author-avatar
Влада

Венецианский карнавал: история и традиции

Венецианский карнавал — это костюмированный праздник, ежегодно, в феврале, проходящий в Венеции. Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный
Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал, который ежегодно проходит в Италии, дает нам такую возможность. Грандиозное феерическое действо превращает Венецию в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Карнавал в Венеции – это одно из самых ожидаемых событий в году, как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле.

История венецианского карнавала

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – языческим празднествам в честь бога Сатурна(покровителя земледелия), которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.
А вот дата проведения праздника немного сместилась. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова!

Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий.
1)В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
2)По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами.
3)Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.


В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.


Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели — венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы — мэрия оплачивает им роскошный круиз.

Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний.
В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.
выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.

«Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться — разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».

По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…


Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть — все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
Нарушившие запрет расплачивались за это: мужчины могли получить тюремное заключение на срок до двух месяцев, а женщин прилюдно секли на центральной площади.

В XVII веке карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.
На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды, по 25 игроков с каждой стороны, играли в игру, напоминающую современный футбол — старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатоходцы. На центральной площади устраивали бой быков.

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров. Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью…
И кругом маски, маски, маски… Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски, хотя до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.

Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.

С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Впрочем, любимая маска венецианцев — Маска Баута (итал. Bauta) — как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета — черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.
К белой „личине“ — черный плащ. Эту маску обожали все — и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными „раками-медведями“, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой — ведь скоро Великий пост.
А странное название „баута“ — вымышленное чудовище, сродни нашим „буке“ и „бяке“.

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Венецианская дама, Кот (Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение), Доктор Чума(происходит от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий) и Вольто(нейтральная маска «Гражданина»).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.


Моретта ( «Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta») — женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как „Отрада мужей“ и „Маска семейного благополучия“. Впрочем, правды ради, венецианкам можно только позавидовать – они во все времена жили достаточно вольно и им было дозволено многое. Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен.

Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно — приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.


Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.


Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».


Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. — Жоли, Jolli) — этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте.
Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буфон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.


В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала


Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться.


В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку — Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива де Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, танцовщики, фокусники, уличные музыканты дрессированные хищники, привезённые из далёких стран– казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться. Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию в дни карнавала.


С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче. «Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», — писал о карнавале Джакомо Казанова.


XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном


Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго.


Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. Лишь в 1979 году итальянское правительство объявило о возобновлении ежегодных карнавалов, избрав это мероприятие средством для популяризации истории и культуры Венеции.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Это яркое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы – как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

В современной Италии карнавал празднуется десять дней, время проведения торжества, как правило, приходится на февраль. Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье, но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают Марии (двенадцать красавиц Венеции).


Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.


А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим, посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам. Несколько лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».


В 1996 году у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн, к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден, уроженец области Венеция.


Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм 18 или 19-го века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.
Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.


За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются романтики со всей Европы, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды — словом, всячески изображают этот самый карнавал.
Торговцы выкладывают на прилавки горы карнавальной продукции: маски, плащи, колпаки — теперь стать полноправным участником приближающегося карнавала может каждый желающий. Заранее объявляется тема праздника. В день официального открытия праздника на площади Святого Марка устраиваются представления Комедии-дель-Арте: наследники великого Скарамуша старательно раздают пощечины Капитану и Доктору. Потом на площадь обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Так начинается карнавал. На сцену поочередно выходят люди в дорогих масках и изысканнейших костюмах.


Готовясь к главному торжеству в родном городе, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды – это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.


Маски изготовляют из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски – это кропотливая ручная работа. Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты – грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни. Одним из важнейших событий карнавала является конкурс на лучшую маску.


Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.


Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы


Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.


Если возможности приобрести костюм и маску нет, не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.


Венецианский карнавал в наши дни – это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. 16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы и исторические реконструкции, а возле церкви San Giacomo dell'Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.


Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола.

Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. Последний день карнавала — Жирный вторник, за которым следует сорокадневный пост перед Пасхой. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу – это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.
































  • Rishka Toffee

    Ямогу: Здравствуйте, я могу и люблю создавать текстильных куколок, а так же валяю из шерсти игрушки.Это хобби без которого я теперь не представляю свой досуг.

  • Виктория-козерожка

    Ямогу: Ты ж художник!- твердят мне подруги и соседи, требуя от меня картинок и игрушек. С детства я рисовала, шила и лепила подарки для родителей и подруг. И вот детские забавы превратились в серьезное хобби

Обсуждение (55)

Обожаю Венецию! Обожаю Италию!.. С огромным удовольствием еще раз побродила по этой жемчужине Адриатики благодаря Вашему топику! Спасибо за доставленное удовольствие))))
  • Siberia
Да, Венеция — это очень красивый и необычный город, чья история уходит вглубь веков, а традиция устраивать карнавалы, сделала его еще более популярным и стала визитной карточкой. Еще немного красоты для Вас:


Спасибо за чудесный топик! Много нового узнала и интересного!
Карина, спасибо огромное за добрые слова — я очень рада, что моя публикация Вам понравилась!:-) Сначала я думала сделать лишь краткое вступление об истории венецианского карнавала перед топиком, в котором хотела показать созданный мной карнавальный наряд для куклы, но история Венеции даже только в той ее части, что посвящена карнавалам, настолько необычна и интересна, что я не могла не поделиться ею со всеми посетителями этого сайта.


  • Amady
Столько красоты! Любуюсь Вашими фото!
Спасибо за интересный, полный рассказ!
Венеция прекрасна и вне карнавала! В этот город невозможно не влюбиться!


Надежда, спасибо большое, что зашли в гости и добавили свои фотографии сделанные в этом прекрасном городе! Когда я готовила эту публикацию, то старалась сделать ее максимально полной и информативной, собирала сведения из множества источников, а потом расположила их в максимально удобном для чтения хронологическом порядке, добавив иллюстрации для наглядности и лучшего понимания о чем идет речь.
Я сама очень люблю изучать историю человечества, прошлые века таят в себе множество удивительных тайн и загадок, жизнь людей разных стран в различные периоды истории, так отличалась друг от друга, что читать об этом для меня неизменно интересно и захватывающе.


Очень познавательный, интересный рассказ. Спасибо большое вам!!!
  • ludm
Наталья, спасибо огромное за такой теплый отзыв — я очень рада, что моя публикация Вам понравилась!:-) Мне кажется, что без знания истории невозможно понимать те события, что происходят уже в нашей, современной жизни, а кроме того изучение жизни человека прошлого, его культуры, просто захватывающе интересно. Я сама очень люблю читать исторические книги, но желательно написанные не сухим языком, а переносящие нас посредством слов и иллюстраций в прошлые века, так, что они предстают перед нашим мысленным взором во всех красках жизни.


Очень интересная публикация. Владочка, спасибо!
Надежда, очень рада видеть Вас в гостях!:-) Cпасибо огромное за такие добрые слова — я очень рада, что моя публикация была Вам интересна!:-) Еще немного красочных костюмов и масок венецианского карнавала:


Путешествуя по Италии, мы с сыном очень много фотографировали.Путем жесткого отбора, уже дома, было оставлено около 1000 фоток, на три огромных альбома- потому что все интересно!!!!.. зато сейчас с таким удовольствием перелистываю)))) Ну и конечно венецианская маска заняла свое место, и набор для вина из муранского стекла, две бутылочки Кьянти стоят в шкафчике уже 5 лет))))и другие приятные сувениры))))
Да, это неудивительно, что находясь в таком прекрасном и неповторимом городе, с историей уходящей вглубь веков Вы сделали столько фото! И конечно, побывав в Венеции хочется привезти от туда не только фотографии, но и сувениры, тем более, что в этом городе с его традией проводить карнавалы, создаются поистине уникальные карнавальные маски, многие из которых являются настоящими произведениями искусства. А изделия из муранского стекла, изготовленного по старинным технологиям, возникшим на острове Мурано близ Венеции, очень красивы и известны во всем мире и здорово, что Вам удалось приобрести такой набор, да еще и именно там, где он и был создан.


:) шикарно, спасибо за удовольствие! — «сердечко»
  • alba
Татьяна, спасибо, что зашли в гости!:-) Очень рада, что моя публикация Вам понравилась и принесла положительные эмоции!:-)
В целом, сведения по Карнавалу достаточно интересные, но очевидно составлены человеком, для Карнавала сторонним. Я, как завсегдатай Карнавала, почётный (не побоюсь этого слова))) участник 7 Карнавалов, вхожий в тусовку «карнавалистов» скажу что надо было бы добавить и про определённое деление Карнавала на официоз и жизнь масок, рассказать о параде с усекновением главы Быка — он важная часть Карнавала но, почему-то не отмечен совсем. Но, возможно это придирки? В целом, повторюсь, рассказ вполне комплиментарный. За что и спасибо. На самом деле и о Светлейшей Венеции и о её фантастическом Карнавале рассказывается мало.
Игорь, спасибо за Ваш комментарий. Да, Вы совершенно правы, я никогда не была на Венецианском карнавале, да и вообще в Венеции, всю информацию о нем (как и фото) я нашла в Интернете и попыталась как-то структурировать сведения о его истории и традициях, чтобы получилась познавательная и в тоже время не перегруженная публикация, которую было бы легко и интересно прочитать. Я собственно вообще стала искать какие-то сведения о Венецианском карнавале исключительно как дополнение к моей публикации Венецианский карнавальный костюм, в которой рассказывается как я участвовала в конкурсе Лучший кукольный наряд по теме «Венецианский карнавал» — Январь 2018: моя конкурсная работа. Хотя этот наряд изначально шился мной как восточный, но дополненный маской и веером в данном конкурсе был представлен как венецианский карнавальный костюм. В этом же наряде, но с иными аксессуарами эта же кукла принимала участие и в других конкурсах.
  • Amady
Ну от меня конечно этого не скроешь, хотя я отметил что статья про Карнавал достойно написана, так что это не критиканство было с моей стороны и даже не критика — просто я отметил некоторые детали. В целом же я статью похвалил, если вы заметили :-)
Игорь, спасибо большое, я рада, что в целом моя публикация Вам понравилась и мне особенно приятно услышать такие слова от человека, который, в отличие от меня, действительно в этом хорошо разбирается и сам уже который год является непосредственным участником Венецианского карнавала.:-)
  • Amady
Это мой первый (из 6) мини-фильмов о Карнавале (и вообще на моём канале много чего и про путешествия другие мои и про Карнавалы конечно! — начиная с 2013 года!
  • Amady
Да странно — хотел дать ссылку но, видимо ресурс глушит прямые ссылки и по ней какая-то фиговина выскакивает вместо моего фильма. Но, все просто: по запросу в яндексной строке (не ЮТубной а именно яндексной) мой фильм — проверено выскакивает первым — а запрос такой: Венеция Карнавал 2014 (ну а там и на канал зайти по имени-фамилии легко
Да, я сразу нашла по запросу в яндексной строке Ваш фильм Венеция Карнавал 2014, уже скачала его и посмотрела — спасибо, очень интересно посмотреть на Венецианский карнавал с точки зрения его непосредственного участника.:-)
Скачала также другую Вашу версию этого же фильма — Венеция Карнавал 2014(римейк), который чуть отличается от первой в том числе и музыкальным сопровождением.
  • Amady
Это приятно но, прошу учесть (и это важно ))) что всё-таки это было начало моих видеофильмоваяний. Если что — дальнеёшие фильмы — куда более мастеровитые так что моё мастерство растёт )))))))))))))))))))))))))
  • Amady
Он, этот фильмец 2014 года ещё довольно наивный, но очень от души. я ещё только учился, как говорится.А на канале есть и много видео и 2014 и 2015 и 2017, 2018, 2019, 2020 Карнавалов — они, как мне представляется помастеровитее )))
Нашла Ваш канал на YouTube и остальные видео, их пока еще не скачивала, но и так верю, что они более мастеровитые, хотя, когда сделано пусть наивно, но от души — это я считаю, очень ценно.:-) Я и сама, когда делаю публикации, считаю, что главное сделать их искренне и от души, пусть и у меня, возможно, они тоже иногда часто бывают довольно наивными, но для меня это способ самовыражения.:-)
  • Amady
Ага, спасибо, согласен! Приятно было пообщаться, но возможно и не прощаюсь — посмотрю что тут и ка, я ведь сюда случайно заскочил — на свет Венецианский так сказать ))))))))))))))))))))
Игорь, мне тоже было приятно с Вами пообщаться.:-) Я рада, что Вы попали на этот сайт именно на свет одной из моих публикаций, буду надеяться, этот свет не даст Вам заблудиться здесь в темноте.:-)
  • Amady
Ну-да, ну-да! постараюсь (в смысле: не заблудиться) 8-)
Если что — обращайтесь, помогу ориентироваться на этом сайте (я здесь уже давно, с 2013 года). Тут есть публикации интересные даже тому, кто вообще не имеет отношения к кукольному хобби и их довольно много.
Хорошо, учту 8-)
Главное, чтобы Венецианский карнавал оставался таким же позитивным, как на фото и как мои публикации на этом сайте. Хотя, на самом деле, я купила вот такой вот пазл и зарегистрировалась на этом сайте почти одновременно, с разницей всего в несколько дней.
Бывает снимешь маску, а там вот так вот(я имею ввиду мое душевное состояние):


Тогда же я перестала, наконец, краситься в блондинку, хотя ходила с таким цветом много лет и решила, что у меня лучше пусть будет мой настоящий цвет волос. У меня такой:
  • Amady
Ну вот нет, это — перебор! Я на Карнавалах с 2013 года (исключая 2016 — там не получилось) это очень позитивное, невероятное ощущение — естественно я говорю про себя, я вообще Венецию обожаю, но, думаю и у подавляющего большинства других карнавалистов и масок (то есть настоящих завсегдатаев Карнавала) настроение и состояние именно такое! Единственно что тут надо понимать то, что процентов 80-90 это приезжающие в период последних 5-6 дней Карнавала — и это приезжающие на пару-тройку часов из близлежащих городов, куда их заманивают в том числе и этой вот поездкой на денёк (а на самом деле на 3-4 часа) на Карнавал. Сказать что они хоть что-то понимают в Карнавале, прочувствовали его, совершенно невозможно!
В общем, если честно — карнавальное состояние — это не объяснить. Лично я постарался дать это ощущение в первом фильме про Карнавал-2019, и в первом же фильме про Карнавал-2020) — надеюсь хоть частично это получилось? Я, к примеру, в Дзене до ситх пор только подбираюсь к очерку о Карнавале (хотя разумеется у меня там множество материалов про Карнавалы — в основном в виде фото и видеофильмов или видеозарисовок) то есть только настраиваюсь чтобы как-то в очерке постараться рассказать об этом самом состоянии! Вот примерно такие дела )))
Я пока посмотрела только — Венеция Карнавал 2014 и Венеция Карнавал 2014(римейк) и они, наверное, не такие мастеровитые и более наивные, чем следующие, но действительно очень от души.
Когда я в комментарии разместила фото с довольно таки мрачной картиной, пусть и с изображением карнавальной маски — это я не о Венецианском карнавале (как я уже говорила, я вообще не имею никакого отношения к Венецианскому карнавалу и никогда там не была — все сведения о нем я почерпнула исключительно из интернета) — это я о своих душевных переживаниях (да и просто вспомнила о том, как я пришла на этот сайт еще в 2013 году).
А какой фильм про Карнавал-2019 и про Карнавал-2020 у Вас первый?
А фильмы Венеция Карнавал 2014 и Венеция Карнавал 2014(римейк) мне сразу понравились тем, что они начинаются в День Святого Валентина — я вообще в этом плане довольно-таки наивный и романтичный человек(это я серьезно).:-)
  • Amady
Приятно что пнравились! — но нынешние тогда я оч. надеюсь, понравятся ещё больше!!!
У меня просто сам День Святого Валентина сразу вызывает теплые эмоции, даже когда для меня он проходит грустно и в одиночестве, просто хорошо, что в принципе есть такой праздник. Но я, как я уже говорила, человек романтичный и отчасти наивный и для меня лично любовь — это очень светлое чувство.
Вот мои публикации об этом празднике — я вот так его воспринимаю: Любовь и романтика в День святого Валентина, День святого Валентина — о любви и отношениях с юмором :-)
  • Amady
Я конечно посмотрю — возможно уже сегодня чуть позже!
  • Amady
Я посмотрю обязательно, уже сегодня но, чуть позже!
Видела, что Вы уже посмотрели обе мои публикации — спасибо за положительную оценку, я рада, что они Вам понравились.:-)
  • Amady
Как я понял, тут ссылки прямые как-то «убиваются». Поэтому давать их бесполезно, да? Тогда всё равно всё просто, если фильм про Карнавал уже найден, то просто находясь на просмотре в ЮТубе это уже, после запроса (ВЕНЕЦИЯ. КАРНАВАЛ 2014 как вы поняли) кликнуть при просмотре на значок маленький под видео (где моя фоточка и фамилия/имя и перейдёте на канал — там много видео, но Карнавалы 2020 и 2019 вверху, да и по плейлистам определиться просто! Жду коммента! — как понравилось )))
ВЕНЕЦИЯ- Карнавал-2019. Радость жизни и бык тоже жив и ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 парад с Быком и остальное — Вы эти фильмы имели ввиду? Очень красивые карнавальные наряды и в 2019 и в 2020 году, хотя на параде с Быком в 2020 были и персонажи в довольно-таки мрачноватых костюмах.
  • Amady
Ну да, но там, уже на канале видно и фильмы 2019 года и 2020 года. Вот к примеру фильмография Карнавала- 2020 года
1 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020: Мой Седьмой Карнавал — прибытие;
2 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 Мой седьмой Карнавал: «Сфилата ди Маскере» у Арсенала;
3 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 прогулки по городу и кот в книжной лавке;
4 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 про всё сразу;
5 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 Маски у Салюте;
6 серия: ВЕНЕЦИЯ Карнавал 2020 парад с Быком и остальное
Уже скачала все перечисленные Вами серии (фильмография Карнавала- 2020 года), пока еще не смотрела, кроме шестой серии, которую я посмотрела еще вчера. Посмотрю чуть позже и напишу о своих впечатлениях.
  • Amady
Ага, спасибо — буду ждать, но если что — и фильмы о Карнавалах-2015, 2017, 2018 — тоже ничего. ну так, по настроению ))))))))
Посмотрела фильмографию Карнавала- 2020 года — замечательные фильмы, можно увидеть Венецианский карнавал глазами обычного туриста и при этом показаны именно то, ради чего люди и едут туда: прекрасная европейская архитектура, очень красивые карнавальные костюмы, позитивная атмосфера этого праздника и все это дополнено именно Вашими впечатлениями и эмоциями от увиденного.:-) Потом посмотрю и фильмы о Карнавалах-2015, 2017, 2018.
  • Amady
За отзыв и интерес к фильмам спасибо! но, умоляю: не называть меня «туристом»! Всё что угодно только не это, как говорится ))))))))))))) Нет, правда! У нас, самостоятельных путешественников, все эти слова и понятия типа: туры, гиды, экскурсии, в общем, весь этот турЫзЬм вызывают рвотные (пардон, скузами, извиняюсь! ))) позывы! Только сам: идея поездки, авиабилеты, брони гостиниц или аффитакамере, поездки в рамках вояжа, жизнь в городе (или как в данном случае: на Карнавале) все только самостоятельно! Это принцип! Ну и потом, я, к 2020 году уже НЕ ОБЫЧНЫЙ даже путешественник! К этому времени я вошёл в знакомство и сообщество «старых»карнавалистов, масок Карнавала — так что мой взгляд уже вполне просвещённый и знающий, что и где на Карнавале правильно лежит )))))))))
  • Amady
Надеюсь этот мой спич не задел никак — но, это правда довольно принципиальная история! Ага??? 8-)
Нет, конечно же не задел, Вы действительно опытный самостоятельный и даже не обычный путешественник, это я как раз-таки даже к туристам то особенно не могу себя отнести — я очень мало куда ездила и вообще скорее домосед, а о мировых достопримечательностях узнаю больше из книг или иногда смотрю об этом фильмы по телевизору(и то не сказать, чтобы часто). У нас просто совсем разные увлечения, которые случайно совпали именно в этой моей публикации.:-)
  • Amady
О! Эт точно! совпали! Я всё не могу толком выбрать время чтобы толком же посмотреть и в принципе понять для себя, что это за площадка такая, и ваш профиль «прошерстить» — но я таки доберусь )))))))))))))))))
Это сайт, где собрались люди увлеченные кукольным хобби: здесь есть и те, кто собирает коллекционных кукол выпущенных всемирно известными авторами и компаниями выпускающими кукол именно для взрослых коллекционеров(а не игровых для детей), а есть те, кто собирает самых разных кукол(в том числе и игровых) и для них это способ отвлечься от жизненных проблем и вернуться в детство, чтобы вновь испытать те же светлые и позитивные эмоции. Многие еще и успешно совмещают кукольное хобби с увлечением каким-нибудь рукоделием — шьют или вяжут для кукол наряды, создают авторские Тедди-игрушки, кукольную мебель, аксессуары.
  • Amady
Ага, понял! 8-)
  • Amady
Понял, ну неважно я в любом случае отвечал скажем так: шире чем наше обсуждение, просто рассказал об маленькой части эмоций Карнавала
У меня комментарий с фотографиями очень мрачного пазла и с моим фото тоже шире, чем наше обсуждение, и я тоже просто немного поделилась своими эмоциями.
  • Amady
Да, я понял! 8-)