Снова о старинном. Эмалевые (папервейт) глаза


Из журнала «О старинных куклах» Он-лайн проект «Живой журнал»

Эмалевые (папервейт) глаза — как это делалось.

Глаза французских люксовых кукол, особенно Bébé, делались из эмали (enamel) — плотного стекловидного материала, который было можно раскрасить и приклеить к разнообразным поверхностям с помощью нагрева. Обычно эмаль готовилась из кремниевого песка, оксида металла и смеси калия и углекислого натрия.
Такие эмалевые глаза обычно делались работниками-специалистами по стеклянным глазам-протезам для слепых. Поначалу ведущие производители эмалевых глаз были также и поставщиками для кукольных фирм; позже некоторые из них, например, Guepratte, стали выпускать глаза исключительно для кукол.

Куклы стали носить эмалевые глаза еще в XVIII веке: первое упоминание о них появилось еще в 1779 году, в 1848 г. фирма Fessard продавала shoulder-head кукол с двигающимися глазами из эмали. Производство глаз в течение всего XIX столетия постоянно совершенствовалось. Самую важную инновацию в 1879 году сделал Эмиль Жюмо, придумав так называемые «human eyes», имеющие выпуклую над радужкой роговицу — на эмалевых глазах крепился хрустальный «купол», закрывающий радужку и зрачок, и придающий им объем и глубину. Производство таких глаз началось на фабрике Guepratte, приспособившего технологию изготовления искусственных глаз-протезов к нуждам кукольной индустрии; в 1881 году его фабрика была объединена с фабрикой Jumeau.

Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто — молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями. От этой работы девушки частично и полностью слепли.
Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова макался в пламя и затем — расплющивался на кулере. Края защиплялись, и получался белая эмалевая основа глаза миндалевидной формы.
Далее расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза и отделялся от стержня. Затем очень осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой — так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом — и казалось, что зрачок «висит» над радужкой, чем и достигался эффект «живого» глаза.
Jumeau, начало 1890-х. Розовые тени над верхним веком — визитная карточка французских кукол.
1
2

Jumeau SFBJ, конец 1890-х.
3
4
Rabery & Delphieu, 1890-е
5
6
Казалось бы, энциклопедия объяснила весь процесс, но я (слова автора статьи Натальи) не успокоилась на этом и решила ради исследования пожертвовать глазом. Запасным кукольным.
Нашла самый негодный глаз с потрескавшимся покрытием и разбила его. Идеально было бы распилить его вдоль, но как?? Глаз был немецкого производства, и при сильном увеличении макрофото проявилось небольшое отличие немецкой технологии от французской. Пожалела, что не имею микроскопа, хотя разница в качестве видна и так.
Первая часть — создание основы — такая же. Дальше — через слой цветной эмали прорисовывалась радужка.Прикрывалась слоем прозрачного хрусталя (этого не описано во французской энциклопедии, а бить французский глаз я не стала. На него — капля черного зрачка, и затем все покрывалось еще одним прозрачным слоем.
7
8
В случае с карим глазом, явно видно, что «купол» тонированный.
глаз
9


Слой цветной радужки тончайший. NB: разбит совсем другой и совсем плохой глаз, не этот голубой!
зрачок
зрачок 1
эрачок 3
зрачок 4
зрачок 5
Зрачок «висит» в центре между слоями прозрачного хрусталя.
Есть некоторая путаница в терминах «enamel» и «paperweight». На своей родине, а именно, во Франции, такие глаза исторически называются эмалевыми, а «папервейт» — их американский синоним. НО: в Америке тоже есть термин «эмалевый», означающий глаза нарисованные и покрытые блестящим слоем эмали.

Жюмо
Автор статьи. Наталья Курочкина. Из журнала о старинных куклах. Материал скопирован из интернета. Он-лайн проект «Живой журнал»

Статья приведена для ознакомления. Прошу прощения, не совсем справилась с фотографиями, сместились.

Купить антикварные куклы можно в шопике



Комментарий (8)

Спасибо за такое подробное и наглядное исследование! Спасибо, что нашли время и пожертвовали антикварным материалом для этого! Действительно, впечатлили.
Это статья из журнала «О старинныъ куклах»
Я так понимаю, это из ЖЖ Натальи Курочкиной? А она точно не возражает? Все-таки авторский материал…
Статьи из журнала о старинных куклах есть в интернете в общем доступе. Специально сделала ссылку на журнал, чтобы желающие могли прочитать статьи и благодарна автору статей Наталье (фамилию не знаю) за подробное изложение, очень добрые рассказы, которые написаны захватывающе. Статьи этого автора уже публиковались здесь на бейбиках, но без ссылки на журнал и автора.
Еще есть интересные статьи на сайте Ильмиры Степановой об антикварных куклах.
Это статья из «Живого журнала», то есть онлайн-проект, автор — Наталья Курочкина. Все, кого покорили антикварные куклы, знают её имя. Ильмиру, разумеется тоже.
Просто по Вашей «ссылке» люди могут решить, что это какой-то журнал в бумажной версии.
Спасибо, что подсказали.
Какая увлекательная статья, так подробно все объяснили, очень интересно, буду знать. Спасибо))
Спасибо.