Старинные открытки к Пасхе отпечатанные для России


Дорогие друзья! В этой публикации я бы хотела продолжить тему создания старинных открыток, которую я начала в своей предыдущей публикации: Зарубежные старинные пасхальные открытки. На этот раз я расскажу об открытках выпускаемых к Пасхе в нашей стране и специально для России зарубежом более ста лет назад.

К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки и издательская деятельность общины, ставшей впоследствии самым крупным издателем открыток по всем темам. В этом же году выходят открытки с сюжетами позволяющими поздравлять и с Пасхой, и с Рождеством, и с Новым годом авторства таких художников как: Елизавета Бем, М.Виллие, В.Овсянникова, C.Соломко и др. Все они выполнены хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов. В открытку пришли художники с большим опытом работы в книжной и журнальной графике. Н.Каразин ввел в моду летящие в пургу тройки, боярышень с пирогами, сценки из деревенской жизни. Елизавета Бем создавала открытки с деревенскими детишками и подписями-пословицами, но не иллюстрировала пословицу, а наоборот, перефразировала пословицы под свои сюжеты. Вслед за ней появилась целая плеяда менее искусных, но преданных этой теме художников: Е.Лебедева-Анохина, В.Лебедев, В.Табурин, С.Веров.

Русская тема стала основной в отечественной иллюстрированной открытке. C первых поздравительных сюжетов Н.Каразин и Е.М.Бем создали изобразительную и нравственную направленность в русской теме, где изображение необыкновенно точно отражает одежду и быт населения деревни и городских окраин, а исторические сюжеты, если и приукрашены, то полностью соответствуют массовому восприятию времени.

В 1910-е годы расширяется круг русских издателей открыток, но большинство из них гонится за легкой наживой и большими тиражами, пользуется тонкой бумагой низкого качества, загнанными литографскими станками для первых тиражей и дешевой цветной автотипией для последующих перепечаток. Почти все эксплуатируют русскую тему редко упоминая имя художника.

Русской продукции не хватало. Специфика русской цензуры вынудила торговцев заказывать поздравительные открытки в Германии и Франции, а издателей открыть издательства со смешанным капиталом в Стокгольме и русское издательство И.Лапина в Париже. И Лапин печатал открытки хромолитографией с золотом и золотым обрезом и цветной автотипией, стокгольмские издатели предпочитали цветную автотипию. Европейское качество по сочности и четкости изображения превосходило возможности большинства русских типографий. C конца XIX века отечественный рынок был расцвечен европейскими поздравительными открытками с сюжетами, для нас чуждыми, но привлекательными по изображению.

Открытки были дорогим удовольствием. Хромолитография и трехцветная автотипия продавались по 10 копеек за штуку, фототипия – по 5 копеек. Были открытки более низкого качества по 1 копейке.

И вдруг всему пришел конец. Кончился мир с Германией – и вместе с ним кончились “бромосеребряные”, “плюшевые”, “настоящие гравюрные с золотым обрезом”. История открыток в России прервалась на долгие годы.

После 1914 года открытки худо-бедно в России печатали. А вот после революции 1917 года выпуск поздравительных открыток в России прекратился. Окончательно. Потому что открытки(как и многое другое)- примета буржуазного общества и пролетариату они не нужны. Да и Рождество с Пасхой официально не отмечали. Но люди все равно продолжали поздравлять друг друга. Самые запасливые использовали для этого старые, дореволюционные открытки.

Чтобы Вам приятнее было любоваться на эти старинные открытки, я в графическом редакторе улучшила их качество — контрастность, яркость, четкость.




































































































































































































































Ксения Федорова (Chinori)

Ямогу: Помогу найти, уточнить информацию и купить кукол и кукольное с Aliexpress (Китай), Ebay (не аукцион), а также AmiAmi и HobbySearch (Япония).

Текстильные куклы от Мария Скороход

Ямогу: Создайте праздник вам и вашим близким с замечательными текстильными куклами. Они станут прекрасными друзьями и украсят любой интерьер.


Комментарии (12)

Какие интересные открытки :) и с поцелуйчиками и слон :)
Очень рада, что моя публикация со старинными открытками Вам понравилась и была интересна! Да, открытка со слоном выбивается из общего ряда — я тоже обратила внимание, что она одна такая.
А что за открытку с поцелуйчиками Вы имеете ввиду? Их тут представлено несколько, но все выглядят традиционно и вполне целомудленно, разве что целующиеся яйца смотрятся несколько необычно и даже юмористически.:-)))
Да все подряд с поцелуями, я раньше такое не встречала :)
А варёные яйца в виде живых, вроде и в иностранной коллекции были… или память подводит :)
А вообще богатая фантазия у художников :)
Да, действительно, сейчас нравы стали куда более раскованными, чем сто лет назад и, наверное, в какой-то степени удивительно, что и тогда мужчина и женщина выражали свои чувства так открыто.
Яйца ввиде человечков были и в иностранной коллекции(там нарисована сценка семейного обеда), но возможно, они были выпущены в том числе и для России — на той фотографии вообще нет никакой поздравительной надписи, чтобы исходя из того, на каком языке она написана, отнести открытку к российским или зарубежным. Вот она:

А вообще, оживщие яйца один из самых сильных и запоминающихся образов, возможно, благодаря тому, что они так забавно выглядят — вот это действительно креативный подход у художника к придумыванию сюжета для поздравительной открытки.:-)))
Очень понравились открытки!!! Спасибо что показали!!!)))))
Надежда, спасибо огромное за такие добрые слова!:-) Я очень рада, что просмотр этих замечательных и интересных с исторической точки зрения открыток, Вас порадовал и поднял настроение!:-)
А мне очень интересно было с историческими фактами, касающимися открыток, ознакомиться. Открытки, конечно, тоже с удовольствием посмотрела.
Вот, добавлю одну открытку, у вас такой не нашла:

Она досталась мне в наследство вместе с другими открытками от прабабушки, на обороте есть дата — 1912 год
Обратите внимание, поздравительная надпись(Христос воскрес) нанесена штампом, я предполагаю, что эта открытка могла быть универсальной, на все случаи жизни, просто проставлялось штампом нужное поздравление.
Ольга, спасибо огромное за такой теплый и душевный отзыв!:-) Мне очень приятно, что Вы не только внимательно просмотрели мою публикацию, но и прочли информацию об истории создания открыток, которая на мой взгляд очень интересна и познавательна — ведь это часть нашей с Вами истории и культурного наследия.
Замечательную открытку, фото которой Вы добавили я тоже видела, но без поздравительной надписи(некоторые открытки действительно выпускались без них), но так как в изображении на этой открытке нет каких-либо примет, которые могли бы однозначно отнести ее именно к пасхальным(крашенные яйца, куличи, верба и т.д.), я не стала включать ее в публикацию повященную пасхальным открыткам.
Уверена, что Вы правы в своем предположении и открытка действительно относится к универсальным и ее можно было дарить на любой праздник.
Владочка, с удовольствием посмотрела замечательную подборку пасхальных открыток, спасибо!
Надежда, очень рада видеть Вас в гостях!:-) Спасибо огромное да такой добрый и теплый отзыв, я очень рада, что моя подборка пасхальных открыток Вам понравилась и принесла положительные эмоции!:-)
Очень люблю старинные открытки! Красота ))) Спасибо за топик!
Наталья, спасибо огромное за такие теплые слова — мне очень приятно, что моя публикация Вам понравилась!:-) Мне тоже очень нравится рассматривать старинные открытки — ведь они созданы более ста лет тому назад, когда мир был совсем иным, чем сейчас — иные технологии, другой образ жизни, быт, одежда и т.д. Эти открытки ценны не только с художественной точки зрения, это часть нашей истории и культурного наследия.