Елена

Когда пироги печет сапожник

Доброго времени суток, уважаемые единомышленники!
Честно сказать, я очень сомневалась, публиковать ли этот топик. Даже начинала писать и отложила, на тот момент сомнения пересилили. Мне кажется, эту работу нельзя назвать кукольным ремонтом или восстановлением антикварной куклы. Скажу больше, на мой взгляд, она ближе к новоделу, хотя я всегда стараюсь не перешагнуть ту грань, за которой заканчивается минимальное вмешательство в антикварную куклу, и начинается «народное творчество».
Здесь же этого самого «творчества» никак избежать не получилось, слишком тяжелые были повреждения у куклы, слишком грубо была сделана первичная сборка битой головы, и я тоже слишком рьяно бросилась делать то, чего делать не стоило вообще. Тем более, поначалу кукольный ремонт и не планировался вовсе: куплена кукла была для других целей. Во всяком случае, на момент покупки я смогла себя в этом убедить.))
Теперь же, когда работа закончена, я в очередной раз даю себе слово, что больше ни-ни, ни за что не возьмусь за подобную работу, слишком много затрат времени, слишком много физических усилий, а на выходе – сомнения, недовольство собой, тем как получилось…
И все эти эмоции, как назойливый комар возле уха, зудят, раздражают и не дают успокоиться. И все это сильно расстраивает, откровенно говоря.

Я терпеть не могу переделывать чью-то работу, будь то ремонт кукол или офисные документы. Поэтому Жюмо, о которой пойдет речь, для меня автоматически попадала в категорию «непокупаемых» и «неремонтируемых» по причине того, что уже несла на себе следы чьего-то невежливого вмешательства. Однако куколка попадалась на глаза с завидным постоянством (как только это у них получается?), договориться с собой получилось достаточно быстро, ведь приличное маркированное туловище и эмалевые глаза в кукольном хозяйстве лишними не будут. Было решено купить куклу на запчасти.
(Фотографии продавца)




До сих пор не пойму, как могло так трансформироваться сознание от полного неприятия возможности покупки, до собственно самой покупки. Вот уж точно, непостижимы дороги, по которым приходят к нам куклы.

Когда разобрала куклу для чистки и рассмотрела предыдущий ремонт головки, тогда и пришла мысль о том, что «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». © И мне искренне жаль, когда неумелый ремонт дорогой антикварной куклы, нехватка опыта, отсутствие навыков и специальных материалов наносит ей дополнительный ущерб и приводит к негативному результату.
Поэтому я решила голову не восстанавливать, раз уж покупала куклу на запчасти, а опробовать на ней несколько давно вычитанных рецептов и идей по ремонту. Так сказать, добавить новых дефектов к старым изъянам, потратить уйму времени, сил, эмоций и своими действиями еще раз подтвердить мысль о сапожниках.)))
Пожалуйста, смотрите фотографии. Постаралась не выкладывать слишком много касательно самого ремонта, ничего там нет нового. А вот о некоторых приемах в ремонте расскажу поподробнее.

Туловище. При ближайшем рассмотрении оказалось достаточно крепким, но очень загрязненным. На спинке сохранилась маркировка. Кое-где (на бедрышках, в основном) чешуйки облупившейся краски, лака, сколы и трещины. И на спинке, в области поясницы и лопаток, загрязнения, напоминающие отпечаток ржавчины. Верхняя и нижняя части туловища оказались скреплены прозрачной изолентой, которую снять без потерь не получилось, хотя я и постаралась их минимизировать.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что кукла долго хранилась в разобранном виде и в сыром помещении. Верхнюю часть туловища немного «повело», при совмещении края верха и низа немного не совпадают. Проклеила изнутри все детали туловища теплым клеем ПВА, проклеила наружные сколы, трещины, оставила на сутки высыхать.


Я не догадалась в этот момент, когда папье-маше начинает «оживать», стянуть нижнюю часть резинками, возможно, произошла бы нужная усадка на один-два миллиметра, и части туловища при сборке совпали. Досадно, очевидная же процедура, а как-то выпустила из внимания.
Я же говорю, «беда…..», (ну и дальше по тексту.)))
Почистила туловище дважды, разбитые бедренные отверстия долепила папье-маше. Просушила и собрала, совместив обе части и проклеив широкой киперной лентой. На мой взгляд, сгодилась бы лента вдвое меньшей ширины, но на туловище остались четкие следы, поэтому пришлось взять ленту пошире. Натяжка кордом через проволочную дугу. Нравится мне такая натяжка.



Кстати сказать, туловище оказалось с сюрпризом: в нем отсутствовал голосовой механизм. Причем изъятие было произведено так аккуратно, что наводит на мысль о профессиональном вмешательстве на фабрике или в кукольной мастерской. Теперь уже не узнать, послужило ли это туловище донором голосовой коробки для другой куклы, или же механизм сломался, и его отдали в ремонт, а потом, по какой-то причине, не поставили обратно.

Головка. Тут все оказалось непросто.
В мои намерения никоим образом не входил «разбор полетов» чужой работы. И исправлять чужие ошибки тоже, я и своих наделаю столько, что мама, не горюй! А вот попробовать размочить голову и собрать заново – это было бы интересно.
Я заметила, что некоторое клеи на фарфоре (особенно старые, вернее, давняя склейка) в горячей воде приходят в студенистое состояние. И там же, в воде их можно смыть, стереть. При неоднократном горячем замачивании, часто удается прямо в воде осколки отклеить друг от друга.



Но этот случай оказался не из таких.
Клей, которым склеивали кусочки фарфора, похож на быстросохнущий на эпоксидной основе. Лили его жирно, не жалея, он проступил через все трещины на лицо, таким образом, максимально обозначив даже самые тонкие трещины.
Остатки непонятной желтой пористой массы внутри головы, в горячей воде «возбудились», восстановили пластичность и стали обычным пластилином. Пластилином была склеена гипсовая масса и те трещины, где показалось «мало» клея. Тут-то впервые пришла мысль, что головку «скидали» второпях, готовя к продаже, а не желая дать куколке возможность продлить свой век.
После мытья и сушки выяснилось, что головка сильно захватана клеевыми руками, на всей поверхности головки присутствовали следы пальцев. Проступили неровно склеенные коричневые от клея трещины, почти все они за редким исключением не совпадали краями. Удручающее зрелище. Как-то всего в этой головке было «слишком», и я в какой-то момент даже решила ее отложить, ну их, эти эксперименты…

Следы клея убрала таким способом. Нанесла толстым слоем средство для удаления клея с рук «Контакт». Такое же средство есть и в линейке клеев «Момент», но мне больше нравится работать именно с «Контактом». Дала постоять минут 15, потом очень аккуратно жгутиком из наждачки-нулевочки вычистила всю поверхность фарфора. «Контакт» размягчил клей и выступил в качестве защитной смазки для родного красочного покрытия при работе с наждачкой. Влажными салфетками вытерла поверхность фарфора, просушила, повторила процедуру. Фарфор очистился от следов клея превосходно!



Порезалась я при этой помывке-чистке знатно, хотя первоначально предполагала просто отмочить и вынуть глазки из головки. Это еще один аргумент в пользу того, что не нужно делать то, что делать не нужно.)))

Еще одна процедура, которая возможно кому-то покажется интересной. К сожалению, сделала всего одну фотографию, а она оказалась смазанной. Поэтому просто расскажу.
Как видно, на личике с обеих сторон носа почти симметрично пролегли две очень заметные трещины. Кроме того, что сквозь них проступил клей, в местах скола еще и очень грязный фарфор. Для отбеливания таких трещин реставраторы по фарфору используют простой компресс. Я тоже решила опробовать этот рецепт.
Из бывшей влажной салфетки (нетканый материал) свернула жгут, пропитала 3%-ным раствором перекиси водорода и положила вдоль трещин с обеих сторон лица. Чтобы перекись быстро не испарилась, завернула головушку в полиэтиленовый пакет. Через сутки раскрыла. Конечно, клей не исчез, но сами трещинки посветлели значительно.
Реставраторы накладывают такой компресс до тех пор, пока трещины не очистятся совсем.

Следующее наблюдение касается сборки осколков головы.
По себе знаю, когда лежит перед тобой битая голова, рука машинально берет самый большой кусок фарфора, и к нему уже начинают подбираться другие кусочки битого паззла. По моим наблюдениям, при сборке осколков, почти всегда будет небольшая, финишная их нестыковка. Чем на большее число осколков разобьется голова, тем сильнее будет эта погрешность. Как бы мы не примеряли и максимально плотно не подгоняли кусочки фарфора, хоть на долю микрона, но последние осколочки встретятся под небольшим углом или наоборот, не дотянутся друг до друга, образуя условно широкую трещину.


Поэтому я всегда начинаю сборку битой головы с максимальной подгонки осколочков на лице. Чтобы все ошибки остались на затылочке, где их не будет видно под париком. Хотя руки почему-то всегда тянутся к самым крупным осколкам, с них легче всего начинать сборку. Вот и эта головушка так же собиралась, с крупного осколка, поэтому последний, самый маленький осколок попросту не встал на свое место. Кроме того, что он пришелся на самый видный участок лица – бровь и лоб над переносицей, его практически пришлось втискивать на свое место, и где-то на полмиллиметра он остался выступать над поверхностью лба.


Забегая вперед, скажу, что этот осколок здорово попортил мне кровь. Пришлось делать то, что вообще делать нельзя на антикварном фарфоре – максимально стачивать выступающую часть. Во-первых, стачивать фарфор то еще удовольствие, это просто тяжело физически. А уж, какой мерзкий звук при этом! Куда там моему зудящему недовольному «комару»…


Основную часть убрала шлифмашиной (у меня на работе ее используют для шлифовки искусственного камня на производстве), а потом дочищала наждачкой. Во-вторых, речь о сохранности родной росписи тут уже совсем не идет. Но раз головку мы решили не восстанавливать, то попробовать ради эксперимента, наверное, можно.
Я вообще стараюсь фарфор не подкрашивать, только в исключительных случаях. Если максимально точно совместить трещины, то я предпочитаю так их и оставлять. Здесь же таких удачно совмещенных трещин всего одна-две. Самые заметные пришлось шлифовать. Так вот при нанесении краски любой дефект сразу становится заметен. Приходится начинать всю работу заново: снимать краску, шпатлевать проблемное место, шкурить, грунтовать, снова подкрашивать и т.д.




Хочу рассказать еще об одном проверенном на этой головушке рецепте. Его очень удобно использовать при восстановлении утраченных фарфоровых частей, например, посуды.
При долепливании отсутствующей части головы, при скруглении лобной части в процессе высыхания масса лопнула. Лопнула некрасиво, широкой клинообразной трещиной, от которой пошли другие трещины кругами. Я решила восстановить целостность и заодно опробовать этот рецепт.
Разведенный эпоксидный клей оставила минут на 40, чтобы он начал загустевать. Когда вязкость станет сильной, добавила в нее сухой пигмент цинковых или титановых белил. Тщательно вымешивается до состояния теста для оладьев. Эта масса заливается в трещину (или в оттиск недостающей части фарфоровой тарелки, например). При высыхании состав становится максимально похож на фарфор, прекрасной прочности, гладкости, глянцевого блеска. Грунтовки перед покрытием не требует, правда, краски на него нужно класть на пару слоев больше. Блеск легко убирается мелкой наждачкой. Мне очень понравился этот состав. Думаю, взять на вооружение в дальнейшей работе.



Сама не заметила, когда работа подошла к концу. Так увлеклась с экспериментами, что работала, можно сказать, «не приходя в сознание». А потом оказалось, что и делать-то больше нечего.



Взяла головку и отвезла художнику для восстановления росписи бровей и ресничек.
Если бы сама не смотрела за процессом росписи от начала до конца, ни за что не смогла бы отличить старую, родную роспись от новой. Среди художников есть настоящие волшебники!
Правда, вспышка на камере несколько обострила на фотографиях неровности и переходы цвета, лак для закрепления росписи тоже немного бликует, да и верхнее освещение сгустило тени и как-то укрупнило и усугубило дефекты, но в реальности все выглядит более мягко и менее заметно.









Сейчас я понимаю, что идея написать топик была верной. Пока он писался, незаметно улеглись эмоции, упорядочился «поток сознания»))). Перестал так остро восприниматься новодел головы, не так зудит комар беспокойства и неудовлетворенности своим «творчеством» в этой работе.
Может, если бы удалось разобрать и собрать голову заново, удалось бы тогда избежать шлифовки наждачкой, большую потерю родного красочного слоя, подкрашивания фарфора.
Но получилось то, что получилось.
Ровно месяц я занималась этой куклой, два-три дня ушло на работу с туловищем, чистку и сборку. Все остальное время, от получаса до двух часов практически ежедневно, пришлось на «танцы» вокруг головушки.
Моя неожиданная кукла до сих пор живет у меня на работе, домой к другим девочкам не собирается. Да и как соберешься-то? На дворе 30-градусные морозы, а у нас пока ни бельишка, ни пальтишка. Да и не привычна заморская красавица к таким погодам.



Но зато у моей девчушки всегда превосходное настроение! Она вежливо щурит свои чудесные эмалевые глазки, и, похоже, ей нравится все, что она видит. Девочка любознательная и очень воспитанная, но как все девочки немного нетерпелива. Стоять спокойно ей трудно, так и приплясывает, так и приплясывает. На мой взгляд, худовата немного, но откормлю, поди…


Вот сидит передо мной на столе, слушает внимательно, болтает ножками. А я смотрю на нее, смотрю. Смотрю, смотрю…
И думаю, что, в конце концов, смогу договориться со своим «комаром».
Спасибо всем, кто прочитал мои терзания до конца. Буду искренне рада, если опробованные в этой работе приемы кому-нибудь окажутся полезны.
Ремонт кукол — смотрите темы в разделе «кукольная мастерская» на Бэйбиках

Обсуждение (93)

Знаете, Ваше описание всего происходящего, читала, как невероятное что-то! Дух захватывало! Я читала и не понимала, ЗА ЧТО Вы себя ругаете?) Ведь проделана колоссальная работа, приложен титанический труд! Я конечно совсем не специалист в антикварных куклах, но даю себе отчёт, что первозданность куклы, максимальное сохранение всего родного на кукле и в кукле — это непреложный закон!) Но тем не менее, как мне кажется, Вами было сделано ВСЁ для того, чтобы спасти эту несчастную кукольную головку и Вы добились этого) Глядя на милейшего ребёнка, доверчиво глядящего на этот мир своими смородиновыми глазками и весело болтающего ножками, приходишь к мысли — как это чудесно и волшебно!) Девочка имела право быть возрождённой, на неё стоило тратить такие усилия, а то, что головка — новодел, так что же?) Всё очень чудесно сложилось тем не менее) Благодаря или вопреки?) Я восхищена Вашей работой, и сама, кажется, люблю Вашу куклу так, как если бы она была моим спасёнышем)
Большое спасибо! Так устала от выплеска эмоций с топиком, что даже домой идти с работы сил нет.))))) Очень противоречивые ощущения: нельзя так с антикварками, и откуда-то такая радость пришла! Ух, просто! Спасибо!
В моей голове такое просто не укладывается. Вы — волшебница, не иначе.
Большое спасибо!
И все-таки нет худа без добра! И поэкспериментировать смогли и куколку спасли!
Столько труда и времени! И топик очень полезный и интересный вышел!
  • Chinori
Рада, если что-то пригодится из рецептов. Только из-за них и написала топик, наверное.
Леночка, какую огромную.Можно сказать да же не подъёмную работу ты провела. Сколько же приемов и всяких мыслимых и немыслимых опытов и новшеств ты опробовала на этой красавице. Прочитала просто на одном дыхании. Поздравляю тебя с завершением восстановления красавицы!!! Это просто что то не возможное. И с новой куклой. :)))
Мариша, спасибо! Раз так получилось нечаянно… Приедем шить наряд.
Такой выплеск эмоций, еле языком шевелю! Как будто весь день разговаривала.))))
Мне очень нравится, как получилось) Изначально головка у куклы выглядела так, как будто бы надежды нет вообще… А теперь у девочки новая жизнь начинается, разве это не чудо?)
Да! Голова была «что надо». Поняла только, когда в руки взяла.
Много кукол видала. Но эта по разбитости перещеголяла всех. Спасибо Вам.
Здорово! Очень повезло этой барышне, что к Вам попала и Вы сотворили с ней ЧУДО!
Спасибо большущее!
Здорово получилось и Спасибо за топик, утаскиваю к себе, многие Ваши советы мне пригодятся!
  • metalah
Ужасно рада! Пользуйтесь на здоровье! Спасибо!
Елена, как же Вы доходчиво и интересно изложили возвращение к жизни куклы! Люблю читать и рассматривать работы творческих людей. А малышка замечательная, взгляд чудесный!
  • Nani
Спасибо большое! Так три вечера писала по чуть-чуть.))) А вчера Муз изволил прилететь, так до двух ночи мы с ним трудились.)))))
Елена, а я читала и боялась посмотреть в окончание публикации… Всё из-за названия «Когда пироги печет сапожник». Но так хотелось верить, что возрождение малышки обязательно произойдёт :0) И снова вернулась перечитать заново, зная, что у малышки всё хорошо! Спасибо за публикацию!
  • Nani
Вам спасибо за прочтение и терпение!
В восхищении от Вашего творчества, от Вашего труда! Думаю, Вы точно договоритесь со своим «комаром»! Девочка ожила, он чудесна и ждёт продолжения, ей хочется платья и шевелюры на обновлённую головку!
  • Nadin5
Спасибо! Договорюсь, поди.))) Он раза в четыре меня больше, мой «комар». Самокопание — наше все. Спасибо, морозы успокоятся — поедем одеваться.)))
Потрясающая работа, дух захватило от прочтения и просмотра фото!!! Спасибо, что поделились :)
Браво Вашим ручкам и успехов в дальнейшей работе!!!
Спасибо! Нееееее, я отдохну. Пока не могу ни за что взяться. Эмоций уже меньше, но все равно через край.
Таким людям как Вы — памятник ставить нужно! Проделать такую гигантскую работу, всегда преклоняюсь перед работой реставраторов! Не понимаю, за что Вы себя ругаете — Вы подарили куколке вторую жизнь, боюсь, что скорее всего, в лучшем случае её бы ждала участь «на запчасти», в худшем… Мало найдётся людей, готовых посвятить столько своих знаний и умений на восстановление невосстановимого. Я в полнейшем восхищении от Вас и от куколки — она красавица!!! Не думаю, что это новодел — Вы сохранили то, что ещё можно было сохранить, пусть его и немного было, Вы оставили дух старины…
  • SueLi
Нет-нет. На памятник не договаривались, я еще молода.))))))))
Спасибо за Ваш отзыв.
Я имела в виду — при жизни!!! :))))
Просто необыкновенно интересно! Я, правда, совершенно далека от антикварных кукол и работ по их восстановлению, но Ваш топик прочитала на одном дыхании! Просто как захватывающий детектив! Так затянуло описание процесса, а рассказ о Ваших душевных терзаниях только добавил живости и остроты повествованию:) На первых кадрах совсем не верилось, что эти руины можно возвысить до такой одушевленности! Как-будто Афродита из пены морской родилась:)) Это же сколько нужно тонкостей разных знать, чтобы такую ювелирную работу проделать! В полном восторге от Вашего терпения и мастерства! Спасибо за доставленное удовольствие!
Спасибо Вам! До сих пор терзаюсь, хоть и сидит напротив меня, щурится. Понимаю, что оно все того стоило. Но ничего не могу поделать.
Елена, эта кукла не новодел. Это Возрождённая кукла. Бывают такие случаи, когда упорство и осознанное желание — вернуть кукле жизнь, в руках немногих реставраторов, приносит неожиданное восхищение и удовлетворение проделанной работой. Когда я начинала реставрировать кукол, лет 15 назад. Слышала восторженные отклики, теперь, слишком много отрицательных высказываний, порой, от людей, которые не имеют никакого представления о подобных работах. И о ценах на такую реставрацию. Можно, конечно, было просто разобрать девочку, глазки, тело… Пошло бы в работу. Но, тогда кукла бы — умерла. Так как же можно говорить о том, что эта девочка — новодел. Она, благодаря Вам обрела свой облик. С родным телом и очаровательными глазками. Смотрит на мир и как бы спрашивает: «Я жива?»
Очень внимательно, с блокнотом в руках, читала Ваш топик. Записывала и делала пометки в своих записях. Я, как и 20 лет назад, предпочитаю конспектировать необходимую информацию.Огромное спасибо за рекомендации, многое пригодится в работе. Спасибо за топик. На сердце — прямо тепло. Я тоже уже полюбила Вашу Возрожденку. Одевайтесь, и, обязательно нам покажитесь. «Дело — мастера боится.» БРАВО!!!
Ух, вот спасибо Вам! Как приятно слышать такие отзывы, как вовремя поданное лекарство!
Очень рада, что даже Вам пригодились приемы и рецепты, опробованные на этой девочке.
Я лет семб назад купила головку Жюмо такой же маркировки под реставрацию. Сколько же тогда было сделано ошибок! А эта головушка как в то время вернула, и исправить хочется, и в голове-то уже добавилось, чем меньше делаешь, тем лучше.
Может еще поэтому противоречия от этой работы на разрыв!
Спасибо Вам! Морозы пройдут — поедем одеваться. У меня есть знакомая волшебница, которая девочек одевает…
Потрясающе! Даже не верилось по первым фото, что из нее получится что то путное)А тут такая красота вышла, хоть я и не являюсь поклонницей антикварок, скорее наоборот, а к вашей куколке я почему то прониклась особым теплом) У меня почему то так, если я помогаю куколке стать лучше, дарю ей вторую жизнь, она становится мне дорога, в отличие от новых покупных красоток, где ничего не убавить не прибавить)
Спасибо большое! От этой девули и правда, такое тепло идет. Напротив сидит, я прямо ощущаю. Обожаю их! Такие разные, такое чудо — антикварные куклы.
Какая вы смелая! Такой титанический труд проделан. Спасибо за секретики, которыми делитесь. Возьму в избранное, буду перечитывать. Когда она паричок примерит совсем прошлую жизнь забудет) И это хорошо!
Казнить Нельзя Помиловать. Вспомнилось это, пока читала Ваш топик… Вы именно куколку Помиловали, поставили точку после Нельзя. У нее счастливая-пресчастливая судьба — родиться дважды. В Ваших золотых руках. Куколка очень живая и счастливая. и мы все за нее счастливы.
  • Zhanna9
Спасибо большое за Ваши добрые слова. Конечно, пусть живет счастливо. Я только за.))
Спасибо Вам большое! И я надеюсь, что забудет, когда паричок подберется, гардероб сошьется. Туфельки вон уже нашлись.)))
Это не смелость. Это то, что требует тряпок, «которыми нужно заткнуть все щели в моей спальне. Я о жалости говорю».)))))))))
Простите, предыдущий комментарий для judej. Как-то перепрыгнуло нечаянно.
Аж до дрожи в коленях…
Вы невозможное сотворили! Аплодирую стоя!
Спасибо большое! Так целый месяц пыталась сама с собой договориться!)))
Спасибо!
Лена, спасибо за топик.Читала как захватывающий детектив, что же там получится и получится ли? Но в твоих золотых руках получается все! Снимаю шляпу перед твоим упорством, кропотливостью и умению. Ты в очередной раз меня удивила, поразила на повал. Какая же ты, умница.
Ох, Ира! Я когда читаю комментарии, надеваю твою шапочку с буковкой «М»!)))) Спасибо, дорогая!))))
Леночка, я видела эту куколку на аукционе.И знаете, вспомнила о Вас-только Вы сможете ее привести в чувства.Видно сам Бог так распорядился! Ручки у Вас золотые! Хочу очень посмотреть ее в наряде!
Ира, сама не понимаю, сто лет туда не захожу. Но загляну одним глазком — бац! Берет меня за горло маленькой лапкой такая вот бедолага.))) Вот так и живу.))
Спасибо. Наряжу скоро.
Елена, буду ждать! Хорошо, что она попала именно к Вам.А то пролежала бы опять на чердаке.А теперь красоваться будет.Я тоже на нее заглядывала, не решилась.
Я выскажусь так — вы из такого хлама сделали такую красоту. Вам не за что себя ругать. Куклу бы ждала помойка, если бы не вы. Тут никак не ограничится минимальным вмешательством.
Да, пожалуй. Или вмешиваться по полной, или отпускать куклу. Просто когда немало времени имеешь дело с антикварными куклами, не хочется лишнее движение делать, чтобы не навредить.
Елена, спасибо за подробный рассказ, очень много полезного и ценного для всех, кто занимается ремонтом и реставрацией.

Кукла не хотела смириться с участью «запчастей»… Это были не глаза и тело, это было существо… И на последних фотографиях мы видим его, т.е., конечно, её… Вы ей дали новую жизнь. Ре-анимировали, оживили повторно… Да, она уже не та, что была прежде. Но она есть, она не канула в небытие… Благодаря Вам она осталась собою и рада этому.
Спасибо, Андрей! Мне очень приятна Ваша оценка! Да уж, эти красавицы вьют из нас веревки и бантиками завязывают.))) Я даже где-то рада этому. Хорошо им — хорошо мне.)) Спасибо Вам!
Вы молодец!!! Браво
  • umveal
Спасибо. Мне приятно!
Елена, спасибо за топик! Работа — титаническая! Кукла получилась волшебная! Я с первых фото верила, что все у Вас получится и куколка оживет! Знаете, у меня тоже вооот такенные «комары», когда я делаю винтажек — грызу себя за каждую подрисовочку, за каждую прядочку, за подбор тканей и кружева — а потом все встает на свои места. И после проделанной работы видно — кукла похорошела невероятно! Ну, а то что после ремонта и реставрации конечно куклы теряют свою так скажем денежную ценность… Не все измеряется деньгами, мы делаем СЕБЕ своих любимых кукол :)
  • Julian
Вот! Вооот! Юлия, золотые Ваши слова! Спасибо, здорово, когда тебя понимают! И здорово, что живут рядом такие вот… утратившие ценность, но невероятно дорогие, теплые, ценные для нас.
Браво! Потрясли до глубины души!
Спасибо. Сказать честно, сама мало ожидала, что такая девочка получится. Улыбается сидит. Не холодно ей.))))
Елена, здравствуйте! Я иногда, тихонечко, по белому завидую любителям антикварок. Они видятся мне тайным миром, где обитают светлые души, хранящие и плетущие нити пронизанного ностальгией прошлого, о котором и читали-то мы только в книгах. В Вашем тексте так много настоящей живой любви и заботы, которая иногда встречается по отношению к книгам у настоящих Библиотекарей. Я очень рада за Вашу куклу! Ей несказанно повезло! Спасибо за топик! Положу его в избранное, на всякий случай, вдруг и меня найдет такая любовь?)
  • EleSha
Большое спасибо за добрые слова! Желаю Вам прийти к антикварным куклам, они стоят того. Но и собой весь мир заполняют, я вот только-только «раскрыла глаза» на других кукол. Так удивилась!
Читала Ваш топик как захватывающий детектив, очень увлекательно и познавательно. Заметила такую закономерность: люди, которые собой недовольны, постоянно стремящиеся к совершенству, создают шедевры. А так называемые мастера, очень в себе уверенные и собой довольные, показывают какую-то кустарщину и безвкусные поделки. Девочка ожила а Ваших руках, пусть радует Вас долгие годы и приводит подружек!
Большое спасибо за теплые слова и высокую оценку моего скромного труда! Начинаешь ремонт такой девочки, она весь мир собой заполняет, все мысли.
Ой, жду подружек, ой, жду…
Спасибо Вам и за дельные советы и за еще одну спасенную кукольную жизнь! Надеюсь вы еще покажете девочку, уже в паричке и платье, очень хочется увидеть еще немножко волшебства!
Спасибо Вам за отзыв. Рада, если мои опыты Вам окажутся полезными. Да, морозы пройдут, поедем одеваться. У меня столько волшебников знакомых! Художник! Мастер кукольных платьиц!
Вот это работа!!!
Сколько труда!.. И чего себя ругали, всё же отлично вышло :)
А девочка на мой взгляд совсем не худая :))) и не стоит откармливать :)
Надо-надо! Морозы без запасов на боках (будь они неладны, эти запасы!!) трудно пережить.))))) Наверное, слишком критически отношусь к работе с антикварными куклами, бью себя по рукам, чтобы не сделать лишнего. Спасибо большое!
Не надо себя бить по рукам!!! Как потом будите красоту куклам наводить? Новые руки вам точно ни кто не даст, а вот Вы новую жизнь куклам точно можите вдохнуть!!! Так что не надо не нужного самобичевания, просто радуйте своим умением…
Раз думаете надо девочку откормить на зиму, то наверно надо :)) Хотя не уверена что (запас) он греет :)))
Ох, посмеялась!)))) Спасибо еще раз!
С удовольствием присоединяюсь к вышевысказанным восторгам! Читала взахлёб! Просто предрождественская сказка! Как здорово, что на сайте почти каждый день чудеса «из первых рук» талантливых Мастеров!
И не говорите! Сама весь рот раскрываю, когда чужие топики читаю! Потом вся комплексами покрываюсь, как сыпью на мандарины! Такие у нас люди талантливые! Не перестаю восторгаться! Спасибо за высокую оценку!
Потрясена до глубины души, читала как психологический триллер, увидев склейку над переносицей, подумала про контрольный выстрел в голову этой многострадальной куклы, перехватывало дыхание от страха, что Вы не захотите доводить начатое до конца. Выдохнула только, когда увидела счастливую куколку, болтающую ножками на краешке стола. Ее желание жить оказалось сильнее Вашего нежелания заниматься восстановлением увечий, она подчинила Вашу волю своей и победила! Теперь эта француженка проживет еще целый век, она не только антикварная, но и уникальная. Зудящие комары бывают полезны и необходимы, но не в этом случае, прихлопните его. Спасибо Вам за это кукольное спасение сто раз и за топик спасибо, Вы сделали сегодня мой вечер. Малышке привет, будем ждать выхода при параде, хотя она и так божественно хороша!
  • artemya
Большое спасибо за потрясающий отзыв. Да уж, психологии в этой работе хоть отбавляй! Столько сомнений у меня не было ни с одной куклой. Кстати, да, не могла понять, что же не так с этой разбитостью! Вот точно, как «контрольный» в голову! Настолько странная разбитость! Трещины с обеих сторон носа практически симметричны! Бедная девочка! Что же с ней делали.(((
Я то-же восхищена вашей деятельностью, решительностью и самозабвением. Это вдохновляет. Возьму в избранное, потому что тут настоящий клад!
Спасибо! Рада, что Вам пригодились рецепты из топика. Сама как начитаюсь, хочется все попробовать. Но антикварки — не тот полигон для экспериментов.
То что Вы сделали с куклой, иначе, как волшебством и не назовёшь!
Восстановить такое может только настоящий Мастер!
И топик Ваш очень полезен и нужен.
У меня как раз проблема с фарфоровой куклой, не знаю как убрать с неё приклеенные элементы и почистить сам фарфор, не причинив вреда .:))
Большое спасибо! Мне очень приятна Ваша высокая оценка! Спасибо.
Я Ваш топик добавила в избранное и буду просматривать время от времени, чтобы напоминать себе, что нет ничего невозможного. Проделана гигантская работа! Браво! Вы — волшебница.
  • Irina_S
Ох, спасибо. Я только учусь, я не волшебник.)))) Рада, что топик Вам полезен оказался.
Елена, спасибо за помощь кукле! Вы совершили чудо, не дали ей умереть!
Вам спасибо за отзыв, Марина!
Дорогая Леночка, у меня просто нет слов. Вот когда чувства переполняют, то их и нет… Какая же Вы умница!!!
Сколько желания, смелости, умения и упорства надо, чтобы сделать ЭТО! Вот -талант -это и есть -талант! Спасибо Вам! Действительно, теперь эта Ваша девочка, эта работа и публикация будут постоянно напоминать, что «ничего невозможного нет», как выше написали девочки. Я очень рада, что благодаря этому топику еще ближе и глубже познакомилась с Вами -благодаря этому Вашему рассказу, работе и стилю самого письма. Испытываю очень большое уважение к Вам. Удачи и здоровья!
Люба, спасибо Вам. Нет особых талантов, наверное. Руки из того места (спасибо папе), да работа сейчас на таком производстве, которое предполагает много знаний и умений. Мне очень приятна Ваша оценка, спасибо.
С ума сойти… Вы волшебный мастер — из ничего собрать такую куклу!
  • Musenka
Оно само получилось. Незаметно. Пока экспериментировала — руки сами.))) Спасибо за отзыв.
Какая потрясающая жажда жизни у куклы. Мало того что она сохранилась через года, после своего трагического происшествия не оказалась на мусорке или в разборке, она еще и нашла себе чудо мастера, который вернул ей КРАСОТУ! Вот такая вот кукло -женщина) вы молодец конечно же, без всяких там метаний души. Кукла вас искала, бедолага, возможно и не один год. Ждала этой встречи. Потрясающе.
  • Jana
Ох, спасибо большое! Да, я тоже не перестаю удивляться, какие они, эти девочки, на самом деле восхитительные! Притягивают к себе магнитом, даже не понимаешь, почему купила, что делать будешь… Да я уже и не задумываюсь на эту тему. Значит, куколка так решила.
Браво Вашим золотым ручкам!
Спасибо!
потрясающая работа! Браво мастеру!!! мега-интересный топик!!! спасибо!
  • Miriam
Спасибо за Ваш интерес.
Спасибо за ваш топик и за ваш труд!
Мне вот интересно, кто эти люди, которые точно знают, как можно реставрировать антикварную куклу, а как нельзя? Где проходит эта граница вмешательства в каждом конкретном случае?
Вот ваша куколка, она ведь даже не столько отреставрирована, сколько восстановлена. Она восстала из небытия. У нее практически совсем не было головы, а теперь всё на месте.
На мой взгляд, антикварные вещи существуют, в том числе, и для того, чтобы мы могли не только на старых фотографиях, а «живьём» увидеть то, что было, как выглядело. Ведь куколка выглядела именно так, вы ничего от себя не добавили, а постарались воспроизвести её былой облик.
В конце концов, антикварные куклы — это фабричные изделия, предметы быта, никогда не претендовавшие на звание шедевров искусства руки гениальных и знаменитых художников. Их реставрация — не то же самое, что реставрация, к примеру, картин, хранящихся в Эрмитаже.
Много вмешательства или минимум вмешательства — я думаю, не самый главный критерий оценки работы. Ибо это зависит, все-таки, от сохранности. Главное — как получилось. Красиво, аккуратно, максимально приближено к оригиналу, к первоначальному облику — браво мастеру.
У меня маленький вопросик, если можно. Спасибо за рецепт с эпоксидкой и белилами. У меня крышечка от любимого чайника разбилась. Вопреки приметам, я её храню, не выбрасываю в надежде склеить. Но эпоксидка, которая у меня есть, имеет желтоватый цвет, и в магазинах такая же. Прикидываю, что даже с белилами эта желтизна останется. Вы берете какую-то особенную эпоксидку?
  • Sirin74
Большое спасибо за развернутый и эмоциональный комментарий. Я думаю, в данном случае правила устанавливают не люди. Существуют некие внутренние рамки, которые нарушать не рекомендуется. Понимание (или непонимание), что делать можно в реставрационных работах, а что нельзя. Если человек не сапожник в своем деле, то кроме четких знаний еще имеет чутье, что нельзя делать.
Где-то читала, что в музеях, например, главная задача реставратора-восстановить целостность антиквариата, оставив видимыми швы сборки и восполнений. Им в голову не придет подкрашивать фарфор (если нет золочения, например) или шлифовать родной усасток, например.
Мне кажется, это правильно.
  • Sirin74
Про эпоксидку. Покупаю самую обычную. Желательно, недавнего выпуска. И максимально точно постараться развести. У меня в этом опыте была светло-желтая, как леденец. Еще мне подсказали, что она темнеет, если давний срок годности или хранится при низких температурах.
Спасибо за ответ! Значит, чем свежее эпоксидка, тем она светлее, это хорошо. А старая, более темная, мне очень помогла, когда откололся хрупкий завиток на стеклянной подвеске к итальянской люстре (всегда этого боялась, и случилось таки). Подвеска как раз цвета леденцов из вареного сахара (как петушки на палочке). Я армировала тонкой медной проволокой и залила эпоксидкой, проделав отверстие по не застывшему еще клею, получилось, как было, не отличить.
Это потрясающе! Какая смелость! Я всегда сомневаюсь, что испорчу, не смогу, не получится! А Вы храбрая!!!
Молодец. У меня к Вам встречный вопрос как к специалисту высокого класса!!!
У меня в Одессе, на Староконке (это типа блошинного рынка) я нашла такую куклу только в лучшем состоянии. Голова хорошая. А вот ноги посредине вдоль всей ноги трещина. Облупился лак, местами стал желтый и грязный. Но суть не в этом. Вся кукла целая, только облицовка тела и стяжка никакая. Хотят за нее 200 долларов США. Я не плаваю в ценах вообще! Я новичок!!! Фото попробую заавтра сделать, если на Староконку она придет. Если нет, то только в следующую субботу. Подскажите стоит брать, дорого или нет. Кто автор не посмотрела. Сделайте одолжение хотя бы примерно. Моя в лучшеи состоянии, у нее голова как у Вас после реставрации. Без трещин и сколов. Глаза, румянец все на месте. БЛАГОДАРЮ!!!
Ого! Ничего себе Вы даете! Да Вам надо свою кукольную фабрику открывать. Присоединяюсь к первому комментарию, я тоже после прочтения топика уже Вашу куколку люблю. Скорее всего Вы вдохнули в нее душу, а это дорогого стоит. Спасибо, что поделились этим чудом.
Спасибо большущее! Со «своей фабрикой» — это, конечно, сильно, но вот на кукольное производство пошла бы с радостью работать. В любом качестве.)))) Даже не пошла, а побежала бы.)))
Огромное спасибо за прекрасный и информативный топик!
Вы-МАСТЕР! Это просто чудо, то, что вы сделали. Примите мое восхищение Вашим мастерством.