Загадка Дуниного сарафана. Посвящается всем неравнодушным к русскому народному костюму и к куклам фабрики Дунаева.
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сошьём, сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам одевай, одевай,
В коробочку убирай, убирай…
(русская народная песня)
Здравствуйте, друзья и все, кто заинтересовался темой. Скажу сразу, — топик возник спонтанно, в ближайшее время ничего публиковать не собиралась.
Как и многие из вас, я собираю фотографии понравившихся мне кукол в отдельные папочки. В этих папках и куклы, и наряды, и выкройки. Самое почётное место занимает папка с фотографиями Дунаевских кукол в русских народных костюмах. Потому что и сами куклы фабрики Дунаева мои любимицы (хотя у меня нет ни одной), и русским народным костюмом занимаюсь много лет. Пересмотрено и прочитано много книг по костюму, и всё, что попадается в интернете тоже отправляется в мою копилку. Жалко, что нельзя использовать чужие фотографии в топиках, но я на этот раз немного рискну. Фотографии я просто нагуглила, да простят мне их авторы моё хулиганство.
Итак, начнём. Собирая фотографии Дунаевских кукол, я давно обратила внимание на то, что у некоторых из них сарафаны надеты задом наперёд. Почему? Непонятно! Открою свою заветную папочку и покажу несколько фотографий, на всех снимках сарафаны на куклах задом наперёд.
А вот на этих фотографиях сарафаны надеты правильно.
Кроме того, мне встречался сарафан, надетый задом наперёд в третьей серии фильма «Гардемарины, вперёд». Его носит девочка, приплывшая на лодке в монашеский скит вместе с героем Дмитрия Харатьяна Алёшей Корсаковым. Сарафан спереди сидит мешковато, потому что неправильно надет. Думаю, это обычный киноляп, то есть ошибка костюмера.
Вот скрины – смотрите сами. Здесь спинка на груди:
А здесь передняя часть сарафана на спине:
Некоторые дотошные читатели спросят, почему собственно я считаю, что это «задом наперёд», может быть так и надо? Объясняю:
Женская одежда в старину выполняла не только бытовые функции, а также была символична. Спереди сарафана лямки пришивались ровно вниз или даже немного к бокам, чтобы лиф сарафана обхватывал грудь, а сзади всегда посередине спины и вместе. Представьте наоборот, не на кукле, а на дородной матроне… Я не могу такого представить…
Деталь на спинке сарафана, называемая «вилка» или «лягушка», напоминает по форме распластанную лягушку — символ плодородия, рождения новой жизни. Девочки швеи на Осинке даже обсуждали на форуме шитьё этой самой «лягушки».
Вот несколько фотографий спинки сарафана, взятых из интернета:
У меня на одном из сарафанов лягушка получилась вот такая:
Сын фотографировал весной, во время сбора берёзового сока. Фотографию назвал: «Баба Яга уходит...» Не могу не привнести немного юмора в этот топик!!!
Сарафаны в разных русских землях были разные: прямой, круглый, распашной, косоклинный. Назывались тоже по-разному сукман, костолан, сарафан, ферязь, дольник, саян и др.
Лямки были и узкие, и широкие. Сарафаны «прямые» или «круглые» изготовлялись на узких лямках (круглый, раздувай, продуванка, московский, подмосковник, шубка, пестрядильник, набивник, ситцевик, штофник, атласник и др.).
Вот так выглядит обычный круглый сарафан. Очень хорошо показано расположение лямок на груди и на спине.
А теперь сарафан спереди
Как видите нигде спереди нет лямок посередине, да и не могло быть. Вот здесь схемы кроя и спереди и сзади. Всё отлично видно.
Это смоленский саян.
А это косоклинник северный. Здесь сначала рисунок спины, потом переда.
Ну, вот собственно и всё. Хотя загадка осталась…
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сошьём, сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам одевай, одевай,
В коробочку убирай, убирай…
(русская народная песня)
Здравствуйте, друзья и все, кто заинтересовался темой. Скажу сразу, — топик возник спонтанно, в ближайшее время ничего публиковать не собиралась.
Как и многие из вас, я собираю фотографии понравившихся мне кукол в отдельные папочки. В этих папках и куклы, и наряды, и выкройки. Самое почётное место занимает папка с фотографиями Дунаевских кукол в русских народных костюмах. Потому что и сами куклы фабрики Дунаева мои любимицы (хотя у меня нет ни одной), и русским народным костюмом занимаюсь много лет. Пересмотрено и прочитано много книг по костюму, и всё, что попадается в интернете тоже отправляется в мою копилку. Жалко, что нельзя использовать чужие фотографии в топиках, но я на этот раз немного рискну. Фотографии я просто нагуглила, да простят мне их авторы моё хулиганство.
Итак, начнём. Собирая фотографии Дунаевских кукол, я давно обратила внимание на то, что у некоторых из них сарафаны надеты задом наперёд. Почему? Непонятно! Открою свою заветную папочку и покажу несколько фотографий, на всех снимках сарафаны на куклах задом наперёд.
А вот на этих фотографиях сарафаны надеты правильно.
Кроме того, мне встречался сарафан, надетый задом наперёд в третьей серии фильма «Гардемарины, вперёд». Его носит девочка, приплывшая на лодке в монашеский скит вместе с героем Дмитрия Харатьяна Алёшей Корсаковым. Сарафан спереди сидит мешковато, потому что неправильно надет. Думаю, это обычный киноляп, то есть ошибка костюмера.
Вот скрины – смотрите сами. Здесь спинка на груди:
А здесь передняя часть сарафана на спине:
Некоторые дотошные читатели спросят, почему собственно я считаю, что это «задом наперёд», может быть так и надо? Объясняю:
Женская одежда в старину выполняла не только бытовые функции, а также была символична. Спереди сарафана лямки пришивались ровно вниз или даже немного к бокам, чтобы лиф сарафана обхватывал грудь, а сзади всегда посередине спины и вместе. Представьте наоборот, не на кукле, а на дородной матроне… Я не могу такого представить…
Деталь на спинке сарафана, называемая «вилка» или «лягушка», напоминает по форме распластанную лягушку — символ плодородия, рождения новой жизни. Девочки швеи на Осинке даже обсуждали на форуме шитьё этой самой «лягушки».
Вот несколько фотографий спинки сарафана, взятых из интернета:
У меня на одном из сарафанов лягушка получилась вот такая:
Сын фотографировал весной, во время сбора берёзового сока. Фотографию назвал: «Баба Яга уходит...» Не могу не привнести немного юмора в этот топик!!!
Сарафаны в разных русских землях были разные: прямой, круглый, распашной, косоклинный. Назывались тоже по-разному сукман, костолан, сарафан, ферязь, дольник, саян и др.
Лямки были и узкие, и широкие. Сарафаны «прямые» или «круглые» изготовлялись на узких лямках (круглый, раздувай, продуванка, московский, подмосковник, шубка, пестрядильник, набивник, ситцевик, штофник, атласник и др.).
Вот так выглядит обычный круглый сарафан. Очень хорошо показано расположение лямок на груди и на спине.
А теперь сарафан спереди
Как видите нигде спереди нет лямок посередине, да и не могло быть. Вот здесь схемы кроя и спереди и сзади. Всё отлично видно.
Это смоленский саян.
А это косоклинник северный. Здесь сначала рисунок спины, потом переда.
Ну, вот собственно и всё. Хотя загадка осталась…
Обсуждение (89)
Спасибо ВАМ, Светлана. Вы немного приоткрыли дверцу в наше прошлое. СПАСИБО ВАМ!!!
А как же быть с турецким(как оказалось) сарафаном?
Так и хочется спросить на манер героя «Ширли-мырли»: Тетя-мама, а что русского у нас?
А сарафан изначально мужская праздничная одежда, а то что сейчас называют сарафаном, раньше звалось шуша
А в целом тема- отличная. Помнится как наши модницы «приучали» наших женщин к брюкам. И как народ на это реагировал. Так ведь сарафаны и косоворотки это же наше. Так может быть вспомним? Оденем?
Просто, видимо, продавец раздевала куклу и одела сарафан неправильно. Я не знаю, как правильно должен быть одет сарафан, потому что, не изучала историю костюма. Честно говоря, мне не очень приятно, что на примере моей куклы Вы показываете, что у меня она неправильно одета. Вы бы хоть предупредили меня об этом.
Никогда не поступайте с другим человеком так, как Вы бы не хотели, чтобы поступили с Вами. Но это мне урок, как могут поступить люди, которым идешь на встречу. Вам, почему-то не понравилось, что ребенок за Вас поставил один бал.
узнала впервые.
Дополню вашу публикацию репродукциями картин известных русских художников, на которых изображены девочки и девушки в сарафанах:
Вот и я хочу поменять сильно заношенный наряд на Дуняше-ленигрушечке, собираю информацию о русском костюме. А у Дуняши не просто сарафан, еще и епанечка.
А топик ведь можно и отредактировать, в таком приятном топике не хочется негатива.
Вообще, пора возвращать национальные наряды!!! как крсиво: женщина в Мерсе или в Жигули -не важно, но выходит-и все АХ!!!
Я однажды за девушкой намеренно шла много лишних десятков метров: на ней был льняной сарафан и вышитая рубаха и сзади её «била по попе» очень длинная, чёрно-жуковая коса, как это было красиво, все поворачивались. Это было современное одеяние, но как красиво!!! СПАСИБО!
Светлана, спасибо за публикацию.
Обожаю Русский народный костюм. Сколько в нем благородства, стати, красоты неземной.
А знаете ли вы читательницы бебиков, что выкройку вилки, лягушки вовсю используют при шитье спортивных костюмов и спортивной одежды. Строение вилки лягушки сразу заставляет человека ходить прямо, выпрямшись.
Так что когда видите спортивных девушек или парней (или более взрослых) сразу вспомните наш русский сарафан.
Русский сарафан -это восьмое чудо света. Достояние цивилизации. Ни у одного народа мира нет ничего подобного или похожего.
СПАСИБО.
Я шила РС на куклу. Не очень получилось. Наверно матриал взяла плотноватый. Американский хлопок для пэчворка. Он для моей цели по цвету и по расцветке подошел идеально, а по плотности ткани нет. Не получилось волшебных складок сзади.
Сначала расстроилась сильно. Но сейчас хочу по новому сделать. Может получится.
А, ну и как застегнуть такой сарафан с лягушкой правильно? Не понимаю где застёжка.
В моей жизни нет сарафана из русского народного костюма, но есть просто летние и пляжные сарафаны, спортивные топики, джинсовые сарафаны для кукол, сшитые по такому же принципу. И я не задумывалась, какой стороной их надеть, вроде все было понятно.
А то, что сарафаны иногда надеваются задом наперед, возможно, потому что ассоциируются у кого-то с более современными картинками из подсознания. Есть парео, летние топы, которые примерно вот так завязываются
Не могли бы Вы сказать, а как застегивались сарафаны — те, что отрезные (с косоклинными все очень понятно)? Или они шились настолько широкими, что застежка не требовалась? В общем, хочется схемку кроя!
Вышло коротковато, хотя длина была больше нужной на три см. И не получились складки сзади. И заметно, что ткань плотновата для этого размера куклы. И швея я плохая.
Мне сразу вспомнился фильм «Морозко».
Куклы в русских костюмах Анны Хардман. Наша соотечествиница. Родилась в России. В конце 20 века переехала в США и сейчас живет там. Работает учителем математики. В свободное время делает кукол из фарфора. Миниатюра. Красавицы ростом 12 см.!!! Многие являются репликами известных картин русских художников и русских сказок.
Фарфор. Рост, если не ошибаюсь 35см. Если не права, поправьте меня.
Можно только восхищаться, затаив дыхание.
Приехать в музей Сергиева Посада или Хотьково, посмотреть и купить недорогую реплику фарфоровой дунаевской куклы в народном костюме, подарить ребенку, рассказать историю своей семьи, рода, деревни, края, кукол, костюма, попросить беречь ее.
Очень понравилась статья. Спасибо за новые познания.
— дедушка…
— А кто был моделью?
— Бабушка…
Разговор между главными героями на выставке, где детектив уловил сходство между героиней и статуэткой)))
Особенно Одри в ресторане в образе Тёмной Личности)))
Так хочу куклу Одри…
Извините за большое фото. НЕт опыта.
Читала когда-то очень давно, что одежда, надетая наизнанку-к неприятностям, а надетая наоборот -к приятным неожиданностям, к удаче. Была даже такая примета-если заблудился в лесу, то значит тебя обошел Леший и нужно переодеть одежду задом наперед. Тогда сразу найдешь верную дорогу.
И еще знаю, что человек, собирающийся сделать что-то не очень хорошее, что хотел бы сохранить в тайне, тоже переодевал одежду наоборот. Получалось что-то вроде того, что это не он.
Правда, не знаю, насколько все это можно приложить к куклам. Может, чтобы у куклы жизнь была зорогая и она попала в любящие руки?)
Вывод? Возможно фабричные работницы уже не придавали значения положению сарафана поскольку сами себя идентифицировали как городских современных жителей а сарафан видели как некий анахронизм недостойный буквального прочтения. Что возможно и привело в конечном счёте к вырождению (в широком смысле) понимания русского национального костюма и засилья на его месте некой балаганной имитации, известной в народе как «клюква развесистая»
Толковый словарь Ожегова определяет это выражение как ироничное — о чём-нибудь совершенно неправдоподобном и обнаруживающем полное незнакомство с предметом».
Что касается русского народного костюма и искажения самого понятия «русский народный костюм», на эту тему читайте статью Марианны Медведевой rusnardom.ru/marianna-medvedeva-o-klyukve-v-russkom-narodnom-kostyume/
Думаю, там всё понятно изложено. От себя могу сказать, что в 20 веке было приложено немало усилий, чтобы полностью уничтожить в народе знания о подлинной народной одежде, о смысле ношения той или иной ее детали. Совершенно утрачено представление о женском и девичьем нарядах и так далее. Знания сохранились лишь в среде историков и этнографов. Но и здесь есть много ужасающих факторов. Например, многие так называемые «историки» выставляют в музейных экспозициях такую же «клюкву». Очень часто комплексы народной одежды представляют собой «сборную солянку», где детали костюма имеют абсолютно разное происхождение, то есть из разных регионов. А вообще, конечно, кто этим интересуется, читайте, смотрите. Ведь и я тоже не из головы всё это беру, занимаюсь этим много лет, с 1985 года. Информация есть в книгах, музеях, в интернете. Я, прежде чем шить наряд на куклу, изучаю бывает не один месяц, а то и год этнографию региона, просматриваю сотни костюмов, деталей, изучаю быт и обычаи. Как-то меня спросили, не могу ли я сделать текстильную куклу в костюме народности одного из регионов Северного Кавказа. Я около года собирала материалы по этой народности. Отыскивала редкие старинные фотографии. Это нужно было для того, чтобы не просто создать костюм, а понять черты костюма именно этого народа, чтобы не получилась именно то, что называют «клюквой». Когда я через год передала человеку готовую куклу и сопроводила ее кратким описанием каждой детали на языке оригинала, удивлению не было предела. «Я не ожидала, что вы так серьёзно отнесётесь к моей просьбе», — написала новая хозяйка куклы. И ведь в сущности это был даже не заказ и денег за работу я не просила, да и не взяла бы.
Относительно вышивки, сама я не вышиваю, но много читала и могу вам посоветовать книги по народной вышивке. Это например книга Марины Качаевой «Сокровища русского орнамента» в двух томах. Кроме того много можно найти в сети. Есть сканированные книги, в основном их можно найти в сообществах ВК и на других ресурсах. Если что-то интересует конкретно — спрашивайте. Будем искать вместе. Как правило можно найти многое. Кстати, выше писала о статье Марианны Медведевой, она тоже большой знаток вышивки. Встречала книги о вышивке Вологодчины, Пудожья и многих других регионов. Как правило в каждой местности было что-то отличительное, но вместе с тем приемы были схожи. Это также как и в ткачестве, прядении. Например конструкция прялки едина, это донце на котором сидит пряха и столбик в виде лопаты к которому привязана кудель. Но какое разнообразие прялок великое. Резьба, размеры, рисунки, — везде разные. И почти всегда узнаваемые. Например Вологодскую прялку не спутаешь с Ярославской. Также и со станом, кроснами. И с самопрялкой. Казалось бы детали имеют одно предназначение, но вид и названия различаются. В общем, об этом можно говорить бесконечно.
Я уж не вдаюсь в подробности относительно прочего соответствия русскому стилю)))