author-avatar
Надежда

Новые сведения о художнице М.П. Киселевой. Предки знаменитые и неизвестные

Создатель первых в России авторских кукол. Автор куклы Ляли и многих других.
Доброго дня всем! Во время работы над публикацией я все время слушала волшебную музыку Михаила Ивановича Глинки. Эта музыка сопровождала и поиски новых сведений о замечательном мастере кукол – художнице М. П. Киселевой. И это не было случайностью…
Родословный фонд преподнес удивительный факт: Мария Павловна является праправнучатой племянницей великого композитора!
Именно этот факт позволил чуть глубже заглянуть в мир ее семьи и лучше понять истоки ее таланта. Известно, что семья Глинок дала России известных художников, музыкантов, певцов, ученых. И Мария Павловна не стала исключением.
Первая публикация о художнице состоялась на Бейбиках 1 апреля 2023 года. Но поиски сведений о практически неизвестной художнице продолжаются.
Что нового стало известно на данный момент.
Логичнее, наверное, начать с предков

Ельнинский уезд Смоленской губернии. 30 мая 1802 года И.Н. Глинка, принадлежавший к русскому древнему роду польского происхождения, обвенчался с дворянкой Е.А. Глинкой-Земелькой. В церковных метриках появилась запись: «Того же уезда села Новоспасского капитан Иван Николаев сын Глинка понял девицу того же уезда села Шмакова ротмистршу дочь Евгению Андреевну Глинкину, оба первым браком».

ПРАПРАДЕД И ПРАПРАБАБУШКА
Иван Николаевич Глинка (1777—1834) и Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783—1851)

Автор портретов И. Вернер, 1803 г. Пастель. Музей-усадьба М. И. Глинки.

Молодые супруги были троюродными братом и сестрой. История их женитьбы необыкновенна сама по себе, но к интересующему нас вопросу отношения не имеет, поэтому здесь не приводится. Факт упомянут для того, чтобы понять, почему, кроме иных причин, многие дети молодых Глинок имели слабое здоровье и умирали в молодом возрасте. В остальном брак, заключенный по любви, был счастливым.
Для семьи Иван Глинка выстроил большой особняк.

Рисунок Елены Карловны Врангель 1842 г. (ВикипедиЯ)

Дом Глинок в Новоспасском. С рисунков художницы В.Н. Глинки (Сайт Музея-усадьбы Глинок в селе Новоспасском).

В этом доме родился не только М.И. Глинка. Годом позже появилась на свет его сестра Пелагея (будущая прабабушка М.П. Киселевой), затем и остальные дети Глинок. На рисунках представлен оригинальный дом. Тот, что сегодня находится в музее-заповеднике села Новоспасское, воссоздан на старом фундаменте.

После смерти мужа Е.А. Глинка прожила 17 лет. Осталась законной владелицей усадьбы. Проживала с младшей дочерью Ольгой до ее замужества здесь, в усадьбе, в селе Новоспасском. Временами они (или то одна, то другая) жили в семьях старших дочерей Натальи, Елизаветы, или Марии.

Семейство Глинок было многочисленным. Дети Глинок:
Алексей Иванович (1803-1804)
Михаил Иванович (1804-1857) — композитор
Пелагея Ивановна (1805-1828), в замужестве Соболевская – прабабушка М.П. Киселевой.
Наталья Ивановна (1809-1853), в замужестве Гедеонова
Елизавета Ивановна (1810-1850), в замужестве Флёри.
Иван Иванович (1811-1813)
Мария Ивановна (1813-1890), в замужестве Стунеева.
Евгений Иванович (1815-1834)
Людмила Ивановна (1816-1906), в замужестве Шестакова
Екатерина Ивановна (1819-1921)
Николай Иванович (1822-1823)
Андрей Иванович (1823-1839)
Ольга Ивановна (1825-1859), в замужестве Измайлова. В 1857 году стала владелицей усадьбы Глинок, как того и желала мать, Е.А. Глинка. С 1851 года по 1857 владельцем усадьбы был Глинка-композитор, так как на момент смерти матери был старшим сыном, прямым и единственным наследником мужского пола. После кончины матери сам он в усадьбе не жил и ни разу не сюда не приезжал. По доверенности хозяйством управляла его сестра Л.И. Шестакова.
После его смерти сестра исполнила желание матери и передала имение младшей сестре. Сестра с семьей переехала на житье в Новоспасское, но жизни ей оставалось всего 2 года. Имение по наследству перешло к ее мужу Измайлову, который не имел желания заниматься хозяйством и вести дела. Поэтому имение было продано в чужие руки и в результате погибло (было разобрано, материал перевезен в Коломну, использован для строительства казарм, которые вскоре сгорели). Памятные предметы и ценности, семейные реликвии, мебель и прочее из имения разобрали родственники Глинки. Много вещей сохранили и передали впоследствии музею потомки Измайловых.

СЕМЬЯ ПРАДЕДУШКИ И ПРАБАБУШКИ М.П. КИСЕЛЕВОЙ
Пелагея Ивановна Глинка-Соболевская (28.09.1805 – 7.07.1828).
Как мало о ней известно!
Была годом моложе своего брата – композитора М.И. Глинки. После смерти бабушки брат и сестра воспитывались вместе, были практически неразлучны до его 13 лет, то есть, до учебы брата в пансионе Петербурга. Вместе их гувернантка Кляммер обучала языкам, географии и игре на фортепиано (из воспоминаний М.И. Глинки).
К счастью, у нас есть ее портрет.
Михаил Глинка с матерью и сестрой Пелагеей. Миниатюра 1817 г.

Рисунок на крышке табакерки. Табакерка является экспонатом музея (Эрмитаж).

Пелагея Ивановна Глинка вышла замуж в декабре 1825 года за соседа-дворянина Соболевского Якова Михайловича (23.10.1793 – ?.11.1844) (из воспоминаний М.И. Глинки).
Пелагея Ивановна Соболевская после замужества покинула родовое гнездо в Новоспасском. Вместе с мужем жила в его усадьбе Руськово Ивонинской волости Ельнинского уезда, ныне утраченной (сайт музея-заповедника М.И. Глинки в с. Новоспасское).
Если о Пелагее Ивановне имеются только сухие датированные сведения, характеристика ее мужа дана Глинкой, он называет зятя «соседом, милым и образованным человеком». Из писем и воспоминаний Глинки ясно следует, что теплые родственные отношения связывали зятя Соболевского с семьей Глинок до самой кончины Якова Михайловича. Создалось впечатление, что он и Глинки жили одной семьей, хотя и по соседству.
Пелагея Ивановна Соболевская умерла очень рано, в 23 года, в 1828 году, прожив в браке всего 2.5 года и оставив полуторогодовалого сына Николеньку. Ребенок в семье был единственным.

ДЕДУШКА М.П.КИСЕЛЕВОЙ
Николай Яковлевич Соболевский (11.12.1826 – 8.10.1893)
После смерти матери мальчик воспитывался отцом, который в брак больше не вступал. Кроме отца заботу о воспитании племянника взяла на себя восемнадцатилетняя тетка, младшая сестра его матери — Елизавета Ивановна Глинка. Большое участие в судьбе Коли Соболевского принимала и его бабушка Глинка (из воспоминаний и писем М.И. Глинки). И дедушка Глинка тоже был еще жив. По всей видимости, ребенок и жил вместе с тетей в семье Глинок, где кроме Елизаветы Ивановны жили не только остальные младшие братья и сестры его умершей матери, но и несколько родственников-сирот, и дальняя разорившаяся родственница с дочерью. Так было принято в то время, и семья богатых Глинок не была исключением, о чем свидетельствуют многие архивные документы.
О роли же родственников со стороны отца в жизни ребенка сведений не нашлось.
Мальчик страдал очень слабым слухом и был почти немым («полуглухонемой» – по словам М.И. Глинки, в его воспоминаниях). Ранней весной 1941 года отец и Елизавета Ивановна возили его в Париж к докторам. Деньги на заграничную поездку дала бабушка, Е.А. Глинка. К сожалению, лечение никакого успеха не имело. Вернулись они в Россию, в Петербург, 22 августа того же года. Вскоре отец уехал в деревню, оставив мальчика с Елизаветой Ивановной в Петербурге. Как стало понятно из более поздних писем М.И. Глинки к матери, это было сделано с определенной целью. В Петербурге Коля Соболевский жил с тетей в нанятой квартире на Мещерской улице. Вместе с ними жил и М.И. Глинка, который в то время был озабочен бракоразводным процессом.
В ноябре того же 1841 года пятнадцатилетний Коля Соболевский был помещен в какое-то, не названное Глинкой специальное учреждение, о чем свидетельствует письмо М. Глинки к матери от 25 ноября 1841 г.: Е. А. Глинке: «Милая и бесценная маменька! Вот и ноябрь в исходе, скоро декабрь, и мы с сестрицею заранее восхищаемся счастием скоро Вас видеть. Сестрица пристроила Николиньку как нельзя лучше…»
«Как нельзя лучше».
Скорее всего, это было Санкт-Петербургское училище глухонемых — первое и единственное тогда в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей. Первоначально (в 1810 году – ВИКИПЕДИЯ) училище было рассчитано на 12 «лишенных слуха и глагола» воспитанников (6 мальчиков и 6 девочек). В число первых учеников училища вошли три племянника генеральши Ахвердовой. Впоследствии число воспитанников значительно увеличилось. Это было закрытое учебное заведение, в котором воспитанники жили и учились на протяжении 10 лет. Здесь находились дети бедняков и дети известных государственных сановников и интеллигенции. Условия содержания их были разными. Дети богатых родителей обычно имели отдельную комнату, остальные жили в общих. Целью этого учебного заведения было воспитание и образование, как общее, так и ремесленное, детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохших от болезни с потерей речи.

Фото на сайте «Энциклопедия Санкт-Петербурга»
Кажется, что в самом деле «лучше некуда». Ведь мальчика надо было адаптировать, дать возможное образование. А в училище воспитанников обучали общению с помощью жестов и чтению «с губ». Выпускники в дальнейшем даже могли продолжить обучение в университетах. Семья в этом помочь никак не могла.

Объяснение читаемого в Петербургском училище глухонемых. Второй год обучения. Фото неизвестного автора. (Сайт «История России в фотографиях»).

Почему я думаю именно про это училище?
Во-первых, мальчика не увезли в имение, которое он покинул для поездки в Париж, а оставили жить с родственниками в Петербурге. После устройства мальчика тетя Елизавета Ивановна так и осталась в Петербурге, то есть, фактически осталась при нем и больше никогда не жила в фамильном имении. Например, известно, что на лето ребенок с теткой выезжали на дачу (из писем М.И. Глинки). Во-вторых, об этом говорят последующие события, а именно замужество Е.И. Глинки, которая опекала Колю.
Зимой 1844 года (венчание 21 января), Елизавета Ивановна вышла замуж за Виктора Ивановича Флёри (1800—1856), который в то время был инспектором и директором именно Петербургского училища для глухонемых и первым крупным теоретиком сурдопедагогики в России. Возможно ли такое совпадение?
Брак этот был бездетным. Е.И. Глинке-Флёри было уже 34 года. Для мужа это был второй брак. Первая жена Флёри скончалась, оставив сиротами пятерых детей. Елизавета Ивановна стала матерью его детям, а он, по всей вероятности, принимал участие в судьбе ее сироты племянника. В доме супругов Флёри много раз жили наездами и бабушка, и Глинка, и его сестры с их семьями. В.И. Флёри всегда оставался для Глинок близким родственником и помощником в самых разных трудных делах.
В ноябре 1844 года скончался отец Коли Соболевского – Яков Михайлович. В августе 1844 года дядя Коли, М.И. Глинка, получил из Ельни письмо с сообщением о его тяжелой болезни. А в письме от 16 ноября 1844 года Глинка пишет матери: «Письмо ваше, милая и бесценная маменька, крайне огорчило меня. Хотя я и был приготовлен к кончине доброго брата Якова Михайловича, но все еще надеялся. Жаль мне его, очень жаль; жаль бедного Николеньки; что-то с ним будет?»
Николеньке Соболевскому в этот момент было 18 лет.
Тетя Елизавета Ивановна, которая участвовала в жизни Коли, скончалась в возрасте 40 лет, в 1850 году, когда Николаю Соболевскому было 24 года. Через год – в 1851 году – скончалась его бабушка Глинка. Дедушка умер еще раньше. Один за другим уходят из жизни самые близкие люди, которые были его опорой.
С кем он жил, чем занимался после училища, на ком впоследствии женился – остается неизвестным. Предположение, что Николай Соболевский мог стать наставником в училище для детей с такими особенностями в Смоленской губернии, не подтвердились. Не найдено сведений о существовании в Смоленске такого рода заведения в XIX веке.
Точно известно, что в 1846 году Николай Соболевский жил В Ельне (или в Ельнинском уезде), так как М.И. Глинка в письме к сестре в Ельню передает ему поклон, называя уже Николаем.

Из письма М.И. Глинки от 20 декабря 1853 года, адресованного сестре в Ельню, следует, что Николай Соболевский по-прежнему находится здесь же, он уже женат и имеет детей: «…Не забудь поздравить Колю с женою и детьми…» Если верить Российскому родословному фонду, в 1853 году у 27-летнего Николая было уже трое маленьких детей, в том числе и дочь Наталья, в будущем — мать М.П. Киселевой.
Когда, на ком женился молодой человек? О его жене – бабушке М.П. Киселевой – нет никаких сведений.
В браке они имели шестерых детей, трое из которых умерли в детстве.

Дальнейшие минимальные сведения, буквально крупицы, есть только о семье его дочери Николая Яковлевича Соболевского – Натальи Николаевны – матери М.П. Киселевой.

Обсуждение (23)

Источники, использованные для написания публикации:

— Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями: Пров. и испр. по ориг. изд. с сохранением всех прим. В.В. Никольского. — Санкт-Петербург: Издательство А.С. Суворина. – 1887.
— Глинка М.И. Литературное наследие. Письма и документы. – Ленинград: Госмузиздательство, 1953.
— Сайт Владимир Мелеховец (Vladimir Melekhovets)
— Сайт Российского родословного фонда
— Генеалогический форум ВГД
— Сайт музея-заповедника М.И. Глинки в селе Новоспасское
Надежда, спасибо за интереснейшую публикацию.
Добрый день, Андрей! Спасибо за теплый комментарий! Публикация оказалась большой, я рада, что Вы ее прочли.
Надежда, спасибо за интереснейшую публикацию. Я занимаюсь историей своей семьи, поэтому могу представить, какую серьезную работу вы проделали, собирая эту информацию из разных источников.
Большое спасибо! Это не только трудно, но и замечательно интересно. И очень хочется, чтобы любители и коллекционеры кукол и игрушек узнали о «Лялиной маме». М.П. Киселева этого достойна.
  • nogata
Это невероятно интересно, согласна с вами! Каждая находка на вес золота и радует необыкновенно, и радость эта на удивление не замыливается со временем (это я из собственного двухлетнего опыта поисков).
С нетерпением жду продолжение вашего исследования.
Конца работе не предвидится))) Думаю, что Ваш собственный опыт свидетельствует о том же.
Поисками сведений о художнице занимаюсь не только я. Поэтому продолжение обязательно будет!
  • nogata
Да, так и есть. Если в самом начале интересуют только прямые линии, то со временем появляется желание идти не только вглубь, но и вширь. Скажем, если оказалось, что у трижды прадеда была сестра, то почему же надо пренебрегать ею и ее семьей? Так что поиски эти конца не имеют.
К тому же, изучая родственников, можно узнать что-то и о своих прямых предках)
Тоже генеалогия- одно из хобби) правда я сейчас поставила его на паузу- пошли тупики и как-то поиски затихли(
Александра, аналогично))) Мы тоже занимаемся родословной семьи. Но почему-то получается, что поиски в прошлое оказываются более успешными. А последние поколения «рассыпаются». Мы стали меньше общаться с родственниками? Или семейное древо становится уж очень разветвленным?
У меня тоже накопился такой массив информации, что глобальные открытия уже так просто (как в начале) не случаются, и есть тупики… Но мы еще поборемся.😉 Мне это очень интересно, да и три ветки, доведенные до 1760-х годов, намекают, что не все тупики окончательны. Жаль только непрямые родственники, до которых я смогла дотянуться, ничем особо не интересуются и источником информации служить не могут.
Надежда, примите мои благодарность и восхищение вашими трудами! Еще большую благодарность я испытываю вашей готовностью делиться результатами! Это настолько важно, интересно и полезно не только в плане кукольной истории, но истории Российской в целом. Мне кажется, что знать М И Глинку и его творчество замечательно. Но знать, что его потомок стал художником, да еще таким близким и понятным самому широкому кругу детей и взрослых — не менее замечательно. На свою Лялю смотрю теперь особенно, как будто чувствую связь с прошлым, такое интересное чувство. С большим интересом жду продолжения ваших поисков.
Татьяна, очень тронута Вашим комментарием.
Семья Глинок — удивительная семья! Среди потомков есть известные музыканты, популяризаторы музыки, художники (не только Мария Павловна Киселева), певцы, ученые. Например, старшая сестра М.П. пела в хоре Большого театра. Но им всем пришлось трудно после 1917 года и в 30-е годы тоже. Потомственные дворяне… Мало кто смог найти применение своему таланту, приспособиться к переменам.
И Вы знаете, такое впечатление, что это мы — широкий круг детей и взрослых коллекционеров — те, кто уважал, уважает, любит и отдает дань работам художницы. Родственники-потомки в РРФ написали о ней так: скульптор, художник, создавала детские куклы. Так и кажется, что они не считали ее занятие серьезным…
Спасибо! Серьезные изыскания!
  • babulja
Большое спасибо за комментарий! Очень приятно, что такую информацию люди читают с интересом
Надежда, Вы проделали колоссальную работу!💐 Я восхищаюсь Вашей напористостью и огромным желанием узнавать историю русских художников и художниц! Спасибо Вам за проделанный труд! Информация крайне ценная и ранее не встречавшаяся! ❤️
Спасибо большое за теплый комментарий! Да, Вы правы: очень хочется, чтобы коллекционеры побольше узнали о художнице. Информации о ней не было практически никакой. Очень приятно, что пользователи любимого сайта Бейбики получили ее первыми.
Текст не скачан, все найденные факты сообщаются впервые. И вести поиски было очень приятно!
  • nogata
Надежда, а вы не хотите попытаться опубликовать свой материал в каком-нибудь журнале? Ведь есть же, наверное, специализированные исторически-генеалогические издания? Это же не дайджест из интернета, а серьезная работа с источниками и оригинальное исследование.
Наверное, стоит об этом подумать. Главное — определиться, кому кроме нас-«Бейбиков» интересна такая информация.
Надо же, как неожиданно и интересно- родственница Глинки)
Да я сама не сразу поверила. Но с Российским родословным фондом не поспоришь ))) И потом, нашлись и другие доказательства дворянского происхождения художницы.
Надежда, большое спасибо за Ваш огромный труд!
Марина, очень рада, что информация вам интересна, отдельная благодарность за то, что у вас хватило сил дочитать до конца)))
Уверена, что будут еще новости, потому что работа продолжается.