author-avatar
Катя

Мастер-класс - каркасная кукла своими руками

Мастер классы по работе с папье маше своими руками, как сделать игрушки из ваты. Рецепты приготовления папье маше из бумаги.
Мастер-класс взят из ЖЖ mnogominoga — если автор назовется — надо бы добавить его имя. По-моему этот мастер-класс очень подробный и очень-очень интересный!

Каркасная кукла своими руками.

"1 этап
Создание небольшой куклы с волосами из пластического материала по стадиям примерно выглядит так:
1)эскиз
2)каркас+подставка
3)лепка
— головы
— кистей рук
— остальные открытые части тела
+ доработка (шлифовка)
4)наращивание тельца
5)роспись
— лица
— остальных частей тела
6)волосы
7)костюмчик
8)детали
Необязательно все делать вименно в этом порядке — на Ваше усмотрение.

2 этап
Делаем каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы, поэтому к этому пункту необходимо подойти очень ответственно! Делая куклу, никогда не нужно забывать о вашем прекрасном замысле. Но, как же бывает обидно, когда приходится всё переделывать заново лишь оттого, что пару дней назад вы поторопились продвинуться вперёд и кое-что кое-где не подкрутили и не предусмотрели и ваша кукла на подставке не стоит, центр тяжести перевешивает её и она падает вбок или назад, и рука отваливается, а из шеи торчит проволока, которую вы посчитали не будет видно под слоем пластика или ватным тельцем…

1)Сначала нужно подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной. Напомню, что куколка наша высотой 30-40 см, то есть не совсем маленькая и обычные медные, алюминиевые проволочки не подойдут.

— 1 вариант — так называемая «вязальная» проволока. Её я нашла на стройке (но также её продают в каких-то специализированных магазинах для строителей), в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5-3 мм — она достаточно гибкая для того, чтобы у вас хватало сил закрутить её в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
— 2 вариант — медная толстенькая проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но её беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий.

2) Далее вяжем скелет куклы. Лично я делаю куклу сразу целиком. По классическим стандартам куклу изготавливают по деталям, уж голова и ручки точно идут отдельно (многие кукольники делают куколку вообще как из конструктора). Но так как я рассказываю вам свой вариант, то другой, возможно, расскажете вы сами))))

Далее смотрите фотографии, а я вкратце расскажу: узлы вяжем покрепче, потому что если проволочные ручки-ножки будут подвижны. материал который Вы нанесете сверху потрескается. Неподвижность креплений также важна для общей устойчивости конструкции. Если ваша кукла сидит, стоит или пусть даже висит, её центр тяжести должен быть продуман до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище :). Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспоминаем где у настоящего человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и стоит утяжелить куклу, а также увеличить ступни, если кукла стоит без подставки. И даже если ваша кукла прикреплена к какому-то помосту, всё равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также может быть усилена с помощью каких-то дополнительных элементов (ствола дерева, посохом в руке, другой фигуры рядом).

Узлы я дополнительно обматываю узкой лентой из листовой меди. Это скрепляет их вообще намертво. Делать кисти рук. Это дело я особенно люблю, хотя многие трясутся только при одной мысли об этом сложном элементе куклы. Но об этом я расскажу в следующем моём послании к вам.
Подставка должна была быть очень тяжеленькой, чтобы удерживать куклу в таком положении крепко на плоскости, поэтому я сделала её из нескольких слоёв гипсокартона, склееных между собой. Кукла в просверленную дырочку покамест только вставляется для удобства работы, а позже будет вклеена туда сильным клеем (я использую Poxipol).



Сразу могу сказать, что в результате дальнейшей работы в приведённом каркасике выявились следующие проблемы: левая рука оказалась длиннее правой, что не было заметно, когда рука была согнутой. Также пришлось нарастить ступню левой ножки и передвинуть куклу относительно подставки, так поза стала более правильной.


3 этап
Руки — делаем каркас: алюминиевая или медная пластинка (как в наборе для чеканки), также подойдёт жесть пивных баночек – для ладошки. И второй элемент для пальчиков – тонкая, но прочнейшая проволока, которую я беру из стальных тросов. Стальные тросики (продаются в хоз.магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах))если присмотреться состоят из множества тонких прочнейших проволочек, вот они-то нам и нужны.
Собираем конструкцию как на фотографиях, придаём нужное положение пальчикам и самой кисти, в критических местах промазываем каким-нибудь супер-клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Теперь, если вы всё сделали достаточно аккуратно, то после того как сверху мы пройдёмся клеем ПВА – неровности и шероховатости, стыки и швы сгладятся так, что будут совершенно незаметны. ПВА также придаст упругость и «резиновость» пальчикам и, даже если кукла упадёт на них, ничего страшного с ними не случится.





Что получится в дальнейшем:

ПВА жидкий и если сразу его наносить он будет стекать уродливыми каплями. Нанесите, подождите пока он немного загустеет и снова размажьте.
После высыхания ПВА становится прозрачным. Куклу сверху всё равно приходится красить акрилом при той технологии, что у меня получается. Фарфоровый эффект получается из-за лака.
Красит поверх ПВА можно смеью ПВА и гуаши нужного цвета (оттенка).
Этап 4
Наращивание тельца — я наращиваю ватой, хотя всегда везде советуют использовать синтепон. Синтепон я пробовала, но он чересчур пружинит, не придавая нужной плотности. Синтепоновый слой идёт у меня поверх ватного, в последнюю очередь, дабы придать аккуратный внешний вид.
Вату я просто прикладываю в нужном объеме к нужным местам и прошиваю ниткой (иногда просто обматываю), кое-где промазывая клеем «Момент», где нужна особая точность в формировании силуэта. Ручки-ножки и другие тоненькие части тела просто обматываю аккуратно ниткой, чтобы пластический материал сверху ложился лучше, так как по проволоке он будет скользить. Кое-где можно наращивать объёмы более толстой ниткой.


5 этап — лепка головы и других открытых частей тела (+обработка и покраска)
Пластическим материалом в моей кукле является паперклей, но вы с таким же успехом можете использовать другие самоотвердевающие материалы, а также запекаемые в духовке, так как проверено опытным путём, что даже с уже намотанной тушкой, пластик можно обжигать в печи: вата может только немного потемнеть, но она не успевает нагреться до такой степени, чтобы вспыхнуть и сгореть (а если её ещё и обмотать фольгой, то вообще, думаю, она будет защищена окончательно).

Паперклей удобен тем, что даже после его полного высыхания можно наращивать бесчисленное количество слоёв, доводя черты лица до идеала (в вашем представлении), а также разведя его водой до кашицеобразного состояния заглаживать неровности и сглаживать острые углы. То есть паперклей для тех, кто любит гладкость и округлость силуэтов, мелкие детали им практически не вылепить. Но паперклей необходимо шкурить, особенно если вы разводили его водой и заглаживали неровности, так как он после высыхания совсем не гладкий, а шероховатый (хотя это тоже красиво получается и для некоторых эффектов вполне подойдёт). Шкурить его нужно нулевой шкуркой, а для окончательной обработки прекрасно подходит шлифовка для ногтей (кап), она доводит его до идеально гладкого состояния, но на это нужно адское терпение.
Результат видно на фотографии.

Окраска
Кто-то раскрашивает только глаза и немного подкрашивает личико, лично я целиком окрашиваю и личико и другие открытые части тела поскольку люблю декоративность в кукле. Предварительным слоем мне нравится наносить акрил из баллончика, он дополнительно сглаживает поверхность и укрепляет её, а также выравнивает цвет. Но тут нужна аккуратность, чтобы не было затёков, а то можно испортить вообще всю куклу, поскольку потёки эти отскрести сложно. Далее можно использовать любую краску, особенно для паперклея. И акварель, и гуашь, и акрил, и масляную краску, кому что нравится. Я использую акрил, иногда дополняю нежненькими тенями и румянами обычной косметики, люблю блёстки для ещё большей декоративности))
Последним слоем идёт лак, который опять же, каждый – на любителя, кому какой. Я нашла очень интересный матовый лак для акрила. Он водорастворим, не вонючий и сохнет быстро в отличии от фисташкового лака, которым я пользовалась до сих пор, а также не даёт противной желтизны и потёков. Прочность его не так высока, но для защиты от влаги и пыли вполне достаточно.

Мой результат таков:


Глазки я делаю дурацким способом, думаю он выглядит смешно, но мне нравится, а пока отступать от того, что мне нравится не собираюсь, хотя, думаю, я выпадаю изо всех классических требований)))
Я просто вставляю цветные прозрачные бусинки с капелькой цвета внутри, а зрачок рисую. Но перед этим в глазницу вклеиваю распущенную тесёмочку, как бы реснички. А так, вообще, глаза – основа для фантазии и самый лёгкий путь к оригинальности ваших образов. Их можно рисовать прямо на сформированном под глазик, пластике. Можно предварительно сделать основу из перламутровой бусинки, которая будет играть бликами как настоящий белок глаза, а радужку со зрачком нарисовать, можно вставлять готовые покупные глазки, стеклянные и пластмассовые, можно самим изготавливать глазки из Фимо.
Ну а после покрытия лаком, как всё высохнет, я обшиваю тушку капроном (можно бифлексом, но мне он кажется грубоватым)))и всё, основа для дальнейшей творческой работы готова.
Одежду я шью прямо на кукле, ни снять, ни одеть обратно её нельзя. Очень удобна в работе так называемая мононить(а по сути – тонкая прозрачная леска), остальное – за вами. Ваши умения и аккуратность, и, главное – не забыть о фантазии и о том образе, который вам хотелось бы создать.
Волосы я делаю из ниточек всяческих… попробовала делать из куклячьих волос, из человеческих стопроцентных, и те, что для дредов тоже попробовала. Но из-за того что кукла декоративна – реальные волосы никак не ложатся — выглядят чужеродно.
А лак – немецкий фирмы Nerсhau (логотип у них со слоником разноцветным с щёточкой на хвосте), называется по русски шелковисто-матовый прозрачный акриловый лак (Klarlack seidenmatt), очень такой приятственный!
фисташковый хоть и сохнет быстро, но липкость у него ещё на месяц!!!




Смотрите другие мастер-классы в этом разделе:
Изготовление текстильной куклы — мастер-класс
Клоун-мешок
Маленький ангелочек
Куклы из носков
Процесс изготовления кукол, аксесуаров
Скульптура — видео
Несколько мягких кукол — шьем сами
Изготовление куклы — Летняя фея: мастер-класс
Вязаная кукла Мариша своими руками — схема вязания
Вязанная кукла своими руками
Как пришить волосы мягкой кукле
  • Семенова Светлана

    Ямогу: Я леплю, а потом отливаю в мягком силиконе пупсов разных размеров. Туловище у них цельнолитое. Во рту — язычок, десны, по возрасту зубы. Возможно изготовление портретных по фото.

  • Моргунова Ольга ( Simplytoys13)

    Ямогу: Вяжу игрушки спицами, иногда — крючком. Создаю описания вязания к собственным работам.
    Вяжу одежду для кукол. Создаю законченный образ в одежде.

Обсуждение (6)

Действительно замечательный мастеркласс!!! Думаю, тут многим найдется чему поучится. Спасибо!
Да, очень интересно и не обычно!
такая чудная куколка получилась! Спасибо за подробную информацию!
какая прелесть! тонкий вкус! как мастерски сделано!
Ой как интересно, и вроде несложно, в смысле понятно что нужно делать! А результат какой славный получается. Удивительно ручки сначала как грабельки страшненькие, а потом изящные человеческие руки в движении. Чудеса!
Это мастер-класс Баженковой Алисы. Её сайт www.kukliki.ru/ Все куклы узнаваемы.-)