Попова Наталья

Женщина и три гения...

В моем детском сознании оставила глубокий след картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь». После освоения 3D моделирования у меня возникло страстное желание воплотить этот персонаж в кукле. В общем, скажут все, что образ уже «заезжен». Хотя, если честно, портретного сходства мало выходило… А мне очень хотелось куклу похожую на эту сказочную героиню. В программах 3D графики есть функция «прозрачность холста» и, в общем, смоделировать портрет дело не страшное. Я с азартом принялась за дело. Хорошо моделировать знаменитых современников — в профиль, в анфаз, видео предостаточно. А здесь… полупрофиль… Мне хотелось 100% совпадения контуров и как следствие: портретного сходства. Но, увы, при лепке с перспективой и без перспективы в настройках выходили два разных лица…

То глаза уплывут, то подбородок… а если отключить симметрию и все установить на места — перекореженное лицо… Списав все на особенность мазка Врубеля, я сделала обрисовку картины…

Проблему это не решило от слова «совсем». Параллельно с лепкой я стала читать о художнике и о картине… Стала искать женщину, которая стала прообразом… Ситуацию это не спасло. Современницы художника портретного сходства с царевной имели мало. О чем написали многие биографы художника и исследователи его творчества. В Википедии мною было прочитано много, много до такой степени, что начала болеть голова. Я по датам могла рассказать биографию… На заставке в телефоне стояла Лебедь, каждый раз пронизывая взглядом… Я бросила лепить, осознав собственное бессилие перед талантом этого гения.
Признаюсь, схалтурила… бросила и решила вывести в печать то, что слепилось… В итоге печать не удовлетворила меня пропорциями… Вернее, зациклившись на лице, упустила объем черепа в целом… пришлось долепливать вручную.

Дальше события развиваются стремительно. Котенок, по кличке Басурман (заслужил, комментарии излишни) нагло залез под мой рабочий стол и совершил зло. Я пацифист, люблю животных, но в отношении Басурмана терпение закончилось. Я с твердым намерением провести воспитательно-карательные мероприятия, схватив Басурмана, лезу под стол. Раздается звонок на мобильный… Пытаясь удержать от бегства котенка, я беру телефон со стола, телефон замолкает. Я вижу на заставке Лебедь, пугаюсь этого оценивающего взгляда, отвожу глаза на Басурмана… Становится стыдно, я почему — то вспоминаю маму. А ведь она не позволила бы никогда «натыкать в нос» маленькому неразумному котенку…
— Басурман, тебе не стыдно?
— …
— А ведь надо… натыкать в нос… Это для того, что бы дошло, что такое «хорошо» и что такое «плохо»!
— …
— Нет. Не буду, потому что ты маленький и поэтому до тебя не «доходит», а я большая и до меня не доходит, почему я не могу слепить Царевну Лебедь… Кто бы мне «натыкал в нос»… А может Врубель нам всем «в нос натыкал», а мы не видим?… Главная мысль художника чаще всего на переднем плане… основы композиции… Это же крылья!
Я вспомнила слова мамы:
— Мам, смотри! Михаил Врубель «Царевна Лебедь»…
— Царевна Лебедь? Этот художник с ума не сошел? Ну какая это русская царевна? Ты на нее посмотри — вылитая армянка, ну или гречанка… Вон, на племянницу соседки Татьяны похожа, та своими черными космами быстро грека окрутила! Иди…
Ах, мама, мамочка, ах, как же ты была права!
«Царевна-Лебедь» — дочь Феофано и супруга равноапостольного князя Владимира- Крестителя Руси.
Эта картина стал визитной карточкой творчества художника. Грустный образ героини знаменитой сказки А. С. Пушкина будоражит зрителя не одного поколения. Версий кто стал вдохновляющим прообразом для автора много. Не считаю ни одну из описанных версий близкой к реальности. Гениальность Пушкина вдохновила художника, стечение обстоятельств позволило художнику увидеть в строках поэта реальную историческую личность и донести нам другими художественными средствами то, что не прочли мы в сказке. Художник и поэт, жившие в разное время, но вдохновленные одной женщиной…
Вернемся к сказке. Мне совершенно не хочется пересказывать все научные труды по анализу сказок нашего русского гения. (Причина в том, что религиозная тема не одобрялась в советское время и написав правду исследователь мог просто спровоцировать удаление этого великого произведения из школьной программы). Исследователям постоянно что-то не нравилось, особенно рассматриваемая сказка. Многие вообще указывают на то, что Пушкин просто «плагиатил» сюжеты в западноевропейских сказках. Меня это коробит… Мягко говоря… Образ Царевны (оказывается!) нетипичен для русского фольклора… (приписывают образ супруги Натальи Гончаровой, Врубелю тоже самое )… Белка тоже не нравится с орехами… Кому интересно, могут почитать…
Сюжетная линия и герои вполне сказочные для данного жанра. А по сути, только недалекий умом считает, что сказка у Пушкина — это художественные записки бредней охмелевшей от кваса няньки: «выпьем с горя, где же кружка..». Арина Родионовна была простолюдинкой, носителем народного эпоса, не мог народ забыть женщину достойную, умную. Если рассмотреть художественное описание образа каждого героя и его социальное положение можно обнаружить много совпадений с реальными историческими личностями и событиями. Пушкин точно описывает исторических персонажей, меняет местами только родственные отношения главных героев. Образ Царевны Лебеди у поэта:
За морем царевна есть, (За каким морем? Ясное дело — Черное море, раз там службу несет Дядька Черномор)
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает, — религиозная сторона вопроса династического брака
Месяц под косой блестит, -шитое серебром оплечье византийских царских одежд
А во лбу звезда горит. — еще одно подтверждение принадлежности к царскому роду
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит, — автор указывает на образованность героини
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво“.
В этом сказочном описании образ византийской невесты князя Владимира. Анна — дочь Феофано и сестра византийского императора Василия ||, выданная замуж за князя Владимира. Пушкин пишет все правильно, но меняет лишь родственные отношения. Царь Салтан, меняем «а» на «у» в имени и получаем точный портрет Владимира-язычника с гаремом: «ткачиха, повариха со сватьей бабой Бабарихой». Все чудеса рассказываемые купцами: белка, витязи и царевна — это торговые и военные отношения Древней Руси и Византии. Белка — самый популярный пушной зверь, приносящий экспортом доход в казну в виде золота и драгоценных камней («А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд»). «В чешуе, как жар горя» — византийские воины в доспехах сделанных по принципу «ламеллярная чешуя» и количество воинов — это принцип организации греко-римского войска, который был перенят Византией. Феофано — мать Анны была изгнана из дворца в келью на голый остров Кыналыада, 6-летняя дочь скорее всего последовала за ней. Стоит заметить, что Лебедь после замужества зовется Царевной, хотя в браке состояла с князем! Пушкин, побывав уже в ссылке, не мог писать про царское распутство открытым текстом.
Из известного мультика и сделала вот такой персонажный разбор — для более понятного восприятия сложного сюжета.

А теперь вернемся к художнику. По мнению В. Домитеевой, лучший портрет Врубеля в литературе создал его друг и коллега К. Коровин[161]. Все характерные черты личности художника были им весьма точно схвачены:
Как-то его спросил мой приятель Павел Тучков о крепостном праве. — Да, недоразумения были везде, и на Западе. Чем лучше узаконенное право первой ночи? А раньше — инквизиция? Этого, кажется, как-то мало было в России. Но жаль, что народ оставил без понимания своих творцов красоты. Ведь у нас не знают Пушкина, а если и читают, то это такое малое количество. А жаль…

Имеются предположения, что прообразом стала Эмилия Прахова, жена Андрияна Прахова — русского историка.

А. В. Прахов в период 1884 по 1896 организовывал роспись Владимирского собора, посвященному равноапостольному князю Владимиру- Крестителю Руси, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. (Романтическое отношение Врубеля к Эмилии замечено современниками не раз). Но стилистические особенности руки художника, по мнению Прахова, не вписывались в концепцию. В итоге Врубелю были поручены второстепенные работы в прорисовке орнаментов и т.д.
Что делать художнику, пострадавшему от любви к женщине? Писать другую женщину. Создать образ княгини Анны, которая умом и нравственностью превратила язычника-владельца гарема в того, кто впоследствии станет равноапостольным… Вернемся к картине.

Нет здесь теперь ничего лишнего, пугающего и загадочного. Все правильно и просто. На Царевне классический девичий головной убор северных губерний. Здесь она еще не княгиня, здесь она невеста. Вся тяжесть царской власти в этом огромном венце. Печальный взор, оценивающий… хрупкие оголенные плечи, как у наложницы… Она прекрасно понимает, что на этом берегу она — императорская сестра, а за морем может ждать участь одной из сотен наложниц… А что крылья за спиной? Взмахнуть сильным крылом… А лететь некуда… впереди осажденный город. (В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. ист. Википедия.) В глазах понимание безвыходности ситуации, необходимость помочь брату-императору и страх перед неизвестностью в будущем. И еще пока опущенные крылья, почти ангельские, несущие надежду на чудо Божье в темную языческую страну. Художник закончил картину в 1900 году.
А как великолепно представил композитор Римский-Корсаков в одноименной опере эту женщину… Захватывающим переливом маленьких колокольчиков… Колокольный звон стал одним из символов христианства на Руси…
Три гения… вдохновленные одной женщиной… Сколько лет этой сказке… сколько раз она прочитана… и единицы понимали это произведение. Зато как здорово, что сказка осталась в школьной программе и наши дети не обделены историей. Осталась в тени своего супруга царевна Анна в истории и совершенно ярко сияет в строках великого поэта.

Наталья Попова
с. Шарлык, Оренбургская область
07 сентября 2016г.
P. S. Всем спасибо за просмотр, продолжение следует, расскажу про художественные приемы Михаила Врубеля и свою работу по картине в программе.
  • Perfiri

    Ямогу: Создаю малышей реборн, колыбельки и аксессуары для них.

  • Надежда NadinaDolls

    Ямогу: Вязаная одежда для кукол Blythe, Takara (30 см), Blythe middie (20 см). Вязаные авторские куклы. Вязаные авторские игрушки для детей.

Обсуждение (50)

Всегда думала, что Царевну Михаил Врубель писал с со своей жены, она играла Царевну в опере. Но ваша версия интересная. :))

Надежда Забелла, я вот сходство вижу.
  • Irilika
Увы, но цифровая программа говорит другое, я два года лепила, а все оказалось так просто. Это гений и у него все просто)))) нет лица на планете такого и не будет))))
  • Irilika
Эмилия Прахова тоже очень похожа на царевну. Скорее всего Лебедь Врубеля собирательный образ, художник соединил в ней несколько дорогих его сердцу женщин.
Возможно. :)) Классическая версия была про жену…
И Надежда и Эмилия были мною слеплены в 3D, наложены на картину… И ничего общего там нет… Я тоже так думала и хотела прийти лёгким путём к результату))) увы, но Врубель не менее гений чем Пушкин)))
Вот, оказывается, как непросто из плоской картины в объем переносить. Но очень интересно:)

Эмилия, конечно, очень похожа. Глаза удивительные.
У царевны лицо кажется чуть поуже и более вытянутым, даже если развернуть к зрителю. На кукле это удалось передать.
А еще, если прикрыть у образа на картине один глаз, и мысленно дорисовать второй, то лицо получается одно. Если то же самое повторить с другим глазом — вырисовывается немного другое лицо, с другими пропорциями. Возможно, поэтому так сложно «поймать» необходимый образ.
Очень интересный топик, заставил по-новому взглянуть на творчество Пушкина и Врубеля.
Интересно то, что историю в принципе знают многие, но очень мало кто проводит параллели с известными произведениями. А ведь в них зачастую прямые ссылки на исторические факты. Такой себе исторический квест. Неожиданно Царевна Врубеля открылась с новой стороны. Неужели и правда царевна Анна?
Безумно интересно было читать Ваш топик, прямо открылись глаза на привычные строки! Спасибо большое и удачи Вам в воссоздании образа!
В следующей публикации говорить буду не я, а неумолимая программа))) я сама была в шоке))
Очень интересная трактовка сказки. Спасибо большое. Обязательно детям своим расскажу.
Очень интересная публикация! Спасибо!!!
Очень иетересно было читать, буду с нетерпением ждать следующий Ваш топик!!!
Очень интересная публикация, спасибо, с удовольствием почитаю продолжение.
А я попала во Врубелевский зал только под вечер, перед закрытием уже… и никого народу — вот странно! И честно признаюсь, что выходила я из зала пятясь, не хватило у меня храбрости повернуться к Царевне спиной. Она следила за мной взглядом, куда бы я не переместилась — и сама двигалась. Нет, не только игра света. Не знаю, с кого он писал, но суть Царевны-Лебеди поймана чётко: оборотень в момент трансформации. Потому и лицо не уловить, что черты плывут, меняются — не то из птичьей головы в человеческую, не то обратно… моя любимая картина у Врубеля.
Все, Вам обьясню позже, художественные приёмы использованы мощные в картине. Вы узнаете и удивитесь. Совершенно нормальная у Вас реакция)))
Жду с нетерпением! Вообще у Врубеля все работы гениальны, но у Царевны я прямо слышала, как с картины перья шуршат! Она невероятна, волшебна!
Благодарю Вас!!!
Очень интересно и логично!
Буду ждать продолжения!
Спасибо за топик, очень интересно, по другому взглянула и на Царевну и на сказку Пушкина, буду ждать продлжения!
Очень интересный материал! Спасибо.Ждем продолжения...)
Как интересно, впервые слышал такую версию! Прочла на одном дыхании, буду следить за продолжением. Удачи в творчестве и научных изысканиях. С таким глубоким подходом к делу у Вас все получится!
Очень интересно, жду продолжения!!!
И ещё в догонку, у Пушкина в черновиках этой сказки сюжет мелькает в русле «у царицы два сына и красавица дочь», а в реальности у Анны действительно два брата, но Пушкин не стал этого писать в сказке, наверное, в ссылку не хотел)))
Спасибо за ваши исследования, очень интересно читать и уже по-другому оценивать это произведение! Буду ждать продолжения)))
Боже, это сколько сил надо вложить на воспроизведение образа:) удивила и восхитила Ваша публикация!
Очень интересно. Читала на одном дыхании. На «сказку» Пушкина, благодаря Вам посмотрела совершенно с другой стороны. Обязательно буду следить за Вашими публикациями!
Очень интересно и захватывающе! Как и все жду продолжения! Врубеля обожаю, у его Демона поверженного сама стояла минут 15, дольше было уже неприлично ))) Явно из другого мира его творчество прорывается!
  • Ilta
Да, какой-то другой мир. И, судя по комментариям, каждый видит свое. От «демонического» до шуршанья крыльев ангела :))
Мне очень близки слова Блока (сказанные на могиле художника):
«У Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, своё грядущее поражение».
  • Ilta
++++, я так же стояла у Демона не помню сколько… первый раз в Третьяковке и первый раз картина настолько меня заворожила. К сожалению других картин Врубеля на тот момент не было. Но после данного наинтереснейшего топика жгучее желание попасть на выставку и живьем оценить ШЕДЕВРЫ.
Боже, сколько нового и интересного Вы узнали! История сама по себе хранит много тайн и истин! И Пушкин открылся немного шире привычного образа в плане мастера слова! Спасибо большое!
Кто про что, а я про Басурмана.
Когда котенок залез под стол, вы наверно знали для чего?.. Хихи
Надо бы взять его в ручки и ласково посадить в кювету. И когда котик сделает добро, то похвалить и дать вкусняшку.)))))
Жду продолжения. Ужасно интересно про Пушкина. )))))
Читаем с дочкой именно эту сказку с года, почти каждый день, знаем наизусть почти всю)) Рассматривали репродукцию недавно, обсуждали… И вот эта публикация! Даже топиком не назвать — целая научная работа!!! Очень интересно! Спасибо Вам! Жду с нетерпением следующую публикацию!
Мне думается, что Царевна Лебедь это своеобразный портрет жены художника Надежды… Он писал ее в разных образах. Вечная женственность, Муза… Похожа ли на свои фотографии? Не важно, он ее так видел…
Не будем забывать, что кроме внешнего восприятия этого сценического образа еще был и голос… Звуки мы не можем увидеть, но Врубель выразил в этом портрете свое восхищение исполнением партии Царевны Лебедь, которое и вдохновило его на создание картины.




Спасибо огромное за такую интересную публикацию! С нетерпением жду продолжения!
Всем спасибо за комментарии))), увы, но сейчас вторая часть работы не доработана. Мне надо снять скрины с программы, чтобы подробно проиллюстрировать работу и ход моих мыслей.
Читала на одном дыхании! Очень интересно, жду продолжения!
Вторая часть написана и опубликована))) всем спасибо)))
Прочитала на одном дыхании! Эта картина и для меня с детства как некий символ… Мне в первом классе подарили книгу со стихами Пушкина, за первое место по технике и скорости чтения))) горжусь до сих пор)) Так на обложке этой книги- Царевна Лебедь.!!! Тоже всегда смотрела на нее и думалось- кто она?.. версия Византии очень интересна, что-то в этом есть… Книжечка до сих пор со мной, скоро внучонку буду читать...))) Спасибо за экскурс и расследование!..
  • Siberia
Приятно, что я не одна такая «помешанная»))) Имею пламенное желание вывести скульптуру в печать, материализовать… Но, увы, маловероятно, что это будет кому то интересно… И в виде куклы мне представить эту женщину совесть не позволяет…
Очень люблю Вруб5ля, считаю его манеру письма уникальной.Про Пушкина не соглашусь-этот смел описывать куда более скандальные вещи, недели распутство какого-то давно помершего царя)))
Интересная статья.Меня не удивляет, что невозможно поймать черты.То же самое будет и с Демоном, например.На мой взгляд присутствует диспропорция в лицах, которую вы, создавая свои модели, не учитываете.Но вы не можете ее угадать-для этого надо переместиться в то время, увидеть модель.Кроме того… мне кажется у самого Врубеля вполне могло присутствовать искажение зрительного восприятия(не могу вспомнить этот медицинский термин), он видел лица иначе… поэтому его портреты завораживают
Про Пушкина и царя Салтана интересная версия… а у меня вот другая есть: сказка писалась во времена жениховства поэта, потому многие реплики героев он почти дословно цитировал из жизни или передавал эти цитаты других людей, обернув их в рифму… вот, пара примеров:

Князь Гвидон ей отвечает:
— Грусть-тоска меня съедает…

А Пушкин матери Натальи Николаевны Гончаровой пишет так: "… ваш ответ свёл меня с ума… в ту же ночь я уехал… какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы..."

или здесь:

Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слёзы льёт и говорит:
— Бог вас, дети, наградит

Родители отвечали на вопрос сына о женитьбе так: "… дорогой Александр, мы получили от тебя письмо… Давно уже слёзы, пролитые при его чтении, не приносили… такой отрады. Да благословит небо тебя и твою милую подругу жизни, которая составит твоё счастье!" (из книги Зуева Т.В. Сказки Пушкина — М.: Просвещение,1989)

я это к чему… тоже думала, что прототип Царевны-лебедь была жена Врубеля… вероятно, Вы тоже правы: и он включил в свое изображение героини образы минувших эпох, ведь был гениальным художником, плюс со своеобразной психикой…

И спасибо Вам за топик! очень интересно!
  • Musenka
«Давно умерший царь» — равноапостольный князь Владимир, который канонизирован православной церковью. Отлучение от церкви в то время… Это не сейчас Навального обсуждать))) Осознание того, что мир не меняется… посещает человека в зрелом возрасте, а в случае с поэтом это ещё и жизненная ситуация схожая с сюжетом сказки, соглашусь, личный опыт и история… переплелись и на выходе… шедевр))
Спасибо огромное за публикацию! Как-то «привычные» с детства вещи показываются под другим углом. Пошла читать продолжение!
Версия безусловно интересная, только вот большинство исследователей считают, что Пушкин абсолютно точно и правильно воспринимал сказку с ведической точки зрения. А по ней выходит, что три девицы и Сватья баба Бариха это Мойры плетущие нить судьбы, остров Буян — мир Нави, Ирий, Рай. Дуб с белкой — мировое дерево, а Царевна-Лебедь — дочь Солнца и Луны, воплощение души.
Спасибо, прежде чем выкладывать работу, я познакомилась с трудами других профессионалов. Первая моя мысль: «Ну… Это очевидно. Это уже должно 100 раз обсуждено. Открыла давно открытое..» Но, увы, такой интерпретации сказки я не нашла. Но в черновиках Пушкина, есть очерк по «Царицу, двух сыновей и дочку» это всего лишь подтверждает, то что сюжет сказки именно события нашей истории. В общем, эта версия мне помогла воспринять Врубеля как гения, понять использование и смысл художественных приемов. Все смотрели на полотно, но никто не увидел нарушение перспективы… У него много портретов, в академизме этого мастера сомнений нет.Ошибка? Моя версия все обьясняет. Понятное дело, спорить будут много. Увы, это гении и они точно «не от мира сего».
Очень интересно! Я в детстве просто млела, когда смотрела на обложку книжки сказок Пушкина, на которых изображена Царевна Лебедь.
Только не согласна, что родственные связи там поменялись.
Царь Салтан вполне может быть прототипом Святослава, который очень много ходил в заграничные походы, как и сам Салтан. Так-же у него имелось много наложниц. Ребенком Владимир был удален из Киева в Новогород, некоторые исследователи считают, что его мать Малуша — последовала за ним (в той же Вики это есть), так-же в сказке раскрывается и отношение отец-сын, которые вполне могли быть у Владимира-Святослава, так как Владимир наполовину был раб, его мать служила ключницей, и стала наложницей Святослава.
Я кстати тоже считаю, что Анна была темненькая, все таки Македонская династия, либо армяне в роду, либо македонянцы)
  • Al_Hail
Возможно, и этот вариант. Меня в общем он не смущает. А по факту, много я династического импорта в юбках перебрала, но Анна это по ходу единственная невеста, которая прибыла к нам из-за Чёрного моря. Может я кого-то пропустила, думаю кому интересно, проверят. Я открыта для диалога, ошибиться могут все)))
Софья Палеолог — последняя византийская принцесса) Ну и жена Ивана III потом. Но ее облик Герасимов воссоздал, губы похожи чутка)

  • Al_Hail
Предлагали вариант))) из Европы она привезена, где долго скиталась без дела и от династии там уже мало что осталось.
Безумно интересная теория! У Вас прямо целое научное исследование пооучилось, браво!)))
Уважаемая Наталья Попова! Прошу Вас срочно связаться со мной по электронной почте dayana52@mail.ru Для Вас есть интересная информация по Врубелю и предложение.
Сценарист кино и ТВ Яков Дашевский.