Перетяжка и небольшой ремонт антикварной A.Marseille


С Новым Годом, Уважаемые читатели. С 2017 года начинаю время от времени писать небольшие статьи- рассказы на тему обслуживания и ремонта антикварных, авторских, винтажных и прочих любимых своими хозяйками кукол. Уверен, что мой скромный опыт будет интересен и даже полезен тем, кто увлекается коллекционированием кукол, т.е. всем посетителям сайта Babiki.ru Первые свои работы я практически не документировал, остались только разрозненные фото в стиле «было» и «стало», максимально подробно я постарался начать описание с популярной Марсельки, за что очень признателен её хозяйке Наталье из г. Мытищи.
Итак, ко мне обратились с просьбой провести обычную перетяжку куклы. В назначенный день её привезли для осмотра:

Всё вроде нормально, крепкое тело, голова без трещин… Но ноги показались разной длины и при внимательном рассмотрении оказалось, что внутрь правого бедра провалилась деревянная лунка. Кукле от рождения уже около века, за это время клей потерял свои свойства, а резинка постоянно толкала лунку внутрь. В общем, обычная история… На фото ниже здоровая нога и без лунки.

Кукла прибыла в Россию несколько лет назад из Америки, где, как я покажу далее, её неоднократно перетягивали. При этом никто не заморочился отсоединить кукле парик с пейтом, парик кое-как оторвали от фарфора головы с задней стороны на 3/4 и проводили замену резинки через образовавшееся отверстие. Но, т.к. им было это не очень удобно, постоянно тянули за парик в сторону, в результате частично разорвали его, варвары. Кстати, парик очень качественный, сложно изготовленный, вероятно родной:

Итого обрисовался объём работы — отсоединить парик, восстановить лунку правого бедра, провести полную перетяжку.
Итак, приступаем. Сначала отсоединяем все элементы тела, раскладываем так, чтобы не перепутать левые и правые части. Внешне они могут быть очень похожи, но несколько могут разниться диаметров шаров, глубиной лунок и местами заломов на ножках:

Очень аккуратно отклеиваем парик:

Сама головка целая, без повреждений, но, вероятно, из-за неправильной транспортировки лопнуло стекло на левом глазу. Дефект практически незаметен, но о нём надо знать, особо аккуратно пользоваться спящим механизмом и перевозить крайне бережно.:

Для работы и хранения мне вполне достаточно зафиксировать глазки бумагой:

Ещё сюрприз из Америки- отсоединив старые резинки обнаружил погремушку в обеих ступнях. Все прошлые разы не заморачивались, срезали крепление и кусочки старых резинок с гвоздями просто падали внутрь. вынимать их просто поленились. Но я не такой лентяй, поэтому вот мой «урожай»:

Теперь берём бедро с провалившейся лункой, аккуратно вынимаем её и ставим на штатное место. По контуру изнутри проливаем тонким слоем клея. Он предварительно зафиксирует лунку в правильном положении, а тонкий слой не успеет размягчить и повредить папье-маше:

Но слоя клея будет недостаточно, поэтому готовлю смесь папье-маше. Лучше всего для этих целей подходит дешёвая — серая туалетная бумага. В доме такой не оказалось, топаю в магазин:

Делаю смесь с клеем ПВА сметанообразной консистенции, скатываю небольшие шарики и через прорезь с противоположной стороны лунки закидываю их внутрь, после чего аккуратно распределяю и утрамбовываю по периметру лунки палочкой от суши:

Просушив тщательно, в течении суток, бедро, для полного спокойствия поверх папье-маше изнутри проливаю слоем клея. Для этого беру трубочку для коктейля, набираю небольшое количество клея, закрываю противоположное отверстие пальцем, погружаю трубочку в бедро куклы и убираю палец. Клей потихоньку вытекает и равномерно заполняет весь стык между лункой и корпусом бедра:

Далее, опять-же подождав сутки, немного прошпаклёвываю трещинки шпаклёвкой по дереву, прошкуриваю тонкой наждачной бумагой так, чтобы не повредить родную краску. В итоге вот что получилось:

Теперь всё готово для того, с чем кукла ко мне поступила — к перетяжке.
Упомяну ещё о двух нюансах предыдущей реставрации: по непонятной причине куклу пытались перетянуть на 4-х мм резинку, но побоялись натягивать руки, т.к. усилие великовато для небольшого размаха рук, собрали лишь бы как… И второе — восстанавливали бедренный сустав ноги «по американски», получилось не очень эстетично, поэтому правую и левые ноги поменяли местами, чтобы скрыть недостаток и на фото «Ню» перед продажей было бы незаметно:

По решению хозяйки собираем так, как было. Делаю закладные в ноги:

Для перетяжки берём 3-х мм резинку, и, помня о проваливании лунки ноги, отмеряем длину резинки так, чтобы кукла держала позы, но была минимально, бережно натянута. Кроме того решаем отдельно закрепить правую и левую ноги. Это не позволит Марсельке потерять голову в прямом смысле этого выражения, если с годами от старости лопнет одна из резинок. Крепим закладной в ногу:

Собираем руки и ноги, пока без головы. Проверяем натяжку:



Ну вот и окончание работы — крепим голову к правой и левой ноге отдельно. Результат:


Ну вот, собственно, и всё. Дельные советы просьба присылать в почту. Особую благодарность хочу выразить любимой жене за проведённые ею тонкие этапы этой работе и детям за то, что не отвлекали. До новых встреч!


Купить антикварные куклы можно в шопике



Комментарии (53)

Евгений… я в замешательстве от вашего вывода о взаимосвязи повреждения парика и перетяжки… это как по вашему перетягивали через отверстие в парике? Можно детально попросить пояснить процесс?:)))
Парик может помешать только в случае, если необходимо застопорить рокер… перетяжка тут при чем?
Соглашусь с Леной.Дырка в парике совершенно ни при чем к натяжке.Что касается дельных советов-в смесь бумаги и клея желательно дрбавлять мелкую опилочную фракцию-это поможет избежать усадки со временем.
Здравствуйте, lambruska. По поводу порванного паника я ответил ранее. По поводу опилок частично с Вами согласен. Но древесные опилки могут быть полезны для формирования объёмного фрагмента. В данном случае такой задачи не было.
В данном случае, Денис, вы как минимум ставите на место ДЕРЕВЯННУЮ вкладку… бумага без опилок будет держать её слабо… и тут по возможности даже не ПВА стоило бы взять… а клей для дерева… на лунку идёт приличная нагрузка…
Miraclena, а какой бы Вы клей посоветовали? Я одно время занимался реставрацией антикварных и просто старых стульев, эксприметировал с натуральными, скажем так аутентичными своему времени, клеями, козеином, мелкой древесной пылью и разного рамера опилками… Я пришёл к мнению, что качественный влагостойкий ПВА надежнее всего… Вот так просто… хотите пришлю фото кабинетного стула времён Распутина? Его выкинули на мусорку около дома, я его собрал, скажем так, вопреки, и ему уже 12 лет, стоит дома, каждый день пользуемся…
Денис, я бы взяла столярный клей… вообще по идее тот же ПВА, но столярный и все-же добавила бы опилки… обычный ПВА, даже качественный в сочетании с бумагой, как правильно отметила Марина, даёт усадку со временем… наблюдала при ремонте туловища, когда была возможность отследить после высыхания-через отверстия шейное и для рук-ног было видно что просто масса из бумаги и клея, сохраняя достаточную твердость, высыхая, уменьшается в обьеме и возникают зазоры… это что касается именно ремонта у антикварных кукол… поэтому мелкая древесная пыль там в составе необходима.Это чисто уже по опыту.И если доступность к месту ремонта позволяет, то хорошо бы ещё дополнительно проармировать бинтом с клеем…
Стул с замиранием сердца с удовольствием посмотрю:)))Прямо вот счастлива буду… очень интересно.
Меня Алёна зовут :)
Хорошо, Алена. Не умею пока пользоваться этим сайтом, куда-то фото стульчика подгрузил… Именно эта модель была в фильме про Распутина с Машковым в гл. роли у редактора журнала «Дым Отечества». :-)
Денис, стул увидела… вот спасибо, так спасибо!!!
сижу и наслаждаюсь-как здорово когда просто смотришь и любуешься-без всяких знаний… и глаза не цепляются ни за что… чудесное чувство :)))
С трепетом отношусь к вещам с вековой историей… любым…
Впервые в живую увидела такие ножки у настоящего а не кукольного предмета мебели :)
А можно спросить -какой именно фильм про Распутина? Тоже с удовольствием посмотрю… интересуюсь им как личностью :)
Денис, вы просто волшебник, все так аккуратно, все так четко! Не берусь оценивать красоту куколки, антикварки это не мое, а вот проделанная работа на пять с плюсом. Можно спросить, а что с паричком? его вы тоже будете восстанавливать?
Спасибо, Everin. Вы первая на бейбиках, кто похвалил эту работу. С Новым Годом! Счастья, здоровья и удачи Вам и Вашим близким!
Спасибо Денис. Вы не расстраивайтесь на критику, так как вы планируете заниматься реставрацией антикварок, для вас это бесценный опыт, Вот Алена например видимо разбирается, у вас есть шанс обменяться опытом)))
И вас с НОВЫМ ГОДОМ!!! Удачи вам в ваших начинаниях!
Добрый вечер. Паричок восстанавливать мы не взялись, дар нас не просили. Визуально, когда он надет на голову, разрыва не видно, поэтому не нашли смысла зашивать. В антикварках основное правило есть: Там, где можно обойтись без ремонта — лучше не трогать. Да и как оказалось в последствии, хозяйка хотела другой парик, но не знала как этот от снять. Так что будет лежать отдельно как приданное.
Странное решение-не ставить ноги правильно, иксоногость в конце концов не красит ни девочек ни кукол))) А разница в длине легко корректируется небольшой кожаной вкладочкой в соответствующую луночку.Дюшесс-достаточно редкий молд.За 6 лет мне попались только три.
Здравствуйте, Lambruska. Вы, вероятно, правы, но ставить ноги именно так, как на фото — решение хозяйки куклы. И дело тут не в длине ног. Дело в том, как я написал в моём посте — при неправильной постановке ног дефект такого ремонта визуально не виден.
))) Так в панталонах он бы и не был виден.Можно конечно и так, просто ваша задача, как мастера-объяснить клиентке, что правильнее.
Добрый вечер, Miraclena. Разумеется, бывают исполнения антикварок, у которых голова держится на пружине. Тогда нет необходимости для перетяжки снимать парик. Но это другая, более дорогая история. Голова данной модели куклы держится резинками через деревянную шайбу-проставку за стальной крючок. И вот для того, чтобы зафиксировать внутри головы этот крючок так, чтобы было возможно зацепить за него петли резинки, которые идут от ног, и нужно было отклеивать парик. Я не писал о том, что кто-то через отверстие в парике добирался до крепления и рокера. Я утверждал, что голову частично отклеили с задней стороны и так, переломив парик, проводили замену резинки. Им было неудобно, парик пытался встать на место и они постоянно тянули его за волосы в сторону лба. В итоге мохер парика выдержал, а вот его основа лопнула и порвалась. С Уважением, Денис.
Зачем крючок фиксировать внутри головы??? Вы о чем сейчас??? ну или я на ночь глядя туплю глубоко…
Крючок внутри головы нужно плотно прижать к шейной лунке, чтобы зацепить резинки ног. Иначе голову не установить…
Денис, я тут даже не знаю что вам возразить...:)Но вот правда… вы ленитесь думать… не обижайтесь…
Ален, давайте уважать хотя бы то, что человек старался и делал всю эту работу. Вы видимо опытный человек и знакомы с реставрацией не понаслышке, думаю вам обоим было гораздо лучше сотрудничать и делиться вашим бесценным опытом.Вам обоим есть чем поделиться, удачи вам!
С новым годом вас и вашу семью!!!
Спасибо, Everin. Боюсь, нет смысла вступать в полемику с miraclena. Удачи!!! С Уважением, Денис
Элина, я несомненно уважаю, что человек берётся и делает работу… другое дело, что на мой взгляд, важно КАК она делается… антикварные куклы, на мой таки скромный взгляд, несомненно тоже заслуживают уважения, и, что немаловажно, ОСОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ того, что с ними делают в процессе, так сказать, реставрации…
Ну вот не за что тут дифирамбы петь… особенно если мастер не потрудился «ленивый американский ремонт»бедренного шарнира устранить и ноги поставил как есть… через небольшой промежуток времени там просто образуется занятие в массе папье-маше, что несомненно отразится и на натяжку и на том как будут вести себя ножки…
И я думаю, что в данном случае некорректно будет промолчать, чтобы люди без мало-мальского опыта считали что ТАК это правильно делать… и что это хорошая работа…
Не хочу обидеть ни автора топика -надеюсь он по мужски верно поймёт, что я хочу донести… не позволительна на мой взгляд небрежность в ремонте антикварных кукол… ни вас не хочу обидеть тем, что не соглашусь что тут все на 5… далеко тут до 5…
Причём я вижу, что автор топика человек адекватный, поэтому и пишу открыто, а не молчу… порой сталкиваешься на сайте с тем, что люди мало-мальски не пытаются изучить, что за кукла им попала в руки, а утверждают- молд редкий, одежда оригинальная… вот тут я возвращаюсь к тому, что если претендуешь на уважение, то научись уважать ту старинную уникальную куклу, что попала к тебе в руки. Ничего личного… просто моё мнение.
Ещё раз доброго вечера, уважаемая miraclena. Хоть Ваше письмо и не адресовано мне, тем не менее оно про меня, поэтому вынужден ответить. Я по образованию и в силу своей профессии тесно связан с древесиной в любых её проявлениях. МГУ леса, так сказать )))). Поэтому могу с чистой совестью и смело утверждать, что никакого занятия, разумеется, в месте крепления лунки не проявится ни сейчас, ни при нашей жизни… даю пожизненную гарантию ))) Вам спасибо за совет, для меня Вы несомненный авторитет! С новым годом! С Уважением, Денис.
Денис я про верхний шарнир имею ввиду… там угроза замятия.Лунка тут ни при чем :)Читайте внимательно:)На 15 по счету фото, там где ваш палец указывает на место «американского „ремонта, существует угроза деформации со временем.Видела не один такой деффект… считаю что его не стоило скрывать подобным образом… просто ещё немного работы и ножки на свои места.Было бы достойнее…
Авторитарности не ищу… пишу о том, что вижу со своего опыта.Без всякой предвзятости или неуважения в вашу сторону.Примите пожалуйста правильно и без обид.
Я проверил ту лунку, что сделали американцы. Стоит крепко, хоть и не очень красиво. Этому ремонту не менее 7 лет и он не плывет, не деформируется, не моется. Я прислал хозяйке оба варианта установки ног с моим мнением, что должнобыть правильно. Она выбрала такой вариант, на что имеет право, разумеется. К слову, к американцем вообще осталось много вопросов по перекрасу тела, восстановлению мезинчика, о чем я вообще не стал писать, т.к. это выходило за рамки моего ремонта. Я и так сильно расстроил хозяйку, которая считала состояние куклы идеальным…
Ой… тут я соглашусь… много таких моментов пережила сама… куула приезжает-хозяин считает идеальным тело… а смотришь и… мама дорогая.
я сама свою первую куклу так купила:)считала её отлично сохранившейся.Полюбила глубоко и сразу. И только года 1,5 спустя, решила вернуться к ней, так сказать, познакомиться ближе уже имея опыт реставрации и изучив гору литературы… мама дорогая… как меня тогда обманули :))))Куклу правда люблю несмотря ни на что… но теперь просто уже не получается «не видеть » :)
И прекрасно понимаю что видят люди, не имея опыта:)))
Тоже соглашусь про молд… читаю, думаю 390… ан нет… но молд то не самый распространенный…
Как бы корректно хочется намекнуть, что надо вам немного добрать некоторой теории…
И ещё вопрос-как вы натяжку делали? Если топик данный претендует на мастер-класс, то вы потрудитесь хотя-бы схему натяжку элементарно нарисовать для тех, кому он адресован… лично у меня сейчас сложилось впечатление, что вы голову натянули на распорку из гвоздя, вставленную внутрь головки… хотя элементарно делается деревянная полусфера по диаметру шейки, а через неё крепление с крючком… в таком случае давление на фарфор будет равномерным… теперь я, кажется, догадываюсь где взаимосвязь между париком и перетяжкой…
Не соглашусь что все на 5, да ещё с плюсом… очень ленивый ремонт на мой взгляд…
Добрый вечер, Miraclena. Я постараюсь завтра добавить схемку, она стандартная. Но мой топик в большей степени не про то, как перетянуть антикварку. Схема перетяжки, разумеется, не моё ноу-хау. Топик про то, какие мелкие неприятные нюансы всплывают в процессе перетяжки…
Денис, а я скажу спасибо за публикацию. Они нам нужны, мы не все знатоки, а вот кукол имеем и должны их и беречь, и уметь хотя немножко приводить их в порядок при необходимости. Спасибо.
Добрый вечер, Ирина. Очень буду рад, если что-то Вам из этого пригодится. Главное, что я понял для себя, к куклами надо относиться с чувством, бережно. С долей любви. Иначе нет смысла браться. С Новым Годом! С Уважением, Денис.
Большое спасибо за публикацию, очень полезный и нужный материал! А, что до подходов — наверняка они могут быть самыми разными. Я в свою очередь могу добавить, что мнения и опыт разных людей всегда помогает в собственной работе. Я признаю разные технологии, ведь всегда есть право выбора. Мне все понравилось в вашей серьезной работе, все аккуратно, куколка ожила и прекрасно себя чувствует! Большое спасибо! Отличных новогодних каникул!
Татьяна, спасибо Вам! На сколько я понимаю, нет ни нормальной литературы, ни курсов, ничего серьёзного у нас в России по данной теме… Поэтому очень надеюсь, что лишнем мой пост не будет… а в спорах, как говорится, рождается та самая истина… Проанонсирую пока свою следующую работу — буду восстанавливать разбитую фарфоровую головку авторской, крошечной, всего 15 см. высотой, ведьмочки из Италии. Единственный экземпляр из коллекции 14 разных тематических куколок. Конечно, если уважаемая хозяйка не будет против. Так что следите за публикациями, пожалуйста.
Добрый вечер, Денис.Спасибо за Вашу интересную публикацию. Буду ждать новую, с восстановлением фарфоровой куколки)))С Новым годом Вас и Вашу семью!
Я тоже хочу поблагодарить Вас за публикацию. Очень аккуратно и внимательно Вы отнеслись к обычной перетяжке куклы и дальнейшему ее ремонту. При ремонте кукол я тоже часто говорю: много есть способов выполнения данной работы, но я делаю именно так.)))) У всех мастеров свои проверенные рецепты и приемы работы. Но ошибки возможны как при ремонте первой, так и при ремонте десятой куклы. Главное — не навредить и максимально сократить свое вмешательство в антикварную куклу.
Пусть Ваша Марселька живет еще сто лет, а ее хозяйка вспоминает Вас добрым словом.
Всего наилучшего!
Спасибо Елена! Абсолютно согласен с Вами. Конечно, я не претендую на титул мастера, быть бы хорошим подмастерьем)))Иной раз чувствую себя немного врачем с их главным принципом — не навреди… с Новым Годом и наступающим Рождеством!
а интересно, как они (Американцы) умудрились через парик глаза переустановить?
ArtMary, здравствуйте!!! У Вас замечательные бабочки, давно наблюдаю… А глаза родной установки, на сколько я могу судить ))))
Благодарю Вас! Глаза-не родной установки.
Да были у жены подозрения… Она в этом лучше разбирается… Если не родные — то очень давно стоят, даже фрагменты воска с век внутри я нашёл. Могли поставить давным-давно, а затем почему-то приклеить парик, потом снова задумать менять резинки и оторвать не аккуратно. Как вы определили, что установка не родная?
Вот пример родной установки
yadi.sk/i/EdsfTcToyKCQC
то была Марселька, а это вот Кестнер:

Ну даже не знаю… розовый гипс не характерен таким Марселькам. У нас есть Жюмо на розовом гипсе, но она француженка… и крепление грузчика покера, как на Вашем фото, мне ещё не попадалось… Всё-таки мне кажется установка родной. Да и хозяйке куклы, уверен, так будет тоже спокойнее.
Характерен как раз) Но дело даже не в розовом гипсе. У Вашей, очевидно, копались в голове, переустанавливали.
хотя, может, ракурс фотографии такой, могу ошибаться, конечно)
Это не розовый гипс.Основной гипс там обычный везде.А вот «заливочка» поверх гипса по цвету часто совпадает с цветом грунта тела-по моим наблюдениям.Но наличие этой розовой части еще ни о чем не говорит-можно аккуратно переустанавливать глаза, не удаляя старый гипс-просто высверлив лишний гипс в непосредственной близости от самих глаз
Прочитала топик, интересно, но возникли вопросы. У меня аналогичная проблема с ножкой мальчика Simon&Halbig молд 126 7 (руки и ноги шарнирные). Крышечка на голени на суставе повреждена. Постоянно рассматриваю и думаю как восстановить. И крышечка и тело антикварной куклы это композит или папье-маше? У них разные составы. Потом под крышечкой есть валик, на который она опирается и этот валик содержит что-то белое (мел, гипс, алебастр, фарфор?). Валик поддерживает круглую крышечку и не дает ей провалиться во внутрь ноги, из чего состоит не знаю. ПОсле сборки куклы крышечка находится под напряжением и проклеивание только папье-маше из туалетной бумаги может оказаться недостаточно крепким.
Применение ПВА, который появился в 1950-х годах, для ремонта антикварных кукол под вопросом. В статьях по реставрации тел антикварных кукол, встречала записи о выполнении реставрационных работ с применением мездрового(кожаного), костного, столярного клея. Может я напрасно заморачиваюсь, но хотелось бы знать мнение знатоков, чтобы не заниматься самодеятельностью и не испортить куклу. Если возможно, то подскажите. С уважением, Людмила.
Здравствуйте, Людмила. По Вашей кукле не смогу ничего конкретного сказать, т.к. не вижу вживую и не совсем понимаю Ваше описание. Если крышечка шарнира держется и это не мешает экспонировать куклу- может и нет смысла ремонтировать? По поводу клеев на натуральной основе- это сложная тема. Как я писал ранее, я проводил эксперименты с казеиновыми клеями и пока мой вывод — работать с ними сложнее, их клеящая способность значительно ниже клея ПВА. Я не историк, но вроде как ПВА изобрели в Германии в начале прошлого века, после высыхания он становится прозрачным, тонкий слой почти не усаживается, не токсичен, имеет высокую клеящую способность и т.д. — вроде как одни плюсы. Удачи Вам.
Абсолютно согласна с клеющей способностью! я работаю и с мездровым клеем и с ПВА-последний дает гораздо более прочное сцепление (мездровый у меня итальянский хорошего качества)
Здравствуйте, Денис! Куколка красивейшая! Спасибо вам, что показали ее всем!
Примите мой совет: загляните, пожалуйста, на страницы журнала «Антикварная кукла». Там специалисты дают подробнейшие мастер-классы по реставрации антикварных кукол. Лучше мастер-классов я нигде не встречала. И сам журнал очень интересный. С Новым годом вас поздравляю!)))
Вот еще в дополнение к моему комментарию по этой же теме: happydolls.livejournal.com/
С уважением, Галина
Феерично. особенно поразили объяснения про порванный парик. Я открою небольшую тайну: совершенно не обязательно снимать пейт и парик, чтобы перетянуть куклу. И неважно, крючок ли в деревянной вставке головы или петля. Бедра, не поставленные на место, тоже удивили. Переделанная лунка по качеству тоже не сильно отличается от американской реставрации. Такие вещи я обычно снимаю тут же, если ко мне приезжает кукла с таким ремонтом. Что я хочу сказать. Ремонт любительский, на высокое слово " реставрация" не тянет совсем. Это хорошая публикация, как из хорька, барсука и штопора в домашних условиях, не затрачивая денег, сил и времени подчинить куколку. Но подобный ремонт снижает цену куклы. При ремонте антикварных кукол все же лучше пользоваться аутентичными материалами, тогда и места ремонта найти будет сложно. Другой вопрос, что это не просто и достаточно затратно. Мой вердикт таков: почитать это все можно, конечно, но делать так не надо.
И Вам, уважаемая bubosik, здравствовать! Спасибо, что потратили время и написали свои комментарии.К сожалению, в них есть только негатив, реальных советов Вы не даете, да и ко мне вопросов особых нет. Тонкий юмор про хорька я тоже оценил, мои поздравления. Если можете лучше и готовы поделиться технологией и опытом — прекрасно, давайте ссылку на работы «профи». А если нет, то, как когда-то сказала блистательная Фаина Георгиевна — Даже за самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная ж… па. Так что меньше пафоса, господа.