author-avatar
Надежда

Лялина мама. Художница Мария Павловна Киселева. Куклы СССР

Писать об этой художнице, авторе замечательных кукол, очень трудно.
Она работала, создавая свои модели, в тяжелый для страны период, поэтому многие поворотные моменты ее жизни и расцвет ее творчества невозможно отделить от событий, происходящих в России в 20-30-40-е годы. А это время надо было еще понять.

Трудность заключается еще и в том, что сведений о художнице крайне мало. В ее биографии масса белых пятен, а найденные сведения часто противоречивы и вызывают все новые вопросы. Не нашлось ни одного портрета или фото Киселевой. В крайне редких случаях на фотографиях ее кукол указано авторство.

Мария Павловна Киселева – создатель первых в СССР авторских кукол


Годы жизни М.П. Киселевой – 1889-1954 гг. – были найдены в буклете к выставке Л. Сморгона 2019 года (1). Ее имя в брошюре было упомянуто не случайно: в ней написано, что художница оказала на Льва Наумовича Сморгона серьезное влияние (он имел возможность изучить гипсовую модель ее куклы, и «игрушка оказалась по духу ему близка»).

Российский Родословный Фонд выдал другую информацию: «13.10.1888 – ?.12.1948 (скульптор, художник, создавала детские куклы)». Думаю, что правильные даты все-таки в буклете.


Ранние куклы М.П. Киселевой. Артель «Сатурн», 1935 год

Сведений о семье, о детстве Марии Павловны Киселевой найти так и не удалось.
Расскажу то, что известно о художнице на сегодняшний день.
До переезда в Москву жила в Смоленске (2). В Смоленске Мария Павловна закончила гимназию. Еще в юности, будучи гимназисткой, увлеклась живописью и скульптурой (3).
Еще из одной фразы в статье-интервью можно понять, что М.П. Киселева обучалась рисованию у московских художников: С.Т. Конёнкова, К.Ф. Юона и И.И. Машкова: «Еще туманнее вспоминалась московская школа — классы Юона, Машкова, коненковские скульптуры, вырубленные из дерева, раскрашенные, дерзкие...» (2)

Для справки:
Скульптор С.Т. Конёнков занимался преподавательской деятельностью, Юон и Машков (оба — известные художники начала века) с 1900-1903 по 1917 годы имели в Москве собственные студии, где давали частные уроки живописи. Кстати, вместе с М.П. Киселевой у всех троих училась и будущий известный скульптор Вера Мухина. И, кстати еще раз, – Вера Мухина тоже пробовала создать свою куклу, но кукла у нее… не получилась.

1912 и 1913 годы Мария Павловна провела в Париже, где старалась повысить свое мастерство, обучаясь у заграничных мастеров (2). Портреты, пейзажи, натюрморты, статуи… Художница искала свое место в изобразительном искусстве и, по-видимому, добилась неплохих результатов. Затем она вернулась в Россию. Художнице Марии Киселевой 23 года.
В 1917 году ей 28. В послереволюционные годы М.П. Киселева – профессиональный художник – занималась портретной живописью в Смоленске. Жить было трудно и голодно. Хотя художникам (и ей тоже) полагался продуктовый паек, он был очень скудным. Главное — художницу терзали сомнения, нужно ли в такое тяжелое время ее мастерство, кто в те годы и в такой обстановке имеет желание и возможность заказать художнику свой портрет?
Сомнения разрешил неожиданный случай.
Сестра устраивала для дочки новогоднюю ёлку. Для украшения ёлки она смастерила кукол, а Марию Павловну попросила их раскрасить. Художница опытным взглядом сразу отметила все недочеты самодельных игрушек, взялась за работу, фактически сделала кукол заново, раскрасила их и одела. Работа доставила ей неожиданную радость, это было именно то, что она любила, чему училась, что умела – работа над формой, цветом, работа с тканью. Когда Мария Павловна увидела восторг в глазах племянницы и маленьких гостей, пришло еще и осознание полезности ее труда. (3)
Это были самые первые авторские куклы М.П. Киселёвой и поворотный момент в жизни художницы. Она решила продолжать работу над созданием кукол и усердно трудилась всю зиму 1920/21 года.
Художнице 32 года. Весной 1921 года Мария Павловна приехала в Москву и привезла в чемодане 40 изготовленных ею кукол. Все они были определены в магазин кустарных товаров и быстро раскуплены.
В 1922 году М.П. Киселева предложила образцы своих кукол ряду Госучреждений (3), где после внимательного изучения они получили одобрение. Не удивляюсь этому факту: ведь кукол мастерила профессиональная художница!
Некоторое время Мария Павловна снимала комнату в дачном домике под Москвой, где продолжала мастерить кукол, постепенно совершенствуя свое умение. Ее изделия принимали магазины кустарных товаров, приобретали скупщики. Так начинала свою работу над куклой художница М.П. Киселева. Интересно, что в то же время с попытки изготовления кукол для продажи начали свой творческий путь и заслуженный деятель искусств С.В. Образцов – организатор советского театра кукол, и будущий талантливый скульптор Вера Мухина, и некоторые другие художники и скульпторы того времени.

Кукла М.П. Киселевой. Артель «Сатурн», 1934 год. Вылеплена из мастики собственного состава художницы М. Киселевой

В голодные тяжелые годы разрухи многие выживали, становясь кустарями-одиночками. Конечно, не только кукольных дел мастерами. Вырабатывали кто что умел: игрушки, посуду, мебель, мыло, одежду, обувь и прочее. Всё пользовалось спросом в стране с разрушенным хозяйством в условиях тотального дефицита самых необходимых вещей. Фабрики и заводы еще только предстояло восстановить, но людям надо было как-то жить. Можно сказать, что тот период вся страна смогла пережить именно благодаря артельному и кустарному производству, восстанавливая тем временем промышленность, строя новые государственные заводы и фабрики.

И дети, конечно, рождаются и в благополучные времена, и в трудные тоже. Дети, которым нужны игрушки. Но с игрушками, особенно с куклами, в молодой советской республике дела обстояли хуже некуда. В первые годы советской власти было не до игрушек. В 20-е годы куклы дореволюционного образца были объявлены буржуазным пережитком и подверглись массовому уничтожению. Новых кукол – «орудия коммунистического воспитания детских масс» – делать было еще негде и некому.

В 1931 году 75% игрушек производилось артелями, остальные 25% — кустарными мастерами-одиночками. Власть способствовала созданию артелей по изготовлению игрушек, одобряла деятельность кустарей еще и потому, что в стране была массовая безработица. Была и еще одна серьезная причина: страна крайне нуждалась в валюте, а наиболее развитые артельные производства выдавали сувенирную продукцию, которую охотно приобретали иностранцы. В числе таких сувениров были и куклы.

Основная часть артельных и кустарных кукол и игрушек была очень низкого качества. Кукол изготовляли из отходов производств, бумаги, соломы, тряпок, мучных смёток, консервных банок… Да и это было дефицитом. В это сейчас верится с трудом, но перечень «материалов» приведен в журналах по игрушкам 30-х годов, и он еще далеко не полный! Но спрос даже на такую низкопробную игрушечную продукцию был огромный.

Марии Павловне Киселевой было около 40 лет, когда она дала согласие работать в пригородной артели «Сатурн» (будущая Нахабинская фабрика игрушек). Установить точную дату этого события пока не удалось, но известно, что артель образовалась в 1930 году. «Сатурн» кроме прочей продукции выпускал кукол. Художников в артелях не было, работали «по вдохновению, наугад», поэтому Марию Павловну давно приглашали в «Сатурн» для сотрудничества. В мастерской «Сатурна» Мария Павловна не только делала кукол сама, но и обучала этому ремеслу молодых работниц. Она говорила, что среди ее учениц, в основном молоденьких колхозниц, были талантливые девушки, и все очень старательно учились.
После прихода М.П. Киселевой в артель «Сатурн» начала выпускать лучшие в стране куклы.


Авторский оригинал этой куклы находится в музее Сергиева Посада.


Куклы М.П. Киселевой. Фото из журнала «Советская игрушка» №10 за 1936 год

По фото из антикварных журналов трудно получить представление о куклах М.П. Киселевой. Но вот что писали о ее куклах эти журналы:

«… Первую советскую куклу сделала художница М. Киселева».

«Она (кукла) мила. Глаза ясны, чуть задумчивы. Приятен детский овал лица. Круглая головка гармонична. Хорошие приятные волосы причесаны на прямой пробор. Руки сгибаются в плече и в локте, ноги — в колене и бедре. Кукла может опуститься на колени, делать гимнастику, принимать разнообразные позы. Это достигается особым шарнирным креплением.
Превосходно проработано тело куклы. Выкройка фигуры куклы сделана с математической точностью. Набивка компактна, ровна. Рубашка, панталоны, платье — изящны, удобны, легко снимаются. Облик куклы, техническая обработка, костюм, — все привлекательно, культурно».

«Наконец, мы получили вполне культурную, «квалифицированную» куклу. Художница М. И. Киселева сделала модели кукол-бебе. Это большие, нарядные, высокохудожественные куклы — мальчик и девочка, которые могут конкурировать с хорошими иностранными образцами. Художницей дан реалистический образ здорового, радостного ребенка: фигура, голова и костюм четко и выразительно проработаны».

«…Исключительно высокой художественной ценности куклу создала художница Киселева. Ее образец вполне может спорить с лучшими произведениями парижских мастеров…»

«…Комитет по игрушке прислал артели в подарок лучшую куклу, выпускаемую в Советском Союзе, — куклу Киселевой. Рабочие обещали освоить ее, выпустить в массовом производстве и сделать ее даже лучше, чем делают в артели «Сатурн».

Фото кукол М.П. Киселевой из журнала «Советская игрушка» 1936 год
Фото кукол М.П. Киселевой из журнала «Советская игрушка» 1936 год, №11

Есть сведения, что художница принимала участие и в работе артели имени 8 марта. Достоверно установлено, что куклы автора выпускались кроме артели «Сатурн» артелями имени 8 марта (Москва), «Изокульт» (Ленинград), «Вологодский игрушечник» (Вологда), им. Красной армии (г. Загорск), Норской артелью имени 17 партсъезда (Ярославской обл.).
В 1938 году Мария Киселева наряду с другими уникальными авторами-игрушечниками (Павел Стулёв, Елена Борисова, Ольга Лобановская, Ирина Манухина, Маргарита Вильям) работает над созданием новых образцов кукол в Научно-экспериментальном институте игрушки (г. Загорск, позднее Сергиев Посад). Ее куклы-пупсы в целлулоидном варианте выпускались долгое время на Охтинским, Казанским и Тюменским химическими комбинатами.

Куклы художницы Киселевой успешно выдерживали конкуренцию с зарубежными образцами и продавались на экспорт. Приведу пример: одна из ее кукол в национальной одежде была приобретена для национальной коллекции и уехала в США.
В документах Научного архива Музея игрушки, а именно в «Предварительном плане экспозиции народных игрушек СССР» для легендарной Международной парижской выставки 1937 года, упомянуты куклы Марии Киселёвой (артель «Сатурн»).
На выставках ВОКС в Вене, на выставке Кустэкспорта в Риге, на союзных выставках Кустпрома куклы Киселевой занимали почетное место.

Каждая девочка мечтала о кукле Киселевой. Однако, в продаже этих кукол было всегда меньше, чем требовалось.
«И торговые, и производственные организации несут ответственность за то, что многие отличные игрушки (куклы худ. Киселевой и несколько других) поступали на рынок в сотнях и тысячах штук, а не в десятках и сотнях тысяч, как надо…» («Советская игрушка», №1, 1936 г.). Эти высокохудожественные куклы были сложны в изготовлении, немногим артелям было это под силу. И, конечно, тщательно проработанные, отлично выполненные, элегантно одетые куклы М.П. Киселевой стоили очень дорого.

«По сути дела, она была на тот момент единственным мастером, который делал в СССР «авторскую» игрушку» (Сначала была игрушка / М. Кожухова // Лев Сморгон: буклет к выставке. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 32.)
Куклы М.П. Киселевой являются именно авторскими, то есть, не просто от начала до конца изготовленными ею образцами. Каждый из них воплощал задуманный художницей образ с индивидуальными чертами и характером.

Каждая модель выполнялась сначала в гипсе (набросков и эскизов на бумаге, как говорила сама М.П. Киселева, у нее в практике никогда не было), следующим этапом было построение деталей куклы из какого-либо материала, окраска, сборка, разработка и изготовление паричка согласно задуманному образу, разработка и шитье одежды. Все это делалось ее руками, некоторые операции выполнялись с использованием простейшего артельного оборудования, но лично автором. Так рождалась авторская модель. До наших дней из всего авторского наследия Киселевой сохранились буквально единичные образцы.
Формы, изготовленные по авторской модели, рассылались в другие артели (заказов на куклы М.П. было немало), где по образцу куклы изготавливались уже массово. Массовое производство требовало постоянного внимания автора модели, так как образ куклы, задуманный художником, неизбежно искажался в силу самых разных причин.

Самые известные модели кукол были созданы М.П. Киселевой в конце 30-х годов.
Вот первое (из найденных) упоминание о кукле «Мальчик киргиз». Год его создания – 1936.
Маленький киргиз выпускался многими артелями и фабриками, с разными вариантами тела, из различного материала, самый последний вариант – полностью целлулоидный (промышленный образец. ОХК).

Лялина мама. Художница Мария Павловна Киселева. Куклы СССР

В тот же период художницей были созданы еще несколько кукол в национальной одежде, в том числе замечательные куклы узбек и ненец.
Художница Мария Павловна Киселева. Куклы СССР
Авторские модели мальчиков киргиза и ненца. Находятся в Национальном музее игрушки Украины (г. Киев).

От куклы-украиночки и куклы в белорусском костюме невозможно отвести глаз! А был еще и хлопчик.

Авторские модели кукол. Находятся в Национальном музее игрушки Украины (г. Киев).

А теперь поближе к Ляле.

Журнал «Игрушка», 1938 г. Кукла-девочка на цветной вкладке журнала – копия французской куклы, сделанная руками Марии Павловны.

Та самая Рейналь и очень похожая французская куколка от Рейналь.

Французская кукла (предположительно модель Николетта) была выпущена фабрикой Эдварда Рейналя. В конце 30-х художники кукол СССР получили задание – создать новый образ куклы: веселого, здорового и красивого советского ребенка. Копия, сделанная М.П. Киселевой, по-видимому, — пробный вариант.
Кукла-копия оказалась удачной. Ее портрет немедленно занял место на обложке нескольких номеров журнала «Игрушка».
Художница Мария Павловна Киселева. Куклы СССР

Я упорно вижу в этой кукле прообраз куклы Ляли, созданный М.П. Киселевой как раз в этот период. Ляля – самая знаменитая и самая часто встречающаяся кукла автора, выпускалась в течение 20 лет!
Ляля – кукла с паричком или рельефными волосами (с такой очень характерной челочкой-надвое). На ножках чаще всего имеются «фирменные» рельефные раскрашенные туфельки. В каталогах имеется указание, что Ляли выпускались крупными куклами и ростом поменьше — 35 см.
Фотографий промышленных образцов куклы Ляли очень много. И вариантов тел очень много, с различными способами крепления рук и ног – от неподвижных до мобильных. Из различных материалов. Босых и обутых. А еще она очень похожа на брата Вову!

Зато установлены имена паричковых двойников Ляли: Майя, Светлана и Надя. Имя, скорее всего, зависит от наличия и материала парика, прически, цвета глаз, одежды. И с братом Ляли такая же история. Его зовут то Вова, то Рома.

Художница Мария Павловна Киселева. Куклы СССР
Куклы Майя» и Ира 1943 г. Кукла Вова 1943 г.

Почти все куклы на следующих фото – авторские образцы художницы М.П. Киселевой. Все являются экспонатами Национального музея игрушки Украины (г. Киев).
Знакомимся! Надя (Ленигрушка)


Красавчик Вова в компании подруг: Иры (на фото в зеленых туфельках, она есть на цветной вкладке выше), куколки-малышки и очень красивой куклы в национальном костюме. Фото кукол М. Киселевой в экспозиции музея советских кукол «КуМир детстса» Оксаны Токмаковой (г. Иркутск).


Кукла Светлана. Настоящий одуванчик!


Рома, Светлана и Рита


А вот малыши. Кукла «Голыш»


«Маленькая кукла» и трогательная «Милочка» в нагрудничке

Хочу заметить, что одежду для своих кукол (имеются в виду авторские образцы) Мария Павловна Киселева шила своими руками.
Вот такая замечательная семья кукол художницы Марии Павловны Киселевой. Некоторые из них хранятся в музеях, другие живут в ваших коллекциях.

Больше о М.П. Киселевой ничего неизвестно, а узнать очень хочется! Прожив всего 65 лет, она успела так много сделать, так много радости художница принесла в этот мир!
Если кто-то может поделиться дополнительной информацией о художнице буду очень признательна.

При написании публикации были использованы журналы «Советская игрушка» за 1935-36 гг.; «Игрушка» за 1937-39 гг., прочие архивные источники, фото сайта Национального музея игрушки Украины.
Ссылка (1) в тексте – Сначала была игрушка / М. Кожухова // Лев Сморгон: буклет к выставке. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 32.
Ссылка (2) в тексте – Творец кукол / М. Александров // Игрушка. – 1937. – №1. – С. 29-30.
Ссылка (3) в тексте — Мастер куклы Киселева / М.П. (псевдоним) // Советская игрушка. – 1935. – №3. – С. 24.

Всем прочитавшим статью большое спасибо!
  • Авторские игрушки Wild Forest Lab

    Ямогу: Создаю коллекционные куклы и игрушки в смешанной технике. В основном разных фантастических существ.

  • Марина- AllforDoll

    Ямогу: Добро Пожаловать! Я занимаюсь изготовлением фарфоровых частей, из которых можно создать куклу своей мечты. В основном я работаю с молдами Дианны Эффнер, но есть и другие…

Обсуждение (78)

Очень интересная публикация! Спасибо!
Фото из Сергиево-Посадского музея игрушки
  • NeshkaB
Вот огромное спасибо!!! Так я мечтала рассмотреть поближе эту куколку! Чудо, что за девочка.
Вам удалось побывать в музее?
  • nogata
Фото сделано летом 2021 года. Экспозиция, посвящённая игрушкам нашего детсва, оставила самые яркие впечатления.
  • NeshkaB
Как вам повезло увидеть эти игрушки своими глазами! Приятно, что минимум один авторский образец есть в этом музее.
Кукла Наташа:
  • nogata
Какая красавица!
Потрясающие куклы Мастера, настоящие детки! Милые, радостные, крепенькие. Щечки-яблочки, отрада для глаз.
Очень интересная публикация, огромное Вам спасибо!
  • Teorema
Большое спасибо! Очень долго искала информацию об авторе Ляли. И захотелось вернуть мастера из небытия.
Еще один пупс М.П. Киселевой — «Малыш».
Что удивительно, какие красивые игрушки выпускали раньше. Почему же в 80-90 года в магазинах продавались страшенные куклы в общей массе.
Госплан…
Очень интересная публикация, огромное спасибо!
Прочла на одном дыхании.

Как много Вы привели фотографий!
Довоенные куклы очень красивы. Интереснее многих своих иностранных современниц. Их лица буквально одухотворенные, как портреты реальных маленьких девочек.

И я смотрю, куклы из музеев очень хорошо сохранились.
Нет кракелюра, сколов покрытия.
Или они были реставрированы?
Большое спасибо!
Я тоже обратила внимание на отличное состояние кукол.
Но нет, реставрации они не подвергались, в музеях такого ранга вмешательство запрещено. Сколы есть, я увеличивала фото, чтобы получше рассмотреть, есть и дырочки, и другие следы времени.
Такое ощущение, что кракелюр отсутствует именно на самых ранних куклах. Мастера работали над материалом.
  • nogata
В музеях обычно экспонаты реставрируют, но в таком виде, чтобы сохранить дух старины, аутентичность и в то же время, чтобы кукла не была в убитом состоянии, а одежда порвана и в пятнах. Ткань реставрируется, да и все остальное тоже.
Огромное спасибо🌹
Необычайно интересно🌷
Ольга, рада вас видеть в гостях! Спасибо большое, информацию собирала по крупицам)))
Такие мастера не должны быть забыты.
  • nogata
Очень здорово, информация ценная!
А вот фото из Дзена, подумала, что пусть тут тоже будут.
Конечно! Это фотографии из журнала. «Антикварная кукла», я читала эту статью о М.П. Киселевой, но она — почти сплошной плагиат. Автор скопировал две архивные статьи и привел их без ссылок, почти не внося изменений.
Ольга, у меня есть несколько статей-первоисточников о Киселевой.
Поделюсь со всеми желающими!
  • nogata
Да, я вообще к дзену негативно отношусь, там не очень то компетентные люди пишут, я редко там бываю, но просто фото поместила сюда, так как считаю, что это-человеческие документы)
Оля, согласна!
Я даже к журналу «Антикварная кукла» настороженно отношусь. Во-первых, находила плагиат. Во вторых, увидела в инете несколько видео редактора журнала, и оно мне совсем не понравилось. Ну, не буду «переходить на личности».
Фото в статье очень редкие, автор, видимо, имеет доступ к музейным экспонатам. Я их не копировала, но кое-что полезное узнала, польза от прочтения была несомненная.
Оля, я опять самое главное не сказала! Эмоции подводят…
Вы хорошие фото показала, и они к месту. Спасибо!
  • nogata
Виктория, если сравнить «страшенные» игрушки в общей массе 30-х годов и 80-90-х, оно окажется в пользу игрушек позднего СССР)))
Я насмотрелась на страшилок в антикварных журналах «Советская игрушка» и «Игрушка». Массовая игрушка была вся артельного производства, вырабатывалась непрофессионалами и сплошь из отходов.
Расцвет кукольного и вообще игрушечного производства пришелся на 50-60 годы, когда на фабрики пришли художники, появился целлулоид и оборудование.
Показанные в публикации куклы были трудны в производстве, потому выпускались в малом количестве и были дороги. Самые «демократичные», а потому известные многим были куклы Ляля и Вова. Ну, пожалуй, еще киргизенок.
Замечательный топик, целое исследование. Спасибо.
Очень приятно, что людям интересна такая информация. Большое спасибо за теплый комментарий!
Спасибо! Да не верилось, что об авторе Ляли нет никакой информации. Пришлось «копать и копать».
Но если о куклах хотя бы что-то нашлось, о самой художнице — очень мало. Не могу понять, в чем дело. Может быть в том, что, судя по заграничным поездкам, она была из зажиточной семьи и осталась чуждым элементом не смотря на все заслуги?
Замечательная художница и куклы ее необыкновенные, очень добрые. К сожалению очень редкие и дорогие. С удовольствием полюбовалась ими в Вашей публикации. Большое спасибо!
Мне очень приятно, спасибо! Согласна, куколки редкие и дорогие, и потому многие о них совсем не знают.
Я и сама познакомилась с ними, работая над статьей.
Спасибо за ценную информацию! Проглотила запоем. Изумительной красоты лица счастливых советских детей. Очень талантливо сделано. Любуюсь.
Большое вам спасибо! Я тоже не перестаю любоваться)))
А был и хлопчик. Вот бы фото нацти!..
  • nogata
Вот бы воссоздать их в виде реплик!
Надюша, спасибо Вам за такой интересный рассказ об этой увлечённой женщине!
Благодаря Вам узнала о талантливом человеке, жизнь странная штука одних возвышают до небес, а другие даже намного талантливее остаются в тени, но Вы своей статьёй в каком то смысле восстановили справедливость.Одно дело поток, а другое своими руками шить даже одежду, делать кукол и потом привозить и продавать их, какая умница ведь годы в которые она всё это начинала были голодными, молодец женщина, настоящий мастер своего дела! Какие красивые лица она делала! А почему так много экспонатов её работ в Киеве, там располагалась артель?
Спасибо Вам ещё раз!
Вы правы, в такое тяжелое время не растеряться, найти свою дорогу, создавать вокруг себя радость, передавать свое мастерство ученикам могли только вот такие таланты труженики!
Я тоже удивлена тем фактом, что почти все авторские образцы М.П. Киселевой находятся в Национальном музее Украины, но объяснить, почему так, пока не могу. Разными Украинскими артелями выпускалось много очень хороших игрушек ее авторства, делали даже Снегурочек с личиками ее «Маленькой куклы». Может быть, она последние годы провела в Украине? О жизни М.П. Киселевой не известно ничего.

Вот такие головки по модели автора производили для Снегурочек.
  • nogata
Спасибо за фото не видела таких снегурочек)Очень много информации пишите пожалуйста, что нового узнаете и найдёте!)
Огромное спасибо за такую статью! Куклы этого Мастера — сплошное любование! Вы провели невероятное исследование
Вам большое спасибо! В поисках хоть какой-то информации о мастере, пришлось заполнять большие пробелы в знаниях по истории России. Без этого не получалось понять многие вещи. Но это было очень интересно! И некоторые образцы кукол я тоже увидела впервые.
  • nogata
Грустно. Фактически из ничего творили шедевры. А сейчас и фабрики есть и различные материалы а вот игрушек даже близко подобных нет. Есть один талантливый художник энтузиаст создающий реплики кукол тех лет. Хоть бы ему на государственном уровне помогли чтобы этих кукол стало больше и они стали доступнее.
О, да! Полностью разделяю вашу точку зрения!
Надежда, огромная вам признательность и благодарность за ваши труды, за ваше упорство и готовность делиться знаниями! Это просто замечательный материал, с вашего разрешения весь скопирую в свой архив. А это мои куклы: про Лялю я знала, кто автор. И, как мне кажется, возможно, знаю производителя. Похожие куклы на старых фото Вятки. А про маленькую куклу не знала, только сейчас, благодаря вам, совершила это поразительное для меня открытие.


(Еще бы про мальчишку рядом с Лялей узнать.)
Про артели Вятки надо посмотреть! Очень интересно, спасибо большое!!!
Спасибо за публикацию, это очень интересно!!!
Большое спасибо вам за комментарий и за то, что сумели дочитать и досмотреть до конца)))
Очень рада, что людям интересна такая информация.
Эх, вот бы этот материал еще пополнить!
Большое спасибо вам, Татьяна за комментарий и за фото! Куклы у вас замечательные, особенно Ляля.
Куклу Лялю производили многие артели. Это была самая доступная и бюджетная кукла М.П. Киселевой потому, что это была наиболее простая ее модель. И такие маленькие куколки тоже. Часто артели очень сильно искажали модель, некоторых кукол узнаешь с трудом.
Мальчика такого в архивных журналах не встречала, но если увижу, обязательно вам напишу!
Это великолепное исследование, огромная ценная работа. Большое вам спасибо.
  • YulyaV
Очень рада каждому прочитавшему публикацию. Значит, есть пользователи сайта, которым такая информация интересна!
Вам за это большое мое спасибо!
Спасибо за интересный и познавательный топик! Многих кукол я вижу впервые. А я посмотрела на Лялю и вдруг увидела в ней сходство со всем известными рельефочками, днепропетровской и московской. А, может, это тоже Киселева?
  • Narche
С удовольствием делюсь информацией, Наташа.
Аааа, я, кажется, поняла, о ком идет речь)))
А что? Они на самом деле напоминают киселевских кукол взглядом и улыбкой! Но если мы знаем авторство современных кукол, то об авторах советских не знаем почти ничего. В те годы как-то мало обращали на это внимание.
Спасибо за очень интересную публикацию! Прочитала с преогромнейшим интересом, и получила заряд позитива и душевности.
Очень понравились куклы в национальных костюмах. Интересно, смогли ли/планировали ли создать всю «линейку» кукол всех республик, или же это было, так сказать, по наитию… просто куклы в отдельных, более симпатичных(?) автору костюмах?!
Спасибо!
Да, Татьяна, этих кукол хочется рассматривать бесконечно. Куклы в национальных костюмах — это отдельная большая и загадочная тема.
Мне тоже это интересно!
На сегодняшний день знаю, что уже с 20-х годов СССР выпускал большое количество артельных кукол в народных костюмах. Это были не наборы, а отдельные типажи, и шли они на экспорт за валюту. Молодая страна очень в ней нуждалась.
Кукол в народных костюмах выпускали еще с одной целью — для международных выставок. Вот тут старались соблюдать полный комплект. Это были не куклы, а шедевры! Я только собираю материал по этой теме, а вы ее уже угадали)))
  • nogata
Надежда, дело не в том, что я угадала). Я сужу по французским- немецким антикварным куклам, которых делали для международных выставок ещё в 19 веке; причем в самых разных национальных, народных, фольклорных, экзотических и проч. костюмах, негров- мулатов с разным оттенком фарфора плюс выставочные образцы в самом большом размере под 1м ростом (у того же Жюмо- 20-ка). А вот о советских, ни ранних, ни поздних, ничего не известно (мне во всяком случае). Неужто на самом деле советские куклы участвовали в международных выставках? Да даже в СССР, проводились ли выставки кукол? Что-то типа ВДНХ?
Антикварные куклы — неизведанная для меня тема. Но вы так интересно написали об этих выставках!
Выставки кукол в СССР проводились. с 20-30 годов на всесоюзных смотрах игрушек (почти ежегодно), позднее на ВДНХ.
Наши куклы получали золотые медали на выставках в Дели, Брюсселе, Монреале, Париже. К международным выставкам готовились годами, кукол изготавливали в НИИ игрушки — всем коллективом художников и сотрудников, которые там работали. Были специальные художницы-одевальщицы. Наряды согласовывались с этнографическими музеями.
Но опять те же трудности — нехватка материала.
  • nogata
Интересно куда потом эти куклы девались. В музеи?
Да, в основном в музеи. Отдельные модели кукол принимались и в производство, при этом одежда менялась на обычную. Они сейчас очень редкие, эти куклы. Одна из них — Оля, автор Разумовский. А некоторые модели жили довольно долго, причем, самых поздних кукол изготавливали уже их полиэтилена.

Поздние серии кукол «Русская пляска», «Приглашение к танцу» «куклы в костюмах российских губерний» продавались в магазинах «Березка» и в розничной сети, но это были уже не те высокохудожественные куклы, попроще.
  • nogata
Да-да, вы правы, что-то такое слышала. Можно только догадываться, какие это были шедевры! Как с теми же домами моды… всё напоказ), а массы- колготок купить не могли. Видимо, это в нашем менталитете или культуре, или в строе), сложно судить. А литературы- исследований по советским куклам действительно не много, а по западным- немало, и книг, и каталогов, но на русский не переведены.
Я постараюсь в будущей теме показать выставочных кукол. Кое-что уже собралось.
Надежда, спасибо за интересную публикацию.
Добавлю в тему фото двух очень разных Ляль.
Паричковая Ляля и более распространенная с рельефными волосами.
Андрей, спасибо за комментарий и фото прекрасных кукол! Сразу две Ляли и такие разные, мечта! Очень нравится выражение личика и у девочки в красном. Артельки!
Я вот сегодня поняла, что, хотя мы знаем автора, установить места производства киселевских кукол и артельных кукол других художников уже вряд ли удастся.
Огромное спасибо за топик, Надежда! Ни одной ее куклы у меня нет, к сожалению. Только любуюсь фотографиями в интернете.
Наталья, у меня тоже ни одной такой нет. Почти со всеми куклами на фото я познакомилась только сейчас, во время сбора материала для статьи. Будем вместе любоваться!
Большое спасибо за топик!
Очень познавательно и интересно! Тоже утащила в избранное.
  • babulja
Очень рада, что вам понравилась публикация! Пользуйтесь на здоровье.
Спасибо Вам, огромное! Такая красота, ажиотаж дух захватывает! Хоть бы реплики поселить у себя!!!
 Аля, согласна, я бы заодно с Вами и от реплик бы не отказалась))) Счастье эти куклы хотя бы своими глазами увидеть. Но приходится любоваться снимками…
Ваша публикация шикарна, не побоюсь такого эпитета!
Спасибо, что поделились такой ценной информацией.
Мало кто из знающих людей, «людей в теме» готов делиться, по сути, нашей историей. Тем самым восполняя пробелы в информационном поле
Думаю, почти все коллекционеры советских кукол грезят Лялей)
Я, вот, тоже собираю свою папочку с фотографиями этой чудесной куколки
Загружу для любования фото какие у меня есть, потому что ваша публикация поистине историческая!)

Все фото и изображения взяты из открытых источников, на каких-то стоят вотермарки или ссылки на автора.
Алина, спасибо за ваш теплый комментарий и за подборку фотографий! Фото чудесные! По ним можно изучать историю производства куклы Ляли. Видно, что разные экземпляры сделаны из различных материалов и с разными типами тел. И детки на фотографиях такие приятные! Буду долго рассматривать.
Еще раз большое вам спасибо!
Все рассматриваю добавленные Вами фотографии и не могу насмотреться. И Ляли, и Вовы. И все такие разные!
Ретро-фото СССР с детками и куклами такие родные и такие душевные.
  • nogata
Сама люблю поглядывать в папочку с фото) Сколько было вариантов Лялечек и Вовочек не счесть)
Надежда, очень интересный и познавательный топик, прочитала на одном дыхании))
Светлана, мне очень приятен комментарий знатока кукольного мира! Спасибо вам!
Я даже не думала, что такая информация окажется интересной для многих. Все-таки, людям в выходной день хочется отдохнуть, а тут такой длинный опус получился…
  • nogata
Вот мы и отдыхаем на нашем любимом сайте и читаем такой интересный топик и узнаём для себе много нового)
Спасибо вам))
Спасибо большое за публикацию. Куклы М. П. Киселёвой чудесные. И конечно, несправедливо, что о самом талантливом советском художнике-кукольнике 30-50-х годов мы сегодня знаем так мало.
Спасибо большое, я была в прошлом году в Загорском музее игрушки, но когда мало знаешь, то это такой визуальный ряд кукол сливается, а так уж начинаю выделять. :))


К сожалению, не все куклы там были подписаны.
Ирина, очень интересные фото вы показали! Девочку можно рассмотреть детально, даже получить понятие о материалах, из которых она сделана. Это гипсовая модель с головкой из папье-маше, настоящая, авторская.
И еще удивительный для меня факт — кукла киргиз в Сергиево-Посадском музее! А как же информация Национального музея игрушки Украины? Они утверждают, что авторский образец находится у них. Теперь очень интересно, у кого авторский, а у кого копия?
Это была возможно временная выставка в национальных нарядах в коридоре, и никаких подписей к куклам, что очень жаль.
Стенды в залах хоть подписи были. Были в декабре 2022 года


какая шикарная публикация! Я ее пропустила. Добавлю свою Лялю со спящими деревянными глазами, это модель 1947 год( атрибутировать помог Сергей Романов, спасибо большое ему.)
Еще одна Ляля!
Большое спасибо за комментарий и фотографии! Я восхищена Вашей коллекцией, слоники и Ляля — удивительно симпатичные. И какая сохранность!
У меня в детстве была куколка очень похожая на Вашу. Жаль, что не сохранилась.
Спасибо) у меня только две опилочные куклы есть, Ляля и Андрюша( Андрюша продается сейчас), а слоник серый поменьше уже уехал к подружке моей. Но Ляля и плюшевый слон у меня, любимцы, хотя оба попали ко мне в дом случайно по счастливому стечению обстоятельств. Передаю вам огромное спасибо за публикацию от участников группы «антикварная сказка» в фб, очень интересно, большой труд.
  • Mulia
Спасибо, мне очень-очень приятно, что тема людям интересна!
Благодаря нашей форуманке LarisaPP найдено фото художницы Марии Павловны Киселевой.

На фото М.П. Киселева с куклой в руках в окружении работниц артели «Сатурн».

Источник — журнал «Антикварная кукла», выпуск 28 (2020).