author-avatar
Светлана Двуреченская

Загадка Дуниного сарафана. Посвящается всем неравнодушным к русскому народному костюму и к куклам фабрики Дунаева.

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сошьём, сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам одевай, одевай,
В коробочку убирай, убирай…
(русская народная песня)
Здравствуйте, друзья и все, кто заинтересовался темой. Скажу сразу, — топик возник спонтанно, в ближайшее время ничего публиковать не собиралась.
Как и многие из вас, я собираю фотографии понравившихся мне кукол в отдельные папочки. В этих папках и куклы, и наряды, и выкройки. Самое почётное место занимает папка с фотографиями Дунаевских кукол в русских народных костюмах. Потому что и сами куклы фабрики Дунаева мои любимицы (хотя у меня нет ни одной), и русским народным костюмом занимаюсь много лет. Пересмотрено и прочитано много книг по костюму, и всё, что попадается в интернете тоже отправляется в мою копилку. Жалко, что нельзя использовать чужие фотографии в топиках, но я на этот раз немного рискну. Фотографии я просто нагуглила, да простят мне их авторы моё хулиганство.
Итак, начнём. Собирая фотографии Дунаевских кукол, я давно обратила внимание на то, что у некоторых из них сарафаны надеты задом наперёд. Почему? Непонятно! Открою свою заветную папочку и покажу несколько фотографий, на всех снимках сарафаны на куклах задом наперёд.








А вот на этих фотографиях сарафаны надеты правильно.





Кроме того, мне встречался сарафан, надетый задом наперёд в третьей серии фильма «Гардемарины, вперёд». Его носит девочка, приплывшая на лодке в монашеский скит вместе с героем Дмитрия Харатьяна Алёшей Корсаковым. Сарафан спереди сидит мешковато, потому что неправильно надет. Думаю, это обычный киноляп, то есть ошибка костюмера.
Вот скрины – смотрите сами. Здесь спинка на груди:


А здесь передняя часть сарафана на спине:

Некоторые дотошные читатели спросят, почему собственно я считаю, что это «задом наперёд», может быть так и надо? Объясняю:
Женская одежда в старину выполняла не только бытовые функции, а также была символична. Спереди сарафана лямки пришивались ровно вниз или даже немного к бокам, чтобы лиф сарафана обхватывал грудь, а сзади всегда посередине спины и вместе. Представьте наоборот, не на кукле, а на дородной матроне… Я не могу такого представить…
Деталь на спинке сарафана, называемая «вилка» или «лягушка», напоминает по форме распластанную лягушку — символ плодородия, рождения новой жизни. Девочки швеи на Осинке даже обсуждали на форуме шитьё этой самой «лягушки».
Вот несколько фотографий спинки сарафана, взятых из интернета:








У меня на одном из сарафанов лягушка получилась вот такая:

Сын фотографировал весной, во время сбора берёзового сока. Фотографию назвал: «Баба Яга уходит...» Не могу не привнести немного юмора в этот топик!!!
Сарафаны в разных русских землях были разные: прямой, круглый, распашной, косоклинный. Назывались тоже по-разному сукман, костолан, сарафан, ферязь, дольник, саян и др.
Лямки были и узкие, и широкие. Сарафаны «прямые» или «круглые» изготовлялись на узких лямках (круглый, раздувай, продуванка, московский, подмосковник, шубка, пестрядильник, набивник, ситцевик, штофник, атласник и др.).
Вот так выглядит обычный круглый сарафан. Очень хорошо показано расположение лямок на груди и на спине.

А теперь сарафан спереди



Как видите нигде спереди нет лямок посередине, да и не могло быть. Вот здесь схемы кроя и спереди и сзади. Всё отлично видно.

Это смоленский саян.

А это косоклинник северный. Здесь сначала рисунок спины, потом переда.
Ну, вот собственно и всё. Хотя загадка осталась…
  • Semli

    Ямогу: Авторские игрушки и куклы в смешанной технике. Жители Волшебного леса: зверята, тролли, феи.

  • Евгения Jane

    Ямогу: Предлагаю посреднические услуги в приобретении любых кукол на ebay и других зарубежных сайтах. Адреса доставки в США и Европе, регулярная пересылка в Россию. Опыт работы с 2008 года.

Обсуждение (89)

Очень познавательная история. Спасибо.
Спасибо большое! Действительно, очень интересно.
Светлана, прекрасный топик, очень познавательный. Вас легко и интересно читать. Спасибо!
  • Vasenka
И Вам спасибо большое!!!
Познавательная и интересная публикация.К огромному сожалению, мы(многие и я в том числе) мало интересуемся и не знаем историю костюма своего народа.Поэтому, немудрено, что сарафаны надеты задом наперёд.Нам в этом вопросе нужно брать пример с украинцев, там очень уважительно относятся к народному костюму, дети с детства видят как он должен выглядеть.Спасибо, что потрудились и сделали такой топик)))
Скажем «спасибо» Петру Первому.Война с народной одеждой идет с 18 века. Несмотря на его угрозу «жестокого наказания», новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому — продолжали шить и носить удобное русское платье. В 1705 ггоду, 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.Вот так постепенно нас делали «всеядными». Мы готовы носить и турецкие шаровары и есть японские явства, но при этом как Иваны, не помнящие НИЧЕГО не знаем о нашей СЛАВЯНСКОЙ одежде. Это печально, но это есть.
Спасибо ВАМ, Светлана. Вы немного приоткрыли дверцу в наше прошлое. СПАСИБО ВАМ!!!
петр первый боролся скорее с боярскими перегибами в костюмах. Вспомним, чем выше по чину боярин, тем выше у него шапка, доходило до того что что шапка была выстой почтив метр и мерялись высотой шапки. Выражение " поклонится, шапка не переломится " о мелком чине, с тех времен, и длинные папахи тоже. Длинные рукава опять таки: широкие рукава которые волочились по полу в зависимости от того чем знатнее человек, тем длиннее, у простого люда до полу, и которые подвязывались хитрой системой завязок и были весьма неудобными как в жизни так и в работе, «работать спустя рукава» оттуда. Что еще: сто одежек и все без застежек- это скорее о дочери купца, тогда была мода одевать по нескольку десятков сарафанов один на один, чтобы показать богатство и что девушка с приданным. Так что еще, бороды. бороды тоже регламентировались чинами и богатсвом. Померятся шапками и померятся бородами одинаковые в своем значении выражения. Чтобы прекратить эту порочную практику- Петр приказал резать бороды и сменил платье на европейский фасон. Кстати сарафан это изначально не русская национальная одежда. сарафан был заимствован у турок. что видно по слову. оно тюркское, как и барабан, саман. А во вышиванка, которой так гордятся украинцы- это как раз наше исконное русское, а короткие юбки с сапогами позаимствованы украинцами у соседних поляков. Шаровары украинских казаков а также их чуб позаимствованы в украинский костюм от турок. Так что не надо тут про иванов, родства не помнящих.
. Так что не надо тут про иванов, родства не помнящих.
Вы уверены?
А как же быть с турецким(как оказалось) сарафаном?
Так и хочется спросить на манер героя «Ширли-мырли»: Тетя-мама, а что русского у нас?
что же русского у нас… рубаха косоворотка- наш вклад в развитие костюма, изначально имела отсылы к верованиям; плащ, шуба, безрукавка, тулуп — наше как слово так и одежда — народы европы переняли у славян, рубаха с вышитым узором по подолу, воротнику и рукавам до сих пор является элементом национального и детского костюма, кокошник чисто наш, двурогая кика- европейские народы переняли у нас в 13 веке, ее запретили носить русским крестьянам духовенство в 19 веке, видилось ему дьявольское в этом что-то, вообще до того как варварские племена пришли в цивилизованную европейские народы бегали без штанов, а пара народов продолжает до сих пор, правда прикрываясь сохранением традиций). А если смотреть шире- русская печь, гениальное изобретение- англичане в 19 веке парламентским указом приказывали строить в домах ее, а не традиционный камин, так как ситуация со смогом достигла ужасающих размеров, туалеты, засыпанные известью, да автомат калашникова наконец!)
А сарафан изначально мужская праздничная одежда, а то что сейчас называют сарафаном, раньше звалось шуша
Светлана! Спасибо за экскурс. Разве что бОльшая часть вышеперечисленных достижений является экспонатом музеев и сцен. Ну а тулупы и печи от меня это все далеко. Да я как-то о последнем и не сожалею.
А в целом тема- отличная. Помнится как наши модницы «приучали» наших женщин к брюкам. И как народ на это реагировал. Так ведь сарафаны и косоворотки это же наше. Так может быть вспомним? Оденем?
Конечно, оденем! Я уже одела, и очень давно!
А где глянуть подробнее о турецких корнях сарафана? Я такого не слышала. Сарафаны на столько похожи с хангероком викингов, и в их же (скандинавы на Руси) захоронениях найдены, с 9-11веков… Короче, я была уверена, что сарафаны у нас были изначально.
Светлана, спасибо за интресный топик! С удовольствием посмотрела на народные костюмы, у меня к сожалению нет ни одного нашего Рязанского сарафана. От мамы достались только вышитые самотканые полотенца, связанные крючком скатерти и отрез неотбеленного, самотканного льна. Было-бы очень интересно увидеть ваш топик по народным орнаментам, их символике и ипользовании в костюмах, полотенцах.
  • nelia
Неля, мы живём совсем близко друг от друга, всего около шестидесяти километров по прямой. От вас на восток Орехово, потом немного на северо-восток Брыкин Бор — центральная усадьба Окского заповедника, а я на север всего 25 км от Брыкина Бора…
Светлана, здорово что вы живете не так далеко, может как-нибудь летом поедем в Брыкин бор и заедем к вам на чай. А вы можете к нам в Долгинино приехать, всегда рады гостям!
Какое огромное спасибо! Как хорошо, что сейчас посмотрела, а не оставила на утро. Сейчас в постели буду размышлять… Такие топики обязательно надо поставить в избранные: и познавательно, и занимательно, и красиво! Ещё раз просто низко кланяюсь!
  • martin
Спасибо, Ирина!
Светлана, это фото тоже моей куклы
Просто, видимо, продавец раздевала куклу и одела сарафан неправильно. Я не знаю, как правильно должен быть одет сарафан, потому что, не изучала историю костюма. Честно говоря, мне не очень приятно, что на примере моей куклы Вы показываете, что у меня она неправильно одета. Вы бы хоть предупредили меня об этом.
Ирина, я прошу прощения, но ничего плохого я не имела ввиду. То, что это Ваша кукла — (вторая фотография) я написала в топике. Я её нашла позже. Не надо обижаться! Я несколько раз перечитала топик, хотела Вам написать, но решила, что собственно ничего обидного в моей публикации нет. Это просто как открытое письмо. Я хотела сначала написать его Вам, просто поделиться мыслями, пообщаться с Вами! Но потом подумала, что и другим будет интересно! Ведь все мы хотим знать больше! Очень надеюсь, что Вы меня извините, — Ваша кукла, то есть её наряд только подтолкнул меня к публикации, у меня уже было несколько фотографий в сарафанах задом наперёд, и я их показала.
Ирина, у Вас чудесная кукла! Не расстраивайтесь, что Светлана привела ее в пример. Она же все объяснила в своем топике.
Марина, я написала, что надо ставить в известность обладателя фотографии, для чего будет использоваться фотография, прежде, чем ее делать. Я бы, если бы увидела, что, что-то не так с куклой у другого человека, просто написала об этом в личку, чтобы он исправил это, а не обсуждала это в публикации. По-моему это правильно!
Ирина, мне очень жаль, что Вы так отреагировали. Если хотите, я удалю этот топик, пока ещё не поздно и есть время для редактирования. Одно Ваше слово,- и его не будет. Для меня важнее Ваше хорошее отношение, чем топик. Я думала, что он будет интересен Вам, а если нет, то и не стоило его делать.
Света, топик очень интересный, не удаляйте пожалуйста!
Мариночка, спасибо за поддержку! Для меня очень печально, когда на меня кто-то обижен. Никогда не стремилась никого обижать, скорее наоборот. И если ненароком получается кого-то обидеть, то страдаю больше всего сама.
А как я должна была отреагировать? Сказать Вам большое спасибо, что Вы даже не поставили в известность (не сочли нужным), для чего она нужна? Для чего Вы это сделали, мне совсем не понятно. У Вас же были фотографии из интернета. И, чтобы не страдать самой, после того, как Вы обижаете, кого-то, просто не обижайте.
Никогда не поступайте с другим человеком так, как Вы бы не хотели, чтобы поступили с Вами. Но это мне урок, как могут поступить люди, которым идешь на встречу. Вам, почему-то не понравилось, что ребенок за Вас поставил один бал.
Спасибо, Светлана, топик интересный! Я даже и не задумывалась над сарафаном, как его одеть.А тут оказываются есть всякие нюансы!
Очень интересная публикация, огромное спасибо!
Светлана, спасибо за такой интересный топик! Лично я узнала для себя много нового и полезного! Когда-то шила сарафан внучке на утренник, шила по выкройке из интернета, и даже не задумывалась, почему он именно такой, теперь знаю, и внучке расскажу, она у меня человечек любознательный и ей тоже будет интересно. Я считаю, что такие топики обязательно должны быть на сайте. Ведь мы делаем публикации не только для того, чтобы получить хвалебные отклики, но и прислушаться к мнению других. Еще раз огромное СПАСИБО!
Спасибо за понимание!
Светлана, очень заинтересовала тема Вашего топика. Одно время хотела сшить сарафан дочери для выступлений и выбирала в интернете фотографии девушек, женщин в сарафанах, но вот таких подробностей нигде не видела. Спасибо большое!
Cветлана! Спасибо большое за такую интересную и познавательную публикацию! О том, как правильно надевать сарафан я конечно же знала, а вот о символическом значении расположения лямок сарафана
узнала впервые.
Дополню вашу публикацию репродукциями картин известных русских художников, на которых изображены девочки и девушки в сарафанах:
Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru















  • Amady
Влада, спасибо большое!
Ну вот, дочка уже институт закончила, а я только сейчас узнала, что неправильно пришила лямки на сарафан, сшитый на новогодний утренник во втором классе:-) Теперь то я знаю, и если будут внучки, точно не ошибусь!
Светлана, спасибо за топик, прочитала и просмотрела с большим интересом! Тема уж очень близка многим.
Вот и я хочу поменять сильно заношенный наряд на Дуняше-ленигрушечке, собираю информацию о русском костюме. А у Дуняши не просто сарафан, еще и епанечка.
А топик ведь можно и отредактировать, в таком приятном топике не хочется негатива.
  • nogata
Я топик отредактировала, но никакого негатива не было. Я хотела подвести обсуждение к тому, что кукол так одели на фабрике, только и всего.
Светлана, топик интересный и познавательный! Но с Ириной не очень корректно Вы поступили, использовали фото Дуни, а потом про сарафан. Мне кажется надо было ей написать про это сначала перед топиком.У всех свое отношение.Кто-то и не обратит внимание, а кому то покажется это не совсем приятным.Мы ведь все разные.
Я написала ей и попросила разрешение на публикацию фото в моём топике. А о том, что упоминание о её кукле может быть обидным, я даже не предполагала, так как думала, что если именно Дунаевские куклы так одеты, то это может быть один и тот же автор костюмов на фабрике, именно об этом я и хотела поговорить и подвести к этому обсуждение. Но не получилось. Да и ничего страшного я не вижу в том, что сарафан может быть одет не так, тем более кого то в этом винить. Об этом и речи не было. Это просто интересный факт о Дунаевских куклах, вот и всё. Если бы так одета была бы одна только её кукла, топика бы не было! И быть не могло.
Топик очень интересный, Светлана! Сама с удовольствием бы заимела такую Дуню.Они довольно редкие и дорогие.Жаль, что сарафаны вышли из моды. Недавно Пелагея на своем концерте «Вишневый сад»была в умопомрачительном красивом сарафане!
Светлана, спасибо за интересный топик! А историю с фото куклы можно удалить, раз это неприятно хозяйке куклы, и оставить фото других кукол. Я, правда, не понимаю, что здесь такого неприятного.
Очень приятно, что Ольга подняла эту темку! Мне так нравятся наши русские сарафаны!!! Вот после топика Ольгя, Вы бы еще показали нам как сшить сарафан, можно это в сети найти и «на глазок» сшить, но сушествуют правила и выкройка, Вы в начале рисунок выкройки показали. Я не знала о таком крое, вообще не задумывалась. Но у меня есть старинные рубашки и рушники и я бы с удовольствием ходила дома в сарафане!!! подали идею.

Вообще, пора возвращать национальные наряды!!! как крсиво: женщина в Мерсе или в Жигули -не важно, но выходит-и все АХ!!!

Я однажды за девушкой намеренно шла много лишних десятков метров: на ней был льняной сарафан и вышитая рубаха и сзади её «била по попе» очень длинная, чёрно-жуковая коса, как это было красиво, все поворачивались. Это было современное одеяние, но как красиво!!! СПАСИБО!
Я не совсем поняла про Ольгу?! что Вы имели ввиду?
Светлана, это мои глюки… имя Ваше переименовала, ПРОСТИТЕ!!! Помню же, ВЕТОЧКА, Светочка!!! Уже общались!
Понятно! Ничего страшного, бывает!
Светлана спасибо.
Светлана, спасибо за публикацию.
Обожаю Русский народный костюм. Сколько в нем благородства, стати, красоты неземной.
А знаете ли вы читательницы бебиков, что выкройку вилки, лягушки вовсю используют при шитье спортивных костюмов и спортивной одежды. Строение вилки лягушки сразу заставляет человека ходить прямо, выпрямшись.
Так что когда видите спортивных девушек или парней (или более взрослых) сразу вспомните наш русский сарафан.
Русский сарафан -это восьмое чудо света. Достояние цивилизации. Ни у одного народа мира нет ничего подобного или похожего.
СПАСИБО.
Я шила РС на куклу. Не очень получилось. Наверно матриал взяла плотноватый. Американский хлопок для пэчворка. Он для моей цели по цвету и по расцветке подошел идеально, а по плотности ткани нет. Не получилось волшебных складок сзади.
Сначала расстроилась сильно. Но сейчас хочу по новому сделать. Может получится.
  • Savanta
Ирина или Светлана, а можете подсказать где искать подробности про пошив лягушки правильный? Ну, чтоб вот так для спины полезно было. Третий час брожу, но не найду.

А, ну и как застегнуть такой сарафан с лягушкой правильно? Не понимаю где застёжка.
Светлана, спасибо за публикацию. Никогда не обращала внимания на неправильно надетые сарафаны. Теперь буду смотреть внимательно и Вас вспоминать))
В моей жизни нет сарафана из русского народного костюма, но есть просто летние и пляжные сарафаны, спортивные топики, джинсовые сарафаны для кукол, сшитые по такому же принципу. И я не задумывалась, какой стороной их надеть, вроде все было понятно.
А то, что сарафаны иногда надеваются задом наперед, возможно, потому что ассоциируются у кого-то с более современными картинками из подсознания. Есть парео, летние топы, которые примерно вот так завязываются
Светлана, без конца рассматриваю сарафаны в Вашем топике )))
Не могли бы Вы сказать, а как застегивались сарафаны — те, что отрезные (с косоклинными все очень понятно)? Или они шились настолько широкими, что застежка не требовалась? В общем, хочется схемку кроя!
  • nogata
Надя, я в ЛС напишу.
Буду очень благодарна, если мне тоже выкройку сарафанов в личку пошлете… Спасибо за топик! Очень интересна тема русского женского и детских костюмов…
Да, конечно. Я вам напишу по поводу выкроек. Обязательно.
Спасибо большое!
Так как форум кукольный, покажу свою Надюшу в сарафане.
Вышло коротковато, хотя длина была больше нужной на три см. И не получились складки сзади. И заметно, что ткань плотновата для этого размера куклы. И швея я плохая.
  • Savanta
Ирина, Вы — волшебница! Никогда бы не подумала, что таким куклам так идет наш национальный костюм. Русская красавица, да еще и под березкой!
Мне сразу вспомнился фильм «Морозко».
  • Savanta
Ирина, я уже любовалась этим нарядом у вас в топике о Троице и с удовольствием полюбуюсь ещё! Сарафан и рубаха сшиты отлично. Спасибо Вам за поддержку. Ещё раз хочу сказать, что акцент хотела сделать на том, что возможно так кукол одели ещё на фабрике, но обсуждение ушло в другую сторону.
Огромное спасибо, чудо, что за топик у Вас получился. Очень интересно, красочно, увлекательно. А Дунечки — это космос какой-то, в такой простоте — такая глубина, дна не видно. Любимые куколки, ах, как хочется все успеть…
Дополню.
Куклы в русских костюмах Анны Хардман. Наша соотечествиница. Родилась в России. В конце 20 века переехала в США и сейчас живет там. Работает учителем математики. В свободное время делает кукол из фарфора. Миниатюра. Красавицы ростом 12 см.!!! Многие являются репликами известных картин русских художников и русских сказок.
Забыла добавить. Своих прелестных крошек Анна одевает сама полностью.!!!
Русская серия нашей кукольницы Александры Кукиновой
Фарфор. Рост, если не ошибаюсь 35см. Если не права, поправьте меня.
Можно только восхищаться, затаив дыхание.
Девичьи
Серия Русские Куклы Александры Кукиновой довольна обширна. Там много всего. Но это уже другая тема.
  • Savanta
Ирина, я впервые вижу… Это просто восторг! Спасибо Вам за поддержку и развитие темы русского сарафана!
Светлую радость испытала, когда прочла Ваш рассказ. Как глоток воздуха, как свежая водица, будто снова моя бабушка Анастасия рядом. Всегда думала, почему любим смотреть на чужое, импортное, свою красоту и свои ценности не сберегаем. А вот поняла из статьи, что навязывание чужого идет веками. Как можно не любить, не жалеть все что тебя растило, берегло, давало силы жить. Одежда, утварь, детские игрушки, прекрасная вышивка на костюмах (со смыслом, с оберегом), лоскутные одеяла (называют каким-то матерным словом «печорк»), домотканные дорожки — все это очень важно, так как это был дом. Разбитые семьи, массовые переселения и гонения людей привели к утратам народных ценностей, души. Земля стала чужой и дом пустой. И мы с вожделением смотрим снова на Запад. Привозим кукол, ах — ах, Химштедт, Ах- ах, фарфорки из Германии (а-ля Китай). А где же наши мастера, тот же ЛФК, Дулево, Вербилки. Обидно, хотя бы реплики попробовали сделать.
Приехать в музей Сергиева Посада или Хотьково, посмотреть и купить недорогую реплику фарфоровой дунаевской куклы в народном костюме, подарить ребенку, рассказать историю своей семьи, рода, деревни, края, кукол, костюма, попросить беречь ее.
Очень понравилась статья. Спасибо за новые познания.
  • LLL60
Людмила, полностью с Вами согласна про бережное отношение к своей культуре, искусству, про то, что надо воспитывать своих детей, рассказывать им о семейных традициях, прививать любовь к народным ценностям и т.д. Всё так. Но к сожалению, современные дети живут не в безвоздушном изолированном пространстве и отгородить их от негатива полностью не получится. Они смотрят другие фильмы и мультфильмы, ходят в школу, где все равно увидят в руках у своих одноклассниц других кукол. У меня нет внуков, а если бы были, я конечно с ними смотрела бы старые мультики и читала добрые сказки, но все же мне бы не хотелось, чтобы они считали себя «белыми воронами» среди других детей. А значит, мне пришлось бы осваивать и новые развлечения, и покупать им в том числе современные игрушки. Меня сейчас другое огорчает, что современные ребятишки уже к 8-9 годам перестают играть в куклы и машинки, а лишь осваивают современные гаджеты. Но увы, это уже неизбежно. 21-ый век на дворе.
Мы не можем научить детей всему.НАше телевидение, улица всему разному научит. Просто расскажи о том, что знаешь, покажи наглядно.Одно дело смотреть цветы на картинке, а другое подержать, ощутить аромат, почувствовать шелковистость лепестков. Из десятков людей, которые прочитали рассказ, не все его восприняли, но кто-то прочувствовал, и тот обязательно обратит внимание своих близких, детей, внуков не только на стареньких кукол, но и на прекрасные живые ткани, подивится искусству вышивки, порадуется красоте. Ведь понятно, что сознанием как взрослых людей, так и детей, продолжают манипулировать, превращая в безликую футболочно джинсовую массу, замалчивают о народных традициях. На телевидении не говорят на правильном русском языке, кривляются, размахивают руками, хихикают невпопад, и такая манера поведения считается свободной, а раньше была развязаной. Сейчас хотят ввести изучение второго иностранного языка, наверное, в ущерб русскому, а зачем, какова вероятность его востребования в будущем. А во дворе при единственном ребенке матерятся и дед, и бабка, и отец, и мать, и все держат в руках бутылки или банки с пивом. А гаджеты, телефоны дают детям, чтобы не приставали, не спрашивали, не мешали. Учить детей нужно своим примером, интересным делом, рассказом, чтобы ребенку запомнилось, было о чем подумать, пофантазировать, а это труд, терпение. ВАш рассказ, Ваш труд большая ценность и хотелось, чтобы о нем узнали люди, такие темы нужно изучать в школе, в детском саду, обсуждать в семье, так как он возвращает нас к истокам, к исторической памяти. Просто мне непонятно, почему никто из художников и мастеров Ломоносовского фарфорового завода или других фарфоровых предприятий России, не пытался воссоздать фарфоровых кукол, кукол реплик, похожих на Дунаевских или сделать что-то свое. На Украине компания «Доллар» начала производство фарфоровых кукол, похожих на китайский новодел. От всей души, желаю Вам крепкого здоровья, интересных исследований, успехов, вдохновения и прекрасных рассказов. С благодарностью, Людмила
  • LLL60
Тоже задавалась этим вопросом… почему не отливают старые фарфоровые молды и не делают кукол на зависть всему миру…
Видимо потому, что это историческая ценность. Не зря же копию куклы называют «репликой», я не очень конечно сильна в этой теме, но здесь существует термин «подделка». Эти куклы уже перешли в разряд антиквариата. Вспомнился американский комедийный фильм 1966 года «Как украсть миллион», режиссёра Уильяма Уайлера с Одри Хепбёрн и Питером О'Тулом в главных ролях. Папаша главной героини так чудесно штамповал подделки в стиле знаменитых импрессионистов и даже создал статуэтку обнажённой Венеры и выдал за работу великого итальянского скульптора Бенвенуто Челлини.
))
— Кто ваял?
— дедушка…
— А кто был моделью?
— Бабушка…
Разговор между главными героями на выставке, где детектив уловил сходство между героиней и статуэткой)))
Один из моих самых любимых фильмов!
Обожаю)))
Особенно Одри в ресторане в образе Тёмной Личности)))

Так хочу куклу Одри…
Русский стиль в высокой моде, на фото русская модель Елена Рослякова (Влада).Красиво, изысканно.
Извините за большое фото. НЕт опыта.
Спасибо вам большое за интересный рассказ!
Спасибо за интересный рассказ!
Читала когда-то очень давно, что одежда, надетая наизнанку-к неприятностям, а надетая наоборот -к приятным неожиданностям, к удаче. Была даже такая примета-если заблудился в лесу, то значит тебя обошел Леший и нужно переодеть одежду задом наперед. Тогда сразу найдешь верную дорогу.
И еще знаю, что человек, собирающийся сделать что-то не очень хорошее, что хотел бы сохранить в тайне, тоже переодевал одежду наоборот. Получалось что-то вроде того, что это не он.
Правда, не знаю, насколько все это можно приложить к куклам. Может, чтобы у куклы жизнь была зорогая и она попала в любящие руки?)
Отличная статья. У меня например тоже возникала масса вопросов относительно сарафана одетого задом наперёд… Несколько своих Дунек я купила именно в таком виде. И если на дунаевской кукле ответ вроде бы напрашивался сам собой «так мол, растак… Раздевали куклу, а правильно обратно одеть не смогли»… Но попадаются экземпляры например куклы — чайницы, на которой пресловутая лягушка также одета задом наперёд и сарафан пришит намертво к ватному чехлу. И получается, что куклу запросто могли одеть на фабрике именно таким образом..
Вывод? Возможно фабричные работницы уже не придавали значения положению сарафана поскольку сами себя идентифицировали как городских современных жителей а сарафан видели как некий анахронизм недостойный буквального прочтения. Что возможно и привело в конечном счёте к вырождению (в широком смысле) понимания русского национального костюма и засилья на его месте некой балаганной имитации, известной в народе как «клюква развесистая»
А можно про клюкву развесистую поподробнее… это выражение такое или вид наряда?
Хороший вопрос! Не мудрствуя лукаво, откроем Википедию: «Развесистая клюква — идиоматическое выражение, обозначающее вымыслы, ложные стереотипы, искажённые представления, вздорные и нелепые выдумки. Выражение обычно употребляется в язвительно-ироническом смысле, чаще всего о бытующих среди иностранцев домыслах о России и русских: о жизни, культуре, истории, языке и т. п. Идиома содержит в себе оксюморон, который заключается в том, что низкорослый (2—3 см) стелющийся по земле кустик клюквы никак не может быть развесистым.
Толковый словарь Ожегова определяет это выражение как ироничное — о чём-нибудь совершенно неправдоподобном и обнаруживающем полное незнакомство с предметом».
Что касается русского народного костюма и искажения самого понятия «русский народный костюм», на эту тему читайте статью Марианны Медведевой rusnardom.ru/marianna-medvedeva-o-klyukve-v-russkom-narodnom-kostyume/
Думаю, там всё понятно изложено. От себя могу сказать, что в 20 веке было приложено немало усилий, чтобы полностью уничтожить в народе знания о подлинной народной одежде, о смысле ношения той или иной ее детали. Совершенно утрачено представление о женском и девичьем нарядах и так далее. Знания сохранились лишь в среде историков и этнографов. Но и здесь есть много ужасающих факторов. Например, многие так называемые «историки» выставляют в музейных экспозициях такую же «клюкву». Очень часто комплексы народной одежды представляют собой «сборную солянку», где детали костюма имеют абсолютно разное происхождение, то есть из разных регионов. А вообще, конечно, кто этим интересуется, читайте, смотрите. Ведь и я тоже не из головы всё это беру, занимаюсь этим много лет, с 1985 года. Информация есть в книгах, музеях, в интернете. Я, прежде чем шить наряд на куклу, изучаю бывает не один месяц, а то и год этнографию региона, просматриваю сотни костюмов, деталей, изучаю быт и обычаи. Как-то меня спросили, не могу ли я сделать текстильную куклу в костюме народности одного из регионов Северного Кавказа. Я около года собирала материалы по этой народности. Отыскивала редкие старинные фотографии. Это нужно было для того, чтобы не просто создать костюм, а понять черты костюма именно этого народа, чтобы не получилась именно то, что называют «клюквой». Когда я через год передала человеку готовую куклу и сопроводила ее кратким описанием каждой детали на языке оригинала, удивлению не было предела. «Я не ожидала, что вы так серьёзно отнесётесь к моей просьбе», — написала новая хозяйка куклы. И ведь в сущности это был даже не заказ и денег за работу я не просила, да и не взяла бы.
Благодарю за инфо… тоже как-то интересовалась русским костюмом… но за неимением опыта, искать получилось очень сложно и все, что я нашла было как-то не по существу и поверхностно…
Вот!!! Вот!!! С детства на уровне интуиции считала эти псевдо костюмы в кружках и на конкурсах неприятным фуфлом! Я не могла понять, как люди не видят, что то, что на низ надето некрасиво! Особенно в детстве неприятно поражали Дед Мороз и Снегурочка… Сейчас, кстати, ситуация с этими персонажами до сих пор плачевная… Зато очень нравились иллюстрации к сказкам Пушкина, Бажова, мультфильмы “Аленький цветочек» и про Дедушку мороза 60-х годов, сказка «Морозко» и «Каменный цветок»…
Может быть вы про особенности вышивки еще расскажите? Знаю, что она должна быть обязательно на манжетах, на вороте, на плечах, подоле -как оберег, даже цвет ниток значил… для детей, мужчин, женщин… при определенных случаях… все по-разному… эх, почаще бы такие топики читать, видеть… Благодарю!
Поддерживаю просьбу
Сама не понимаю, как я вышла на Ваш топик?!.. еще раз благодарю…
Большое вам спасибо за интерес к топику и за благодарность. Топику уже более пяти лет, а он всё ещё интересен, — это радует. К тому же у него нелёгкая судьба, и он чудом остался на страницах сайта. В первые дни здесь развернулась не простая история и я уже хотела было его удалить, но удалила лишь некоторые строки и пару фотографий. Дело давнее, надеюсь, что обиды улеглись.
Относительно вышивки, сама я не вышиваю, но много читала и могу вам посоветовать книги по народной вышивке. Это например книга Марины Качаевой «Сокровища русского орнамента» в двух томах. Кроме того много можно найти в сети. Есть сканированные книги, в основном их можно найти в сообществах ВК и на других ресурсах. Если что-то интересует конкретно — спрашивайте. Будем искать вместе. Как правило можно найти многое. Кстати, выше писала о статье Марианны Медведевой, она тоже большой знаток вышивки. Встречала книги о вышивке Вологодчины, Пудожья и многих других регионов. Как правило в каждой местности было что-то отличительное, но вместе с тем приемы были схожи. Это также как и в ткачестве, прядении. Например конструкция прялки едина, это донце на котором сидит пряха и столбик в виде лопаты к которому привязана кудель. Но какое разнообразие прялок великое. Резьба, размеры, рисунки, — везде разные. И почти всегда узнаваемые. Например Вологодскую прялку не спутаешь с Ярославской. Также и со станом, кроснами. И с самопрялкой. Казалось бы детали имеют одно предназначение, но вид и названия различаются. В общем, об этом можно говорить бесконечно.
Обалдеть! Вы просто кладезь знаний!!! Сердечно благодарю!..
Моя бабушка одна донская казачка, а другая с Урала… очень интересна тема этих русских костюмов… даже платки бабушки по-разному носили…
Хотя бы у этих 2 Барби с лямками сарафанов всё в порядке)))



Я уж не вдаюсь в подробности относительно прочего соответствия русскому стилю)))
))
первый раз вижу, чтобы сарафан не знали как одеть и одевали спиной вперед