее свой вековой шарм и вместе с ним часть стоимости. В этих царапинах и потертостях — вся кукольная история, столетняя жизнь, ее любили, ею играли дети. И перекраска куклы ее убивает, перечеркивает все, ради чего вы ее и покупаете. Кажется странным то, что люди, специально разыскивая антикварную куклу, хотят, чтобы она выглядела, как новая — меняют потрепанный парик на современный, закрашивают дефекты. И в то же время мастера реплик изо всех сил стараются придать своей новой кукле именно старинный вид — пачкают и рвут одежду, делают тело обшарпанным, то есть все то, от чего другие пытаются избавиться. Хотите, чтобы кукла выглядела, как новая — антики не для вас.

Если реставратор собирается полностью перекрасить куклу после мелкого ремонта — бегите от него. Тело может иметь следы реставрации, если она сделана профессионально и аккуратно с целью сохранить куклу, а не приукрасить ее — это не влияет на цену, и наоборот, некачественная и грубая реставрация, равно как ее отсутствие при острой в ней необходимости достаточно ощутимо могут повлиять на цену куклы. Как правило, сильно травмированы куклы с эконом-телами из папье-маше — оно не выдерживает влияние влаги, игровую нагрузку и стирается в местах контакта с шарнирами и посадки шеи. Если части тела были заменены, они должны быть соответствующего цвета, стиля и размера.

7. Парик и затылок. Парик должен быть из натуральных материалов — волосы или мохер.


Старинный парик видно сразу. Часто он собран вручную, и никогда не имеет резинки по диаметру. Оригинальность парика можно проверить лишь пролистав изрядное количество книг с фотографиями кукол этого производителя. Никакой синтетики! Соответствие стиля прически типу куклы тоже имеет значение. Типичный немецкий кудрявый парик с бантиком сбоку смотрится странно на французской кукле, которой полагается парик с длинными локонами и челкой. Парик для куклы-леди из длинных волос, собранный в высокую, закрепленную шпильками и сеточкой прическу или пучок, глупо смотрится на кукле-девочке.

Затылок должен быть или из папье-маше (часто с дыркой посередине, туда убирались кончики тресов с затылка, если парик с челкой), или пробковый (как правило, французские куклы). Затылок на куклах Кестнер примазывался к бортику головы гипсом, это тоже важно знать. Никакого пенопласта!


8. Костюм.

Кукла, имеющая оригинальный и в хорошем состоянии наряд, повышается в цене на 30-50%. Особо ценны старинные туфли — они часто теряются и довольно редки. По цене оригинальных туфель или наряда фирмы Jumeau вполне можно купить целую куклу Simon & Halbig или Kestner.
Но оригинальный наряд может быть в плачевном состоянии, как правило это касается шелка и шерсти. Шелк истончается и от неправильного хранения тлеет, разваливаясь на глазах, а шерсть часто бывает изъедена молью, что некрасиво выглядит. Поэтому не стоит переплачивать за оригинальный, но сильно порченный костюм, лучше остановить выбор на кукле в костюме того же периода, сшитого хозяйкой куклы, или современного (или винтажного), сшитого по моде того времени из старинных тканей и кружев.
Белье часто сохраняется оригинальное, но тем не менее проверьте, нет ли там полиэстра, синтетических кружев или кошмара коллекционера — старинных кружев, нашитых на синтетическую ткань. В принципе, все это можно отпороть и перешить…
Что делать с костюмом — решать вам. Конечно же, предпочтительнее, чтобы ничего в кукле не приходилось переделывать, хотя туфли все же приходится искать отдельно, у половины кукол они современные. Некоторые же любят процесс шитья аутентичной одежды, и поэтому покупают кукол без нее.

Соответствие костюма году рождения куклы — важный момент. Классическая кукла-bebe или child 1900 годов не может носить короткое платье для флаппера, равно как и платье для леди, утянутое в талии и с кринолином. Тогда в моде была заниженная талия с бантом сбоку или сзади. Богатый костюм от французских bebe также стоит, как среднестатистическая немецкая кукла и никак ей не подходит, равно как и наоборот. Немецкие производители тем и взяли французский рынок, что дали народу более доступные куклы, одевая их красиво, но более сдержанно и, соответственно, более дешево. Французская или немецкая модная кукла не может быть одета в простецкое платье от china-head, хотя и те, и другие имеют четкие талии и схожий силуэт.



Стирка костюма — отдельный вопрос. Некоторые любят, чтобы пятна и пыль присутствовали на одежде, это дает ощущение старины и ценности куклы. Другие тоже ценят эти ощущения, но все же и здоровье свое ценят, поэтому то, что можно постирать без вреда для внешнего вида, стирают, как правило это только хлопок. В конце концов, когда она продавалась сто лет назад, она была чистая.

9. Общее впечатление. Конечно, если кукла запала в душу, можно закрыть глаза на многое вышенаписанное, это ваши деньги, ваши ощущения. Тут важно определиться, для чего вы это делаете — начинаете коллекцию, хотите вложить средства в антиквариат, хотите, чтобы у вас это тоже было, хотите украсить свой дом, хотите… да ничего не хотите, вы влюблены в нее по уши!
Первые два случая требуют внимательного отношения к предмету, иначе это выброшенные деньги. То есть предполагается, что вы когда-нибудь куклу продадите. Третий и четвертый — все же пограничные состояния между первыми и последним, будьте внимательны, но по мелочи требования можно снизить. Тут важно, чтобы было не стыдно и себе посмотреть, и людям показать.
Последний же случай… Влюбленное ухо к учению глухо, так что — вперед к любимой!


На этом остановимся пока. Во второй части расскажу о правилах для пользователя антикварной куклой. Спасибо всем за внимание.


Купить антикварные куклы можно в шопике



Комментарии (28)

Полезная статья, спасибо.
  • avatar
  • iner
  • +2
Очень интересно было прочитать, спасибо.
Очень познавательно, спасибо! Я тоже засматриваюсь на антикварок)))
Огромнейшее спасибо!
Огромное спасибо! Хоть я и не являюсь коллекционером, но старинные куклы мне очень нравятся. Вдруг, когда- нибудь пригодится ваша публикация))))
Мне кажется это самая полезная статья на Бейбиках, Вы это сами написали, или скопировали? В любом случае, очень интересно и познавательно! Спасибо!
ООО, только увидела, что из Интернета, спасибо, что систематизировали информацию:))
Скажите честно-кто, если он мечтает об антик.кукле-будет покупать сначала справочник(который зачастую стоит дороже самой куклы), чтобы сверяться с ним по поводу всяких нюансов? Статья, возможно кому-то и поможет.Но прочитать и запомнить и потом применить это на практике-совершенно разные вещи.Некоторые, получая свою первую куклу-просто бывают в шоке от ее вида, цвета, запаха-это очень любят на ебей-продать " как есть".И то, что пишут здесь-нельзя стирать парики-полная чепуха, я не знаю пока ни одной женщины, поселившей у себя в квартире существо с мышиным гнездом на голове)))
В любом случае-покупка антикварной куклы-задача не из легких даже для меня, человека разбирающегося уже в некоторых нюансах, не говоря уже о том, кто их еще и в глаза в реале не видывал и в руках никогда не держал.
Кстати, Хандверковские тела бывают не только с красной печатью)
Желаю всем счастливых покупок! Лучше всего-найти того, с кем можно посоветоваться
А у меня есть справочник, но до сих пор нет антикварочки. Я и хочу и не хочу одновременно. Хочу, потому что интересно, этот мир мною не изведан, а не хочу, потому что одной точно не обойдется.
Катерина, как я Вас понимаю…
Мария, покупка такой куклы-это не просто трудная задача, но и риск, если покупаешь не «из рук в руки», руководствуясь только желанием обладать и не разбираясь в теме. Для Вас эта статья-набор банальностей, но для тех, кто только-только увлекся антикварными куклами все-таки полезная информация. Разумеется, лучше консультироваться со знающими людьми, но минимальное представление об антике иметь неплохо, по-моему. Меня как раз и удерживает от покупки, что можно оказаться в шоке от вида, цвета, запаха и непонимания что с этим делать. Спасибо за Ваше мнение.
Спасибо за интересный рассказ! Многое взяла для себя.Да! При выборе куклы многое нужно знать!
Замечательный топик, спасибо! Перехожу ко второй части :)
С огромным удовольствием прочитала все от первого до последнего слова. Очень полезный и познавательный топик, лично мне он очень приходиться в выборе антикварочки своей мечты. А те, кто написал: посоветуйтесь со знающими людьми, я отвечу так, на своем личном опыте, сколько я раз ни обращалась при выборе куклы, по цене или по сбору иныормации, никто мне не помог. Это настолько редко на бейбиках, что такие пустые советы давать это как-то странно, заведомо не желая помогать.
никто мне не помог? По-моему ты не у тех спрашивала)) Ыра ты ко мне заходи)
Топик познавательный, только хочу добавить, что трещины на голове куклы, если не являются косметическим дефектом, то не страшны вообще, не может трещина поползти дальше, даже если просто с той стороны, с внутренней, замазать той же зпоксидкой, если на лице, на видном месте, конечно не брать, это как шрам, портит впечатление, а если на виске, на затылке, на шее-фигня, проверено временем и мною.
Светлана, большое спасибо за топик! И за желание делиться информацией!
Спасибо за статью!
Спасибо за познавательный топик, очень пригодится, все понятно и компактно! И вижу, что проблемы при выборе антикварки у всех одни и те же, поэтому уже не так страшно, все решаемо.
Жанна, рада, что топик полезен. Спасибо за внимание.
Благодарю за топик. Для меня, человека нового в этой области, очень познавательно. Коллекционером я точно не стану, но для души пару-тройку кукол иметь хочу.)) Приедет моя первая девочка через неделю, вот всё, Вами сказанное, к ней и применю.)))
Татьяна, спасибо за визит. А какую куколку ждете, если не секрет? Напишите потом, пожалуйста о своих ощущениях, можно в личку. Я вот все облизываюсь, но никак не решусь. Как и Вы мечтаю о паре-тройке для души.
Большое спасибо. Дай Вам Бог здоровья и всех благ. Это очень серьезный вопрос. Я сама коллекционирую кукол антикварных. Вот я тоже недавно купила куклу 75 тыс. Сделала экспертизу. Оценили в 100 тыс. И все характеристики хорошие. Эксперт два дня возился. Сама я не умею такие вещи проверять. Подробно изучаю Ваш топик, распечатала и буду тихонько «повторять» на работе.С ув. Катя
Екатерина, спасибо за визит и пожелания, за рассказ о своей истории. Но моя заслуга в освещении коллекционирования антикварных кукол ничтожна, весь этот полезный материал взят из интернета. ЗдОрово, что Ваша вновь приобретенная куколка оказалась настолько ценной, приятный бонус к вожделенной покупке!
Спасибо! Прочла с большим удовольствием. Познавательно и полезно оооочень. А еще согласна с теми, кто считает, что на бебиках достаточно компетентных в данном вопросе и очень доброжелательных и отзывчивых людей, готовых помочь по многим вопросам, в том числе и в вопросе выбора куклы. На тот случай, если девочки прочтут мой опус, Маргариточка, Танечка, Леночка- большое спасибо за ту помощь, что Вы мне оказали в свое время. С уважением, Валентина.
Спасибо большое! Вы, умница. Вот о таких важных, познавательных вещах нужно писать. Я давно люблю этих кукол, все отрыточки собирала, а в своей глухомани ни одной куколки не видела. Увидела только на выставке, очень понравились.Мечтаю о своей первой кукле, но боюсь даже пытаться, потому что ничего не знаю.Благодаря Вам я хоть немного поняла как устроена кукла. Спасибо за помощью.Теперь я знаю, какая она особенная — антикварная кукла. С уважением, Людмила.
Людмила, рада, что топик оказался полезным. Я тоже очень долго не решалась приобрести антикварочку, а сейчас у нас живут три куколки и они невероятные! Желаю Вам исполнения мечты!
Почему вы стесняетесь ставить ссылки на источники? Это так же просто, те же кнопки ctrl+c и ctrl+v.