Ирина

Интервью с мастером Игорем Романовым

Здравствуй, Игорь ArtPekarnyaD !
Мы давно знакомы виртуально, еще с форума художников, фотографов и просто увлеченных искусством людей, так что будем на «ты» в интервью.
Игорь, я знаю, ты профессиональный художник, работал в журнале. Можно об этапах кратко рассказать


Здравствуй, Ирина!

Знакомы мы и правда уже более десяти лет и, конечно же, будем на «ты».
Ты спросила об этапах моей творческой деятельности, и если быть очень кратким, сообщаю, что профессиональным художником я никогда не был, у меня нет никакого художественного образования, но с самого раннего детства я постоянно рисовал, лепил и что-нибудь мастерил. В начале 80-х я был сильно увлечен и работал в мультипликации. Но на исходе десятилетия, в силу известных перемен в стране и по гастрономическим соображениям, я подался в портные.

Вначале 90-х мы с женой приняли участие в первом конкурсе «Бурда моден» и вошли в сотню лучших портных Москвы и Московской области (титул так себе, но опыт бесценный).
Потом я всерьез увлекся живописью, и до прихода компьютерной эры живопись была для меня и «воздухом», и «хлебом».
В 2000 году, приобретя свой первый компьютер, я постепенно переключился на цифровую графику и более года занимался только изучением 2D и 3D редакторов. Потом уже началось сотрудничество с издательствами, в том числе для детей и подростков, в качестве художника компьютерной графики.

___________________________________________________________________

Игорь, как давно появился интерес к куклам ?

С куклами, как с мультипликационными персонажами я познакомился еще в далекие восьмидесятые. Они были довольно сложной конструкции, и с шарнирным скелетом. В то время я даже предпринимал попытки делать своих первых шарнирных кукол. Но отсутствие необходимой информации, материалов и технологий, применимых в домашних условиях, так и не позволило мне эти попытки преобразовать в нечто большее.
В девяностые мне посчастливилось получить заказ от администрации тогда еще популярной телепрограммы «Устами младенца». Надо было изобразить яйцо «девочку» и яйцо «мальчика. Образы, помню, нарисовались довольно-таки быстро, заказчик их одобрил, и вскоре с пластилиновых мастер-моделей были сняты формы, а после сделаны первые пластизолевые отливки. Впоследствии, эти яйца вручали всем участникам викторины. Собака (бассет) это уже моя личная попытка наладить в те времена пластизолевый бизнес.



В 2015 году компьютер, как самый „совершенный“ инструмент для воплощения виртуальных творений изрядно мне поднадоел. Все занятие компьютерной графикой постепенно переросло в рутинную ремеслуху. И вот однажды, блуждая по просторам соцсетей в поисках вдохновения, я наткнулся на страничку одной девушки, занимающейся созданием шарнирных кукол. И тут меня захлестнуло!!! Вскоре, я узнал, что на Российском рынке уже довольно давно можно приобрести всевозможные виды пластических масс. Что это, в свою очередь, поспособствовало возникновению и стремительному развитию нового направления искусства, авторской куклы. Я был сильно раздосадован тем, что практически целое десятилетие увлекательнейшей деятельности самым нелепым образом осталось вне поля моего зрения… В декабре 2015 года я впервые посетил выставку в Гостином дворе ИСКУССТВО КУКЛЫ – 2015, что явилось для меня настоящим культурным шоком. После выставки я уже твердо знал, в каком направлении я продолжу свое образование, как художник-самоучка.

Фото с выставки кукол 2015 года. Работа AekaDolls


___________________________________________________________________

Как я уже знаю, тебя, прежде всего, интересуют коллекционные куклы как объект искусства. А как ты относишься к игровым? Ты сразу начал с шарнирной куклы. Ее Фома зовут, я помню, а потом две очаровательные будуарки.


Если говорить о том, каких кукол я бы хотел делать, то мне сложно говорить о предпочтениях вообще. Мне нравятся и статичные, и шарнирные, и будуарки. Статичные куклы, особенно, крупные в моем понимании — это объекты для выставок и галерей. Все-таки, эти куклы требуют соответствующего пространства и антуража.
Игровые или шарнирные куклы мне интересны тем, что они, безусловно, могут быть героями всевозможных инсталляций или фотоисторий. Их подвижность за секунды позволяет изменять позы, настроение и развитие сюжета в кадре.
Ну, а будуарные куклы у меня ассоциируются с Ангелами-хранителями, которые тихо и ненавязчиво сосуществуют рядом со своими обладателями, наблюдают за происходящим вокруг и в любой момент готовы безмолвно поучаствовать в диалоге с тем, кто обратит на них внимание.
Относительно моей шарнирной Фомы и двух будуарок можно сказать, что это исключительно учебные работы. Проба материала, попытка вникнуть в специфику конструктивных особенностей этих кукол. Есть и несколько других кукол, которые пока так и остаются незавершенными. В силу моего чрезмерного перфекционизма я отношусь к ним далеко неоднозначно. Мне до головокружения нравится процесс, но результат чаще всего не удовлетворяет меня полностью…




___________________________________________________________________

Игорь, расскажи про участие в выставках. Чем они полезны и интересны?

В октябре 2017 года мы первый раз приняли участие в выставке Салон кукол на Тишинке. Нас любезно пригласили друзья, как говориться: „за компанию“. На одном стенде в тот раз выставлялись работы еще четырех мастеров. Мы выставили наших сестричек-будуарок Мину и Тину. Приятно, что посетители выставки обращали внимание и на нашу парочку, периодически фотографируя ее. Именно эта выставка показалась мне тогда жутчайшим выходом из зоны комфорта после долгого и неспешного пребывания в творческом процессе в стенах домашней мастерской. Но зато новые знакомства с выдающимися мастерами, общение, фантастическая атмосфера праздника — все это дает колоссальный заряд вдохновения для новых идей и их осуществления.



___________________________________________________________________

Игорь, не совсем поняла эту фразу: „Именно эта выставка показалась мне тогда жутчайшим выходом из зоны комфорта“. Объяснишь?

В середине 90-х мы с Александрой каждые выходные в любую погоду отправлялись на Вернисаж в Измайлово. Я выставлял свою живопись, Александра вышивку. Тогда вернисаж был абсолютно не оборудован, и говорить о каком-то комфорте не приходится. Мы находились в „полевых“ условиях с пяти утра до пяти вечера. Конечно же, такой формат презентации своего творчества был весьма изматывающим. Первая наша выставка на Тишинке очень сильно напомнила мне тот период по силе энергозатрат и дискомфорта. Ведь до нее я спокойно день за днем не спеша творил в домашних условиях, создавая своих кукол. И тут вдруг опять – нескончаемые людские потоки, не присесть толком, не отлучиться… Но, как оказалось, надо было втянуться, чтобы все последующие выставки проходили намного легче, бодрей и плодотворней.
Парочка фотографий наших с Александрой работ конца прошлого века)))

Холст, масло 40х30 см. Частная коллекция, Россия


Художественная гладь, шелк, лен 13х18 см. Собственность автора.

___________________________________________________________________

Почему от кукол ты перешел к мебели? Ты будешь еще делать кукол?

Я не могу сказать, что перешел от кукол к мебели. Куклы по-прежнему остаются для меня в приоритете!
Скорее я попробовал расширить выставочный ассортимент наших экспонатов. Тем более, наша мебель — тоже вполне кукольная тема, и мне очень нравится разрабатывать мини конструкторы различных предметов кукольного интерьера.



___________________________________________________________________

Расскажи о проекте — «Модном Доме Блайз». Проект развивается же, когда-то там было мало предметов мебели в ассортименте, а на последней выставке было так много. И буфеты, и кресла, и вешалки, и кровать появилась.


»Модный Дом Блайз" изначально задумывался, как проект аксессуаров для одной из самых популярных на сегодняшний день кукол Блайз. Все началось с глазных чипов, потом появилось несколько предметов мебели. На выставках мы предлагали и небольшой ассортимент одежды для Блайз. В какой-то момент я даже хотел заняться кастомом этих кукол. Но как выяснилось, качественный кастом требует достаточно много времени и сил. И втиснуть его в уже существующие процессы просто не представляется возможным. Может быть, как-нибудь потом, я сделаю кастом хотя бы на заготовке с Али, чтобы она демонстрировала нашу мебель на выставках и фотографиях. А пока время от времени мы прибегаем к услугам китайских Блайз в первозданном виде.



___________________________________________________________________

Кто твой партнер, помощник в «Модном Доме Блайз»? Я знаю, но представь нам, пожалуйста! Вклад Александры в ваш проект? Кто чем занимается конкретно?

С Александрой мы партнеры во многих совместных проектах еще с перестроечных времен. Множество нюансов мы обсуждаем между собой, что, безусловно, отражается на конечном результате как совместного, так и индивидуального творчества каждого из нас
Кукольные проекты мы тоже ведем совместно. Вся работа с текстилем — одежда для кукол, мягкая отделка мебели и большая часть всего декора, лежит на плечах Александры.
И поскольку все, что мы делаем, происходит на глазах друг друга, без согласования не обходится ни разработка чего-либо нового, ни подбор цветовой гаммы для выставочных экземпляров кукольной мебели.
В общем, мы так давно работаем в тандеме, что наше партнерство и не только в творчестве стало естественным образом жизни для нас.


___________________________________________________________________

В личной коллекции у вас с Александрой есть Блайз? И именно для этих кукол ты стал делать мебель.


Если ты имеешь в виду коллекционные кастомные Блайз, то у нас таковых нет. Есть парочка китайских Блайз, о которых я уже говорил. Мы их также используем в качестве моделей для разработки одежды и мебели. Но при наличии еще некоторых представителей кукольной промышленности других производителей и форматов, я едва ли решусь назвать все это кукольное семейство таким многозначительным словом — «коллекция». Это довольно скромная компания кукол и мишек, которые изредка пересекаются между собой на фотосессиях или на выставках. А основную часть времени они спокойно лежат в своих коробках. На мой взгляд, понятие «коллекции» подразумевает что-то более масштабное и системное в плане подбора, количества и соответствующего оформления.
Есть много мастеров, работы которых мне очень нравятся, будь то авторская или кастомная кукла. Но я не могу себе позволить приобрести хотя бы одну из этих кукол и не из-за того, что это очень дорогие куклы, а всего лишь потому, что я не смогу обеспечить им достойное хранение. Коллекционные куклы нельзя прятать в коробки.


___________________________________________________________________

Игорь, кстати, раз ты упомянул о мишках, это еще одно твое увлечение?

О да, медведи для меня, с некоторых пор, отдельная песня. Еще каких-то пару лет назад, я довольно прохладно относился к «плюшевым игрушкам». Таковыми я считал большинство мишек, зайчиков, собачек и слоников, которых встречал в сети. Но в один прекрасный день инстаграм по каким-то причинам предложил мне фотографию из ленты @bronnikovatatiana. И все перевернулось. Меня покорили с первого взгляда характерные образы и стилизация этого мастера. А когда Татьяна объявила о наборе группы на двухдневный очный мастер-класс в Москве, да еще в двух шагах от моего дома, я не раздумывая, записался на этот МК. Теперь с полной ответственностью могу утверждать, что ни один, даже самый подробнейший видео мастер-класс, не сравнится по качеству и ощущениям с очными мастер-классами. Это также касается и кукольных очных МК тоже.

На первой фотографии мой мишка, выполненный на очном МК Бронниковой Татьяны.



На второй фотографии еще один мишка, сшитый по лекалам Бронниковой Татьяны (слева). И еще один учебный мишка сшитый по выкройке Бутенко Натальи (справа). Всех моих медведей одевала Александра.


___________________________________________________________________

К примеру, с точки зрения художника, как ты относишься к паолкам подружкам?
Раз уж спросила про паолок, нет желания сделать линию мебели и для них? У паолок много поклонников.

В целом паолки мне очень нравятся, и я считаю их не менее успешным коммерчески промышленным проектом, чем Блайз. И внешность у них менее утрирована, чем у тех же Блайз или Монстер Хай. Основной и самый большой недостаток Паолок, на мой субъективный взгляд, это — всего пять сочленений в теле. Но если этих кукол рассматривать, как основу для кастома, то тут я, не задумываясь, отдам предпочтение паолкам.
Что же касается разработки серийной мебели именно для паолок, назову две причины, по которым я не рассматриваю такую возможность.
Первая, как я уже сказал выше — это совершенно «неживое» тело куклы, которую невозможно посадить в кресло, на стул или за парту. Соответственно ассортимент мебели сокращается в разы.
Вторая причина это — габариты. Представь, если тот же буфет увеличить до масштаба Паолки, то каких размеров он тогда будет. Увеличение размера неизбежно повлечет за собой увеличение детализации, увеличение расхода материала и снижение прочности конструкции. В общем, тут нельзя будет обойтись простым пропорциональным масштабированием чертежей. А вот уменьшить мебель до масштаба крузелингов, такая мысль меня посещала. Но все, что касается изменений — время покажет …
Один из предметов нашей мебели — вешалка с ящиками, в декорировании ku_lina. Вешалка увеличена до масштаба Паолы Рейна.

Фото ku_lina

___________________________________________________________________

У тебя в основном странички на фейсбук и в инстаграм. Это самые удобные площадки? А «Бейбики», «Вконтакте», как к ним относишься?

Да, в инстаграм у меня две основных странички кукольной тематики. На фейсбук есть одна кукольная страничка, дублирующая одноименную страничку в инстаграм — @artpekarnyadoll. «Вконтакте» тоже есть страничка, но она являлась спутником моего образовательного проекта по флеш анимации. Правда эта страничка уже долгое время не обновляется, и я пользуюсь ею лишь для посещения разных тематических групп, в том числе и кукольной направленности.
Относительно недавно я зарегистрировался и на «Бейбиках», но вести особо активную жизнь на этом ресурсе, да и вообще в сети пока не получается. У меня, если честно, вообще довольно сложное отношение к наполнению контента своих страниц. Я стараюсь не захламлять их какой-то незначительной информацией или чем-то не относящимся к заявленной тематике странички. Накрутка числа подписчиков и погоня за лайками не для меня. Я ценю свою, пусть немногочисленную, но целевую аудиторию.
___________________________________________________________________

Традиционный вопрос: есть еще задумки, проекты у вас с Александрой? Какие у вас планы на будущее? Ты купил 3Dпринтер, что планируешь на нем делать, или уже начал делать?


Все, что касается новых проектов или краткосрочных задумок, я предпочитаю держать при себе. Как говорится: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Поэтому все новости только постфактум. А вот небольшой 3D принтер мы действительно приобрели. Взяли мы его под конкретные задачи, некоторые из которых уже успешно решаются. В частности, прототипы всевозможных фасонов ручек к дверцам и ящичкам нашей мебели изначально напечатаны на 3D принтере. После чего с этих прототипов снимаются формы и отливаются в полиуретане те ручки, которые мы устанавливаем на выставочную мебель и вкладываем в наборы для самостоятельной сборки. Пробовал смоделировать и распечатать фурнитуру для кукольных чемоданов, но пока результат не внушает уверенности в ее функциональности. Я новичок в 3D печати, но уже понял, что это еще один «пуд соли», с которым придется разобраться, чтобы иметь достойный результат.

_____________________________________________________________

Но ближайшие планы можно? На выставке в Гостином дворе Модный Дом Блайз будет участвовать?

На юбилейную выставку «Искусство куклы 2019» в этом году мы отправимся только в качестве гостей. Познакомимся с новинками, засвидетельствуем наше почтение любимым мастерам и друзьям. А вот за неделю до начала этой выставки мы выставляемся на Тишинке, на «Hello Teddy, которая будет проходить с 6 по 8 декабря. Вот там мы представим обновленный ассортимент нашей мебели. И касательно других аксессуаров для кукол, там же мы предложим всем желающим несколько видов овощей и фруктов из полимерной глины. Недавно я решил освоить онлайн курс по реалистичной миниатюре Елены Ардо @ardo_miniature. Очень увлекательное занятие, скажу я тебе.





_____________________________________________________________

Беседовала с Игорем для своей группы Испанские НАШИ куклы Ирина Татьяничева.
Моя Джой на выставке.



___________________________________________________________________
  • Екатерина

    Ямогу: Всем привет :) меня зовут Катя, я вяжу одежду для куколок Паола Рейна. На сайте я новичок, рада знакомству!!!

  • ШирМа

    Ямогу: Совсем недавно открыла для себя сказочный, удивительный мир кукол. И с тех пор не могу остановиться))

Обсуждение (3)

Спасибо за интересное знакомство, читала взахлеб. Какой разносторонний человек, талантливый. Кукольный мир-безграничный, это целая вселенная, жизни не хватит, чтоб изучить все направления и разветвления, а так хочется. Здорово, что есть такие увлеченные люди, и они делятся с нами своим талантом.
Спасибо за публикацию! Было очень интересно.
С Игорем я познакомилась на выставке на Тишинке, когда пришла в восторг от его мебели. Заявляю со всей ответственностью: по качеству и детализации эта мебель даст фору многим в формате 1:6) Буфет это Игоря — апофеоз моей мебельной коллекции:)
Спасибо за статью! Очень вдохновляет на дальнейшее творчество, когда читаешь о людях, которые все время движутся вперед, открыты всем новым течениям, не ставят никаких условий окружающему миру, и только радуются его новым проявлениям. Спасибо автору статьи! Статья написано легко, непринужденно, в ней прекрасно отображен сам дух творчества, как художника, так и журналиста.