Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей


Многие сейчас лепят кукол. Но те зачастую превращаются в существа с отталкивающей внешностью.
Происходит это от незнания возрастных анатомических признаков, характерных для различных возрастных категорий и неумением грамотно стилизовать. Ведь как говорит Елена Кунина, чтобы утрировать пропорции надо их хорошенько изучить. В связи с этим проследим возрастные изменения у человека. Так как недавно было несколько вопросов по анатомии младенцев, личка это скучно и лениво, а для комментария слишком много и лениво, остановлюсь на них поподробней в этом топике.
Безусловно, все люди разные.

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Но лица и тела людей подчиняются определенным пропорциям.
Наш глаз и мозг просчитывает пропорции. Так быстро, что мы с одного взгляда можем сказать кто перед нами, мальчик или девочка, мужчина или женщина, старик или младенец, сколько лет ребенку. Мозг просчитывает расстояние между глазами, надбровными дугами, форму, размер носа, расстояние от носа до подбородка, линию роста волос. Говорят что младенцы одинаковые, не различишь. Если младенец не лысый, то по линии роста волос можно определить кто там у нас, мальчик или девочка:)

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей


Человеческое тело, форма черепа с течением времени очень меняется. Очень. Гляньте:

Разные части тела меняются по разному. Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота головы — только в 2 раза.
Анатомия ребенка сильно отличается от взрослого человека, и чем он младше, тем сильней. Не зря детям нужны отдельные врачи, они же как инопланетяне, другие.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Лепить, ориентируясь на учебники анатомии, где не останавливаются подробней на анатомии ребенка, или книги типа «История одной куклы» Гнесицкой, считаю фатальной ошибкой. Получаем гномиков, эльфов, пикчи, старичков, милых, но странных, домовых и прочую нечисть, но никак не человеческих младенцев.

на уроке анатомии мы все изучали скелет взрослого
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
А вот так выглядит скелет новорожденного. Как инопланетянин, правда?
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
череп взрослого
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
череп ребенка

Пропорции детских лиц определяют по-разному. В зависимости от возраста, хотя для всех возрастов существует ряд общих закономерностей.

Верхняя половина радужных оболочек глаз находится приблизительно посредине между макушкой головы и подбородком или чуть ниже. Для начинающих художников характерна ошибка располагать глаза слишком высоко на рисуемом лице.
Ноздри детского носа находятся чуть выше средней точки между глазами и подбородком.
Нижний край нижней губы находится чуть выше средней точки между ноздрями и подбородком.
Максимальная ширина детской головы (в самом широком ее месте) составляет ширину пяти глаз.
Нос приблизительно равен по ширине промежутку между глазами.
Центральная линия обозначает расположение глаз.
Нижняя линия обозначает местоположение нижнего края лица взрослого человека.
Срединная линия лица. У младенцев проходит по бровям, и ко взрослому возрасту срединная линия проходит через зрачок у мужчин и по верхнему краю глаза у женщин. Кстати глаза у людей совсем не растут, но глазницы при рождении меньше, не говоря уже о черепе. Поэтому малыши такие лупоглазые и большеглазые)
сравнение лицевой части и черепной корбка у ребенка 2-х, 6-ти, 8 и 12 лет.

Как проходит срединная линия:


смотрите как меняется ребенок с возрастом, если смотреть в профиль. Как меняется лицевой угол. Как меняется соотношение черепной коробки и лица. У ребенка профиль характерный S образный. Чем старше, тем более он более прямой. Какой маленький носик и маленькие ушки.
У детей крупная мозговая часть черепа, лицевая часть мало развита, скулы и выступы надбровных дуг еще не видны, лоб, щеки и подбородок имеют округлую, обобщенную форму без каких-либо резких между собой переходов, характерных для более поздних возрастов. Рост лицевой части черепа начинается с восходящей ветви нижней челюсти, что уже значительно изменяет пропорции лицевой части черепа. Это можно легко заметить, понаблюдав годовалого ребенка и сравнив его с шести-, семилетним ребенком. Постепенно увеличиваются и средняя часть лица, скулы и т. д.
По мере развития ребенка младенческого возраста его лицевая масса пропорционально изменяется быстрее, чем черепная масса. Дети достигают пропорций лицевой и черепной массы взрослого человека лишь в раннем подростковом возрасте.

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
По мере развития всего организма в пропорциях черепа происходят существенные изменения, в частности в соотношениях между мозговой частью черепа и лицевой: растет весь череп, т. е. и его мозговая часть и лицевая, но последняя растет интенсивнее и становится по отношению к мозговой части более крупной. Одновременно выявляется более четкий рельеф костных выступов и более заметными делаются очертания мимических и жевательных мышц лица. Но туго натянутая молодая кожа еще сглаживает мышечный рельеф. Последующие изменения внешней формы головы вызываются главным образом за счет работы мышечного аппарата, влияющего на кожный покров, ибо костный остов коробки сохраняется в неизменном виде.
С возрастным увяданием кожного покрова связаны морщины, глубокие складки, довольно резкое обозначение костных выступов и мышечных групп на поверхности лица. С течением времени складки и морщины становятся еще резче, костные выступы превалируют во всем рельефе головы, волосы начинают редеть. Развивающаяся атрофия мышечных тканей и почти полное исчезновение подкожного жирового слоя вызывают одрябление кожи лица и образование большого количества складок на поверхности лица и шеи. В глубокой старости все признаки распада мышечных и кожных тканей выявляются с предельной ясностью. Выпадение зубов сокращает расстояние между подбородком и носом; износившиеся мышцы не в состоянии удержать в напряжении верхние веки и нижнюю челюсть, вследствие чего веки непроизвольно опускаются, а нижняя губа отвисает. Таков примерный ход нормальных возрастных изменений внешней формы головы человека.

Волшебный квадрат: размер рук маленького ребенка. В то время как руки взрослого равны длине от подбородка до линии линии роста волос у мужчин, и от подбородка до бровей у женщин, ручки у малышей маленькие.
А то часто вижу новорожденных ООАКов с от-такенными кулаками, Алеша Попович позавидует.



пропорции лица взрослого — пропорции лица ребенка.


если кто не знает там написано: пополам, пополам и еще раз пополам.













Лепите опираясь не только на анфас, но и постоянно сравнивайте профиль. Пропорции стремятся сместится, утечь на лоб. И тогда вроде, если снимать в анфас, особенно лежа, куколка нормальная, то во всех остальных ракурсах откровенный ахтунг. Ога. Овал, лежащий на земле, кажется кругом. За шеей тоже надо следить. Она не должна крепиться к затылку.


Измеряйте и сравнивайте пропорции во всех направлениях. Измерять удобно распечатав как можно больше ракурсов в нужном масштабе, с помощью циркуля с двумя иголками.





Нет у детей носогубных складок. Нет! Это признак возраста. Как только у вас появляются носогубные складки — скоро на пенсию, внуков няньчить. Даже у полненьких, даже у смеющихся не складки, там впадинки, рельеф плавно перетекающий со щек на губы.


вот это




совершенно не это

часто вижу как у младенцев ООАКов лепят губы совсем как у людей с недоразвитием челюсти, под самым носом с ориентацией вверх либо совсем снося подбородок.
на рисунке — слева недоразвитие верхней челюсти, справа- нижней


недоразвитие нижней челюсти у ребенка

часто пропорциям черепа ООАКов придают вид черепа взрослого, в уменьшеном виде, получая микроцефалию ООАКа


микроцефалия у ребенка

еще один вид аномалии черепа который любят ооакеры:

Кстати. Ушки. Посмотрите верхние фото где, как и под каким углом располагаются уши у ребенка.
Ушки бывают разные.Такие.

такие

такие

и такие

Милашка. На эльфа похож.

главное это тонкий хрящ. Тонкий.

У каждого уши индивидуальны как отпечатки пальцев или рисунок радужки.

но все они построены по одному принципу.
наружная граница, завиток, противозавиток, козелок, мочка, слуховой проход.

Первым делом, говорит DrLutz в своем уроке, я прилепляю кусок заготовки на место будущего уха, обычно на месте уха есть смысл просверлить углубление в голове, для увеличения площади соприкосновения головы и уха, чтобы материал лучше держался. Далее, прикрепляю шарик материала и начинаю формовать нечто почкообразное на месте уха. Затем на заготовке формирую четыре линии: первая линия — наружная граница, вторая — выделяет границы завитка. Третья отграничивает противозавиток. Четвертая — выделяет козелок и создает углубление для вставляния пальца при ковырянии в ухе, называется наружный слуховой проход.
После всего этого, как правило, требуется снова вернуться к внешней границе уха и снова ее перепроверить, поскольку материал имеет свойство расползаться в разные стороны, пока ты работаешь над линиями 2, 3 и 4.

Лепя своей кукле этакий толстый пельмень без уточнения где там завиток и плюя на противозавиток и козелок, получается что у вашей куклы или тяжелая степень отита,



или патология развития




Может некоторым не дают покоя лавры американки Конни Феда из Пенсильвании, которая решила сделать целую линейку кукол с синдромом Дауна, когда дочь Ханна пожаловалась, что у нее нет похожих на себя игрушек? Девочка просмотрела огромный каталог кукол, но не увидела ни одной, которая бы напоминала ее, что сильно огорчило ребенка. Тогда на помощь и пришла мама, оказавшаяся превосходным мастером кукол


или не поэтому?
Надеюсь, хоть кому-то это поможет избегнуть основных ошибок при лепке.
Бонус. Из книги Елены Куниной.





"Cute beasties" Фролова Анжелика

Ямогу: Изготавливаю игрушки в разных техниках их качественных материалов, обучалась по мастер классам у Гуменниковой Светланы и Иванело Ольги.

ArtMary

Ямогу: Мой хобби: авторские куклы, мишки и другие игрушки. На заказ работаю крайне редко, обычно делаю игрушки только по вдохновению. Всем рада!


Комментарии (49)

Спасибо! Очень интересный топик! Конечно я не занимаюсь созданием, росписью и т.д. кукол, но открыла для себя много интересного! ;) Наверное тут будет много разных мнений и эмоций, но такие ликбезы просто необходимы!
да ну!) какие эмоции. вы так говорите будто кто-то может обидится. вот если бы подтвердила примерами, как мне хотелось, с ярмарки мастеров и работами отсюда, тогда да. а так кто увидит, тот воспользуется, кто не захочет увидеть, не воспользуется)
Ооо спасибо огроменное! Именно поэтому я и не леплю, плохо соотношу пропорции. Очень интересно и познавательно! Взяла на заметку!
пожалуйста)
Часто вижу кукол, у которых что-то неправильно, но поскольку создавать реборнов не умею, считала, что это норма.А благодаря Вашему топику поняла, что мои мысли правильные, у реборна все должно быть, как у настоящего малыша.
иногда да, видишь реборна, что-то с ним не так, лезешь в первоисточник, точно, ребенок с синдромом Альгельмана или синдромом Дауна, они тоже копируют настоящего малыша, только не совсем здорового.
Спасибо за классный, информативный топик! Если когда-либо надумаю лепить, обязательно его перечитаю))) а пока утаскиваю в избранное)))
Большое спасибо.!!! Очень интересно.!.. я и раньше увлекалась анатомией, а теперь еще и почерпнула информацию по интерпретации этой области знаний в отношении создания кукол, максимально реалистичных и правдоподобных.
Спасибо за топик !)Очень поучительно! И познавательно !!)Еще раз большое спасибо)
Ой как мне все это знакомо! Вспомнила студенческие годы, когда в медакадемии училась!!! Многие картинки у Вас из учебников для врачей! Спасибо, что напомнили!))))
Огромное спасибо за топик!!! Актуально очень!!)
Учиться, учиться и еще раз учиться! Это еще дедушка Ленин говорил. Очень правильно тему подняли, я считаю. Если душа просит творчества, то пусть оно будет в результате приятно не только создателю :)
Отличный топик, спасибо!!!
Огромное спасибо!
Вам — три «5», нам — три «У»…
Спасибо! Очень спасибо!
классный топик
Класный топик, наберусь наглости и попрошу критики в адрес моей последней малышки ООАК(если можно)Вроде самой нравиться, но может взгляд замылился:)
Живой ребенок получился. Мне тоже нравится. Не, там нечего критиковать или исправлять. Портретная?
Спасибо:) Нет не портретная, это модель для отливки из силикона.
мне тоже очень нравится. все гармонично!
Прелесть)
Ой, ну порадовали!
Татьяна, как всегда в точку ;) Будем ждать от вас с лили, в одном лице, абсолента :D
Классный топик! Очень нужный и важный и для тех, кто берётся лепить, и для тех, кто выбирает потом эти работы для себя. Очень реалистично всё и прямо,«без розочек» поясняется. Ну жалко иногда человека, который делится своим сокровенным- первым, не совсем может удачным, слепленным малышом-голышом. Но получив в топике большой позитивный аванс, он и не думает что-то совершенствовать порой, а продолжает ваять неуклюжиков.Похвалили же! А человеку просто вовремя вот так, грамотно, подсказать и возможно в Шопике появится больше самых гармоничных и пропорциональных крошек на ладошке и других малышей-голышей…
Дирана, спасибо за топик! Актуальнейше)))С удивлением сейчас обнаружила, зайдя на Вашу страницу и открыв Ваши публикации, что все ваши топики у меня в избранном стоят))) По ним можно стать вполне образованным человеком)))Я младшему сыну их подсовываю всё время: такую, как у Вас подачу полезной информации найти где-либо ещё практически невозможно, так что, пусть изучает и конспектирует)))Спасибо Вам огромное, я с таким интересом только разве что Улицкую читаю и Рубину)))
Благодарю за огромную проделанную работу. Сама куколок не леплю, но почитать полезно.

а мне нравятся такие ооак, они наверное немного кукольные, и не совсем соответствуют пропорциям, но такие милые
ну почему не соответствует? очень даже соответствует. пропорции на то и пропорции, что изменяем одну часть изменяется и другая. тут пропорции детского лица не нарушены, поэтому он кажется нам милым малышом полугодовалого возраста, а не старичком с телом младенца с женскими гениталиями
спасибо
Спасибо, за познавательный топик и сравнительный анализ! Сама очень далека от этой темы, но лишняя информация никогда не помешает!
Сама не лепила никогда и вряд ли займусь, но в вашем топике
столько информации причем наглядной.
Иногда смотришь на чужую работу работу, вроде бы все правильно
по отдельности, а кукла не нравится. Теперь можна хотя бы главное
увидеть. Очень-преочень понравился топик! Спасибо.
Очень понравился топик! Я человек далекий от лепки кукол, но прочитала на одном дыхании. Просто было всегда интересно почему одни малыши так милы, а другие как больные или гномики. Спасибо было очень интересно и полезно!
Спасибо за интересный и познавательный топик! Я очень далека от изготовления кукол, но я врач и мне очень приятно было посмотреть. Подача материала прекрасная!
Взяла в избранное, всегда пригодиться, вся выборка дана, спасибо!
Я кукол не изготовляю, но топик очень интересный и познавательный. Спасибо! Однозначно в избранное.
Спасибо большое, очень познавательный топик!
Спасибо за информацию! Очень полезная! Леплю, учусь, не всегда и не все получается. Думаю что одного желания мало, необходим наверное все таки хоть малейший талант. Тогда, приложив усердие и старание, начнет получаться все лучше и лучше.
Спасибо за топик! Забрала к себе, а вдруг и пригодится:)!
Очень познавательно и интересно, а главное-полезно!!! Спасибо, большое!!!
Спасибо за информацию! Я 2 месяца собирала информацию по младенцам и нашла только половину Вашей. Очень пригодиться! Огромное Вам спасибо!!!
я десять лет собирала и здесь даже нет 10-й части. здесь только основные моменты)
Замечательный топик!!!
Спасибо!
Спасибо вам, очень познавательно. Забираю в копилочку.
Радикал убил половину фото.Походу не только у меня. я как могла поправила, кто-нибудь сохранил страницу на компьютер? а то я совершенно не помню какая картинка стояла перед фото, где держат малыша на руке на фоне звездного неба?
Тоже взяла себе в избранное. Здесь можно найти ответы на все вопросы, возникающие при лепке. Согласна со Svetik25, что такие ликбезы просто необходимы!
ну не на все, а только на часть) крохотную часть)
Да, вы правы. Но думаю, что по мере углубления в тему и вопросов появится побольше. А пока я многое нашла здесь для себя. Многое, что пыталась выяснить, вглядываясь в сотни лиц и фотографий, чего пыталась добиться в пластилиновых пробах, здесь разьяснено просто и доходчиво. )Я ещё очень«сырой» кукольник-любитель с небольшим количеством работ. Учиться ещё нужно многому.)Потому и обрадовалась этому материалу в вашем топике)
все это интересно, про то что первый взгляд вычленяет кто перед нами и какого пола, только одно ре могу в связи с этим понять- почему моего сына, одетого исключительно в мальчуковую одежду принимали за девочку, а дочку, вылитую Мерлин Монро в белоснежных кудрях и исключительно в девочковой расцветке одежде и обуви, сейчас принимают за мальчика?
«Лепите опираясь не только на анфас, но и постоянно сравнивайте профиль.» Этого не достаточно. Даже если анфас и в профиль все вроде в порядке, в ракурсах от подбородка вверх и от лба вниз могут быть совершенно невообразимые погрешности. Например, заваленный на одну сторону нос, половина лба и надбровная дуга справа заметно толще/больше, чем слева, скошенный на одну сторону подбородок.

И, как говорил один мой знакомый учитель рисования (но и к лепке это применимо вдвое!) «Рисуя лицо помните, что внутри должен находиться как минимум череп.»
Спасибо за топик, он был в закладках еще до того, как зарегистрировалась)