Бабенко Наташа Эх, Ежкина жизь
Доброго дня, всем хорошим людям! Дорогие мальчики и девочки)))(… про сказку же ))).Долго собиралась показать вам свои новые работы. Добровольно -самостоятельно ) освоила лепку, и вот Тролли и Ежки завладели моим разумом !))покажу несколько авторских кукол, очень хочется поднять вам настроение!ну и куда же без избы!!))так… жили -были…
Я старая, больная Бабка Ежка.
Живу в избушке многие века.
Да в детских сказках я шалю немножко.
Ну в общем братцы, полная тоска.
В былые времена меня боялись.
Когда летала в ступе, на метле.
А домовые, лешие и ведьмы,
Всегда покорно подчинялись мне.
А нынче все ужасно поменялось.
Людей теперь ни чем не напугать.
Я от тоски буквально погибаю.
Вот так на сайт решила забежать.
А тут для шемьмы, полное раздолье.
Назваться можно феей, ангелком.
Сума сводить по клаве пальцем щелкав.
И соблазнять и клясться… а потом…
В лес затащить, запудрив крепко мОзги.
По краю пропасти не много поводить.
Попотчевать крапивой и солодкой.
Иль просто так в болоте утопить !)))
Я очень рада, если вы улыбнулись.А для любознательных девочек и мальчиков-экскурс в историю —
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства – гостя полагается сначала накормить, а лишь затем расспрашивать. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
Точнее, для Бабы-в-яге, поскольку ягой среди северных народов называется меховая «доха». Н.А. Абрамов и В.И. Даль так объясняют значение слова яга: «одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные – фланель.
Есть предположение, что „проблемы“ Бабы Яги с ногами (помните ее прозвище: Баба Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: »… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1) Яга — воительница.
2) Яга — похитительница.
3) Яга — дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга — советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью); б) Яга — повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем); в) Яга — покровительница (взявшая героя под свою опеку); г) Яга — дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).
4) Яга — прародительница.
Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.
Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.
Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: «Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать». Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.
Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть «русским духом, русской коской». Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.
Яга — дарительница или Яга — советчица — это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.
Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области.
И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.
ну а тем кто дочитал лекцию до конца-" 5"!)))
Я старая, больная Бабка Ежка.
Живу в избушке многие века.
Да в детских сказках я шалю немножко.
Ну в общем братцы, полная тоска.
В былые времена меня боялись.
Когда летала в ступе, на метле.
А домовые, лешие и ведьмы,
Всегда покорно подчинялись мне.
А нынче все ужасно поменялось.
Людей теперь ни чем не напугать.
Я от тоски буквально погибаю.
Вот так на сайт решила забежать.
А тут для шемьмы, полное раздолье.
Назваться можно феей, ангелком.
Сума сводить по клаве пальцем щелкав.
И соблазнять и клясться… а потом…
В лес затащить, запудрив крепко мОзги.
По краю пропасти не много поводить.
Попотчевать крапивой и солодкой.
Иль просто так в болоте утопить !)))
Я очень рада, если вы улыбнулись.А для любознательных девочек и мальчиков-экскурс в историю —
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства – гостя полагается сначала накормить, а лишь затем расспрашивать. Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
Точнее, для Бабы-в-яге, поскольку ягой среди северных народов называется меховая «доха». Н.А. Абрамов и В.И. Даль так объясняют значение слова яга: «одежда наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется шерстью наружу. Некоторые под нее подкладывают беличий или песцовый мех, а иные – фланель.
Есть предположение, что „проблемы“ Бабы Яги с ногами (помните ее прозвище: Баба Яга – костяная нога), связаны с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Поэтому ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: »… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1) Яга — воительница.
2) Яга — похитительница.
3) Яга — дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а) Яга — советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью); б) Яга — повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем); в) Яга — покровительница (взявшая героя под свою опеку); г) Яга — дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).
4) Яга — прародительница.
Нас в первую очередь интересует наиболее истинная Баба Яга, а именно Яга–дарительница. Именно она, по нашему мнению, проживала и проживает на Севере.
Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще и парит героя в бане.
Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: «Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать». Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.
Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть «русским духом, русской коской». Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.
Яга — дарительница или Яга — советчица — это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.
Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в наших поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области.
И обратите внимание, что на самом–то деле она никого так и не погубила из героев. Даже история с помещением гостя в печь – это не более чем старинный знахарский метод лечения припеканием. Баба Яга – это педагог, помогающий подрастающему поколению пройти обряд инициации. Она, будучи богиней, на самом–то деле вечно молода, но может принимать любой и даже страшный облик, облик злой старухи. Но это зависит от того, кто ее посещает и с какими целями.
ну а тем кто дочитал лекцию до конца-" 5"!)))
Обсуждение (20)
А мне первое фото понравилось: две такие озорные, большеглазые красотки, словно сговариваются о чём… Прям одно лицо (выражение, характер, очарование) — не зря многие утверждают, что Результат работы — это Душа Автора!
Но, как ни странно, на первом фото Бабусечка улыбается, взор с прищуром лукавым, а на втором (где нет родной души) уже с грустью в глазах, а на третьем фото — даже слезинка блестит…
Мне синеглазая Кокетка понравилась очень — глазища молодые-молодые, губки бантиком, маникюрчик — прям бабулечка-красотулечка вся такая!!!
Есть ещё такая интерпретация имени Яга — Йога )) Баба Йога) йога — это связь (изначальное значение слова).
Ну а связывает бабушка именно с этим запредельным, «параллельным» миром)