Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Публикации
Авторские игрушки и куклы своими руками
Традиционная народная кукла своими руками - текстильная, тряпичная и обереги
Образ этой девочки я задумала давно. Такой могла бы стать моя первая Кругозоровская Нина, не стань она Золушкой. Но для той куклы Нины образ Золушки передолил. И как только я окончила работу над первой Ниной, сразу стала искать кандидатку на роль Снегурочки, и она вскоре нашлась в шопике у моей подруги Ирины (Talichanka).
Кукла в русском народном костюме.
Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, — глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно — поэтому я и назвала её так.
И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.
Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…
Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.
«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма...» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)
Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.
Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну — «Лён — спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание — это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.
Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, — род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.
Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»
Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.
Девушка древлянка.
Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.
Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.
Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII—VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII—XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.
Вот на этой фотографии кукла в поршнях.
ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) —обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII—XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
— кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу — так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…
Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.
Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…
Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: — «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…
По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.
Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский — повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.
Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.
Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.
Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.
А ещё она учится ткать на ткацком станке.
И вышивать крестиком.
Вот какая хозяюшка.
Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!
Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, — Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)
Кукла в русском народном костюме.
Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, — глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно — поэтому я и назвала её так.
И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.
Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…
Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.
«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма...» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)
Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.
Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну — «Лён — спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание — это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.
Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, — род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.
Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»
Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.
Девушка древлянка.
Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.
Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.
Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII—VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII—XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.
Вот на этой фотографии кукла в поршнях.
ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) —обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII—XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
— кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу — так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…
Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.
Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…
Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: — «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…
По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.
Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский — повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.
Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.
Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.
Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.
А ещё она учится ткать на ткацком станке.
И вышивать крестиком.
Вот какая хозяюшка.
Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!
Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, — Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)
Обсуждение (62)
Твоя Снегурочка получилась самой настоящей, как на тех картинках. А уж ты то какая красавица в своём костюме — ты его то же сама сшила?
Фото у станка и с прялкой меня очень тронули. Я выросла в посёлке, у нас то же был станок, занимал весь зал. Он был отполирован тканями, нитями и руками. Натуральное дерево, без лака и краски, а как блестели все эти деревянные детали! И он как то необыкновенно пах! И прялка у нас была, бабушка пряла шерсть и пух, скота был полный двор и козы, и овцы, и кролики, так что пуху и шерсти было полно, вязать носки и варежки было из чего. Прялку мама сохранила и веретена то же. Бабушка учила меня прясть, но это сей час без надобности — скота не держим, да и в магазине пряжу полно.
Светочка, как же ты постаралась при лечении Ниночки! Даже игла была — ужас! Но ты же знаешь, что куклы всегда сами мне на дороге попадаются, они знают к кому идти — если я не вылечу, так найду того, кто сможет вылечить и нарядить. В шопике выставляю кукол, а мне пишут — утиль! Выкиньте в помойку! Вот что за люди?! Кукла для того и создана, что бы жить и радовать своим присутствием!
Спасибо тебе, за интересный топик, чудесные фото, за излечение многострадальной Ниночки!
Что б не быть голословной, посылаю тебе фото папиной книги.
Вот такая красивая обложка
с подписью автора.
в книге использовани фотографии из семейного архива, мама бережно хранит то, что бабушка собирала. Ведь раньше фотография — это было целое событие!
страничка про обработку льна.
Снегурочка восхитительна! Костюм — великолепен. Всё продумано, выверено и потрясающе аккуратно выполнено. Браво!!!
Буду хранить в избранном и перечитывать.
Поражают образы своей исторической точностью и красотой.
Вы куклам дали вторую полноценную жизнь, однозначно лучше прежней!
Спасибо большое за просвещение, читаю и рассматриваю всё с невероятным удовольствием!!!
Вернее сказать — как моя)) И глазки карие, и волосы русые))
Замечательная Снегурочка! Костюм очень интересный, такой русский-народный!
А мою девочку, теперь буду у Вас подсматривать, если можно)))
Было ей 30 лет, мне ее дядя на 1 год подарил, хотела я ей волосы новые прошить, сняла черепушку, приготовила канеколон из парика, но прошить оказалось не просто((. Пока искала подходящий инструмент — пакет с головой, выбросили, неслучайно(я это позже узнала).
Стала искать донора, даже нашла новую часть головы с родными волосами, хотела покупать — узнала что кукла была на даче и ее там давно нет. Вот такая печальная история
Светочка, прими мои восхищения в свой адрес! Я тобой восхищена! в тебе столько добра, таланта и интеллекта! Таких людей, как ты поискать еще надо! Что ни топик, то настоящее сокровище!
Спасибо огромное за все образы, которые ты нам даришь… это природный талант! Я восхищена образом Золушки. И до сих пор у меня мечта нарядить одну из своих кукол в Золушку. Я люблю эту героиню из сказки. А Снегурочка — это шедевр! Настоящая Снегурочка! НАСТОЯЩАЯ! РУССКАЯ!
СПАСИБО ТЕБЕ! СПАСИБО!
Куколке ОЧЕНЬ повезло обрести такую МАМУ…
Но знаешь, наверное, самое главное что хочу сказать, когда я прочла сегодняшний топик, мне невероятно захотелось увидеть и примерить такой костюм, захотелось оказаться рядом с тобой и увидеть Снегурочку, Золушку, ткацкий станок, много книг, послушать тишину леса, выпить чаю из старинного самовара на дровах и чтоб обязательно с шишками. Иногда так хочется остановиться и просто помечтать… Эх, ну почему ты так далеко от меня живешь?
Спасибо!
Спасибо за шикарный топик!
СПАСИБО!!!
Светлана, Вы и Ваша Снегурочка, такие красивые и самые настоящие, из сказки! Спасибо Вам большое за такую большую работу, за кукол и за то, что делитесь с нами волшебством!