author-avatar
Маргарита

Интервью с мастером. О своём творчестве расскажет Ия Дейс

Ия Дейс — замечательный мастер, создающий шарнирных кукол из фарфора. Её работы поистине уникальны качеством технического исполнения, невероятной росписью и утончённым стилем, но, несмотря на то, что Ия занимается куклотворчеством давно и серьёзно, на мой взгляд, о ней известно немногое. Сегодня мы с удовольствием попытаемся узнать о мастере больше.

Семья: замужем
Как долго занимаетесь куклами: с 2009 года
Образование: психологическое



— Ия, как появился интерес к созданию кукол своими руками?

— Наверное, если я пороюсь в памяти, то назову даже точную дату. Я выбирала в «Леонардо» подарок для подруги, и мой взгляд случайно упал на пачку пластика. Конечно, я и раньше, читая о народных промыслах, думала, как интересно будет сделать костюмированную куклу, но до дела никогда не доходило, а в тот день удачно совпали хорошее настроение и желание освоить что-то новое. Лепить я не умела вообще и никаких чрезмерных ожиданий от своего увлечения не было, я радовалась уже тому, что нашла такой волшебный материал, который запекается в обычной духовке. Разумеется, никаких выдающихся результатов мои первые попытки не принесли, но все-таки с того дня я уже не прекращала заниматься куклами.



— Насколько сложно было сменить профессиональную область деятельности на хобби?

— К тому времени, когда я решила посвятить себя целиком куклам, они уже перешли из разряда хобби в такую деятельность, которую и по уделяемому времени, и по доходам можно было сравнить с моей официальной работой. Тогда я уже серьезно занималась фарфором, брала заказы и вкладывала в кукол не меньше 6-8 часов ежедневно, работая без сна, праздников и выходных, ездила на выставки. Чем не полноценная работа?
Так длилось несколько лет, и хотя мое официальное рабочее место – обычная офисная работа, из которой рано или поздно все вырастали и уходили, сама я долго не решалась на это. Из родных меня мало кто поддерживал, только самые близкие, большая же часть родственников и знакомых всегда смотрели на меня, как на сумасшедшую (и до сих пор мало что изменилось). Но когда выбор был сделан, я поняла, что не ошиблась.


— Учились ли вы у кого-нибудь искусству создания куклы или Вы мастер-самоучка?

— Я ни у кого не училась, а все, что умею, это результат работы над собой.





— Есть ли мастер(а), которых вы бы отчасти могли назвать своими учителями? Были ли те, кто помогал вам в начале пути?

— Если говорить об учителе как человеке, который помогал с самого начала, такого не было. Есть несколько мастеров, с которыми у меня давние теплые дружеские отношения, мы советуемся и делимся опытом, но у всех нас примерно одинаковый уровень мастерства, и это все-таки не учительство.

— Помните ли вы свою первую куклу? Где сейчас эта кукла?

— Мои первые куклы из пластика и позже из фарфора почти все остались у меня. На них я отрабатывала технику и материал, а о заказах и продажах тогда даже не думала и потом долго еще не решалась на это.

— Почему вы остановили свой выбор на шарнирной кукле?

— А как иначе, это ведь самые прекрасные куклы на свете! А если серьезно, среди подвижных кукол мне нравятся и другие варианты, например, куклы-болтушки с бусинными креплениями или будуарные с текстильными телами. Может, когда-нибудь (когда в сутках появится еще пара дополнительных часов) мои руки доберутся и до них.



— Насколько сложно технически создать шарнирную куклу?

— Если бы я только знала, с чем сравнить, я ведь не пробовала делать никаких других кукол. Наверное, нелегко, но при наличии огромного желания и усидчивости все возможно.

— Добились ли вы желаемого уровня в техническом плане?

— В целом, мне нравится мой технический уровень, но я всегда вижу простор для развития.



— У вас был опыт создания куклы в тёмном фарфоре. Есть ли разница по сравнению со светлыми вариантами? Планируете ли вы создание темнокожих дев в будущем?

— С темным фарфором работать сложнее практически на каждом этапе – начиная от литья, когда надо втрое внимательней следить за тем, чтобы пигмент не оставлял разводов, и заканчивая росписью. Пока у меня получилась только одна темнокожая кукла. Но это не значит, что, раз попробовав, я тут же отказалась от затеи; в будущем рассчитываю сделать еще несколько темнокожих красавиц, но их всегда будет меньше, чем сестер из светлого фарфора.





— Ия, поклонники очень часто хвалят вашу роспись. Особенно впечатляет роспись глаз, которые с трудом можно отличить от стеклянных. Есть ли у вас свои секреты росписи?

— Мой секрет в работе с обжиговыми красками, да и с фарфором вообще, только один – с ними нельзя торопиться. Если необходимо десять или двадцать слоев росписи, не нужно сокращать их до трех или того меньше. Фарфор вечный материал и не терпит спешки. Если в работе он почувствует, что мастер его понял, не торопит и позволяет меняться в своем темпе, то отблагодарит нас своей красотой.





— В создании кукол Вы предпочитаете стилизацию анатомическим пропорциям? Чем обусловлен такой выбор?

— Никогда не задумывалась над этим, я просто делаю таких кукол, которые мне нравятся.



— Большинство ваших кукол – прекрасные нежные девушки, но есть и весьма специфический образ. Я имею ввиду Зомби гёрл. Чем вас привлекает этот образ?

— Если честно, я большой поклонник всего мистического, инфернального, люблю фильмы ужасов и страшные рассказы, поэтому не так уж удивительно, что мне иногда хочется прикоснуться к чему-то потустороннему. Кроме Зомби (хотя это не слишком точное слово, потому что они скорее призраки) у меня есть девушки-вампиры; и к тем, и к другим я отношусь с большой нежностью.



— Есть ли образ, который вы бы хотели создать?

— Я бы хотела воплощать больше персонажей из сказок и легенд, фольклора разных народов. На моем логотипе изображена Белоснежка и это неспроста, ведь сказки я очень люблю.

— Если я не ошибаюсь, у вас пять молдов, включая новый. Есть ли у вас любимый?

— Строго говоря, у меня три молда с разными степенями доработок. Это небольшие куклы 28 см, малышки 17,5 см и новая большая модель 37 см. Это если говорить о телах, голов чуть больше. Выделить какую-то любимицу, а тем более любимый молд, я не могу, мне чаще всего нравится та кукла, с которой я работаю в данный момент, а еще больше та, о которой только мечтаю.



— Когда вы берётесь за новый молд, о чём вы думаете?

— Стараюсь ни о чем не думать. На этом этапе лучше всего отвлечься от прежнего опыта, хоть немного выйти за рамки. Это не так просто, и в итоге своя, привычная техника все равно перетягивает, но попытаться стоит. Часто я начинаю одновременно два или три молда, и неизвестно, какой из них будет готов первым.

— Всегда ли вам удаётся создать образ, отвечающий первоначальной идее или он трансформируется в процессе работы?

— Начиная работу над куклой, как правило, я уже знаю, какой у нее будет образ, держу в голове (или, реже, на бумаге) эту картинку и согласовываю с ней каждый этап. В процессе обязательно что-нибудь поменяется, но сильных расхождений с задумкой уже не будет. Даже если кукла начинает диктовать, она все равно не уходит далеко от образа, наши мысли обычно совпадают).



— Сколько времени уходит на новую мастер-модель?

— Работа над мастер-моделью может занимать несколько месяцев, полгода или дольше. У меня есть девушка, которая лежит с 2013 года, и я все еще не теряю надежду ее закончить.

— Вы создаёте костюмы и обувь для своих кукол самостоятельно. Получаете ли вы от этого удовольствие?

— Мне нравятся многие моменты в работе над костюмом, но я не люблю с ними затягивать. Настоящее удовлетворение я получаю от готового результата, который отвечает задумке.

— Как вы подбираете фасон и ткани?

— С выбором тканей трудностей нет. Они должны быть тонкими, натуральными, хорошо драпироваться, в основном это шелк и хлопок, батист. То же самое касается кружев, идеальный вариант – антикварные кружева кукольного масштаба, жаль, что они встречаются очень редко.

С фасонами все немного сложнее. Далеко не все наряды, которые мне нравятся на людях, будут смотреться на куклах так же удачно, и наоборот. По-моему, лучше всего куклам подходят воздушные драпировки, свободные платья, создающие мягкие силуэты, или наоборот, корсеты, которые так удачно подчеркивают тонкие кукольные талии, и мой выбор обычно не уходит далеко от этих двух вариантов.



— С недавних пор Вы используете технику вязания крючком для кукольных костюмов. Почему вы остановили свой выбор на этом виде рукоделия?

— Крючок открывает чуть больше возможностей для детализации костюма, но на самом деле он просто еще один навык в копилку умений, которые я хотела бы освоить, чтобы лучше воплощать свои идеи. Таких умений еще очень много.

— Вам было тяжело освоить новую технику?

— Вязать я умею давно, но надо было привыкнуть к размеру, которого требует кукольный масштаб. Это крючки 0,4-0,5 мм и самые тонкие швейные нитки.

— Есть планы усовершенствовать костюм?

— Смотря что понимать под усовершенствованием. Если говорить об аккуратности и долговечности костюмов, то здесь я задаю себе высокие требования и придерживаюсь их. Всю изготовленную мной одежду можно бережно стирать, даже крашеные ткани и декоративные элементы, все швы обработаны и максимально скрыта изнанка. А если речь о том, чтобы сделать одежду более сложной или фантазийной, то здесь лишь дело вкуса и задумки. Сложность выкройки, количество страз или кружев не сделает костюм совершенней, изящная простота может смотреться гораздо уместнее.



— Сколько времени в среднем у Вас занимает создание одной куклы?

— Если не считать того времени, которое занимает создание мастер-модели, то, наверное, 2-3 месяца. Однако это лишь приблизительно, потому что есть куклы, которые занимали у меня и полгода. Довольно трудно ответить точнее, ведь фарфор слишком непредсказуем.

— Есть ли у Вас дома куклы работы других мастеров и оставляете ли вы себе приглянувшихся куколок?

— Есть несколько моих кукол, но вовсе не те, которые мне приглянулись. Как я уже сказала, это первые куклы из пластика и фарфора, которые делались не для продажи. Есть также бракованные головы и разные части тел, если их собрать, можно получить еще две, три, четыре куклы… Но если говорить о полноценных куклах, то из моих только одна – фарфоровая Тиша 17,5 см, ее я оставила, поскольку на тот момент была уверена, что прекращаю работу с этим молдом. Надеюсь, это войдет в полезную привычку, и в будущем я буду оставлять себе по кукле каждого молда.
У меня также есть совсем маленькая коллекция кукол и игрушек других авторов.

Тиша

— Расскажите о своих планах на будущее?

— У меня давно в планах освоить полиуретан, но с каждым годом я вынуждена откладывать эту затею по разным причинам. Надеюсь в скором времени все-таки добраться до него.

— Участвуете ли Вы в выставках?

— Да, последняя выставка, в которой я участвовала, это октябрьский Салон Кукол.

— Где можно увидеть Ваши работы?

— Самое большое собрание моих кукол на моих страницах в соцсетях (см. ссылки ниже), там же появляются самые актуальные фото. А если вживую, то теперь уже на следующем Салоне Кукол, через год.

— Что, на ваш взгляд, ценят коллекционеры в ваших работах?

— Каждый находит в кукле что-то свое. Если человек почувствовал связь с куклой, я думаю, это личный момент, который другим не понять. Со своей стороны я прикладываю все усилия, чтобы работа была выполнена максимально качественно и никакие технические недоразумения не мешали кукле дальше жить и радовать владельца.

— Вы делаете кукол на заказ?

— К сожалению, мне не хватает времени даже для реализации своих идей, не говоря уже про чьи-то другие. Поэтому от заказов пришлось отказаться.

— Вы даёте мастер-классы?

— Нет. Для этого опять же нужно найти время, а это проблематично. Да я и сама все время учусь, какой из меня учитель?

— Несколько советов начинающим мастерам…

— Здесь я не скажу ничего нового. Я считаю, что самый лучший опыт это собственный, а самый лучший учитель – практика. Больше работайте, развивайте руку, глаз, тренируйте хороший вкус. Очень здорово, если вы умеете рисовать, если нет – карандаши, кисточки в руки и учиться на обычной бумаге. Не умеете лепить – пачка пластилина и учебник Баммеса в помощь. Изучайте книги по истории костюма, смотрите исторические и просто красивые фильмы, модные показы, наблюдайте за природой, естественными линиями, цветами.

Ищите вдохновение во всем, много работайте, и обязательно все получится.


www.instagram.com/iyadeis/

www.facebook.com/iyadeis

vk.com/iyadeis



Купить авторскую куклу можно в Шопике
  • Яна Москвина

    Ямогу: Хороший мейк ап способен преобразить любую куклу! Если вы хотите иметь неповторимую, индивидуальную куклу со своим характером, то я с радостью помогу Вам в этом вопросе.

  • Ольга Шахно

    Ямогу: Куклы из фоамирана. Интерьерные куклы на заказ. Портретные, тематические, сувенирные.

Обсуждение (7)

Какая красота!
«Живьем» я впервые увидела кукол автора на ТИшинке в этом году и была потрясена — такое глубокое впечатление они на меня произвели, надеюсь когда-нибудь заполучить одну из них в свою коллекцию.
Они потрясающие! Спасибо огромное, что познакомили с прекрасным мастером!
Очень интересно! С удовольствием прочитала :)
Спасибо большое! Очень интересно и интервью качественное! Куколки великолепные! Мне так понравилась четвертая фотография с куколкой сидящей на коленках.
Интереснейшее интервью!
Вот так, столько лет с Ией общаемся, а тут что-то новое узнала) Это очень приятно.
Куколок Ии обожаю!
Спасибо за рассказ)