author-avatar
Наташа Бабенко

Бабенко Наташа Эх, Ежкина жизь

Доброго дня, всем хорошим людям! Дорогие мальчики и девочки)))(… про сказку же ))).Долго собиралась показать вам свои новые работы. Добровольно -самостоятельно ) освоила лепку, и вот Тролли и Ежки завладели моим разумом !))покажу несколько авторских кукол, очень хочется поднять вам настроение!ну и куда же без избы!!))так… жили -были…
Я старая, больная Бабка Ежка.
Живу в избушке многие века.
Да в детских сказках я шалю немножко.
Ну в общем братцы, полная тоска.

В былые времена меня боялись.
Когда летала в ступе, на метле.
А домовые, лешие и ведьмы,
Всегда покорно подчинялись мне.

А нынче все ужасно поменялось.
Людей теперь ни чем не напугать.
Я от тоски буквально погибаю.
Вот так на сайт решила забежать.

А тут для шемьмы, полное раздолье.
Назваться можно феей, ангелком.
Сума сводить по клаве пальцем щелкав.
И соблазнять и клясться… а потом…

В лес затащить, запудрив крепко мОзги.
По краю пропасти не много поводить.
Попотчевать крапивой и солодкой.
Иль просто так в болоте утопить !)))
Я очень рада, если вы улыбнулись.А для любознательных девочек и мальчиков-экскурс в историю —
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства – гостя полагается сначала накормить, а лишь затем расспрашивать. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
Точнее, для Бабы-в-яге, поскольку ягой среди северных народов называется меховая «доха». Н.А. Абрамов и В.И. Даль так объясняют значение слова яга: «одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные – фланель.

Есть предположение, что „проблемы“ Бабы Яги с ногами (помните ее прозвище: Баба Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: »… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1) Яга — воительница.
2) Яга — похитительница.
3) Яга — дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга — советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью); б) Яга — повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем); в) Яга — покровительница (взявшая героя под свою опеку); г) Яга — дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).
4) Яга — прародительница.
Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.
Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.
Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: «Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать». Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.
Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть «русским духом, русской коской». Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.

Яга — дарительница или Яга — советчица — это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.
Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области.
И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.
ну а тем кто дочитал лекцию до конца-" 5"!)))
  • Ермилова Елена

    Ямогу: Меня зовут Елена. Мое творчество — создание кукол.

  • Elena_Rybtsova

    Ямогу: Создаю кукол из кусочка шерсти, в технике сухое валяние.Мои куклы могут быть большими и маленькими, но они точно не оставять Вас равнодушными. И глядя на них Вы захотите им улыбнуться в ответ.

Обсуждение (20)

Какие симпатичные бабушки Ёжки! Ооочень колоритные старушки и «квартирка» такая, со вкусом! СУПЕРСКИЕ, одним словом!!!:))
Спасибо, огромное, девушка с именем из сказки!!!
Спасибо большое за интересную информацию, про Ягу) А Ваши Бабки Ёжки красотулечки. Это они наверно пели песню в мультфильме «Летучий корабль»
Спасибо, Леночка! да, это точно они, думаю -кто по ночам орет частушки !)))
Стильные бабуси! А рассказ о Яге -просто нет слов!
  • zaborea
Вам тогда, милая Леночка 5+, как прилежной ученице, дочитавшей такой длинный рассказ до конца !))
Наташенька спасибо за мою бабку ежку, она получилась на славу.Я летом пока валялась по больницам, прочитала много книг, фантаста Беляева.Мне они очень понравились.Там сказка переплетается с быльюИ вот один милиционер попадает в царство царя гороха.Поселился он у бабы яги и вот эта бабка ежка, такая добрая и заботливая мне ее и напомнила.Она была экспертом у нашего милиционера, кормила и обстировала его, летала в ступе с ним на задание.Мне она так запала в душу, что я полюбила ее всей душой и захотела поселить у себя.Наташенька она чудо и восторг, огромное тебе спасибо за нее.Всего тебе доброго и творческих успехов.
Ларочка, да для тебя творить одно удоволствие! хоршим людям куплями рождаются быстро и легко, на одном дыхании! пусть и наша Ягуся будет тебе помощницей!!! обнимаю тебя! спасибо за дружбу!!!
Какие бабулечки-красотулечки! Веселые, замечательные старушки! Я бы у себя такую поселила! История про ежек очень интересная.
Огромное спасибо, Региночка!!! рада, что была вам полезной! всегда к вашим услугам!
Великолепная работа! Грибочки-Мухоморчики, просто потрясающе красивы! Ну, и старушенция обворожительная, мордяха добрючая! Ей бы, в рекламе «Домик в деревне»сниматься!
  • sharon
Марина, спасибо большое вам за отзыв!!! а мы побежали искать продюсера для рекламы !)))
Очень симпатичные бабуси, озорные, весёлые!
Леночка, спасибо!!!
Прикольные такие!
А мне первое фото понравилось: две такие озорные, большеглазые красотки, словно сговариваются о чём… Прям одно лицо (выражение, характер, очарование) — не зря многие утверждают, что Результат работы — это Душа Автора!
Но, как ни странно, на первом фото Бабусечка улыбается, взор с прищуром лукавым, а на втором (где нет родной души) уже с грустью в глазах, а на третьем фото — даже слезинка блестит…
Мне синеглазая Кокетка понравилась очень — глазища молодые-молодые, губки бантиком, маникюрчик — прям бабулечка-красотулечка вся такая!!!
  • AlenS
Аленушка, спасибо вам большое за такой тёплый отзыв! в каждой из нас живёт маленькая ведьмочка !!)))
скорее — Ёжка! Во мне порою сто таких просыпается!
Очень колоритные Бабулечки :)
Есть ещё такая интерпретация имени Яга — Йога )) Баба Йога) йога — это связь (изначальное значение слова).
Ну а связывает бабушка именно с этим запредельным, «параллельным» миром)
Спасибо большое за познавательный комментарий, Анечка!
Ягуси колоритные! За лекцию спасибо! Очень интересно. Успехов в творчестве!