Восковое наследие


Доброго времени суток.
Благодарю всех форумчан за теплые отзывы о публикациях.
Особенную благодарность выражаю Андрею (AndreTcoy) за помощь в создании данного топика.
Сегодня хочу продолжить тему восковых кукол, которую начала Оксана (Mignonette) в своем топике (babiki.ru/blog/antikvar/38909.html).

Желаю Вам приятного просмотра!

Одной из областей применения воска было изготовление религиозных изображений и предметов культа.
В католических странах Европы работали мастера, отливавшие восковые фигуры святых. Лики таких святых были «живыми», что внушало верующим трепет перед высшими силами. Первые восковые куклы появились в XVII столетии в Италии, а затем и в Германии, но особый успех ждал восковую куклу в Англии.


Восковой куклой называют куклу, появившуюся в конце XVI—XVII столетий в Европе.
Это куклы с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми (или навощёнными, т. е. покрытыми воском) у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившихся к туловищу металлическими петельками. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности.


Успех восковым куклам принес тот факт, что матовая фактура воска придавала тёплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь.
Восковых кукол с лайковой основой (воскование по коже) больше любили во Франции, а в Германии делали так называемых комбинированных восковых кукол — тряпичное туловище сочеталось с предплечьями из кожи, восковыми головой и конечностями.



Некоторые из наиболее опытных европейских кукольных мастеров работали в Англии в период с 1850 по 1930 гг. Их оригинальность подчеркивалась выбором материала: воск, будучи полупрозрачным, блестящим и теплым на ощупь, отлично подходил для изготовления кукол, особенно портретных кукол, отличающихся реализмом точно воспроизведенных черт лица и оттенков кожи.

Все восковые модельеры XIX в. следовали одной простой технологии создания кукольных голов:
1. Тщательное изготовление модели головы из воска или глины. По ней делалась отливка. После того, как воск охлаждался и застывал, отливка извлекалась из формы, и с боков головы удалялись следы линий литья.

2. Дутые или составные стеклянные глаза вставлялись в прорезанные глазницы. Закрывающиеся глаза редко встречаются у литых восковых голов, так как глазной механизм со свинцовым грузом может повредить голову.

3. Затем кукла снабжалась волосами. Они вставлялись или отдельными прядями, или небольшими пучками в тонкие прорези на голове. (Аналогичным образом вставлялись ресницы из волос). Такие волосы кажутся «растущими» из головы – они выглядят более естественно, чем парик. По желанию заказчика могли быть вставлены пряди волос его собственных детей за небольшую дополнительную плату.





4. Последней стадией в изготовлении головы из воска был рот, его окрашивали.

5. Далее голову шлифовали пемзой, чтобы не было блеска, и собирали куклу на тело.






Изготовление восковых кукол было домашней индустрией, и каждый этап описанного выше процесса поручался определенному члену семьи. Дорогую цену заплатили многие мастера за свое занятие, работая в очень плохих условиях и имея дело с опасными материалами. Расплавленный воск, литье которого производилось при очень высоких температурах, часто вызывал сильные ожоги; материалы, которыми набивались тела, содержали мелкие частицы пыли, которая, попадая в дыхательные пути, пагубно сказывалась на их состоянии. Но наиболее вредными были свинцовые белила, использовавшиеся для окрашивания воска. Это был опасный, а иногда и смертельный яд.

Большинство сохранившихся кукол с восковыми головами изготовлено в течение последних двух столетий. Даже самые ранние куклы демонстрируют мастерство воскового модельера. Многие стоили дорого, так что вряд ли с ними обращались как с одноразовыми вещами. Их относительную редкость в наши дни можно объяснить скорее всего тем, что они делались в небольших количествах.


Многие восковые куклы кажутся почти точными копиями друг друга. Однако их сходство просто отражает моды и стили тех времен. Так, восковые головы, сделанные в период с 1750 по 1850 гг., задуманы с таким расчетом, чтобы показать высокий лоб. В георгианской Англии это считалось признаком благородного происхождения и изысканной чувственности.

У кукол, сделанных до 1820 г., вставные стеклянные глаза, другая отличительная черта, были черными и не имели зрачков К 1830 г. стали делаться глаза и других цветов. Обычно они были голубыми, с черным зрачком. Благодаря им выражение лица кукол стало более реалистичным.

Первые модельеры восковых кукол. Пьерроти и Монтанари.
К середине XIX в. популярность воска как материала для создания кукольных голов и конечностей, выросла. Наиболее выдающиеся мастера в этой области родились в Англии; среди них были также проживавшие в Лондоне иммигранты, в основном итальянского происхождения. В последующие 50 лет производство восковых кукол достигло своего расцвета. Яркое тому свидетельство – изделия таких виртуозов, как члены семей Пьеротти и Монтанари. Их куклы представлялись на международных выставках и завоевывали призы.


(кукла Пьеротти)


(кукла Монтанари)

Большая выставка 1851 г., проходившая в Хрустальном дворце в лондонском Гайд-Парке, способствовала становлению репутации многих мастеров. На ней Августа Монтанари получила свою первую медаль. Многие ее куклы были портретными, и некоторые из них представляли детей королевы Виктории. Но, пожалуй, главной наградой для нее стало покровительство Ее Величества.

В семье Пьеротти были не просто кукольные мастера. Они называли себя восковыми модельерами, каковыми и являлись на самом деле. Бизнес был основан Доменико Пьеротти, итальянцем, женившимся на английской девушке, обучившимся изготовлению алебастровых форм и восковому литью и создавшим восковые портреты членов семьи своей жены. Энрико Сефас, один из их 12 детей, родившийся в 1809 г., продолжил это дело и применил метод воскового литья для изготовления голов. Его сын Чарльз Вильям также был новатором в восковом моделировании. Многие их разработки использовались более молодыми членами семьи. В 1935 г., с отходом от дел Чарльза Эрнеста, сына Чарльза Вильяма, бизнес четырех поколений семьи прекратился.



Во второй половине XIX века восковых кукол производили такие английские мануфактуры, как Herbert John Edwards, Charles Marsh, Lucy Peck (здесь впервые выпустили восковых кукол с закрывающимися глазами), и многие другие.
В 1860 году небольшая кукольная фабрика в Лондоне Bazzoni впервые выпустила механических восковых кукол с голосовым механизмом, встроенном в деревянное тело. Популярными объектами для кукольников были царствующие особы: например, в одной из частных коллекций хранится кукла-леди сиреневом платье — принцесса Уэльсская Александра, супруга Эдварда VII. Работа не маркирована, но эксперты утверждают, что это Montanari или, возможно, Lucy Peck.


Восковых кукол мастерили даже на дому. В 1856 году Godey's Lady's Book снабдил своих читательниц детальной инструкцией, как можно изготовить их самостоятельно. Несмотря на то, что восковые лица получилась «как живые», а материал привлекал своей теплотой и мерцанием, в прессе разгорелась полемика: многие считали, что чрезмерная реалистичность этих кукол лишает детей необходимости включать собственное воображение.
Между тем, именно благодаря мадам Монтанари, восковые куклы стали игровыми: в середине 19 века их охотно покупали для своих детей состоятельные родители.

В Германии восковые куклы были тоже очень популярны: по количеству они даже опережали Англию и Францию. Немецкие фабриканты использовали два метода: во-первых, беззастенчиво копировали англичан, а во-вторых, делали кукол высокого качества по своим моделям, накладывая воск на формы из композита. Эти куклы носили мохеровые парики и впервые «показали» зубки.



Как ни хороши были восковые куклы, но они вскоре исчезли с прилавков. Заказы на них поступали все реже. На смену воску пришел фарфор, ставший самым благородным материалом в кукольного производстве.



Купить антикварные куклы можно в шопике



Комментарий (40)

Спасибо, очень приятно увидеть этих красавиц, да вот прошли времена былые а куклы своим благородством и красотой радуют нас! СПАСИБО за красоту и за Ваш труд!!!
Благодарю за визит!)
Спасибо за интересный топик!
ВАм спасибо за позитив!)
Настя, спасибо за продолжение истории антикварных кукол.
Постепенно такая виртуальная энциклопедия получится.
Андрей, спасибо, что поделились фото восковых красавиц.
Без Вашей подборки фотографий топик был бы скучноватым! Рада Вам!)
Спасибо, прочитала с огромным интересом!
Лена, спасибо за теплый отзыв!
Настя! Очередной прекрасный познавательный топик! Благодарю!
Света, рада, что гостите у меня!
Настенька, спасибо за увлекательную публикацию! Ты Молодец! Собрала такой интересный материал. У восковых куколок необычные лица, завораживающие своей живостью.
Катюша, милый мой дружок, спасибо за похвалу!)
Боже мой! как интересно! Я была уверена, что воск абсолютно недолговечный материал! браво! замечательный топик!
Спасибочки!)
Увлекательно! С удовольствием слежу за твоими публикациями, моя дорогая Настюшенька!
Катенька, спасибо!)
Анастасия, спасибо! Очень-очень интересно! Какие же эти куклы красавицы!
Воск, видимо, более хрупкий материал, чем фарфор? Интересно, такие куклы требуют какого-то особого ухода?
Надежда, спасибо за вопрос и отзыв.
Да, воск не любит перепадов температур, хранение бережное, сухая чистка и любовь коллекционеров продлевают жизнь восковым красавицам!
Спасибо за такой познавательный топик! Для меня это абсолютно новая и интереснейшая информация.
Благодарю!)
Настенька, спасибо за очередной урок по антикварочке.Уже можно книгу или мини-энциклопедию издавать.А что, все полезно и главное в одном месте.!)))
Кариш, привет! Спасибо, моя дорогая, что не проходишь мимо публикаций!)
зачиталась… очень интересно!!!
)))))) Рада, что топик понравился!)
Настя, спасибо! Было весьма интересно!)Вот, теперь задумалсь -чем же укрепляли воск, чтобы он был прочный и не таял…
Приемы изготовления восковых кукол были различны: головы и конечности вырезали из твердого воска (таких кукол сохранилось не много), делали из папье-маше с последующим восковым покрытием. Воск смешивали с различными добавками, состав которых (скипидар, жир, ароматические масла и др.) был секретом каждого из мастеров-кукольников. Но даже самые лучшие смеси на основе воска стойкостью не отличались.
Французские восковые куклы и в самом деле были довольно хрупкие, так как основой для воска служила голова из папье-маше. Эти головы поставлялись из Германии, а с воском работали уже во Франции. Прически у этих кукол чаще всего были гладкие, смоделированы из того же материала, что и голова. Здесь же кожаные тела набивались и тщательно одевались в соответствии с последними парижскими модами. Почти все ранние французские производители начинали с выпуска восковых кукол, и только потом переходили на более прочный и удобный в производстве неглазурованный фарфор.
Настя, большое спасибо за информацию! Ты такую работу делаешь, спасибо! Очень интересно и познавательно!
Вот пример восковой куклы из папьемаше, сохранивший до наших дней.





Большое спасибо за познавательную и увлекательную историю!
Благодарю за визит!)
Настенька, спасибо тебе и Андрею за такую интересную публикацию. Ты обогощаешь мой культурный мир! Спасибо!
Оксаночка, привет! Рада, что тебе было интересно!)
Спасибо, Анастасия, за интересные сведения про восковых кукол. Они очень непохожи на куколок из других материалов. В них своя изюминка и красота прошлых веков. Сразу хочется познакомиться с ними еще ближе и подержать их в руках.
Оля, спасибо за теплый отзыв!
Анастасия и Андрей, спасибо за увлекательный рассказ. Всегда с интересом смотрю на таких кукол. Они необычайно живые. И завораживающие. Очень хочется иметь хоть одну такую восковую красавицу, но всегда возникает вопрос, как хранить? Пыль и перепады температуры действуют на воск пагубно. Для таких красавиц необходима витрина с постоянной температурой и влажностью. А подборка фото просто великолепная. Очаровательные красавицы.
Света, благодарю за визит! по поводу хранения, Вы правы, только витрина с постоянными показателями температуры и влажности.
В одном из сюжетов романа французской писательницы Sophie Segur (1799-1874) (по моему «Проделки Софи») восковая кукла пострадала из-за неосторожного с ней обращения. Хозяйка куклы девочка Софи очень плохо с ней обращалась: укладывала ее спать на солнце, роняла ее, умывала.
В итоге таких манипуляций воск начинал таять, краска с лица стерлась.
В конце концов кукла погибла из-за падения с дерева.
Настенька! Спасибо огромное за такой интересный рассказ!
Вы с Андреем и вправду создаете виртуальную энциклопедию куклодела.
Спасибо!
Светочка, спасибо, что гостишь у меня!)
Я пока не поклонница антикварных кукол, но приглядываюсь давно и с большим интересом прочитала Ваш топик, спасибо!
Благодарю за теплый отзыв!