Загадочные куклы Эрнста Хойбаха - Маркировка Подковка


Мне очень нравятся ранние куклы Эрнста Хойбаха-Старшего. Но не те, на затылках которых стоит Heubach Koppelsdorf, а только те ранние Эрнст Хойбахи, которые маркированы подковкой. Информации о них крайне мало, хорошо прорисованных кукол тоже мало. Еще меньше их на композитных телах, а не на плечевых пластинах и в хорошем размере. Приглашаю к участию и обсуждению, дабы информации стало больше совместными усилиями.

Эта тема — рассуждение, ничего здесь не истина, а мои наблюдения и измышлизмы. Так что относитесь ко всему с долей иронии, пожалуйста. Все, что я пишу тут, — это МОЕ личное представление об этом производителе.







Подковки могут быть разного вида, часто выгравировано слово Ernst (буква E как минимум) и Made in Germany. Иногда подкова есть, а молд не проставлен. Как у моей, допустим, Лалы на кид теле.

Основные и самые интересные молды — 1900, 1901 (я не встречала даже в Интернете) 1902, 1906, 1909. То были годы выпуска. Часто на них также стоит маркировка DEP, тогда куклы могут стоят на французских телах. Но в большинстве случаев мы видим и покупаем этих кукол на кид телах. Признаюсь, я не очень люблю кид тела в первую очередь не потому, что из них часто сыплются опилки, а потому что ручки висят как плети и шеи часто не видно. Потом также трудно подобрать такой кукле красивый наряд. Они не могут позировать так хорошо, как композитки. Но в то же время именно у Эрнста Хойбаха встречаются прекрасные глазасто-бровастые индивидуальности, которых хочется в свою компанию антикварочек. Они придают коллекции пикантность и заметно отличаются от остальных немочек.

Не понимаю, почему так сильно отличающихся кукол с маркировкой Heubach Koppelsdorf 250 и прочие другие цифро-молды народ в продаже часто аттрибутирует как «Ernst» — хотя ни знака подковы, ни СЛОВА ERNST на кукле не стоит. Да и видно, что скульптор совсем другой, роспись совсем другая, более «никакая». Считаю это некорректным, Имхо. Все считают, что известно многое о фабрика ЭРНСТА Хойбаха, но на деле неизвестно вообше ничего. Полно кукол позднего периода после 1915 года, с маркировкой Koppelsdorf, но в данной теме речь вообще не о них.

Да, фабрика Ernst Heubach была из Коппелсдорфа, основана в 1885, головы начали отливать где-то в 1895. Но единоличным владельцем считался именно отец — Эрнст вплоть до 1915 года. Стало быть, все эти чудесные молды — заслуга именно отца, Эрнста Старшего. А только в 1915 братья, его сыновья — другой Эрнст и Ханс, присоединились к правам владения, но Ханс был убит на войне, а Эрнст младший женившись на Беатрис Марсель, какое-то время слился с их бизнесом, но ненадолго. Эрнст Хойбах-Младший в большом количестве продаж ориентировался на электрическое оборудование — фарфоровые лампы, торшеры и светильники и иже с ними. Говорят и характер у него был скверный. Может, врут люди) А скульптор уже младшего Эрнста делал молды и для Марселя, что чувствуется. Для Марселя он явно старался получше, чем для Эрнста-Младшего, который, видимо, не особо-то и переживал, что куклы стали заметно проще, чем в период его отца. Их я образно называю «Коппельсдорфами» — без слова Эрнст.

Чего я найти НЕ смогла — это кто был скульптором во времена Эрнста Старшего. Кто делал кукол, которые мне так сильно нравятся, вплоть ДО 1910 года.

Известно, что фабрика Ernst Heubach поставляла головы также для Otto Dressel,(Jutta), Johannes Gottilf Dietich (Igodi), Gebrüder Ohlhaver (Revalo), Seyfarth & Reinhardt (куклы с маркировкой SUR ) and Adolf Wislizenus.
Ну и, собственно, фотографии бровастых «куколок с подковками» моих и из Интернета.
У меня Эрнстов Хойбахов всего два. Первая — моя многострадальная синеглазая Фифи, 1900 DEP, чью голову я невольно разбила. У Фифи папервейт глаза и тело Жюмо. Француженка, у которой я купила ее, сказала что большинство Эрнст Хойбахов она видела именно на французских телах, так что, видимо, приходится принять как данность, что для «депок» есть ОК стоять на френч теле.


Вторая кукла Лала — на кид теле, ростом около 62 см, с проколотыми ушками, я редко видала проколотые ушки у раннего Э.Хойбаха, потому мне этот момент тоже интересен.

заодно можно посмотреть на наряды. У меня на кид теле три куклы — восковая, малышка Кестнер и, собственна, Эрнст Хойбах. Хотелось бы найти более симпатичные и интересные варианты нарядов для них, конечно.









Собственно, с малышкой Кестнер.


А это уже не мои














Последние три варианта музейной красоты, конечно

Фотки иногда не очень разрешением, но что имеем…















Для меня ранние хорошо отрисованные Хойбахи это что-то между Клингами и ранними Кестнерами (но так-то я не фанат Кестнеров), Э.Х то задумчивые, то сонно-надутые, ОЧЕНЬ антикварные по сути своей.
Буду ОЧЕНЬ рада дискуссиям, дополнениям, фотографиям в комментариях, примерам, какими интересными могут быть наряды для этих кукол на Кид-теле — все это очень интересно и важно.



P.S. Случайно в английском журнале за 1996 год отыскала милую статью, о том, как коллекция антикварных кукол Джуди Спарроу началась с куколки Эрнст Хойбах, которую ей вручили завернутой… в газету!)
Когда Джуди вышла замуж в 1968 году, они с мужем решили поехать в путешествие на медовый месяц в Париж. Так как Джуди всегда интересовали антикварные куклы, она подошла к делу ответственно, прочитала про все антикварные базарчики во Франции, особенно мечтала она посетить Clignancourt — самый популярный тогда среди туристов. В голове она рисовала себе ряды с изысканными французскими куклами. Это же Франция в конце концов!
Ну и куклы там конечно же были, разные и прекрасные, но ни одну из них Джуди не могла себе позволить...(The story of my life… как говорится)
В конце концов внимание ее привлекла раздетая сероглазая кукла в блондинистом парике. Ее маркировка была почти незаметна и на плечевой пластине имелся скол, потому стоила куколка в 1968 году всего 9 фунтов! Джуди заплатила, и кукла, завернутая в газетку, стала ее!
После возвращения в Англию, Джуди отыскала в книжке маркировку и определила ее принадлежность по слабо видной подковке на спину к куклам Эрнста Хойбаха. И хотя это была немецкая кукла, а не француженка, но ее бледный фарфор и необычные для антикварок серые глаза привлекали внимание и оставляли сильное впечатление на всех, кто видел эту куклу. Джуди сшила ей канареечно-желтый наряд из антикварных тканей. Вот такой она стала.


Кстати, считается, что серые глаза были популярны лишь в 1910 году. Позже Джуди приобрела еще одну куклу Эрнста Хойбаха — индианку 1902 с черными глазами. И несмотря на богатую впоследствии коллекцию разных кукол, та самая первая куколка Хойбах была любимицей Джуди многие годы)



Комментарии (85)

Вот эту куклу я знаю. Ее Света Мариевская выкупила у музея сто лет назад, сейчас она, кажется, живет у Наташи Козловой
Круто! Сейчас гигантская Хойбашка стоит из Перу на продже в ебее — 32". Интересно, за сколько уйдет. но там трещина на голове.

Знатная, я видела ее.
Да, мне тоже нравится, но я пас до Рождества(типо)))))
Где то я это уже слышала:)))))
Улетела за 560 долл+130 доставка
Я угадала! так и думала что где-то 600 будет (в фунтах)
Сейчас покажу, какие у меня были. Это две 1900
Боже, какая глазастая синеглазка, чудо!
Это 1902, all original
Очень похожа с моей новенькой, на моей молд не стоит только подкова, EH и размер пятерка. У нее даже туфли Made in Germany)
Это без молда, ЕК, где Е в другую сторону
Классная тоже, блин такие редкие куклы, что капец!
Хы, редкие:)) редкая вот. У меня желающих человек 20 на эту куклу, а так и не встретила больше ни разу и всем показываю, руками разводят. Это Франц Шмидт. Ранняя. Маркировка шестикончный фиг знает что, цветок или снежинка
Нуууу, это уже редчайшая, а не редкая) Хорошо в русском языке суффиксы есть)
И приставки:)) наиредчайшая:)) а где все? В отпусках?
Точно, приставки еще. Не знаю, может на дачах еще) В домиках в деревне)
У нас липкая вьетнамская какая-то погода, душно и давит на сердце. Сижу с веером, блин.

Да и все равно никто ничего не скажет про Эрнста старшОго, он как чекист какой-то, кодировался, ни-ка-ких сведений, помимо обших и неважных.
Ли, спасибо Вам большое за то, что делитесь своими размышлениями ))) и фотографиями. Сама я как-то мимо прохожу мимо этих кукол. А вот про наряды на кид-тела поняла точно- шить нужно с открытой горловиной, подчеркивая глубоким округлым вырезом невысокую шейку и округлые плечики; тогда куколка не будет казаться втянувшей голову в плечи)))
ВОт! спасибо огромное, это отличная и полезная рекомендация! Давайте тогда наряды поставим в тему, что ли)) В инете все платья на кид телах под самый рот, впритык) Поищем, что ли, вместе, хорошие примеры)
Спасибо! Я тут нервно отвлекаюсь куклами от чемпионата мира по крикету, зла не хватает блин, если выиграет Новая Зеландия это будет печалька))
О, подобную я видела на Ebay, думала-думала над ней, но так и не решилась купить почему-то, а продалась она совсем недорого, кстати
Кто, Клинг? Если только прод не знал, что продает. Ранние Клинги с кобальтовыми глазами минимум полторы и до 3 тыс. Если еще и в оригинале и без вмешательств шаловливых рук.
Вот такая была девочка, без вмешательств, без чипов и трещин, 30 см ростиком, во всем оригинальном, за 200 евро (правда не помню с аукциона или по быстрой продаже) всего продалась.
Отредактировано: 14 июля 2019, 21:56
С ногами у нее засада, а так кому то реально крупно повезло. Это очень редкий ранний Симон Халбиг — Алиса и стоит как два чугунных моста. Вот только ноги смущают, но это при цене 200 баксов вообще смешно. Хоть вообще без тела будь
Понятно. Зато мне неповезло, похоже )), но зато теперь хоть знаю что это и с «чем его едят» :)
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
комментарий был скрыт
Ли, еще раз спасибо Вам за поднятую тему)) Благодаря Вам у меня появилась еще одна именная папочка ))) теперь буду дополнять ее милашками Эрнста Хойбаха)))
А вообще, одевай, как французскую модницу, в смысле, декольте на 12 персон, не ошибешься:)
Гыыы, я думала это наглость, — как французскую модницу, но может и нет! Жизнь одна)))
Отредактировано: 14 июля 2019, 19:00
Да ранние немки на кидтелах если дорогие, то одеты не хуже француженок. Я про оригинальную одежду. Ну соответственно внешности, конечно.
А этот просто неоново-серый металлик, инопланетный, надо же! Муфта-шапка прикольно дополняют!
Это сатин. Я сейчас продавала очень похожую на этот сатин антикварную тафту. Продала уже излишки. Крутая ткань и аналог не найти. А использовалась она часто в кукольной одежде.
Да. редко встречается сатин этот!
В белом даже не скажешь, что кид тело. как здорово им в белом, оказывается!
Просто чуть мешковато шей, чтобы плечо подвисало
Так все интересно для меня. Кукол Эрнста Хойбаха у меня нет (наверное). Но точно есть Jutta и Revalo. Не знала, что фабрика Ernst Heubach поставляла головы для них. Вообще у Ревало такие специфические лица, что я не вижу схожесть с лицами кукол Эрнста Хойбаха
Куклы у Вас знатные. Мне очень понравились. Обе.
Я вот люблю кукол на кид телах. Когда их берешь в руки, они более податливые, что-ли. Очень приятно их держать в руках. Согласна, что для фотосессий они непростые, но вот Вы нашли ракурс для Лалы. Такое великолепное фото. Просто живой ребенок!
Моя Jutta

Revalo

Ну и Кестнер на кид-теле. До кучи
Это в наряде, в котором она приехала

Сейчас у нее другой наряд
Спасибо за фото, наряд отпадный у Кестнерочки сделали, мне нравится! Трогательная шляпка, как на скачках!)
я и говорю, трудно хорошоих «эрнестинок» найти — я их зову Эрнестинками, а тех, поздних, которые не по теме — коппельсдорфками)
Ревало это не молд, это марка. Ни разу не видела Ревало отливки Хойбаха Коппельсдорфа, эти все, отливки Gebruder Heubach.
Оля, спасибо, Gebrüder Ohlhaver — головы — что бы это не значило)

The company manufactured bisque heads from moulds for their own dolls and for other doll-makers: Cuno & Otto Dressel (Jutta), Johannes Gottilf Dietich (Igodi), Gebrüder Ohlhaver (Revalo), Seyfarth & Reinhardt (dolls with the SUR mark) and Adolf Wislizenus.
Да я это видела. Ревало и младенцы маркированы, а есть вообще без маркировки, кстати, а лица Ревало доллифейс. Но эти точно Хойбахи гебрудеры, а вот что Эрнст им отливал, науке не ясно. Их вообще мало, может и есть какие то, где то:)) все таки Коппельсдорф они по времени и все, что они в это время отливали, неважно кому, простецкое до безобразия. С Юттой тоже странная заявка. Ютту Дресселю Халбиг отливал. Там даже в клейме это есть
Да, в клейме Хальбиг есть. Я всегда считала, что Хальбиг отливал головы. Поэтому удивилась. Но, знаю мало, поэтому приняла, как есть.
Надо в Цизлики лезть. Завтра в Москве буду, посмотрю
А вот Отто Дресселя Джутта — может ее отливал Хойбах?.. Они ж дофига младенцев ваяли…
Ли привет! Только зашла почитать, прости, работа-с ))) Внесу свои пять копеек — вот так маркировались куклы Ютта от Нойбах Коппельсдорф

т.е. головы отливались для Дрессель уже не отцом Эрстом, а сыном. А Ютта с молдом 1348 и 1349 и 1849 — эти настоящие Хальбиг. У меня красотка с «баранками» именно она, 1348
Отредактировано: 16 июля 2019, 16:04
Ну про долл фейс Ютт Хальбига то мне понятно было, только непонятно про бебиков Ютт для Дресселя. То, что сын потом делал — сразу видно тоже))))
А, может быть. Младенцев у них много было. Особенно негритят. Эх, никак не отловлю себе негритенка с улыб4ой и губищами. Хоть у Кармелов покупай:))
Вот что нашла у Галины:
Фабрика братьев Олхавер действительно заказывала фарфоровые головы на фабрике Эрнста Хойбаха, но только ту модель, которую разработал для Олхавер берлинский скульптор Йохан Готтлиб Дитрих (Johann Gottlieb Dietrich). На головах этих кукол, как правило, стоят две маркировки, «Revalo» и «IGODI». Вторая маркировка образована как аббревиатура первых букв имени скульптора.
На фарфоровой фабрике Менгерсгеройт (Mengersgereuth), которую Карл Роберт купил в 1913 году, тоже отливались головы для Олхавер, но гораздо реже. Самые известные отливки, в том числе, все цельно-фарфоровые головы с моделированными прическами делались все же на фабрике братьев Хойбах.
Дело ясное, что дело темное! Мне тоже надо порыться в том, что есть.
Ну хоть на какой-то кукле имя скульптора стояло, Я вообше удивлена, почему имен скульпторов нет на ВСЕХ молдах, а только фабрика.
Ли, спасибо за пост. Нежнейше люблю хойбахов именно от Эрнста, а точнее 1900 молд. Когда-то давно запала на пару девочек из дневников Алены Василь. А со временем и дома такая поселилась, 1900-я, с подковкой, очень бледненькая и с нежнейшей росписью. Очень люблю. Рост около 36-37 см.
Эрнст Хойбах, молд 1900
Прелесть девочка, как облако)
За это и люблю)))
Ли, спасибо за информацию-размышления. Читаю, а в голове крутится: деточка, учи матчасть. Это я о себе. Совсем знаний мало. Реагирую на кукол эмоционально. Потом только после покупки, немного успокоившись пытаюсь разобраться. Собственно, хобби — вещь сложная. С одной стороны — для души. С другой — контроль нужен, а, то и разорится можно.
В данном случае матчасть как таковая — отсутствует. Можно ориентироваться лишь визуально на эту бровастость -глазастость, взгляд сонно-удивленный и молды 1900 и так далее.
И я все равно для души — беру нравится-не нравится, а не смотрю особо соответствует ли номер головы номеру туловища, если визуально ок и не болтается в шейной лунке — то и ладно!
Точно! Мне истории о производителях подключают ещё один интерес: исторически-предпринимательский. Спрос и предложение, организация производства, связи с партнерами (они же соперники), секреты. И все это в исторической канве рубежа двух столетий. Производство достигло своего потолка. С одной стороны — массовое, с другой — мастерство не только приветствовалось, но и поощрялось. А, то как объяснить, что роспись у разных мастеров так преображала кукол одной отливки? Потом наступило время двух мировых войн и всё это ушло. К сожалению. Может быть поэтому антикварные куклы так притягательны?
Да, это вам не времена Инстаграмы и Фейсбука, где в первую очередь скульптора и «художники» по лицам постили бы своих рук детищ. Канули в лЕту те времена, все что знаем — это сносно соотносим молды и фабрики, без подробностей, в обшем-то.
А мне все чудится таинственный художник времен Эрнста Папы — который идеалом считал вот такое вот бровастно-выразительное лицо и рисовал его и рисовал, рисовал и рисовал))))

Может, ему нравился чей-то итальянский портрет, а можем, рисовал чье-то знакомое лицо)

Отредактировано: 16 июля 2019, 17:03

Отредактировано: 16 июля 2019, 18:08
Ах, просто ангелы! А, может быть это была Его мечта. А, ещё думаю, что вот художник всё рисовал, рисовал, разные вариации, а выбирал то Эрнст Папа! Такие фантазии почему то бередят душу. Сейчас бум рукоприкладства. Это и понятно, отстраненность повальная от результатов своего труда, заставляет хоть что то сделать своими руками. А, музы редко к кому приходят. Те, неизвестные нам художники, скорее боялись особой популярности, что бы музу не спугнуть. Творчество — дело тонкое. Хорошо все же, что до нас дожили антикварные куклы. Столько в них невыразимого! Всех бы пообнимала! Ли, спасибо за топики! Всегда жду их с нетерпением!
Мне сегодня пришла небольшая кукла, я ее себе взяла под реставрацию. Маркировка большая буква Е и ниже 11/0.
Может это тоже Эрнст Хойбах, только бюджет?

Вот еще большой вырез
Прочла и как-то мне за Хойбах Коппельсдорфов обидно стало. Наверное, потому что у меня живет 250-я и я нахожу ее очень славной и люблю.
Не переживайте, дело такое. я в сравнении с Папой Эрнстом писала. у меня была Фрэнсис 250, тема еще есть, тоже очень славная, но это редкости, исключения, а не правило, там даже на сто кукол 250 молда — только пять хорошо расписанных соберется. Я их много тоже вижу, большинство совсем не такие как Фрэнсис.