author-avatar
Елена

Кукла из Керапласта. Защита кукольных деталей от хрупкости

Данная статья скорее пригодится для начинающих кукольников и на заметку всем желающим творить-лепить из полимерной самоотвердевающей глины (пластики, массы, пасты).

У каждого из нас есть свои секретики и наработки. Хоть и черпаем мы все их равноправно из Вселенной, но к кому то идея приходит раньше, к кому то позже. Я совершенно не претендую на первооткрывательство, а вот захотелось мне поделиться, на мой взгляд, полезной информацией.

Я родилась, выросла и долгое время прожила в одном из самых отдаленных прекрасных уголков России — на восточном побережье Камчатки, там, куда только самолетом можно долететь. Соответственно, как и продукты питания, так и товары для творчества не пестрили своим разнообразием и не утешали ценовой политикой, а вторые особо не отличались спросом. И потому приходилось использовать подручные материалы. Сначала это был домашний папье-маше, а потом от удовольствия процесса, разгулявшись, перешла на другие материалы. Но это позже. Вот и добралась до сегодняшних дней. Живу я ныне в г. Санкт-Петербурге, где есть всё. Но лёгких путей мы не ищем, и как все люди творческие, любим экспериментировать.

Работаю я с самоотвердевающей глиной (пластикой) разных марок, нравятся они мне все, у каждой свой «характер», от того ещё более интереснее. Вот таким своеобычным характерным является Керапласт, Альпино и другие массы для лепки. Не стану выделять какую — то глину по превосходству характеристик в работе, скажу так: сколько людей — столько и характеров, на вкус и цвет, как говорится. Но, если сравнивать прочность материалов, то очевидно: Дарви Рок, Эфапласт, конечно же, наиболее прочные пластики нежели, например, Керапласт. А по сему не стоит отказываться от этого экологически чистого душевного материала, а просто стоит лишь найти ему правильное применение или! Подумать, как его укрепить. Скажете, зачем такие хлопоты? Но ведь не все имеют возможность купить дорогие материалы для лепки либо же сама по себе эта глина устраивает и приятна в работе. Кому что больше нравится или кто к чему приспособился. А мы ищем варианты — как нам сделать работу удобнее, приятнее, качественней.

Начиная создавать своих первых авторских кукол, много информации перелистала в интернете, на это ушло большое количество времени. Есть такие тонкости в этом виде творчества, которые не всегда получается додумать самому, или додумать быстро, вот тогда мы обращаемся за помощью в интернет и к мастерам в этом деле. И там, и там я была. Но вопрос с Керапластом остался открытым. Ну вот не используют его, как правило, мастера, он не плох, но хлопотно с ним, хрупкий. И вот спустя время, занимаясь ремонтом в доме, я обнаружила на прилавках строительного гипермаркета такой материал как Жидкое стекло. Он нам подходит. Можно использовать и ПВА строительный, но этот материал(Жидкое стекло) не менее интересен для нас. Почитаем, что заявляет о нем производитель:

А теперь перейдем к практике.

Поскольку Керапласт сам по себе достаточно пластичен и мягок, то добавлять Жидкое стекло в него нет смысла. А вот когда мы начали лепить и продолжаем наращивать формы, вот тогда нам и пригодится Жидкое стекло. 

Здесь на фотографии кукольная ручка на начальном этапе лепки: на пальчики из проволоки я набираю форму полосками бумаги по принципу папье-маше, делаю стяжку хлопковой ниткой, затем накладываю Керапласт. Подсушиваю. Немного шлифую, чтоб убрать грубые неровности. Если есть трещины, нужно замазать шликером из Керапласта.


Теперь покрываю кукольные пальчики (в моём примере) тонким слоем жидкого стекла, разбавленного водой, но чтоб не было подтеков. Если разбавить смесь густо, то при обильном нанесении, стекая, останутся капельки. На тонких деталях это не желательно, затруднит дальнейшую обработку форм. Снова сушим.

На этой фотографии видно, что кукольная ручка имеет глянец. Это результат нанесения состава. Простите за качество фотографий, в тот момент я не планировала опубликовывать материал, а как любой эксперимент — записываю либо снимаю сам процесс.

И снова наращиваю объем пальчиков Керапластом. И так можно делать несколько раз (не обязательно). Верхний слой Керапласта не покрываю Жидким стеклом, дабы не получить эффект глазури и липкость.


Дальше можно продолжать работать как обычно с самоотвердевающими пластиками. Теперь наш предмет искусства защищен от растрескиваний и частично от влаги. Но это вовсе не означает, что мы можем купать куклу в воде и устраивать ей прыжки с проверкой на прочность: относимся также бережно, но хрупкость материала значительно становится меньше.

А вот пример этих готовых ручек:

и еще одна куколка из Керапласта

Обсуждение (9)

Очень понравилась Ваша публикация. Никогда не работала с керопластом, прочитав о его хрупкости и трудностях в проработке мелких деталей. Но после Вашей публикации захотелось попробовать. Это здорово, что Вы экспериментировали и нашли способ увеличить прочность. Получается, что если знать некоторые секреты, то недостатки материала можно перевести в его достоинство, или снизить нежелательные свойства. У меня тоже был период, когда пластики для лепки купить было невозможно. И я работала с полистиролом, из которого сделан пенопласт. Разведя его в растворителе с добавлением воды, получала пластичную массу. Но высыхая, она становилась хрупкой и полупрозрачной. Проблема была решена вмешиванием масляных красок и армированием массы марлей в несколько слоёв. Так непригодный для лепки кукол материал стал неплохой заменой покупным пластикам, тогда ещё не доступным. Вы — новатор. А жидкое стекло — доступная и дешёвая добавка, Думаю, что многие будут благодарны Вам за такую подсказку. Спасибо!)
И я Вас благодарю, что читаете, приятно донести пользу до людей, если во благо — пожалуйста! Всегда рада что либо подсказать, если сама знаю. И с удовольствием приму Ваш опыт, если есть чем поделиться.Меня очень заинтересовал рецепт Ваш с полистиролом. Мне бы даже в голову подобное не пришло, это удивительно — как, из казалось бы непригодного для этих целей материала создать шедевр, какие создаете Вы, браво! А Керапласт можно еще укрепить клеем ПВА. К жидкому стеклу надо тоже приспособиться.
Огромное спасибо за публикацию. Сейчас пробую лепить и как раз из керапласта. И буквально вчера вечером думала-как сделать его прочнее? Не подмешать ли пва или канцелярский клей? Ничено себе чтение мыслей на расстоянии)))я даже испугалась, увидев этот топик))))
На самом деле удивительно приятный материал, мне очень нравится. Поразительно, но он позволяет проработать тонкие детали до 1/3 миллиметра, но когда уже подсох, естественно, с помощью стальных инструментов, кончика скальпеля, иглы. И шлифуется хорошо, я брала шлифовку для ногтей.
Позавчера я сделала головку

Прошу прощения за мой маникюр))) она размером с перепелиное яичко. Теперь дело за ручками и ножками. И хочу, и боюсь, ведь они доожны быть с ноготь на мизинце.
Вы умничка, измудрились вылепить тонкие формы!) И все верно, можно и ПВА подмешать.
Пользуясь случаем, спрошу: чем закреплять покраску лучше всего? Я раскрасила уже, и боюсь потерять результат. Есть ли бюджетные средства для начинающего, для того, кто еще себе не разрешил купить клир? Или на керапласт клир вообще не ляжет? Извиняюсь еще раз, я абсолютный чайник
Самый бюджетный, это пожалуй, лак для волос, им тоже можно закрепить. Я использую лаки-фиксативы, покупаю в магазинах для художников либо в Леонардо. Конечно, профессиональные по назначению средства надежнее.
  • elvovck
Большое спасибо за совет!
Мне понравился керапласт, Кира Кинаш делает кукол своих замечательных, с тонкой проработкой, именно из него, и куколки ее не дешовые совсем, я захотела попробовать, после того, как выписанный японский самозасох, мой любимый, и проверенный на хрупкость, выписанный из Леонардо, пришел несвежий, это была такая подстава, что просто хоть ори, я сьездила в наш тц, купила и горячий, мной ненавистный пластик-на худой конец, и керапласт, и оказалась им довольна, да, он дает трещины, если голову например слепить сразу, но он такой пластичный, что трещины замазываются керапластом, немного чуть его смочив, просто зашпаклевать щели, у меня наискось по лицу треснуло, замазала утром и на батарею, после обеда уже все отлично высохло, я бы его сравнила с артисто формо, а из артисто формо одна мною нелюбимая кукольница с нашего сайта делала даже огромных шарнирных кукол, чего никак нельзя делать, при всех своих замечательных свойствах, имеется хрупкость, но для небольших, и модного сейчас кабинетного размера 30 см,40см, авторских куколок очень годен, я жидкое стекло не использую, но куклу покрываю всю, и текстильное тело тоже акрилом, смешанным из трех акрилов, разных фирм, что дает крепкое покрытие, проверенное мной невольно конечно, так как у меня вечно все летит из рук, при шкурении, при покраске, даже когда клеила волосы, и тогда наваляла голову раза три по полу, так что керапласт имеет единственный недостаток, что его может порвать, и придется подшпаклевать, но после высыхания и грунтовки по своийствам не уступает другим самозасохам, горячие пластики тоже хрупкие, чтобы там не говорили, особенно ужасаюсь, видя шарнирки, но это уже другой разговор.
  • akvam
Да, Керапласт очень приятный материал, и все верно Вы пишите: его можно укрепить себя самим же))т. е. развести до сметанообразного состояния с водой -это называется шликер, и этой массой замазать трещинки. Можно и ПВА укреплять.